Левиафан Звягинцев, 2014

  В начале картины показаны кадры бескрайнего бушующего моря. Оно как будто бы хочет забрать что-то, что находится на берегу.
В экспозиции встречаются два армейских друга Николай и Дмитрий. Первый работает автомехаником,  живет в небольшом северном приморском городке, и ему требуется помощь: его участок отбирают, а дом хотят снести, не кто-нибудь, а государство в лице мэра города – ведущего праздный образ жизни коррумпированного Вадима. Второй,  преуспевающий московский адвокат, взялся за дело друга и надеется на успех. Так же Николай поддерживает отношения с семьёй полицейского Поливанова и подполковником ДПС, которому бесплатно чинит старый автомобиль.
Завязка наступает в момент второго суда, решение которого было не в пользу Николая. Дмитрий понимает, что единственная возможность выиграть дело – найти компромат. Тем временем мэр ужинает с батюшкой. Они употребляют алкоголь, обсуждают эту ситуацию, и священник советует вести себя жёстче. Фоном этой сцены служит икона, на которой изображён Иисус в окружении святых за трапезой. Это указывает на то, что Вадим и батюшка считают себя святыми, а свои действия угодными Богу.
  В разгар семейного ужина к главному герою приезжает пьяный мэр и оскорбляет Николая: «У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!».
На следующий день герои едут писать заявление на Вадима. Но его не принимают, а Николая за его возмущения арестовывают. Примечательно, полицейские и герои разговаривают через стекло, так, что все плохо слышат друг друга. Глядя на это, становится ясно, что успеха в этом деле не будет. Дальнейшие попытки отдать заявление также ни к чему не приводят — в прокуратуре и суде не оказывается на месте уполномоченных людей.
Вадим едет на встречу к мэру и показывает папку, в которой находится компромат на Вадима. Что это за информация зрителю не сообщается, но даётся намёк, что глава города связан с криминалом. Так же Дмитрий говорит о своей связи с влиятельным политиком. Адвокат требует, что бы мэр выплатил Николаю реальную стоимость имущества, которую назвал независимый эксперт. В кабинете мэра стоят иконы, а над его головой висит портрет Путина. Тема религии скользит через весь фильм. Это даёт понять, что и тот проект, который задумал Вадим, тесно связан с религией. Мэр вроде бы соглашается на предложение Дмитрия.
Лилия пытается помочь мужу своими силами. Она просит помощи у своей подруги, муж которой работает в полиции и является приятелем главного героя. Женщина ведёт героиню в разбитую квартиру, в которой, вероятно, придётся жить ее семье после сноса дома. Лилия удручена и не хочет такого будущего.
После этого героиня и Дмитрий встречаются в кафе в гостинице, где остановился адвокат. В то время как Николай выходит из полиции, Лилия изменяет мужу с его другом.
   Через несколько дней герои едут на пикник с шашлыком, алкоголем и стрельбой по бутылкам. Во время него сын Поливановых застаёт Лилию и Дмитрия. Слова мальчика «тот красивый дядя в кустах душит тетю Лилю» символичны. Они намекают на близкий конец героини. Между мужчинами происходит драка, и пикник заканчивается едва начавшись. Лилия отвозит Дмитрия в гостиницу, где герои расстаются, и она возвращается к Николаю, который выпивает с Поливановыми.
Мэр серьёзно напуган предъявленным ему компроматом, но посовещавшись с местными судьей, прокурором и начальником полиции, наведя справки об адвокате и заручившись моральной поддержкой местного архиерея, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими подручными избивает Дмитрия и угрожает ему убийством.
   После случая на пикнике и угроз от мэра Дмитрий уезжает обратно в Москву, а Николай прощает Лилию. Однако Роман обвиняет Лилию в том, что она виновата во всём произошедшем, и требует, чтобы она ушла из семьи. На следующее утро Лилия выходит из дома и на берегу бухты видит ныряющего кита. Животное в данном случае образ левиафана – существо пожирающее души. В кадре кит выглядел как нечто скрученное, страшное, неживое.  В тот день она не приходит на рыбзавод и не отвечает на звонки. Вскоре её обнаруживают погибшей при неясных обстоятельствах. Может быть Лилия покончила с собой, а может быть ее убили. Левиафан получил первую жертву. На этом месте наступает кульминация.
В развязке убитый горем и изрядно подвыпивший Николай встречает в магазине отца Василия и задаёт ему  вопросы: «Ну и чё, где твой … Бог, … милосердный? Если я стану в храме поклоны бить — может жена моя воскреснет?», на что тот отвечает: «Не знаю, пути Господни неисповедимы…» — и излагает отрывок из Книги Иова (Иов. 40:20), попутно сравнив злоключения Николая со страданиями Иова.
   Николая арестовывают по подозрению в убийстве, а его дом разрушают экскаватором. Дом Николая – его жизнь, его душа, который так же умирает вследствие этих событий. Ряд улик: молоток, которым якобы был нанесён удар Лилии, впоследствии обнаруженный в доме Николая, и показания Поливановых, ставших свидетелями событий на пикнике, по мнению следователя, указывают на вину Николая. Суд признаёт Сергеева виновным и приговаривает его к 15 годам лишения свободы, а Романа берут под опеку супруги Поливановы. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение — «будет знать, на кого залупаться». Примечательно, мэр выпивает в роскошном ресторане лицом к панорамному окну, а за ним виден пейзаж убогого города. Эта сцена выступает в качестве иллюстрации того как живет Вадим, те власть,  и другие жители. Так же она заставляет зрителя задуматься: может быть Николай не виновен, и его подставил мэр, что бы не путался под ногами, а может быть он просто радуется падению главного героя, и тот действительно виновен?
В финале фильма тот самый архиерей в большом храме, построенном на месте снесённого дома Николая, в присутствии самого мэра и других высокопоставленных гостей, обращается с проповедью об истине и правде, а Шелевят наклоняется к своему сыну и, показывая на икону Иисуса Христа, говорит: «Это наш Господь, он всё видит». Лица у всех прихожан заворожённые. Они слушают проповедь с благоговением, соглашаются с каждым словом, счастливы от того, что здесь построен храм. В данном фильме религия выступает в роли левиафана. И власть, и местные жители ее слушаются и готовы на все ради неё . Слова Дмитрия о том, что мэр нужен пока полностью подчиняется «им», в начале фильма тому подтверждение. Вадим – человек подневольный, делает то, что ему говорят; сказали построить храм на этом месте, он сделал, хоть и в ущерб другим людям. Герой олицетворяет образ богатых, которые нажили своё богатство путём криминала, готовы ради своего блага идти по головам и подчиняться тому, кто сильнее. Слова Дмитрия дают понять, что и мэра, и всех чиновников  постигнет наказание, они так же «погибнут», как и Николай, а левиафан не остановится на семье главного героя и будет поглощать новых жертв. Примечательны образы священников. Отец Василий -  живет и служит в полуразрушенном деревянном доме, питается бедно и готов всегда помочь. Именно он символизирует религию как надежду и спасение. А архиерей, который, вероятно, являлся автором идеи строительства храма на месте дома Николая, олицетворяет религию как способ под благовидным предлогом обогатиться, управлять и властвовать над людьми, которая ни перед чем не остановится в достижении своих целей.


Рецензии