Возвращение в родные края

В середине августа к нам пришло письмо от старшего брата папы. Он писал о том, что в их колхозе жить стало гораздо лучше чем прежде и что наш дедушка серьёзно болен. Его он еле уговорил сходить в больницу и обследоваться. Признали у него рак желудка. Но он лечиться не хочет, говорит, что конец один, хочешь, лечись, хочешь так помирай. И что он прекрасно сам это знает. Лучше умереть естественной смертью, чем под ножом хирурга. Старший папин брат просил повлиять на нашего дедушку моего отца, так, как к его мнению тот прислушивается всегда. И тогда, может статься, дедушка согласится лечь в больницу на лечение.
Вечером, когда вся семья была в сборе, родители стали совещаться и пришли к единому мнению, пора возвращаться в родные края. Но не в деревню, а в город. В городе прожить намного легче. Там быстро работу найти можно и не такую, как в деревне. Платят там нормальные деньги и не такие гроши, как в деревне. Вскоре мои родители принялись распродавать скотину. Дом и корову у нас быстро купили и вскоре мы были готовы к переезду.
-Мама, а как же наши вещи? Мы что, их оставим тут? - поинтересовалась я.
-Не волнуйся, дочка. Вещи мы с собой заберём. - ответила мама.
-Это как? Разве они в вагоне с нами поедут? И как они там поместятся?
-Поедут, но только не с нами а в отдельном большом ящике, который контейнером зовётся.
-Но у нас его нет! Где же мы его достанем?
-А нам не надо его доставать. Его нам уже завтра к дому привезут. Нам останется только его загрузить. Так что, складывай все вещи аккуратно и всё. Мы поедем поездом в пассажирском вагоне, а наши вещи следом за нами в товарном поезде. Наверное приходилось наблюдать за поездами? Товарный сразу отличается от пассажирского. У них окон нет и цвет другой, и грузы разные. Перевозят там всё, что угодно. Уголь тоже товарняк везёт. И лес он возит. В товарных вагонах, даже, можно скотину перевозить. Например, цирк, когда едет на гастроли, с собой своих питомцев там везёт. Так и мы свои вещи перевезём.
Вся эта суета, связанная с переездом, была какая-то необычная и наблюдать за всем этим было очень интересно. На поезде нам ехать было не долго, всего одну ночь. А утром мы уже были в небольшом городке на севере Кузбасса. Остановились мы у маминой сестры, которая жила в этом городе. Мамина сестра очень деловая и энергичная женщина. Как только она получила от моих родителей письмо, в котором мама моя сообщала, что в скором времени мы переедим жить в их город и остановимся у них, эта женщина сразу же стала искать для нас подходящий дом. И что удивительного, его она нашла быстро. На соседней улице он находился, не далеко от того места, где стоял их дом. Улица та называлась Челюскинцев. Мамина сестра была замужем и имела двоих детей. А третий ребёнок должен был скоро появиться на свет. Домик их был не большой. Им самим места там не хватало. А тут ещё наш «цыганский табор» на их головы свалится. По неволе искать станешь выход из этого положения. Вот она и старалась, что бы мы не задерживались долго у них. Мы сутки всего и прожили у них. А потом перебрались в этот дом, который нашла нам мамина сестра. Сам дом был крепкий. Его недавно построили. Довольно просторный. Но огород маленький, как и принято было в городской местности. А самое главное, весь участок, вместе с домом и огородом, стоял на болоте. Да и улица та вся построена на болоте была. Подсыпали перед строительством опилки, сверху привезли земли машину или две и к строительству всё готово. На огород тоже землю подсыпали. Грядки сделали, а дорожки в воде утонули. Воды там было столько,  что на дорожках этих можно бельё полоскать, а ходить в сапогах. Я смотрела на весь этот огород и думала: как же мы на этих грядках овощи выращивать станем? Но вслух ни чего не говорила. Это дело родителей, а не детей. Им и решать, жить здесь или искать что-то лучшее. Но родители искать ни чего не собирались, остались тут.
  На четвёртый день после того, как мы оказались в этом городе, я отправилась в школу и не одна. Со мной шёл мой младший брат, Серёга. Он в тот год пошёл в первый класс. Я его передала учителю, который набирала первоклассников, а сама пошла в пятый. Наша классная мама на первом же уроки спросила у меня:
-Ефременко, ты пионерка?
-Конечно. - ответила я, вставая.
-А где твой пионерский галстук, частичка нашего знамени?
-Он едет в контейнере. Я его с собой не взяла, боялась потерять его в этой суматохе. А там он ни куда не денется, сохранится. Контейнер скоро придёт и тогда я начну носить его.
Учитель больше ни чего у меня не спрашивала, посадила на место. Пока мы находились в школе, нам привезли наши вещи, которое шли в контейнере следом за нами. И на другой день я уже была при галстуке.
Папа вышел на работу сразу после того, как к нам пришли наши вещи. Он устроился на цементный завод трактористом. Мама тоже нашла себе работу на заводе металлоизделий. В кроватный цех она пошла работать. В этом же заводе трудилась и её сестра. Только цех другой у неё был.
После того, как разобрали все вещи, которые были в контейнере, вечером мы все сели за стол. Собрались ужинать. Мой младший брат, которому в это время было четыре года, пришёл за стол с листом бумаги, на котором было что-то накорябано простым карандашом.
-Что это, сын, у тебя за каракули такие? - поинтересовался отец.
-Это не каракули. Это я дедушке телеграмму решил отбить. Сейчас поем и скину её. К утру, я думаю, у деда она будет.
 А я подумала: - интересно, куда это он её скинет? - И стала наблюдать за братом. Оказалось очень просто: он наелся и сказал:
-Внимания, читаю то, что я деду написал. Слушайте. - И принялся «читать». Держит исчирканный лист перед собой и говорит: - дедушка, мы уже вернулись. Купили дом. И нам в контейнере вещи привезли. Все и твои тоже. Так что, можно приезжать. Мы тебя очень ждём.
 А потом скомкал этот листок с его текстом и под стол швырнул. А отец ему замечание сделал:
-Это у тебя не телеграмма получилась, а целое письмо. Телеграммы кратко пишут. Надо просто было написать, приезжай и всё.
-Так дедушка ни чего бы не понял. А тут всё ясно. И телеграмма быстрей идёт. Так что, дедушка наш скоро у нас будет.
-Молодец! Теперь посмотрим, когда он появится у нас. На следующий день мы с Серёгой отправились в школу. Теперь на моей груди алел пионерский галстук. Моя классная мама посмотрела на мою грудь, но ни чего не сказала, только улыбнулась приветливо. Вернулась я домой одна. Сергей из школы уходил раньше. У них уроков мало было, пока. Он ведь был первоклассник. Открываю дверь. Гляжу, а за столом наш дедуля сидит и улыбается! Я смотрю на него и мне кажется, что его подменили. Такой он стал худой, страшно смотреть! Он и так был не полный, а тут вообще, как из концлагеря сбежал.
-Дедушка! - обрадовалась я. - Ты как узнал, что мы вернулись в этот город? Колину телеграмму получил, наверное?
-Ну, конечно. Не сорока на хвосте ведь сообщила эту новость мне.
Теперь вся наша большая семья была в сборе. Родители вскоре вышли на работу. А мы, как и раньше, оставались с дедушкой. Вот только теперь он был не такой, как раньше. Не ходил на реку за рыбой. А ведь он рыбалку любил. Всё время ловил разную рыбку и нас ею угощал. Даже в Хакасии. А сейчас даже и не вспоминал про удочки. И ещё я заметила, что он часто укладывался в постель и не вставал. Глотал какие-то там таблетки, но они ему не помогали. На уговоры моего папы он не реагировал ни как. Осень он проходил кое-как. А зимой совсем слёг. Теперь он не мог вставать, даже, в туалет. Захочет, лежит и жмётся до последнего. Мама или я подам ему утку ( так горшок для больных называется), он  с горечью в голосе скажет:
- Господи, дожил... не смотрите на меня, дети. Стыд-то какой!
Я видела, что его мучают страшные боли. Он, как можно тише, простонет, а пальцы рук так сильно сожмёт в кулак, что его ногти в кожу впивались. Теперь его тело совсем стало худым. Кожа и кости. Глаза впали глубоко, а под ними чёрные круги. А однажды вечером, когда папы не было дома, его послали в командировку, он подозвал маму к себе и прошептал:
-Дочка, прости меня старика за всё, если я тебе причинил зло. Чую я, что умру ночью. Если можете, отвезите меня в деревню и похороните рядом с моей женой, любовью всей моей жизни. Очень хочу с ней рядом быть и после смерти. Давно она меня зовёт к себе. Чую, пора моя пришла.
Моя мама перепугалась страшно. Побежала за своей матерью, за нашей бабушкой. А она тоже в том же городе проживала, но только не одна а с сыном, маминым братом. Бабушка у нас была очень строгая и, даже, воинственная. С любым вступала в бой, если что-то не так было. С ней не связывались даже мужики. Отлает почище собаки. Может, потому мы и не остановились у неё, когда вернулись с Хакасии? Жили они в том же районе, что и мы. Минут десять надо пройти пешком до их дома от нас. Минут через сорок мама вернулась вместе с бабушкой. Она редко к нам в гости приходила. С того момента, как мы въехали в этот дом, раза два была и то ворчала:
-Нашли дом на болоте. Не могли что-то лучшее подыскать? Будете теперь жить, как кулики тут.
Но в этот раз она не ворчала. Взглянула на дедушку и ахнула:
-Боже мой, сват, какой ты стал худой! Да краше в гроб кладут! Как тебя измотала болезнь эта!
Мои брать в этот день не шалили. Даже самый маленький вёл себя тише воды, ниже травы. Я их всех накормила ужином и отправила спать. Ни кто из них не возразил мне. Они уснули. А мне не спалось что-то. Моя мама с бабушкой сидели у кровати дедушки. Слышались приглушённые стоны и прерывистое его дыхание. Мама о чём-то шепталась с бабушкой. Наконец наш дедушка вздохнул в последний раз и замолк.
-Отходит. - тихо сказала бабушка. - Надо свечку у изголовья поставить.
Сердце моё тревожно забилось. Мне было так жалко нашего дедушку, что невольно из глаз моих потекли слёзы. Я лежала на кровати и плакала. Выйти к маме я боялась. Бабушка могла не одобрить мой поступок.
На утро мама сходила в контору, где работал наш отец и его в срочном порядке вернули из командировки.
Дедушку увезли в деревню, в которой мы прежде жили и в которой наш дедушка встретил свою женщину. Нас, детей, взрослые с собой не взяли. Я осталась смотреть за ними, пока родители не вернутся домой. Мы простились с нашем любимым дедушкой перед тем, как его гроб погрузили в машину и увезли. И тут я впервые задумалась над тем, как страшно умирать и для чего человек живёт на свете этом. Когда машина с гробом и моими родителями скрылась из виду, я стала заводить ребят в дом. И в сенях, у входной двери, я увидела дедушку. Он стоял и смотрел на нас всех и жутко было сознавать всё это, ведь на самом деле его нет, он умер и его увезли на машине в деревню хоронить! Я прошептала те слова, которые слышала как-то от матери своей:
-Чур меня, чур меня! - что эти слова означали, я не понимала, но для меня было главное, что бы мои братишки не видели это и не перепугались.
Когда родители вернулись домой, я рассказала всё, что видела собственными глазами. Мама меня утешила.
-Дочка, так бывает. Ты не бойся дедушку. Он вам ни чего плохого не сделает. Просто, он очень вас любил и ему трудно с вами расстаться. Вот он вам и кажется. А что бы ты не боялась его, посиди на этой табуреточке, на которой его гроб стоял.
На табуретке я, конечно же, посидела. Но дедушка, всё же, являлся некоторое время у нас в доме. Мне было не так страшно. А о смерти с той поры я часто задумываюсь.


Рецензии
Здравствуйте, Зоя. На одном дыханье прочел ваши рассказы "Беда не приходит одна", "Васек", "Березовые веники не только людям нужны", "Возвращение в родные края". В них, на первый взгляд, все обыденное и простое, житейское, но вы так мастерски рассказываете о событиях, что повествование захватывает. Особенно, когда речь идет о надвигающейся беде или смернти кого-либо. Здесь прямо чувствуется тревога и неотвратимость предстоящего. Вы - мастер прозы. Все, о чем вы пишите, - мне знакомо и родное, так как мы с вами ровестники и родители также воспитывыали нас, трооих братьев, которых,я, как старший, воспитывал и опекал.
А еще ваше творчество мне близко тем, что вы знаете жизнь и подаете ее прикрас и выдумок. Спасибо вам за ваше творчество, хотя оно, как и у меня, немного печальное, судя по тем рассказам, которые я прочел. Наверное у нас с той, детской поры, сохранилась какая-то озабоченность и взрослый подход к жизни. Желаю вам новых творческих удач, таких же хороших рассказов и спасибо за отклик на мой рассказ. С уважением С. Горбунов.

Сергей Александрович Горбунов   26.03.2021 17:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Александрович, за ваш отклик на мои произведения. Очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Заходите ещё, если сможете.

Зоя Воронина   27.03.2021 09:03   Заявить о нарушении