Кавказ подо мною...

«Кавказ подо мною…»
Путевой очерк


После «воссоединения» с Россией, мы — коымчане оказались «невы-ездные» за границу нашей новой-старой Родины. У нас даже не было российских загранпаспортов. Пришлось ограничить свои туристические маршруты отечественным пространством, восполняя лакуны своего географического познания. Одной из таких лакун оказался Кавказ.

Мы выбрали Пятигорск и в середине июля 2015 года  вылетели в Минеральные воды.

Долетели хорошо В аэропорту нас встретил Володя со своей машиной (от турфирмы) — выпускник факультета международных отношений Пятигорского университета.  До Пятигорска оказалось километров 20-ть. При въезде в город он завез нас на склон горы Машук к беседке «Эолова арфа», откуда открывалась панорама  города и Кавказских гор на горизонте. Мы увидели центр города  с сохранившимся «советским стилем» зданий и даже с трамваем.  Отличавшееся старое здание в английском стиле (приблизительно —  конец XIX– начало  XX вв.)  нашего санатория нам понравилось и вполне приличный оказался  номер (в пристроенном флигеле с отдельным входом). После ужина прогулялись  по парку «Цветник», который был рядом, поприветствовав Кису Воробьянова и, поднявшись на террасу кофейни Гукасова, выпили по бокалу «Сангрии» (оказавшейся вишневым соком со льдом).  Внизу гулял народ и откуда-то гремела музыка. С закатом солнца заметно похолодало. Город и санаторий нас не разочаровали.

Следующий день был насыщен процедурами. Удивляет организован-ность и доброжелательность медперсонала. Народу в санатории немного, большинство мамаши с детьми. Во второй половине дня мы с женой поднялись на канатной дороге на вершину горы Машук (938 м.). Осмотрели сверху город, горы и долины вокруг. На самой вершине нет ничего примечательного, кроме символических «столбов-указателей» городов. Спускались по асфальтированной дороге, вьющейся вокруг горы в лесу. Это была роковая ошибка. Мы оказались в «ловушке». Когда мы поняли, что нам предстоит многокилометровый путь, возвращаться  было уже поздно. Пытались «срезать» по лесным тропам, но спуск был крутой и трудный. Наконец, мы вышли к «Вратам любви» — причудливому сооружению из природных камней. Отсюда по каменистой тропе (высохший ручей), продираясь среди кустарника, мы вышли в город. Спуск с вершины Машука занял почти 2 часа. По какой-то улице мы прошли мимо военного кладбища и мемориала (город во время войны — конец 1941 года — был захвачен на несколько месяцев немцами, которые, однако, успели расстрелять тысячи  раненных из  госпи-
талей и мирных граждан). Отсюда мы  спустились в центр, пройдя дом-музей М.Ю. Лермонтова..

Погода стоит великолепная: сухо и прохладно. Во второй половине следующего дня  мы посетили видимо недавно отстроенный большой храм и затем прогулялись по тропе на гребне «нашей» горы «Горячей» к «Елизаветинской (Академической) галерее», а затем спустились по улице Кирова мимо «Пушкинских» и «Самойловских» бань и театра местной оперетты к «Лермонтовской галерее» (концертный зал), над которой располагался наш санаторий.

Первая половина дня у нас занята процедурами, вторую мы занимаем прогулками.

Мы поднялись на нашу «Горячую гору» к «Китайской беседке». Затем по дорожке неожиданно вышли к Елизаветинской галерее. И оттуда отправились к  «Провалу». Но дождь загнал нас в кафе «Восточная сказка».  С веранды открывался красивый вид на Пятигорск. Мы выпили кофе и отправились дальше по проспекту Гагарина, вдоль которого расположились «элитные» санатории. У «Провала» сфотографировались с Остапом Бендером и его львами. Сама пещера с зарешеченным вонючим озерком меня разочаровала. По возвращению на «Цветнике» неожиданно нашли «грот Дианы», который оказался прямо под нашим санаторием.

В один из пасмурных дней мы посетили «Лермонтовский заповедник», то есть домик, в котором жил поэт два месяца перед дуэлью, и еще 3 дома, в том числе домик композитора Алябьева.  Музей находится в центре города и занимает маленький изолированный от улиц квартал с симпатичным внутренним двориком почему-то в украинском стиле (плетень, телега с бочкой, клетка с птицей, дома, покрытые соломой). Главный  домик с небольшими комнатами насыщен экспонатами (стилизованными) и документами (копиями), а также картинами позапрошлого века. По акварелям можно представить, каковым был городок и его окрестности во второй половине XIX века. Среди них есть и небольшая зарисовка кавказского пейзажа Лермонтова.  Посетителей было немного. Комната самого поэта по-военному аскетична. В примыкающем доме Алябьева (значительно более богатом обстановкой и экспонатами) расположилась небольшая выставка местных художников, на которой мы неожиданно увидели скульптурную фигурку Чарли Чаплина (копия из швейцарского Веве?). И на веранде   «трон Чингиз-хана». 

Потом мы прошли к памятнику Лермонтову (скульптора А.М. Опекушина), который расположился в большом сквере недалеко от городского храма. В сквере у храма — «Пушкинском», о чем свидетельствует бюст поэта, мы нашли мемориальную доску с портретом  генерала Евдокимова — героя Кавказской войны времен Лермонтова.

Посещение «лермонтовских мест» навело меня на некоторые размышления. По моему мнению, Ю.М. Лермонтов в российской культуре равнозначен англичанину Джону Байрону. Любая европейская страна гордилась бы таким поэтом. Между тем в отечественном литературоведческом «табеле о рангах» он занимает второстепенное место. Вероятно, этому есть определенные «академические» объяснения. Но для меня в данном случае важно другое.

Зная неплохо отечественную литературу (выходящую далеко за пределы школьных хрестоматий), я полагаю, что в нашем академическом литературоведении до сих пор идеологическая парадигм превалирует над собственно эстетической парадигмой. Следуя советской методологии мы до сих пор воспринимаем искусство, литературу и поэзию, прежде всего, как средство идеологического «воспитания». И, как следствие, из современного культурно-информационного  пространства исчезли многие мировые и отечественные имена и шедевры.

Нация — это ее культура. Вместе с забвением культура исчезает нация. И ни какая политика и религия этот процесс цивилизационной деградации не в состоянии остановить.

Знакомство с «лермонтовским  местами» продолжилось посещением старого кладбища на склоне горы Машук. У входа находится симпатичная старая церковь. На заброшенном и разрушенном кладбище, где были захоронены «лучшие люди» и основатели города, мы нашли место первоначального захоронения Лермонтова и камень-памятник братьям Бернадацци, архитекторам, построившим этот город в конце XIX века (наш санаторий располагается в их доме на улице их имени). «Прогулка» по вековым мощенным дорожкам произвела на меня  гнетущее впечатление неблагодарности человеческой памяти.

Побывав во многих странах мира, я не видел нигде такого пренебрежения (на грани варварства) к своим предкам. Но заброшенные и  убогие «мемориальные» кладбища я видел, в свое время,  даже в центре Ленинграда! Здесь же, рядом с действующей и хорошо сохраненной церковью располагается старинной кладбище города, на котором разрушенные памятники и  разбитые когда-то мощенные камнем дорожки хранят вековую память.

Не хранящий память своего народа предаст его…

Сильный контраст с этим представил помпезный «Мемориал», который построен напротив огромного бетонного здания горисполкома. К нему надо поднять по широкой гранитной лестнице к огромной статуе Ленина, простиравшего свою длань над городом. Мы увидели   несколько обрамленных в гранит могил с именами погибших во время немецкой оккупации «подпольщиков». Очевидно, что здесь ранее находилась конная статуя царского генерала Ермолова — усмирителя Северного Кавказа, которая сейчас сдвинута  в сторону.  Соседство этих двух монументов сегодня воспринимает двусмысленно.

Вечером мы посетили в «Лермонтовской галерее» фортепианный концерт «латиноамериканской музыки» с комментариями (в том числе о судьбе Кончиты Васкез — автора популярной песни «Бесаме мучо»). Стены галереи обвешаны афишами российских эстрадных знаменитостей.

Экскурсионная поездка в Кисловодск. Нас разочаровала. Мы потратли больше времени на дорогу, Чем на осмотр города. Эскусионная прогулка началась с внешнего осмотра в горах ресторана «Замок «Коварство и любовь» рядом с одноименной ничем не примечательной скалой. Потом мы «погуляли» по кисловодскому «Нижнему парку», увидев сидящего на скамейке бронзового Лермонтова и мостик «Дамский каприз», памятник Пушкину и «Лермонтовскую площадку» с гротом и обрамленную колоннадой входа в парк. Закончили посещением «Нарзанной галереи». 

Но воскресенье оказалось удачным. Мы побывали на Эльбрусе!!

Погода была хорошая, дорога отличная. Автобус большой и комфортный. Попутчики тихие. Начало путешествия предвещало удовольствие.

Проезжая Кабардино-Балкарию, первую остановку сделали у какой-то корчмы. Здесь я продегустировал и купил по бутылочке «чачи» и «домашнего вина». Попробовали очень вкусные местные пирожки. Правда бойкая хозяйка попыталась меня «обжулить» на сдачу, но я вовремя это заметил.

Затем дорога стала втягивать нас в Баксанское ущелье, образующееся небольшой, но быстрой рекой Баксан. Перед нами открывалась великолепная панорама Кавказских гор.  Проехали город-призрак Тырнауз. Гид Лада рассказала о трудном строительстве здесь горно-обогатительного комбината по добыче молибдена. О тяжелой эвакуации отсюда людей после неожиданного прорыва немецко-австрийских «горных стрелков» в 1941 году. О трагической судьбе и смерти четы геологов-первооткрывателей. Сейчас, после закрытия комбината, — это мертвый город. Мы видели пустынные улицы и много брошенных многоэтажных домов с «пустыми» окнами и подъездами без дверей.  Это произвело жуткое впечатление.

Наконец, подъехали к подножью горы Чегет. У подъемника — столпотворение туристов и «альпинистов». Долго (около часа) стоим в очереди. Подъемник оказался «кресельным». Как только начался подъем, мы поняли, что «попали». Пронизывающий холодный ветер буквально парализовал тело. Вокруг и под ногами открывалась потрясающая панорама, но сознание было сосредоточено только на одной мысли: выдержать этот жуткий холод и добраться живым до вершины. К счастью предстояла «пересадка». Здесь мы купили свитера (ручной работы) и дальше проследовали уже относительно спокойно. Поднялись на вершину Чегета (3 тысячи метров), откуда открывался великолепный вид на находящийся рядом Эльбрус и окружающие вершины Северного Кавказского хребта. Здесь в харчевне «Встреча» (!) мы выпили горячего глинтвейна и перекусили шашлыком (пережженным). Поэтому спуск прошел уже значительно веселее.

После этого мы отправились к Эльбрусу. У его подножья расположился небольшой, но «современный» (в «швейцарском» стиле) городок с лавками и кафе. Много машин и людей. Но на подъемник мы попали на этот раз быстро. В комфортных стеклянных «капсулах» мы, не торопясь, поднялись на 3,5 тысяч метров к вершине Эльбруса. Здесь на небольшой площадке велись интенсивные  строительные работы с использованием тяжелой техники. Среди наваленных мощных каменных глыб трудно было продвигаться. На удивление, погода стояла «тихая» и солнечная. Отсюда жена на открытом подъемнике отправилась на высоту 3,8 тысяч метров. Я же засел в пустом кафе и у большого окна, созерцая двуглавую вершину Эльбруса, попивал кофе со своим коньяком (из фляжки).

Потом мы благополучно спустились в городок для того, чтобы «перекусить». Санаторий вручил нам такой «сухой паек», что надо было его «разгружать». Затем вместе со всеми отправились к «Нарзановой поляне» в горах, где попробовали настоящего нарзана из 3-х разных источников.

Возвращались при заходящем солнце, которое освещало вершины гор ущелья фантастическим светом. В салоне автобуса было тихо и спокойно. При проезде через предгорные поселки посреди трассы нас встречали группы коров (однажды увидели небольшое сплоченное семейство поросят), которые безмятежно возвращались по домам. Ни одна из объезжающих их машин даже не подала сигнала! 

В санаторий вернулись не поздно, уставшие, но довольные.

Во второй половине следующего дня мы отправились на поиски места дуэли Лермонтова.  По пути записались на поездку на «джипе» на гору Бештау.  Потом на 2-й номере трамвая подъехали (а потом прошли по улице) к западному склону Машук. Здесь большими пилонами была обозначена цель  нашего поиска. От них по автомобильной  дороге, пролегающей через лес, мы вышли к обелиску на месте дуэли. Белая стела, по бокам которой расположились два орла, красиво смотрелась на зеленном фоне леса. Этот памятник был поставлен через 55 лет после смерти поэта на «пожертвования» горожан. Сейчас, как мы уже заметили, подобные «лермонтовские» достопримечательности, не отмечены многолюдьем туристов. Перед этим произошел забавный курьез с девушкой на велосипеде  (рядом большой санаторий «Лесная поляна»), которая не знала, что в 20-ти метрах от нее находится памятник.

Мы съездили на железнодорожный и автобусный вокзалы с целью узнать о возможности попасть в Железноводск. Выяснили, что туда можно добраться только на «маршрутке» (?!).Вернулись, пройдя пешком до санатория по улице Дзержинского. Вообще, у меня такое впечатление, как будто мы попали в Советский Союз, ареол которого здесь ощущается на каждой улице.  Вечером поднялись на «Горячую гору» (над нашим санаторием) к «Китайской беседке» в поисках «Орла». Нашли.

Я нашел все-таки помещение городского УФСМ и «договорился» (за «умеренную цену») об оформлении документов на получение загранпаспортов. Авантюра конечно, но вдруг получится…

В прошлом году я написал письмо В.В. Путину о безысходной ситуации из-за невозможности крымчанам получить российские загранпаспорта. Через три месяца получил ответ из его администрации, смысл которого заключался в том, что в ближайшее время разрешение этой ситуации не предусматривается.

Вечером мы отправились на «дегустацию вин» в «Шато», которая оказалась просто посещением загородного ресторана с выпивкой (5-ть сортов вин и коньяк) и «легкой закуской» (за дополнительный счет) и, конечно, с «танцами» под «плеер». Перед тем как сесть за стол, мы прогулялись к мосткам  небольшого озера, питаемое минеральной водой, капающей (с берега) из подземных источников. Поэтому эта пригородная деревня называлась «Капельницей»(!).

Наше пребывание в санатории приближалось к завершению. Мы заглянули в картинную галерею Гукасова. Очень много картин «самодеятельных», (вероятно местных) художников по большим ценам,  но очень мало интересных.   

Утром, после последних «радоновых ванн», спустились пешком в центр  города. Затем зашли в офис УФМС и сдали быстро подготовленные девушками документы на загранпаспорта (почти «без очереди»). Чиновник офиса предупредил нас, что «решение» может быть лишь через 3-4 месяца (и надо будет «получать лично»). Выскочили из кабинета в эйфории, не заметив сразу, что не получили никаких подтверждающих документов. Теперь остается положиться только на «порядочность» принявшего их чиновника. Ведь уплачены большие деньги!
 
Поездка на Бештау на «джипе» не состоялась (хорошо, что  Л. предварительно прозвонила).  Деньги вернули, но обидно, что пропало два свободных дня.
Вечером отправились на прощальную прогулку к «гроту Лермонтова».  Потом поднялись  до «Эоловой» беседки, с которой начался наш въезд в город две недели назад. Как быстро пролетело время! 

«Последний день — он трудный самый!»

Рано утром мы отправились на экскурсию в «Цейское ущелье». Решение было принято поспешно и необдуманно.

Сразу же при посадке мне не понравились ни машина (обычный городской «топик»), ни «гид» — «парень» неопределенного возраста и явно с «неинтеллигентными» манерами.  Затем постепенно начались «разочарования» в том, из-за чего, собственно, нами был выбран этот маршрут. Во-первых, «заявленный» Казбек мы увидели весьма смутно далеко на горизонте. Во-вторых, Северную Осетию мы проскочили «транзитом». Остановившись лишь у какой-то «забегаловки», в которой задержались надолго на «чай».  В-третьих, короткое посещение города Алагира ограничилось осмотром  обычного городского храма. Мне уже стало неинтересно. Единственное удовольствие доставляла современная «федеральная» трасса, которая, впрочем, уйдя на Грозный,  сменилась обычным провинциальным шоссе. При въезде в ущелье остановились (опять же неоправданно надолго) под гигантской металлической конной фигурой Св. Георгия (здесь — покровителя «путешественников»). Время уходило, но мы не торопились…

Потом стали втягиваться в ущелье вдоль русла бурной реки Терек.  Через маленькие окна «топика» осмотреть красоту возносящихся к небу гор было невозможно. Оставалось слушать назойливую болтовню «гида». Наш «топик» с большим «натягом» поднимался по серпантину разбитой горной дороги, слева от которой нарастала глубина пропасти (без каких-либо ограждений!).

Не доехав несколько десятков метров до станции канатной дороги, наш «бобик» сдох. Дальше мы отправились пешком. Благо, на станции весьма примитивной «кресельной» канатки никого, кроме нас, не оказалось и самостоятельно (без «гида», первым отправившимся наверх со своей новой знакомой) начали путешествие над ущельем. Движение канатки было медленным, на небольшой высоте над бурной рекой (казалось, что ноги обязательно зацепят верхушки небольших деревьев). Было не холодно и можно было спокойно обозревать красивые горные виды. Движение длилось 20 минут в два этапа (2 км.), и мы оказались на практически голой площадке. Кроме канатной «рулетки», которую обслуживали два полуголых мужика «неопределенного типа», и старого артиллерийского орудия (вероятно находившегося здесь со времен войны),  ничего не было. Единственной достопримечательностью был «ледник» (давший название ущелью). Но до него было очень далеко и трудно добраться. И все-таки кто-то из молодежи туда пошел. Проторчали здесь больше получаса и начали спуск.

Внизу нас ждал «сюрприз» в виде нашей разобранной машины. Мне с первого взгляда было понятно, что сдвинут двигатель (!?). Стало ясно, что это серьезно и надолго (полетели крепящие двигатель «подушки»). Нам предстояло спускаться пешком по мало приспособленной для этого горной дороге. И началось!

Через несколько десятков метров спуска (вещи мы вынуждены были взять с собой) нас встретила на машине хозяйка «ресторана», где был заказан для нас «стол». Двумя машинами она с сыном по очереди перевезла нас к себе. «Ресторан», внутри представлял собой большой сарай, уставленный большими деревянными столами и стульями. Мы оказались здесь одни. Заказы были сделаны заранее. «Осетинские пироги» готовились тут же. К ним я взял полуторалитровую бутылку «Осетинского пива», которое оказалось простым «безалкогольным» квасом. Пироги были огромны. Жена. добавила к ним жаренную форель. 

После этого народ отправился на пешую прогулку к «святым местам», так как выяснилось, что для ремонта машины необходима доставка новых «подушек» из Пятигорска (!). Если подсчитать, что мы сюда добирались три часа, а сейчас было уже три пополудни, то раньше 5-ти часов мы отсюда не выберемся. Я не отправился со всеми и остался. Однако деться было некуда. «Ресторан» обслуживала одна семья, состоявшая из двух («старшей» и «младшей») пар, живущих тут же в другом доме. Еще один большой дом строился, постоянно подъезжал и уезжал большой самосвал. Вокруг больше ничего и никого. Только две лошади лениво паслись на небольшой «лужайке». Глухое место, красиво обрамленное взметающимися к небу горами и лесом. Я устроился на большом камне и тупо два часа дожидался возвращения  нашей группы. Однако, по возвращению наш «гид» не проявлял особого беспокойства по поводку затянувшегося ожидания, подшучивая по поводу того, что «может быть придется заночевать у костра». Меня же эта дурацкая ситу-ация вывела из себя…

Прождав еще час, мы, в конце концов, в 18 часов отправились в обратный путь.  Проезжали ущелье уже при заходе солнца. В горах темнеет очень быстро. Уже поздно вечером  подъехали к «термальному источнику», который оказался небольшим бассейном (с горячей водой»), набитым купающимся народом, подъезжавшим на своих машинах с окрестных поселков целыми семьями. Здесь мы опять застряли надолго.

Наконец, вернулись на трассу и, после долгого пути, добрались до своего «Горячего ключа» к 22.30.

Я был – смертельно уставший и злой на себя за эту идиотскую идею.

26 июля  днем мы выехали из Пятигорска на комфортабельном автобусе. Дороги были современны. Остановки по пути долгие и скучные. Духота на них была запредельная! Проехали пустынные поля Ставрополья и въехали в богатый Краснодарский край. В Краснодар прибыли поздно вечером.  Здесь ждали долго (взяли «левых» пассажиров и загрузили «какой-то» багаж).

А вот ночь прошла тяжело. Наши водители —  один пожилой (кото-рый, фактически вел автобус почти весь маршрут — 16 часов из 20-ти), второй среднего возраста — с самого начала вели себя нагло по отношению к пассажирам (просто их игнорируя). Подобрав на окраине Пятигорска двух молодых девок-«плечевых», они «развлекали» их всю дорогу. Девки вели себя шумно, постоянно включая «плеер», либо слушая громко «блатную» музыку, либо включая эротические  видео» (при детях в салоне). Этот бардак продолжался почти всю ночь. Поспать, естественно, не удалось.

 К 3-м часам наш автобус подъехал к «отстойнику» за 12 км до пере-правы. Здесь мы простояли еще час в ожидании своей очереди. Машины покидали стоянку партиями с определенным интервалом (согласно приобретенным заранее по Интернету билетам-талонам). Наши водители, очевидно, таких интернет-билетов не имели (мы на пустой огромной автобусной стоянке торчали одни).

 Затем, наконец, мы отправились и через короткое время подъехали к переправе. По дороге я не увидел ни одной машины, стоявшей на обочине (в прошлом году их были сотни). На переправе, после небольшого ожидания, наш автобус проследовал на паром. Паром «Победа» был большой с открытой автомобильной палубой. Мы поднялись  и расположились на пассажирской палубе.

Тем временем уже светало. Выпили по стаканчику кофе (отнюдь не дешевого) и  вскоре высадились на крымский берег.  Дальнейшее наше продвижение заметно замедлилось.  В Керчи и Феодосии наши водители разгружались от «контрабандного» товара (коробки пива и коньяка) и набирали местных «попутчиков». Так, не торопясь мы прибыли в Севастополь.

PS.
В январе 2016 года мы с женой съездили в Пятигорск за загранпаспотрами. На этот раз побывали в Железноводске, жена съездила в Кисловодск в музей Шаляпина. В общем, трехдневная поездка была тоже интересна.

Севастополь. 2015.


Рецензии