Повесть об Агасфере, вечном страннике. Часть III

   ПЕРВЫЙ РИМ - ВЕЧНЫЙ ГОРОД (URBS AETERNA)

  (Продолжение - часть IV здесь:
  http://proza.ru/2021/05/04/28)

(Начало записок человека, именующего себя Агасфером):

"Наконец я прибыл в Рим. Сами римляне называют его Вечным Городом (Urbs Aeterna). Есть города более древние, чем Рим, но спорить с местными жителями я не стану. Как не стану описывать приключения, которые мне довелось испытать по дороге сюда. Скажу лишь две вещи: на досуге я стал вести нечто вроде путевого дневника. Теперь свои записи я беру оттуда. И еще: будучи в Иудее по пути сюда, я встретил замечательного  попутчика, неким бродячим проповедником Савлом, или точнее, Саулом. Правда, для конспирации в своих проповедях он назывался другим именем - Павел.
Мы разговорились и он поведал свою историю встречи с человеком, идущим на Крест.

В этой истории много мистического и неправдоподобного и я ему поначалу не поверил. Хотя он уверял меня, что все, что с ним произошло - правда от альфы и до омеги. Ну а мне пришлось рассказать свою, в которую он тоже не сразу поверил.
Мы с ним прошли всю Иудею, добрались до Финикии, везде он знал, куда пойти и что сказать людям, так что голодными мы с ним не были.

А в городе Тир он сел на корабль, плывший в город Византий, а меня посадил на корабль, плывший в Италию, в порт Остию и дал немного денег на дорогу.
Павел просил меня доставить пергамент с посланием к тамошним христианам. Мне надо найти пресвитера (священника) Петра, главу римской  общины и отдать ему этот список. Да так, чтобы никто не догадался о цели моей поездки и моих поисках. Иначе, предупредил он, меня ждет верная смерть.
Видимо, в историю о моем даре он, кажется, не поверил. Но то, что меня ждут пытки, я знаю точно.

И вот я в Вечном Городе, или еще более пышное название - Столица Мира.
Первое впечатление - не город, а большой базар. Хотя, надо признаться, отстроен он красиво.
Куча лавок, в основном на окраинах, где торгуют в большинстве своем инородцы, а римляне ходят и придирчиво выбирают себе товар.
И еще: много праздной публики. То есть, люди, не занятые абсолютно ничем.
Если патриций - то обязательны носилки, в которых он важно восседает, если плебей - то ходит на своих двоих, но апломба у него не меньше.
Статуи императоров, бывших и нынешнего здесь на каждом шагу. Почести им воздают, как богам. В Колизее, местном театре, каждый день идут представления, либо гладиаторские бои.

Павел сказал, что мне надо найти пресвитера Петра, но не сказал, как именно это сделать. Как не сказал, как он выгядит внешне.
Знаю лишь, что собираются они вечерами в определённых домах или за городом и допускаются туда только избранные. Я же в этом городе никого не знал и меня тоже никто не знал.
Как ни странно, помог случай.

Местные женщины сидели, как правило, по домам, занимаясь исключительно собой и детьми, а всю домашнюю работу за них делали сервы (слуги). Как правило, это были рабы или рабыни. Даже у самого завалящего плебея в услужении был кто-то.
Женщины замужние обязательно имели темные волосы, гетеры же имели волосы рыжие или светлые. Иногда красили их специально, чтобы отличаться от добропорядочных римских матрон. Те же, наоборот, подкрашивали волосы углем, чтобы они выглядели как можно темнее. Так должно быть по указу императора, чтобы мужчины могли отличать кто есть кто. Иногда в ход шли парики, завезенные из Египта.

Нравы в тогдашнем Риме были достаточно свободными. Сегодня ты - матрона, завтра, перекрасив волосы, становишься гетерой. Потом, если хочешь, то наоборот.
Эта профессия была ничем не хуже других, указом императора и утвержденный Сенатом, регламентировался цвет волос гетер, а также налог с их дохода. За этим строго следили сборщики налогов.
Римские же матроны с темными волосами, согласно постановлению Сената, обладали неприкосновенностью. Нарушителю грозил либо большой штраф, либо при отказе платить - побитие палками. Свой вердикт судья выносил в местной администрации - претории, стражники его исполняли. Чтобы содрать штраф, судья всегда становился на сторону женщины-матроны. Ну, а они этим, естественно, пользовались.

Но я отвлекся. В лавке богатого армянина, торговавшего подобной косметикой, я встретил одну из дам.
С продавцом у нее вышел спор из-за цены, их крики были слышны на улице. Я вступился за даму. В ответ ею был приглашен в ее дом на вечернюю трапезу. Так я познакомился с Юлией.
Она оказалась христианкой и к тому же весьма привлекательной женщиной.
Я стал с ней встречаться, а потом окончательно поселился у нее в доме.
Нашли мы с ней общий язык быстро. Ведь я мог разговаривать, благодаря моему дару, на языке любой страны пребывания безо всяких усилий с моей стороны, причем сразу. И, кстати, безо всякого акцента, который мог выдать мое происхождение!

Потом она меня ввела в круг местной христианской общины, собирающейся, как оказалось, за городом под видом цехового собрания ремесленников-кожевенников. В Вечном Городе цех называли на латыни "курия". Знания мои пригодились и здесь, к тому же меня научили делать изящные дамские и детские сапожки. До этого я шил только грубоватые мужские сапоги. Профессия сапожника здесь - выгодное дело, зимы относительно холодные, теплая обувь нужна всем.
Я остепенился, прибарахлился и стал ходить с таким же апломбом, как и местные.

Далее, она меня познакомила с пресвитером Петром. Оказалось, что это ее бывший муж. Детей у них не было, а ему очень хотелось наследника. Ну а мне дети ни к чему, так что я без хлопот занял его место в её доме в Субуре - городском районе, где, кстати, прошло детство Гая Юлия Цезаря.
Поворчав немного для вида, он уступил. А когда услышал о проповеднике Павле, сказал, что он сам из Иудеи и, якобы, является учеником самого Христа.

Торжественно зачитав мой свиток от Павла "Послание к Римлянам" он поблагодарил меня и предложил мне Крещение и новое имя. Я поупирался немного и обещал подумать. Жена настаивает, но я пока воздерживаюсь, рассудив, что если я его приму сейчас, то это может навредить и мне, и моей семье. Этот вопрос мы отложили на более поздний срок, но собрания общины я посещаю исправно, благодаря пресвитеру Петру и членам моей курии.

Зарегистрировавшись у местного прелата и сказавшись понтийским греком (имя, под которым я ему назвался: Григорий - греческое), через три года я стал полоценным римским гражданином. Естественно, с правом передачи своего гражданства детям, рожденным в этом браке. За это надо сказать спасибо моей супруге: сходила куда надо, кому надо -  заплатила частью натурой, а частью - деньгами.

Правда, детей мы с ней в совместной жизни так и не нажили. Но я нисколько, в отличие от супруги, не расстраиваюсь по этому поводу. Здесь никто не знает о моем необычном даре (или, наоборот, проклятии?), полученного от человека, несшего свой Крест. Ну и я не особо о нем распространяюсь тоже. А то вдруг он передастся моим детям, если таковые все же появятся?
Бр-р-р."

 (Предыдущая часть II здесь: http://proza.ru/2020/09/08/2273)



 


Рецензии
Я там случайно в чужую рецензию влезла в четвёртой части))
Поэтому и тут напишу, что надо эту серию (третью) как-то расширить - какой случай помог? Неясно))
Давай, Серёж, напиши уже, раскрой интригу то)

С теплом, я))

Таня Скани   24.03.2021 00:09     Заявить о нарушении
Готово, Танюша. На очереди - Второй Рим. Ну, а здесь - очевидно, нужна дополнительная шлифовка текста. Есть замечания - пиши, они будут приняты с благодарностью. Со стороны оно всегда виднее.
Остаюсь, искренне твой сэр рыцарь,

Сергей Гавин   29.03.2021 23:35   Заявить о нарушении