Общак

(Из серии Шоферских мемуаров)

Не помню, в каких годах это случилось. То ли в конце двухтысячных, а то ли вначале… Помню только, что зарплата тогда у нас была так себе, а я, в виду алиментов в тридцать три процента, так и вовсе, получал меньше всех в среднем на треть.

Мы тогда работали сутками, и на машине нас было трое.
А потом один из наших ушёл. А вернее его «ушли». С великого бодуна, как у нас это и ныне бывает. Его «ушли», а на его место прислали человека другого. Из вновь трудоустроившихся. Мужичок, как мужичок. Улыбчивый, говорливый, начитанный… Историями сыпал, как из рога изобилия. Практически моментально влился в наш коллектив, да так, что многие из наших, стали считать его, как это у нас мужиков водится, за своего парня. Вписался, короче.

Месяца три проработали, а на месяце следующем, новый сменщик нам и говорит:
- “А давайте мужики мы общак заведём да шкафами объединимся. Каждый получит ключ от второго шкафа сменщика и заимеет правами пользоваться всеми общими запчастями. Машина же у нас общая! Ну, дык и запчасти пускай тоже будут таковыми.” –

А у нас тогда у каждого по два шкафа имелось. Один для одежды чистой, выходной, а второй, для спецовки. Но практически все наши водители во вторых шкафах держали инструмент и запчасти. Вот на эти шкафы мужичок глаз и положил. Сам-то он пришёл голеньким. А у нас у каждого в шкафу запчастей было – просто несметные коллекции. 

Мой старый сменщик, с которым мы на то время проработали вместе уже приличное количество лет, отмёл предложение новенького начисто, мотивировав свой отказ тем, что у него всегда найдутся запчасти на ремонт любой сложности, а если и не найдутся, то он в состоянии их и подкупить. А я, баран, как-то ни на миг, ни о чем, не задумавшись, с лёгкостью на это согласился. Ох, если бы я только мог знать, к чему это всё потом приведёт!

Месяца через четыре после этого для я серьёзно захворал и выпал из рабочего цикла где-то месяца на два.

По выходу с больничного, я, можно так сказать, витал в облаках и спокойно трудился, не заглядывая при этом в свой инструментальный шкафчик. Как-то не требовалось мне.
Машина была в полном порядке, и поэтому мне даже и в голову не закрадывалось в него заглянуть. Вот в таком расположении духа я и проработал где-то ещё с неделю, прежде чем она у меня не появилась.

В один из дней на первом же рейсе у машины накрылся верхний водяной патрубок радиатора.

С проблемой я справился достаточно быстро. Просто временно удавил протечку патрубка полиэтиленовым пакетом сложенным вшестеро и туго перемотал всю конструкцию изолентой.

Долив воды в радиатор, я потихоньку тронулся в сторону базы, время от времени останавливаясь и досматривая, не закончилась ли вода в бачке расширителя. Убить головку блока двигателя – дело не хитрое! А вот потом её восстанавливать…

Сколько бы, я тут не работал, у нас всегда были сложности с запчастями. И даже в те года, когда двигатели меняли буквально в течении дня, проблемы с ремонтом и запчастями были почти аналогичными, плюс, минус…
Поэтому все из нас, водителей, запчасти копили и подкапливали, доставая их, где это только было возможным: меняли в обмен на топливные талоны, доставали где-то через знакомых на рембазе, подкупали на рынках или в магазинах, а то и просто приносили из дома, если они по какой-либо причине становились там не нужными. Скажем, купил себе человек другую марку авто, а некоторые из запчастей от машины прошлой к рабочей машине подходят. Ну, так и зачем их продавать, когда самому же и сгодятся!

Запчастей в моём шкафу всегда было в хорошем запасе, поэтому я сразу же прямиком поехал на место нашей дислокации. Я просто был уверен, что патрубок в моём шкафу однозначно есть. Я даже помнил, где он у меня лежит!

Нет, конечно же, не сказать, что в моём шкафу был полный ассортимент запчастей, как на авторынке. Но всякого рода патрубков, термостатов, а также прочих автозапчастей, включая несколько амортизаторов, десяток свечей, пару комплектов лампочек, по нескольку рем-комплектов к генератору, стартеру, карбюратору, бензонасосу, помпе, а также и сама помпа, карбюратор, трамблёр, банка с предохранителями, и в том числе силовых, а также мотков проводов различной длины, в моём шкафу было всегда в достатке. А если я что-то устанавливал взамен неисправного, то я тут же в ближайшие дни пытался доложить эту деталь обратно в шкаф.  Скажем, попросил кого-то из едущих людей на ремонт, сдать испорченную деталь от нашей машины вместе с деталями своими и привезти мне деталь новую. У нас в то время всегда так поступали, и это считалось нормой.

Наравне с автозапчастями в моём ящике так же всегда имелось и приличное количество самых разнообразных ключей с расширенным набором головок и съемников. И даже два моих личных гидравлических домкрата. На пять тонн и на две. Ну, вот такой я Плюшкин по железякам.

Короче, до базы я доехал без приключений.

Выключил зажигание и…  Мотор машины ещё докручивал свои последние обороты, а я уже стремглав летел к шкафу за нужным мне патрубком. Время – деньги! А у нас оплата труда именно что по часам. Сколько часов отработал на линии, за столько и получишь. А за ремонтные часы нам всегда начисляли буквально копейки. Ну, в общем, не суть.

Ну и вот… Подскакиваю я к шкафу, распахиваю его дверцы и…. с изумлением вдруг для себя отмечаю, что внутренняя загруженность шкафа как-то прямо нереально приуменьшилась!

Картина увиденного вогнала меня в ступор. Ну, вы ж наверняка и сами знаете, как это происходит. Это когда в мозгу шестерёнки есть, но они почему-то вдруг начинают двигаться в каком-то вязком, хаотичном и заторможенном движении. Вот так и у меня произошло. Стою, тупо вглядываюсь в недра шкафа, пытаясь переварить, куда это у меня всё исчезло… А про то, что я ранее ключ от шкафа сменщику выдал, до меня в тот миг совершенно даже не дошло. Я просто об этом совершенно забыл!

И пока я так плавал в этом своём мыслительном ступоре и, как в замедленной съёмке перекладывал друг за другом одну запчасть за другой, пытаясь осмыслить представшую перед глазами картину, ко мне со спины подкрался один из наших водителей и, хлопнув меня по плечу, весело гаркнул мне в спину:
- “Что?! Что-то потерял в своём шкафу?” –

Я, начав, было поворачиваться к человеку всей верхней частью тела, на доли секунд завис на полуповороте и тут меня, как громом осенило:
- “Мама дорогая!!! Да у меня же в шкафу почти половины моих запчастей нет!!!!” -

Я резко крутанулся в сторону шкафа и рванул на себя инструментальную сумку. И сразу почувствовал, что и сумка c инструментами как-то нереально легка. Бросив её под ноги на пол, я присел, вытащил из неё скатку с инструментом, судорожно её развернул, и у меня на мгновение потемнело в глазах.  В сумке, ровно так же, как и в шкафу, отсутствовала добрая половина её наполнения. И большей частью из числа нового. Зато к моим старым ключам добавились ровно такие же старые, но дико разбитые ключи, а ещё какие-то, просто убогие и разбитые по шлицам ржавые отвёртки. А почти все мои новенькие ключи, которые я бОльшей частью приобрёл буквально за несколько недель до своего больничного, исчезли почти в полном составе.

В огромном замешательстве я п’однялся с корточек и потянулся рукой к тому месту, где у меня хранилось старое портмоне с деньгами, которые я всегда держал в качестве форс-мажора. Ну, мало ли что?! Водителю без денег ведь никак нельзя. И лгут все те водилы, что вечно ноют, что у них в кармане нет ни копья. Колесо пробьёшь если, что делать будешь? А если следом пробьёшь колесо второе??

В портмоне у меня всегда имелась вполне нормальная заначка, которую я тратил только в самых исключительных случаях. Вот, когда вообще край! Взяв кошель в руку, я сразу понял, что и в нём, ровно, как и в скатке, почти пусто, но, всё ещё не веря в свои ощущения, на автомате открыл его и заглянул в его коричневую темноту. Если не считать нескольких монет мелочью, в кошельке - не было ничего.
Ссссссс…….ка!

Мобильных тогда ещё не было. Домашний телефон сменщика дудел в бесконечность длинными гудками. И мне пришлось ждать того дня, когда он вновь должен был заступать на смену.

Я приехал раньше него и с нетерпением юзал от угла до угла по территории гаража.

Он приехал, вошёл на территорию, увидел меня и радостно улыбнувшись, двинулся в мою сторону:
- “Выздоровел? Вот здорово! Наконец-то мы отдохнём!” – прокричал он мне издалека.

Я подождал, пока он подойдёт и прищурив глаза, выдохнул ему в ответ: - “Выздоровел. Да. И это конечно здорово. Но у меня к тебе вопросы. Ты куда это всё добро из моего шкафа поразбазарил?” –

Мужик в ответ крякнул, а потом, виновато разводя руками в стороны, начал мне «втирать», что все запчасти он вложил в нашу общую машину. Ну, а инструмент, так уж получилось, извини, наоставлял, (растерял) где-то на дороге в тех местах, где он ремонтировал какие-то её поломки…

-“Ну, хорошо” - сказал я ему: - “А куда ты тогда подевал все деньги из моего шкафа, если ты слил из него такое огромное количество запчастей?” -

Сменщик на несколько секунд запнулся, а потом буквально выпалил в мою сторону, как из пулемёта, что у него в семье проблемы и поэтому он был вынужден взять все мои деньги, как бы в порядке денег из кассы взаимопомощи, и, что он их обязательно вернёт, как только они у него появятся.

- “А почему разрешения не спросил?” – переспросил я его: - “Я вообще-то не в больнице валялся, а дома бюллетенил. И не было меж нами уговора, что мои деньги будут использоваться в плане кассы взаимопомощи!” - подытожил я ему.

- “А зачем спрашивать, если они в “общаковском” шкафу лежали? Раз лежали, значит можно тратить! Да и, где бы я тебя искал? Я ж даже не знаю, где ты живёшь!” – отбрехался тот мне в ответ.

Да. Прозевал я тот факт, что бабло в рабочем шкафу оставил. Как-то даже не вспомнил о них и не подумал, что такое может произойти. А надо было бы их сразу в другой шкаф переложить! Как только решил мужику ключ от шкафа выдать.

Мдааа.. В кармане почти пусто. И в шкафу оказывается, тоже. Лезть в долг при алиментах, это виселица. Замучаешься потом из долгов выползать. И я такое по жизни, кстати, наблюдал очень у многих. Народ потом, чтобы из долгов вылезти, банки с бутылками наравне с БОМЖами собирали, если у человека личной машины не было или какого-то стороннего дела.

Своей личной машины у меня в то время ещё не было. И впрочем, стороннего дела, тоже.
Вот в то, что у мужика появятся деньги, я крайне сомневался.
За те несколько месяцев, что мы успели с ним поработать бок обок, сколь бы не зачинался у нас разговор о ремонте машины и о том, что надо бы скинуться в деньгах, от мужика неизменно доносилось, что у него денег нет. Поначалу он даже было устраивал показное шоу – выуживал из кармана свой тощий кошель, открывал его и с грустным оттенком на лице высыпал оттуда напоказ несколько железяк. Типа, гляди братва, какой я нищий! И всегда скрупулёзно потом пересчитывал эти монетки. Пятьдесят… семьдесят… семьдесят пять… в зависимости от случая, рублей. Ну, типа, он же всю зарплату жене отдаёт. А та ему обратно выделяет на день до восьмидесяти целковых и не более - только на дорогу в сторону работы и обратно.

Мы всегда, кстати, тогда этому поражались:
– “Как это? Мужик! И без денег?! Да ты «гонишь!»” - 

Но некоторые, как только о нём зачинался трёп в кулуарах, за него вступались:
-“У него же трое детей! Поди ж, один работает-то!” –

Меня же, в той моей истории тогда больше всего поразил факт того, как человек, выбрав из чужой заначки уйму запчастей, ну, пусть хоть и на общую машину, не только не возымел желаний при очередной поломке машины съездить на базу для её починки, но и ни разу даже не удосужился попросить кого-то из едущих на ремонт коллег прихватить наше сломанное, дабы люди обменяли это всё на новое. Чтобы у нас в шкафу потом и далее был положительный балласт нужных к ремонту деталей. А так же, как он запросто и без спроса махнул чужие деньги на свои личные нужды.
Более того, когда я только было начал ему об этом выговаривать, человек в ответ настолько взвинтился, что я понял, что он об этом вообще даже и задумывался, и, в общем-то, даже и не собирается.

“Почему это – Я – должен?” – на повышенных тонах почти проорал тот в ответ:
- “У меня сломалось – я взял и починил! Тебе, что, этого мало? Это же наша общая машина, не так ли?!” –

Я ему: - “А вот если у меня сейчас на машине вновь что-то сломается, я-то, чем машину чинить буду?” –

Он мне: - “А вот съездишь на авторынок и купишь. Что тут в этом особенного!?»” –

Я: - “От ни фига се, какой ты умник! То есть, ты в свои смены собираешься свои поломки чинить запчастями моими, а я, по твоему разумению, должен буду ездить их покупать?! Да?! Я значит, во время всех своих поломок буду постоянно терять свои рабочие часы и деньги от зарплаты, а ты будешь просто ездить и не вкладываясь ни во что, получать из месяца в месяц свою полную зарплату?! А ты откуда сюда такой хитроумный свалился?!” - 

Лучшая оборона - это наступление.
Новый сменщик орал на весь гараж так, как будто он был котом, которому только что наступили на хвост. Я, войдя в раж, орал ему в ответ ровно также. А вокруг нас время от времени собиралась-рассеивалась стайка водителей-зевак, которые заскакивали в гараж на минутную передышку и снова срочно куда-то улетали.

- “Господи, и как это я раньше, соглашаясь на такое предложение человека, вообще ни о чём таком даже и не задумался..??” - мелькало в моей голове. -  “Мог ведь хотя бы взять паузу на раздумье на несколько дней…” – думал я, вглядываясь в сменщика, пока тот продолжал свою вокальную партию.

Он стоял предо мной, ровно всклокоченный воробей и яростно жестикулировал:
- “Почему это Я…. ДОЛЖЕН….. тебе что-то отдавать?? Это же ведь наше общее!” - с возмущением выкрикивал он мне.

 -“А ничего, что ты в это “наше общее’ не вложил ни одной своей копейки?” - в свою очередь вторил я ему.

В общем, наоравшись с человеком до хрипоты, я выставил сменщику срок на возвращение денег. Жду до ближайшей получки. И баста!

Время получки пришло, а мужик денег отдавать не торопится.
Я к нему, а он мне суёт в руки какие-то копейки…
Я в изумлении: - “А остальные где??” -
- “А я” - говорит: - “Могу в месяц только по столько отдавать.” -
Я: - “Ни хрена себе ты крендель! Как чужое забирать, так ты – разом! А как отдавать, так в месяц по пять копеек?! Это мне, что, своих денег теперь год что ли ждать?!” -
Он мне: - “А я больше - не могу! Где я сразу столько за раз возьму? Мне ж семью кормить надо!” -
Я: - “А вот об этом нужно было думать, когда брал! Семью ему кормить на…  Устраивался бы на более оплачиваемую работу, или сразу на две, как это делают многие другие о семье думающие, а не лазал бы по чужим кошелькам! У родственников, в конце концов, занял бы, сам же хвастался, что у тебя брат хорошо заколачивает. Он вон тебе, то лосятину подбросит, то зайчатину, то медвежатину… Ты на работе только из этого котлеты и жрёшь! А у меня в отличие от тебя, таковых родственников нет. И что, я теперь из-за тебя, урода, вынужден буду по родне с протянутой рукой шастать? Ничего не знаю – возвращай мне всё разом, как брал!” –

Мужик в отказ.
И в нытьё.
Дескать, брат, подожди немного, я найдууу…

Короче стребовать денег разом не вышло. Отдавал паскуда по частям и очень долго.
Но зато вышло отлучить мужика от шкафчика.
Правда, ключи он мне так и не о’тдал. Сказал, что где-то их посеял. Буквально на днях.
Ну, нет, так и нет!

Один из моих приятелей окончивших смену уже было собирался трогаться в сторону дома. Я, перехватив его по дороге к личному авто, объяснив человеку ситуацию, упросил его на время задержаться, дабы приглядеть за моим шкафчиком. Сложилось у меня такое впечатление, что как только я отъеду в магаз, этот лиходей в моё отсутствие вновь полезет в мой шкаф и снова что-то оттуда стащит. Так сказать, напоследок. Приятель согласился, и я рванул в хозмаг за новым замком.

Съездив в магазин, я взял не один замок, а два. Один внутренний, взамен замка установленного, а второй навесной, и плюс к нему две мощные проушины.
Ну, так… На всякий случай.

И прямо, как в точку попал – дядька в своих рвениях достичь моих запчастей не успокоился ни на раз.

Спустя где-то смены через две после того, как я сменил в шкафу замок внутренний, а для пущего спокойствия установил поверху шкафа две дополнительные петли и навесил на них замок второй, я, заступая на свою очередную смену, обнаружил, что, несмотря на два новых замка одна из створок моего шкафа самым наглым образом чем-то поддета, вывернута с петель и просто болтается навесу, а в шкаф теперь может залезть буквально каждый мимо него проходящий. Сняв замки и навесив дверь обратно на петли, я вновь обнаружил, что в шкафу опять кто-то поорудовал. Сам же мужичок при очередной встрече на все мои претензии отнекивался, прикидывался ничего не понимающим дурачком, по-рачьи пучил свои наглые лисьи глазки, недоумённо пожимал плечами и выдавал на гора, что он совершенно не имеет к данной ситуации никакого отношения.

Видеонаблюдения тогда ещё не было… А не пойманный, как говорится – не вор. Но история у нас тогда дошла почти до выяснения отношений на кулаках. И дошла бы, если бы к нам тут же не подскочили сторонники нас обоих, и не растащили бы нас по углам.

В общем, пропсиховав ещё с некоторое время, и видя, что человек всё так же тупо пытаться добраться до внутреннего пространства моего шкафа, я занял некое количество средств и, договорившись с коллегой у которого имелся сварной аппарат, установил над петлями шкафа дополнительные мощные ограничители, которые “сварной” для пущей крепости приварил к верхней полке электродной сваркой. А то есть, мы наварили над верхними петлями куски толстенных полос металла таким образом, что сами полосы нельзя было ничем отогнуть, а двери с петель в виду этого отныне абсолютно не снимались. Вот только так и сумел отвадить хитроумного мужчинку от своих запчастей.

Мужик же после всего этого настолько в себе «задвинулся», что с того времени начал везде и всюду разносить обо мне всякую ересь и вредничать по мелочам, где это только было возможно, в виду чего между нами без конца стали происходить какие-то стычки. Кроме того, человек совершенно самоустранился из цикла ремонта машины и просто теперь обретался на ней в плане “халявщика”. И, как только вновь требовалось что-то чинить на машине вскладчину, как и когда-то ранее заводил свою любимейшую песнь:
- “У меня денег нееет! Я многодетный! Машина государственная? Пусть государство и плоотит!” -
Правда, в эти разы уже как-то не стремился к показным шоу с выворачиванием кошелька. Видать надоело это ему. Но хрен редьки не слаще.

Примечательно, что когда машина ломалась в смену его, и ему надо было смену доработать, он, буквально сразу же после заёма денег на устранение своей поломки, стремился сразу же известить нас со сменщиком о своих тратах, надо так понимать, чтобы мы ему поскорее прислали свои материальные доли. И хитрованов ему подобных, в разные времена на нашей точке поперебывало почти десятка с два. Но если по чести, сколько бы, ни работало у нас в коллективе подобных водителей, таких у нас - не любил никто! Никто не хотел иметь в своих сменщиках таковых людей. И все без исключения, всячески старались от них избавиться.

Но пока человека в команду не возьмёшь, никогда не узнаешь, каков он за человек.

Наши коллегиальные отношения с данным водителем закончились в тот день, когда я, увидел, как новый сменщик, вместо требуемого нашему автомобилю бензина АИ-92, заливает бензин марки АИ-76

Вот тут-то до меня и дошло, почему после всех смен этого человека наша машина упорно не желала нормально ездить, звенела пальцами, тупила при любом разгоне, а трамблёр всё время был выкручен в противоположную сторону от того положения, в котором он был установлен от первого дня получения нами этой машины.

Я поделился увиденным со своим старым сменщиком. История возмутила человека до такой степени, что он предложил мне в следующие наши общие выходные собраться и съездить на ковёр к руководству, что мы с ним в итоге и сделали.

В следующую рабочую смену нашего хитрована, мы со сменщиком подъехали к руководству и, рассказав обо всех наших неурядицах с данным человеком, потребовали убрать его с нашей машины.

И потом ровно так же поступали со всеми из вновь приходящих. Теми, кто пытался просто кататься на нашем горбу без каких либо желаний вкладываться своей копейкой хоть в какой ремонт нашего общего автомобиля или пытались зажимать свои наличные исключительно в карман свой, пытаясь при этом нас кормить сказками, что они типа, бедные и безденежные. И сняли мы с машины таковых сменщиков за всё время, если мне не изменят память, человек восемнадцать.

Зато после этого своего случая, я очень чётко укоренился в выводах, что в создании рабочего “общака” в бо’льшей мере нуждаются лишь те, у кого по их разговорам никогда не бывает наличных. Или же те, которые мечтают делать какое-то общее дело за счёт вложений чужих, свои же деньги при этом укладывая исключительно в своё личное портмоне. А так же то, что человек, имеющий у себя хоть какую-то сумму свободных средств, и действительно, в “общаке”, не нуждается.

Хочу также поделиться одной своей наработкой в плане, как можно узнать, сто’ящий к вам пришёл человек или не сто’ящий. Возможно это, конечно, и не полноценный определитель качеств человека, но это, как не странно, срабатывало.
Как я это делал.


Каждому из вновь приходящих ко мне сменщиков, я каждый раз устраивал, так сказать, тест на вшивость. А то есть, выдавал человеку на руки какую-то часть своих денег и просил того купить что-то для нашей с ним общей машины.
И если человек покупал то, о чем его просили и потом без особых просьб возвращал мне остатки от моих средств, то я понимал, что этот человек сто’ящий и с ним можно выходить на «общак».
А если человек не покупал ничего, или же покупал что-то, но лично для себя, и при этом совершенно не имел в себе желаний вернуть мне остатки от моих денег, то это в свою мне показывало, что на машину вновь пришёл человек, душой которого владеет непомерная жадность. А разве с таковыми людьми на «общак» выходить, можно?

Да и вообще, как можно сходиться на “общак” с теми, у кого вечно нет денег?
Стоит ли таковым людям доверять ключ от своего шкафчика?
Думаю, ответ на это, многие из вас знают и сами.

И лишь одному из вновь пришедших сменщиков я не устроил подобный тест.
И только потому, что люди, успевшие поработать с человеком до меня, отозвались о нём, как о человеке до денег не жадным, а также в том, что на каких бы машинах человек не работал, он всегда имел в себе желания исправлять неисправности каждой из них.
И он ровно таким и оказался.


Рецензии