Кто-нибудь обязательно будет счастлив. Глава 12

                     О психологах

            В моей жизни было несколько психологов. Один, точнее одна, консультировала меня в Центре помощи семье,  единственном в моем городе в восьмидесятые годы,  который находился  на улице Рубинштейна, примерно там, где установлен недавно памятник писателю Довлатову. Я заплатила рубль пятьдесят, прошла в какую-то комнату, похожую на пустую аудиторию или помещение для заседаний,  стол, стул и больше ничего. Вошла психолог, я сказала ей, что мне плохо живется с моим мужем, он совсем мне чужой. Она сказала:"Заведите любовника", встала и ушла. Я, еще очень молодая женщина, (я вышла замуж в двадцать лет), и может, не помню точно, мне было на тот момент года двадцать три - двадцать четыре, я была целомудренна, а может быть мудра настолько, что понимала, уж раз ко мне муж равнодушен, то откуда возмется благородный любовник?! Но я была в недоумении, и мне было жалко потраченных зря рубль пятьдесят.

             Лет через десять я, все еще молодая женщина, пришла к психотерапевту (чуть не написала психотОрОпевту),  они тогда сидели в районном психодиспансере и можно было посетить их бесплатно. Я сказала на этот раз очень симпатичному мужчине, что совершенно несчастлива, как женщина и не знаю, что мне делать с этим. Он сказал мне, что я знаю, что делать, но почему-то не хочу. По сей день разгадываю эту шараду. Я сказала, что не уверена в том, что могу нравиться мужчинам, он сказал,  что я миленькая (ёпэрэсэтэ! этого не достаточно, коню понятно! И вообще, уж лучше быть некрасивой, чем миленькой!), и пошла бы я на танцы с подругой. Это мне показалось неплохой идеей, но совершенно неосуществимой, так как никакой подходящей подруги у меня не было, это первое, а второе, я не фифа на танцы бегать. И понимала я, что ничего хорошего я оттуда не вынесу. И ходила я потом на танцы и ничего хорошего, кроме стыда, мучений ревности, и прочей грязи я оттуда не вынесла, но на танцы хожу и по сей день, я ведь хорошо танцую с детства.

Ряду, даже можно сказать длинному ряду мужчин, я доставила удовольствие, но сама ни разу не взлетела на нежно-розовых крыльях, а всегда чувствовала  себя ободранной курицей после такого "счастья".

             Впрочем, речь не обо мне, а о психологах, как и было заявлено в оглавлении.
           Психологом с большой буквы был преподаватель Педагогического института, читавший курс "Психология личности".  Это было в девяностом году. Я решила получить специальность психолога, второе высшее образование всего за два года обучения на коммерческой основе. Оказывается все беды несчастной женщины (такой вывод сделала я на его блестящих лекциях) и вообще беды человека, происходят от несовершенства его личности. А так как мы слушали и другие лекции по психологии, то мое развитие пошло по пути раскрепощения и освобождения от всего лишнего, я стала в тридцать два года вновь носить короткие юбки, впервые после шестнадцатилетнего перерыва, а в преподавателя теорий личности  влюбилась так, что только Фрейд мог бы меня от этого вылечить. Я преследовала и находила объект моей страсти в любой точке города и его окрестностей, как экстрасенс, не имея никаких исходных данных, опираясь только на внутренний третий глаз. Это было ужасно, уж не знаю, как этот мой кошмар закончился.
 
       Сама себя уложила в Клинику неврозов, сама ушла оттуда, ни с кем не попращавшись, да меня никто и не держал.
          Господи, чего только не бродило в моей голове!  Все психологические теории одновременно...

Классика жанра - влюбляюсь, а надо просто без первых трех букв...

            И вот вывод - нужно было, чтобы эти психологи посоветовали мне развестись, и помогли морально это осуществить. Это раз. А два - подсказали бы, что надо придать больше женского шарма во внешность и тоже научили бы, что в этом направлении надо сделать.

        Ну да ладно, психологи не боги. Они простые люди.

                     Двенадцать месяцев

Март (а сейчас у нас март) - ворчливый старый дворник, который хмурясь и брюзжа, брезгливо убирает грязные остатки снега, ленясь счистить кашу с дороги, оставляя тут и там неубранные островки грязи, смешанной со снегом, липкого серого льда, много мусора и нечистот.

Апрель - юноша, веселый, деловитый, ему достается легкая работа высушить асфальт, посеять траву на газонах, запустить птиц в леса и парки, договориться с солнцем о графике теплых дней (пару-тройку в неделю).

Май - повеса, веселый бездельник, вольный дизайнер, свободный художник, поэт-хулиган, при нем все само зацветает и растет, на его долю выпало радовать всех своей румяной красотой.

Июнь - молодой, тридцатилетний мужчина. Делает вид, что занят делом, пускает пыль в глаза, порой холоден и зол, сдержан,  зелен, но умеет носить маску зрелого человека.

Июль - творческая состоявшаяся дичность, не обманывает ожиданий, держит слово, исполняет обещанное, прекрасный художник, красив, умен, немного формален, правда, предсказуем. Бывает, однако, впадает в затяжную депрессию и тогда - пиши пропало, меняется до неузнаваемости, забывая о своем предназначении....

Август - обаятельный, роскошный господин  в расцвете лет,  крепок, румян, всё у него получается, всё спорится, всё дает свои плоды, он уже  многого достиг, состоялся так сказать, он умен, красив в апофеозе своих зрелых лет, добр, щедр, стабилен, основателен, ничем не озабочен, богат...

Сентябрь - брат-близнец августа, но он более утонченный, романтичный, бывает задумчив, грустит, вздыхает, но не впадает в уныние, он тепл, дружелюбен, ласков, красив и безмятежен в своей меланхолической красоте.

Октябрь - мягкий, старше средних лет человек (пятьдесят плюс), еще бодр, не утратил своих  сил, хорош, еще нет признаков увядания, он их ловко маскирует за счет яркой одежды и импозантной внешности (ярок, шикарен!), более весел, чем сентябрь, у него еще пышная шевелюра, почти нет признаков облысения... еще полнокровный, щедрый, радушный, веселый....

Ноябрь - старик...нет, не дряхлый, лет семидесяти, сух, холоден, расчетлив, неэмоционален, всегда ровен, однообразен, бесцветен, без сюрпризов, бесстрастен (характер нордический), ни зла, ни дрбра от него не жди, батюшка Андрея Болконского, но без капризов и перепадов настроения, хорошо владеет собой, Каренин, в своих решениях бесповоротен, бескомпромиссен и т.п.

Декабрь - флегма..., меланхолия ..., поэтическая стагнация, жалоба, жалость к себе, интраверсия, но всеже и сочувствие, хотя, возможно, показное, не искреннее, но не безнадежность, "все будет в конце концов хорошо...", вот выпадет снежок и повеселеет на душе, слезы и кутанье в плед, поджатые ноги в углу любимого дивана, вдруг все это сменяется чередой балов, маскарадов, безудержного веселья, звоном бокалов, брызгами шампанского, серпантиновым дождем, ожидание чуда, снега (но почему то идет бесвкусный бесцветный дождь без запаха), однако долой плед ! К людям, под яркие люстры особняков! Тройки, цыгане, театры, балеты, вечеринки...

Январь - трезвость после разгула,  деятельность в пределах  квартиры среди домашних растений. Много еще всякого...в основном фантазии и замыслы...на будущее.

Февраль - такой вихрастый враль, буян, дебошир, бабник, пьяница, неопрятен, тулуп нараспашку, транжира, любитель быстрой езды, свистун, хулиган, шляется по пустынным дворам и пугает редких прохожих своим воем. Но его никто не боится, пусть себе свистит, особого зла он никому не причиняет, все равно скоро уймется...

                  Кто-нибудь обязательно счастлив....
               Даже если ты идешь от залива, вдоль канала, у тебя раскрыт зонт и ты держишь его не над собой, а перед собой, ибо дождь, смешавшись с ветром образуют на твоем пути преграду от земли до неба, ты толкаешь эту плотную смесь зонтом, который вот-вот сломается, купол зонта уже еле выдерживает и кажется предательски переходит на сторону противника, становясь с дождем и ветром единым целым в борьбе с тобой, с твоими руками, кторыми ты вцепился в ручку зонта и с твоими почти остановившимися ногами. Хочу закрыть зонт, но это уже невозможно... и самое удивительное,  что люди,  идущие навстречу, в сторону залива,  весело болтают, легко и непринужденно переступая ногами, и да - они идут без зонтов! Я удивляюсь, почему над ними не светит их индивидуальное солнце... Не удивлюсь, если такое случиться, ведь кто-то должен быть счастлив...

                 И последнее. Позади меня берег залива. Залив покрыт чем-то неоднородно серым, склизким, я думаю,  что водой, рыбаки считают, что это лед. Темные и серые полосы по всей поверхности залива. Напоминаю, идет дождь (надо мной во всяком случае), середина марта, плюсовая тепература... Вдали от берега слева, прямо и справа целая колония рыбаков, виднеются их цветные  палаточки, некоторые рыбаки идут к берегу, кто-то наоборот еще только идет от берега. У кромки с сушей, среди больших проталин они группками останавливаются, что-то сворачивают что-то раскрепляют или закрепляют, привязывают, отвязывают, то и дело отделяется от группки один рыбак и со своим рыбацким ящиком, шаркая высокими резиноаыми сапогами - бахилами, почти не отрывая ног от склизкой поверхности, тяжелой поступью двигается к берегу и потом так же тяжело во всем своем толстом обмундировании, со  своим ящиком, гигантским штопором - ледобуром, и пластиковым корытом на веревке,  двигается дальше посуху. Я думаю, почему они там не тонут? Кстати, вы слышали когда-нибудь, что рыбаков спасали из воды? Нет. Их обычно снимают с отколовшейся льдины. Но ведь там, как мне кажется, нет льдины! Там серая субстанция. Если даже она толщиной в десять сантиметров, то она ведь может просто развалиться, как пористый сахар в чашке с горячим чаем, и вся эта большая цепочка рыбаков, напоминающая лежбище морских котиков,  погрузится в воду . Так думаю я. И я думаю, возьмись я прогуляться по заливу туда, до них, со мной так и произойдет, разверзнется подомной вся эта псевдо-ледяная хлябь, хоть в руках у меня только зонтик и в его арматуре нет ни грамма стали, через плечо перекинута небольшая прогулочная сумочка и на ногах старые, но любимые ботиночки... Не то  рыбаки! Эти дюжие, одетые в восемь одежд, экипированные и оснащенные (об улове не говорю), мужики! С ними ничего  подобного произойти не может, ибо это было бы против закона счастья.

                  P.S. Через пару дней был мороз. Да, так в наших питерских широтах бывает, да и вообще зима нынче была морозная, в отличие от прошлогодней, когда температура воздуха постоянно была  плюсовая, в январе зеленела трава на газонах, особенно в пределах теплотрассы, снега не было совсем. Теперь же  заканчивается вторая декада марта, а морозы возвращаются. Светило солнце, я опять у залива, руки мерзнут, когда я увлекаюсь своим любимым занятием - фотографированием. На троллейбусной остановке, у самого берега, куда продлили маршрут троллейбуса, ведь здесь теперь выстроились в ряд три великолепных новых дома, а квартал назвали "Паруса", здесь, в ожидании троллейбуса, чтобы ехать обратно (пешим ходом это заняло бы полчаса), я решилась  поговорить с рыбаком, расположившимся тут же со своей амуницией. Для начала я спросила, как называется эта штука и показала на  вертушку-штопор в чехле.
- Ледобур.
"Ледоруб наоборот" - подумала я.
- И вот я удивляюсь, как вы там не тонете? Два дня назад  шел дожль, залив как будто таял...
- Да вы что! Там толщина льда почти полметра, считай на весь ледобур! А вода только сверху, у нас сапоги высокие...
- А улов хороший?
- Когда как. Сегодня рыба плыла где -то стороной. Сказала нам "Привет!"... Когда как, по-разному....
Я улыбнулась:
- Пятница, отдыхает, выходной взяла..
Он кивнул:
- Да, типа того....
Это был человек лет шестидесяти, когда мы вошли в троллейбус, там оказались еще два таких же пожилых рыбака... Краем уха услышала я обрывки их разговора - кто-то из них поймал три штуки, а каких размеров я  не расслышала и не увидела, так как села спиной ко всему салону, а зря, послушать бы еще немного о их рыбацком счастье, но меня всегда подводит моя деликатность, моя сдержанность, мои правила...

                  Главное,  не нарушать, не мешать существующему порядку вещей, где кто-нибудь обязательно будет счастлив...


20 марта 2021 года


Рецензии