Забытая страна - Абхазия

Я посетил свыше полутора десятков стран, побывал в более стони городах, но ни разу не был в «Мекке» всех советских граждан — Сочи. Как-то было некогда туда заглянуть. И вот, летом 2018 года мы с женой решили «отдохнуть» в одном из санаториев Адлера. Но так как добраться до этого города из Крыма можно было только автобусом (за неимением своей машины). Мы отправились в этот тяжелый путь. Правда, на этот раз — через только что открытый «Крымский мост».

Въехав на «Крымский мост», мы в этот момент узнали (по интернету), что наша футбольная команда проиграла матч сборной Хорватии в четвертьфинале и вылетела с чемпионата мира.

На автовокзал  Сочи мы прибыли поздним утром. Отсюда добрались до Адлера на маршрутном автобусе. Оказалось, что теперь — это, фактически,  один город. Наш санаторий «Знание» нам понравился современными корпусами и собственным большим парком. Правда, пляж, к которому вел переход под железной дорогой,  мне понравился меньше, точнее — совсем не понравился своей жесткой галькой. Но пользовался я им не так уж часто, так как вскоре  на море установилась штормовая волна. Народу в санатории было много, но это не раздражало по причине хорошей организации процедур и столовой. Наш номер был вполне приличный. Так что все благоприятствовало нормальному отдыху.

Но, мы, как обычно, свободно время подчиняем освоению экскурсионного пространства.

Разумеется, знакомство началось с осмотра Адлера. Город, разрезанный современной автомагистралью (построенной к Олимпиаде) растянулся на несколько километров вдоль морского побережья и завершается, с одной стороны, «Олимпийским стадионом», а, с другой, — аэропортом на берегу широкой, но мелководной речки. Своей бестолковой и скученной застройкой он мне напомнил Ялту (только расположен на равнинном побережье). Пляж, забитый народом, не произвел на нас впечатление.

В санатории жене удалось приобрести билеты (недешевые) на ледовое представления Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта». И вечером мы отправились в Олимпийский городок. Совершив на электрокаре короткий проезд по олимпийскому комплексу, мы подъехали к ледово-концертному  «Айсбергу», который произвел впечатление, как снаружи, так и изнутри. Спектакль был грандиозен по хореографии, музыкальному сопровождению и световому оформлению. Финал спектакля оказался оригинальным. Во время очередного выхода труппы «на поклон» сверху обрушились потоки воды. Сначала никто ничего не понял. Но, после того, как Авербух вышел босиком. Стало понятно, что это — не режиссерская «задумка». Когда музыка стихла, мы услышали, что за стенами дворца обрушился сильный ливень. Отстояв очередь за автографами, мы, с женой покинули дворец, практически, последними и оказались одними на огромном пространстве городка. Кто-то пробегая мимо, подсказал, что  за дальней оградой стадиона можно «поймать» электрокар. Нам повезло и случайно задержавшийся водитель довез нас (экзотически — на открытом электрокаре по ночной оживленной автомагистрали) до конечной стоянки городских автобусов. В санаторий мы добрались к полуночи. Но очень удовлетворенные..

Знакомство с Сочи началось  с самостоятельной прогулки по городу. Выйдя  из автобуса у гостиницы «Москва» мы прошли к Морскому вокзалу, старое здание которого вернуло нас в советские времена. Затем прогулялись по набережной вдоль пляжа и поднялись (по крутой лестнице) в парк, по аллеям которого прошли до классического здания городского театра.

Знаменитый город (центр — симбиоз советской эклектики и квази-американского «можерна») произвел на меня впечатление претенциозности и богатства. Здесь не могут жить нормальные люди. Здесь вообще невозможно жить, здесь можно только тратить деньги, причем «большие деньги». Впоследствии я узнал, что сами «сочинцы» (обслуживающий персонал санаториев, отелей и супермаркетов) живут «по другую сторону» автомагистрали в «старых» жилых районах (в которых мы позже побывали).

Вечером состоялась экскурсия (на городской «маршрутке»). Сначала мы поднялись на гору Ахун, на которой со старинной  башн осмотрели Северо-Кавказский горный хребет (его восточную часть) и ЧСерноморское побережье. Потом мы посетили небольшой «Аквариум» с крокодилом, анакондой и и игуаной. Наконец, поздно вечером приехали в Сочи к парку Ривьера. Но осмотреть его не удалось, так как он был погружен в темноту. Побродив бесцельно по его аллеям, среди отдыхавшей в барах молодежи, мы раздосадованные вернулись в санаторий.

Жена накануне побывала в современном Океанарии, который, судя по ее видеосъемке, напомнил нам Океанарием в Барселоне (конечно, меньший по размеру).

На следующий день мы отправились на экскурсию в «Красную поляну». На большом автобусе проехали Олимпийский комплекс и «Олимпийскую деревню» (которая оказалась большим кварталом разноэтажных отелей). И углубились в горы. Дорога пролегала вдоль неширокой горной речки и проложенной по ее берегу железной дороги. Ехали долго, забираясь вверх. Сделали короткую остановку в небольшом и симпатичном поселке, где посетили дом пасечника. Прослушав лекцию о местном пчеловодстве. Затем, проехав по городку «Красная поляна», фешенебельные дома которого, построенные, очевидно, во времена «Сочинской олимпиады», напомнили нам горные городки Швейцарии, мы остановились у одного из «подъемников», который оказался неисправным (?). пришлось пересаживаться на «маршрутки» и подниматься до следующей станции «Горки». Отсюда мы в закрытый кабикнах поднялись на станцию (2000 м.). Здесь располагался большой ресторан и находилось много народа. Между тем погода изменилась, и в горах шел затяжной и холодный дождь. Жена, набросив полиэтиленовый «дождевик» отправилась одна в открытом кресле на покорение безымянной вершины. А я в своем пляжном легком «костюме» остался за столиком ресторана за чашечкой кофе (без денег и документов) с шумной компании сменявших друг друга туристов. Похоже, что для них этот ресторан был конечной целью подъема. Наши попутчики спустились на «землю». Ждать пришлось больше часа. Наконец, появилась насыщенная эмоциями жена и мы под непрекращавшимся дождем спустились вниз. Здесь дождя не было, и мы группой благополучно прогулялись по единственной улице-набережной фешенебельного городка «Роза хутор», зайдя на «дегустацию» в одну винную лавку,   где купили пару бутылок понравившихся нам местных ликеров.

Экскурсия закончилась  в «Олимпийском комплексе», от осмотра которого я уклонился, отправившись самостоятельно на городском автобусе в санаторий, о чем сразу же пожалел. Система городского общественного транспорта мне до конца пребывания осталась непостижимой. Установленная во время Олимпиады она предусматривала два варианта маршрутов: «обычный» и «скоростной», — отличавшихся значительно как по длительности, так и по цене. Один и тот же «номер» маршрута мог длиться в два раза дольше другого (и в два-три таза дороже при далеко «небюджетных» тарифах). «Быстрый» маршрут шел прямо по автомагистрали с минимальными остановками, «долгий» маршрут кружил по извилистым улочкам города, выскакивая только в конце на автомагистраль. Вероятно, для местных жителей это было привычно, но для «гостей» это была «головная боль», так как разобраться в этих бесчисленных «номерах» было безнадежно (спрашивали уже тогда, когда оказывались в автобусе). Правда, на остановках присутствовали временные счетчики прибытия маршрутных «номеров».

В общем, в тот вечер на дорогу, которая «по прямой» заняла бы не более получаса, я потратил больше часа, и добрался до санатория чуть раньше жены, доставленной экскурсионные автобусом.

Наше пребывание в Сочи (Адлере) заканчивалось. Настроение было отличное, но общее впечатление неоднозначное. Приятно отдохнуть комфортно. Но для этого нужные немалые деньги. Я вырос в Крыму и курортная «легкость бытия» мне хорошо знакома. В своих европейских путешествиях я побывал в некоторых греческих, испанских, французских  и других   городах туристического «отдыха». Так что у меня есть с чем сравнивать.  На мой взгляд, Сочи-Адлер, «по рейтингу», находится между Ниццей и Ялтой. Очевидно, что это — город «богатых людей» (в широком значении этого слова). Об этом свидетельствует не только роскошь отелей и ресторанов (для «гостей»), но и дорогие фасады «частных» домов и стоявшие перед  ними иностранные марки автомобилей. Кстати говоря, они ничем не выделяются от рядом расположенных домов и автомобилей. Адлер четко разделен на две части:  прибрежные богатые кварталы и горные «бюджетные» жилые районы. Некоторые сотрудники нашего санатория вообще приезжают на работу из соседних поселков. Судя по ценам в городе, в том числе и на «общественный транспорт» (понятие явно устаревшее), люди  здесь зарабатывают неплохо. Так что городской уровень жизни  сравнительно высок. Но по уровню городской социальной культуры («сервиса» в том числе)  город все-таки ближе к Ялте. Поэтому в нем и нет иностранных туристов. Да, и не для всех отечественных «отдыхающих» этот город комфортен. Так что в итоге у меня сложилось впечатление, что современный Сочи-Адлер создавался в последние годы как черноморская «Рублевка», но остался все-таки одесской «Молдаванкой».

В последнюю субботу мы, наконец, осуществили свою главную цель этого проекта. Приобретя заранее тур-экскурсию (недешевую), мы отправились в Абхазию.

Рано утром от ворот санатория нас забрал большой автобус с абхазским экипажем. Неожиданно для нас государственная граница оказалась совсем рядом, сразу же за домами «Олимпийской деревни». Но это не было поводом для радости, так как на «переходе» мы потеряли больше двух часов, сидя в автобусе, несмотря на то, что легковые машины шмыгали мимо нас как мыши. Предъявление российских паспортов заняло несколько минут. Так что въехали мы в Абхазию уже  ближе к полудню.

Ландшафт вскоре сменился на горный, на побережье мы выезжали редко. Дорога была старая м узкая, часто переходившая в серпантин. Гагры миновали, не останавливаясь. Но видно было, что город одряхлел, много брошенных зданий, вероятно, санаториев и разрушенных частных домов.

Первая остановка состоялась в Пицунде. От остановки автобуса до пляжного берега мы долго шили  по широкой бетонной дороге между  старыми деревьями большого парка. Бетонная же набережная-пляж. Огражденная с одной стороны многоэтажными панельными зданиям санаториев напомнила мне кадры советской кинохроники об «заслуженном» отдыхе советских трудящихся, потомки которых валялись толпой на галечном пляже. Жена исполнила свою детскую сахалинскую мечту — искупалась (в Пицунде!). Выпив недешевого местного кофе, мы вернулись в автобус. Во время выезда из города наш гид — женщина-абхазка — рассказала об очередном курьезе Хрущева, по указанию которого в окрестностях была с большими затратами построена для него «дача», которой он не успел воспользоваться.  Теперь она стоит заброшенная в виду своей бесполезности…

Между тем мы углублялись в горы. Гид рассказывая об окружающей красоте пейзажа время от времени вспоминала «войну», последствия которой мы видели, проезжая небольшие села и поселки. Сначала я, как, вероятно, и многие мои попутчики,  не понял, о какой войне идет речь. Мы уже забыли о грузино-абхазском военном конфликте, во время которого военные действия велись на территории Абхазии в течение года с августа 1992 по сентябрь 1993 годов. В результате Абхазия фактически стала независимой, но только лишь в 2008 году (после вторжения грузинских войск в Юную Осетию и их поражения) ее независимость официально признала Россия. Но до сих пор не признало «мировое сообщество» (в том числе страны СНГ).

В течение нескольких часов посещения лишь малой части территории  этой «забытой»  страны мы получили возможность узнать «непризнанная независимость».

Мы заехали на «государственную» пасеку, оборудованную туристическим павильоном. Здесь мы прослушали рассказ о абхазском пчеловодстве с дегустацией различных сортов. Купили баночку меда и «медовуху». Слушая по-кавказски эмоциональный спич, я думал о том. что  для многих людей ы этой республике, лишенной какой-либо промышленности и природных ресурсов, туристический «бизнес» является единственным средством существования.

Это было видно и по нашей «гидессе» с высшим филологическом образованием, которая, чтобы забрать нас из Адлера выехала из дома в 4 часа утра и вернется домой, даст бог, к полуночи. Однако большого присутствия туристов в разгар летнего сезона я не заметил. Во время остановки у так называемого «Голубого озера» рядом с нами оказались два-три таких же автобуса, пассажиры которого, явно, были россиянами из немногих работавших абхазских санаториев. Судя по интернету, знаменитые когда-то  Гагры и Пицунда большой популярностью среди россиян не пользовались. Страна после войны не восстанавливалась и этому соответствовал курортный сервис.

Наше путешествие по красивому ущелью, прорезанному бурной горной речкой, достигло главной цели — озера Рица. Само озеро и окружавший его горный ландшафт напомнил нам швейцарские пейзажи. Народу  здесь было много, но делать было нечего. На обратном пути мы остановились у одной непритязательной столовой и недорого пообедали.

К вечеру мы подъехали к Новому Афону, небольшому ничем непримечательному городку. По крутой и старой каменной лестнице мы с женой, практически единственные из группы, после долгого подъема, осмотрели Ново-афонский монастырь. При закате солнца монастырь смотрелся как книжная иллюстрация (особенно на видеосъемке). Архитектурный стиль — эклектический, сочетание византийских и православных канонов. Внутри большого двора располагались главный храм и жилые, хозяйственные здания. Храм и двор были безлюдны. И трудно сказать, какой сейчас популярностью среди верующих пользуется этот религиозный комплекс, и на какие средства он существует.

Уже в наступившей ночи мы подъехали в Ново-афонским пещерам. Здесь меня, прежде всего, удивила техническая оснащенность комплекса. Ясно было, что это — наследие «прошлого». Сначала нас провезли  в вагонах подземной электрички! Затем мы вступили в сами пещеры, огромные по своим объемам и протяженности. Проход был оснащен железными мостками, радиотрансляцией, но очень скудным освещением. Мы узнали, что общая протяженность пещер — свыше 15 километров. Разумеется, мы прошли лишь малую часть (примерно около часа), но и это нас впечатлило. Нам с женой это напомнило калавритинские пещеры на греческом Пелопоннесе.

Выходим из пещер уже довольно поздно. И нам предстоит долгий путь к границе.

В затемненном салоне автобуса я вспоминал о том, как весной 2014 года в одном из своих интервью я высказался по поводу бесперспективности провозглашения Республикой Крым своей «независимости» от Украины (в связи с «майдановскими» событиями в Киеве). Мое мнение тогда вызвало недоумение у тележурналистки (интервью так и не вышло на экран). Сейчас, после визита  в «непризнанную» республику Абхазию, что четыре года назад я был прав. Слава богу, что Крым не повторил судьбу Абхазии!

Наконец мы на границе. И здесь застреваем на три часа! На нас просто никто не обращает внимания. Автобус стоит на пустынной автостоянке в закрытой зоне. В нем некоторые семьи с детьми. Туалет же находится за ограждением. Туда пассажиры пробирают по очереди тайком, охранники при этом «смотрят в другую сторону». Гид покинула нас  еще до границы. Водитель, молодой парень «кавказской национальности» невозмутим — оказывается, он ждет своего опаздывающего  «сменщика». «Паспортный контроль» мы проходим быстро в пустом зале. Это похоже на откровенное издевательство.

Наконец, к трем часам ночи мы попадаем в свой санаторий.
В последний вечер в сочи мы посетили в городском театре концерт Дениса Мацуева с его джаз-группой победителей детского музыкального конкурса «Синяя птица» телеканала «Россия 1». Среди них мы увидели (и услышали) нашего севатопольского знакомого скрипача Тимофея Блюмина. Концерт оказался очень интересным. Интерьер театра в «классическом» стиле нам понравился.

Утром мы с добрым чувством попрощались с санаторием и отправились на автовокзал. Сдав багаж, в ожидании рейса мы прогулялись к Морскому вокзалу. Здесь сфотографировались с семьей «Голубеовых» (Юрием Никулиным) и персонажами Анатолия Папанова и Андрея Миронова). Автобус отправился по расписанию.

Севастополь. 2018.


Рецензии