В поход за сусликом

               
Это событие происходило в Хакасии. Наша семья там жила одно время. В селе. На берегу небольшой, но довольно быстрой речки. Места в том краю были всё больше степные. По берегам рек росли кустарники, такие, как черёмуха, и деревья. А отойдёшь от реки, степь кругом тянется, с холмами и курганами. Из живности ни кого не видать в дневное время. Только одни суслики замерли у норок своих и стоят на задних лапках, как часовые, передние лапки к груди прижали. Да они и есть часовые. Охраняют остальных собратьев, которые в это время занимаются своими делами, промышляют. Добывают себе корм на пропитание, делают запасы на зиму. Суслик — это тот же грызун. Он чуть больше крысы и цветом похож на неё. Питается разными злаками.
Я уже писала о том, что семья наша была большая: отец, мать, дедушка и нас пятеро детей. К тому времени, о котором идёт речь, мне исполнилось зимой десять лет. Как раз в больнице я вместе с младшими братьями находилась. Целый месяц там мы провели. И день рождения там же у меня прошёл. Я из детей была старшая. Папа трудился в совхозе механизатором. Или, если сказать просто, трактористом. Мама тоже работала. А мы с дедушкой оставались дома, когда родители уходили на работу. Дедушка был заботливой нянькой. Мы его очень любили. Однако, я стала замечать, что дедушка часто устаёт, иногда хватается за то место, где у всех людей желудок находиться. Я ведь уже не такая уж маленькая была, что бы не понять, с нашем дедом случилась беда, он заболел. Но, всё же, поинтересовалась у него, когда он в очередной раз схватился за то место, где желудок:
-Дедушка, что произошло? Ты заболел?
-Не беспокойся, внученька. Всё обойдётся. Желудок опять прихватило что-то.
-Тебе в больницу надо. Вдруг, у тебя что серьёзное?
-Нет, в больницу я не пойду. Сам лечиться стану.
-Это как? Ты ведь не доктор!
-Травками, как кошка, например. Ты же видела, как кошка ест траву. Это она что-то там у себя лечит. Так и я стану лечиться. Вот заварю себе траву и стану её пить.
-Но ты же не знаешь, какую именно траву пить надобно!
-Знаю, внучка. Я уже засушил ту травку, что помогает при болях в желудке.
 И в самом деле, дедушка принялся за самолечение. Что услышит или прочитает, сразу же применяет на себе. В основном, пил он отвары разные. Он знал, что у него болит желудок. Жена его умерла от рака желудка. Не помогла ей и операция, когда она пришла за помощью в больницу. А дед тогда решил, что обращаться к врачам не станет, если заболеет. Всё равно, конец один. Так к чему себя мучить и других беспокоить. А тут он если не вылечит свой желудок, так хоть боль заглушит на время. Вот он на старости лет в травника и превратился. Как лето приходит, так он всё по полям ходит, травку собирает. А затем в чулане или на крыше её сушит. И только потом готовит всевозможные отвары и настойки.
 Кто-то подсказал ему, что мясо суслика очень полезно при заболевании желудка. Только есть его надо ежедневно в течении месяца. А сусликов в тех краях водилось очень много. Мы, школьники, выходили, иногда, на борьбу с ними. Ведь суслики наносила большой вред сельскому хозяйству. И как только наш дедушка узнал о пользе мяса этих сусликов для желудка, у него сразу проснулся инстинкт охотника. Он стал собираться на охоту.
-Дедушка, ты куда это собираешься на ночь глядя?
-Я ловить сусликов отправлюсь. Мне один товарищ сказал, что если ими я буду питаться целый месяц, хворь отстанет от меня.
-А ты хоть раз ловил их, этих сусликов?
-Честно?
-Конечно.
-Даже представления не имею.
-А как же ты его поймаешь? Он же быстро бегает.
-Не знаю. Наверное, силки поставлю у норки его. Он и попадётся.
-Дед, а ты меня с собой прихвати. Мы с ребятами ловили сусликов без всяких там силков.
-Ладно, идём. А как вы ловили их?
-Очень просто. При помощи воды. Надо в норку налить воду и ждать, когда он сам вылезет наружу. Быстро хватать его. Только у его норки два выхода или входа имеются. Ждать его надо, скорей всего, у второго выхода. Ведь первый водой заполнен будет.
-Ты смотри, как хитро придумано! Я бы ни за что не догадался бы сам. Хорошо, что ты мне, внученька, подсказала это. Собирайся. Пойдём с тобой за сусликами.
Я оделась, как положено. И мы с дедом отправились на охоту. Только вместо ружья с собой прихватили ведро с водой и ещё ею наполнили канистру. Вышли в поле. И охота началась. Дед аккуратно лил воду в норку. А я терпеливо у другого конца ждала, когда суслик появится. Наша охота продолжалась немного. Наловили мы штук пять этих зверьков и домой вернулись. Мать нас встретила ворчанием:
-И где вас нелёгкая носила? Скоро спать ложиться, а вас всё нет!
-Мамочка, не сердись на нас! Я деду помогала лекарство добывать.
-Что за лекарство такое?
-Сусликов. Вон у дедушки в вещмешке лежат. Дед, покажи маме сусликов.
Дед вещмешок открыл. Мама только взглянула и сразу во двор выскочила. Через некоторое время она вернулась. Бледная вся.
-И что вы с этими сусликами делать станете? - поинтересовалась она.
-Шкуру сниму, разделаю, на сковородке пожарю и стану есть.
-Тятя! Неужели вы у нас голодный ходите? А хотите, я вам курочку сварю? Или уточку зарежу? А могу и поросёночка приготовить. Хотите?
-Нет, не хочу. Мне суслика именно надо. Понимаешь?
-Не понимаю. Неужели вы станете есть этих мерзких тварей? Этих крыс?
-Это не крысы. И они помогут мне вылечить желудок.
-И кто вам подсказал такую ерунду? Плюньте ему в рожу! Как может суслик желудок вылечить?
-И вовсе это не ерунда. При чахотке ведь мясо собаки помогает? Сама мне как-то говорила об этом. Почему же мясо суслика не поможет при заболевании желудка?
-Ну, не знаю... Но только жарить или варить вы станете в отдельной посуде. Я вам выделю сковороду и кастрюльку небольшую. В них варите и жарьте своих сусликов. Да детей не угощайте своим мясом.
-Договорились. - заверил дед.
И он с этого дня принялся, кроме травок, лечиться ещё и мясом суслика. Сам ходил за ними, выливал их водой, а потом, вернувшись домой, готовил их в отдельной посуде, которую ему мама выделила. И всё же, не смотря на мамин запрет, мясо суслика я попробовала немного. Не знаю, чем оно маме не нравилось? Мясо, как мясо. Больше на курочку походит. Ел его наш дедушка всё то лето. Но только оно его не спасло. Но об этом уже другая история.


Рецензии