Сказ о том, как полезные в крестьянском хозяйстве

 Написана в дар детскому ансамблю баянистов-аккордеонистов «Затейники» г.Новосибирск

С давних времён русский народ любил песни и пляски, отдыхая от трудов праведных под звуки незатейливых музыкальных инструментов. В ход шли рожки, дудочки, гудки самодельные, гусли, балалайки, всевозможные шумовые и ударные подручные инструменты, которые служили в хозяйстве.
 
Хотите узнать, как полезные в крестьянском хозяйстве вещи стали музыкальными инструментами, как собрались они в оркестр народных инструментов?
Тогда слушайте.
 
По пыльной полевой дороге еле брели уставшие путники: уже немолодой мужчина, а рядом с ним девушка и парень.

Одежда на них была насквозь пропылившаяся, давно не знавшая воды. И хотя она кое-где уже обветшала, на ней хранились ещё остатки былой яркости и красоты.
 
За плечами путников висели котомки и… музыкальные инструменты: гусли, балалайка, какие-то трубочки, дощечки и палочки. Это были скоморохи, которых много в те времена ходило по бескрайним просторам Руси, по дальним деревням. Они пели и плясали, веселя народ по ярмаркам, по свадьбам и вообще по праздникам и даже просто так.

Они, похоже, шли издалека и уже изрядно утомились в пути в поисках подходящего места для отдыха. Вот вдалеке показался лесок, блеснула полоска воды, путники вышли на берег речки и на другом берегу увидели несколько небольших покосившихся избушек. Это была уже давно заброшенная деревенька, скорее хутор.
 
— Тут и остановимся, передохнём немного, — заговорил старший. Помоемся, почистимся, переночуем, а там можно и дальше идти.

Вскоре на берегу речки запылал костёр, в котелке забулькала ушица, молодые заплескались в речушке, шум и гам разбудил всю дремавшую в летнем зное округу.
И вот уже по деревьям разбросаны сохнущие расписные рубашки, яркие сарафаны и юбки, а вокруг костра отдыхают разморённые едой, солнцем и дальней дорогой скоморохи.

А во дворе рядом с избушкой, где расположились скоморохи, стоял покосившийся деревянный амбар, где раньше хозяин хранил зерно, а теперь лежали старые крестьянские инструменты, которые в своё время усердно служили в хозяйстве.
РОЖОК – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером своим звонким голосом созывал всё стадо домой.
 
ТРЕЩОТКА И ХЛОПУШКА – в садах и огородах птиц отгоняли, урожай плодов и ягод сохраняли.

КОСА в умелых руках косарей хлеб да сено косила, всех кормила.
 
КОЛОТУШКА СТОРОЖЕВАЯ, понятно, в руках у сторожа деревню охраняла, непрошеных гостей отгоняла.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ под дугой в упряжи лошадей висели да дорогой весело звенели, прохожих предупреждая, да кучера с пассажирами развлекая.
 
ПОДКОВА лошадям копыта берегла, чтобы в дальней дороге не поранились бы ноги.

РУБЕЛЬ помогал хозяйке дома гладить и стирать бельё, чтобы всё в семье ладно было, чистыми да опрятными все ходили.
 
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ на кухне хозяйничали, помогали варить щи да кашу, а потом кормили за столом всю семью большую нашу.
 
Ну, а БУБЕН большой и громкий всех вокруг себя сбирал хоть на веселье, хоть на пожар.

И эти все инструменты уже давно на полочках лежали, без работы, без хозяев пропылились, затупились, заскучали.

Вечером у костра зазвучала музыка, песни, перепевки-переплясы. Такие уж скоморохи люди, их руки скучают без инструментов, а кровь закисает без песен, частушек и потешек.

— Ой, как у них там весело,— зазвенели колокольчики.

— Где-то теперь мой хозяин, не заиграет, не загудит мой звонкий голос,— с грустью проговорил рожок,— не позовёт коровушек и шаловливых теляток на лужок.

— Тр-р-р, хлоп-хлоп, — затрещали трещётки и захлопали хлопушки, — а неужто сами мы больше ни на что и не годимся?

— Ух, как я пела, когда косила траву, — задумчиво заговорила коса,— рано утром по росе вж-и-ик, вжи-ик!

— Бум-бум-бум,— сказал бубен,— собирайтесь, стряхивайте с себя пыль и грязь, идём к костру, покажем этим весельчакам на что МЫ способны!
 
— И мы, и мы, и мы, — забарабанили деревянные ложки, а за ними и рубЕль и подкова и колотушка,— мы тоже на что-нибудь пригодимся.
 
Прихорошились полезные инструменты, и пошли все к костру. А у костра во всю шло веселье. Скоморохи играли и на гуслях, и на балалайке, гудели в дудочки и в гудОчки, все вместе и каждый в отдельности, пели и плясали.
 
И не заметили, как наши крестьянские инструменты присоединились к ним и заиграли каждый по- своему. Нет, они, конечно, заметили, но не хотелось останавливаться, уж больно хорошо всё получалось.
 
А утром, когда скоморохи собирались идти дальше, пришли полезные крестьянские инструменты проводить их. И грустно всем было.
 
— А не взять ли нам с собой эти интересные инструменты?— зазвенели гусли,— по-моему, вместе с ними наш оркестр заиграл совсем по-другому.

— Хотите с нами путешествовать, по городам и сёлам ходить, честной народ веселить, радость людям дарить?— продолжила балалайка.
 
— Да-да-да,— на все голоса заговорили полезные инструменты.
 
И пошли они дальше все вместе.
 
Через некоторое время обучились инструменты музыкальной грамоте, узнали, что у каждого инструмента своя мелодия и что, соединяясь вместе, все мелодии создают в музыке красоту и созвучие.
 
С тех пор такой оркестр стал называться оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.


Рецензии
Как здорово, что все эти полезные в хозяйстве инструменты присоединились к оркестру.

Беляев Вячеслав Викторович   23.03.2021 08:48     Заявить о нарушении