Не предают лишь настоящие друзья

– А ты чем хочешь заниматься, когда школу закончишь? — спросил Костя своего друга Сашку.
– Не знаю, наверное, чем-нибудь связанным с техникой. Люблю с ней возиться. А ты?
– Не знаю. Подумаю ещё, время есть, нам же всего двенадцать. Может мать чего-нибудь подскажет.
– А чего тебе нравиться больше всего?
– Ничего не делать, — смеясь и подкинул вверх цветок одуванчика, так что он попал прямо Сашке в лоб, ответил Костя.
Мальчишки лежали голова к голове на большом лугу, находящимся недалеко от их домов, и, мечтательно смотря в небо, размышляли вслух о своём будущем.
– А почему мать? А сам ты ничего не решаешь?  Кроме того, что ничего не делать, ты же должен чем-то ещё интересоваться? — удивлённо спросил Сашка.
– А я у них один, вот они за меня всё и делают… В основном мать. Всё на меня тратят, а чего такого? — пожав плечами ответил Костя. — Куда им ещё тратить? Вот недавно мать обещала велосипед купить.
– А купит? — вскочив спросил Сашка.
– А куда денется? Конечно купит, — уверенно ответил Костя.
– А мне дашь покататься?
– А как же. Конечно. Тем более купить не какой-нибудь, простенький, а самый лучший! Почему бы тогда не дать покататься? Пусть и другие покатаются, посмотрят, какой хороший велосипед у меня, а других такого нет.
– Хорошо, когда есть на что купить его. А у меня, кроме меня одного, ещё две сестры младшие, на них тратить тоже надо, одевать, кормить, — серьёзно, по-взрослому рассуждал Сашка. — Так что мне такой велосипед не светит. Вот выучусь — на какого-нибудь инженера и сам смогу купить.
– Мне больше повезло. Мне, конечно, хотелось брата, даже родителей, когда поменьше был, просил об этом, но теперь понимаю, что не надо, тогда бы не было ни велосипеда, ни игрушек всяких лучших, а так один и всё мне перепадает, хорошо.
– Да? — удивился Сашка. — А мне нравиться, что у меня сёстры есть, конечно было бы неплохо ещё и брата иметь, но и с ними хорошо, весело как-то. Они маленькие ещё, такие забавные, — улыбнулся Сашка, вспомнив о трёхлетних сестрёнках-близняшках.
– Только тебе с ними всегда приходиться возиться, да и перепадает меньше.
– Ну и что, зато скучать некогда! — крикнул Сашка также кинув одуванчиком в друга, и также попав последнему в лоб.
Костя, вскочив, со смехом побежал за Сашкой, на ходу срывая жёлтые цветы одуванчиков.
***
На перемене Костя подсел к Сашке.
– Слушай, Сашка, а ты уже выбрал институт или техникум? Ну, куда поступать? — тихо спросил он.
– Ну, да. В институт пойду. Как и хотел — на радиотехника.
– Ух ты! — удивлённо посмотрев на друга ответил Костя. — А я вот не знаю. Мать говорит, надо либо на экономиста, либо на инженера, а сам не знаю. Слушай, Саш, а куда лучше, как ты думаешь? Ну, где больше возможностей кем-то стать в будущем, повыше подняться?
– Да везде можно. Знания и опыт нужен, вот и всё. Так что тебе решать. Не мне же потом работать за тебя.
– Ладно полгода ещё, решу.
Вечером мать снова завела разговор о поступление в вуз.
– Ну, и что? Ты всё-таки решил, куда лучше?
– Вот я всё думаю, где будет выгоднее? Ты же у нас в этом голова, подскажи.
– Я бы выбрала экономический. Не знаю, но мне кажется, он более выгодный. Да и работа чистая, сидишь, руки не пачкаешь, хорошо. А куда Саша и Алексей поступают?
– Лёшка на инженера в наш институт, а Сашка на радиотехника поедет поступать. Может лучше, как они? Знаний хватит, — посмотрев вопросительно на мать спросил Костя.
– Лучше будет всё-таки как я сказала. Радиотехник — серьёзно, — покачав головой ответила Валентина. — Только будешь всю жизнь с паяльником, да мелкими деталями, зрение только портить. Да и как Лёша тоже ничего хорошего. К нам на завод пойдёшь? В грязи, да в смазке вечно. Ну, сам подумай, — она посмотрела на сына. — Разве это тебя привлекает?
– Да, всё-таки лучше, как ты говоришь.
– Вот и я говорю, выучись, а там будет видно. Пойти дальше учиться, со специальностью, на заочное отделение всегда успеешь.
***
Сашка встал рано утром, приготовил завтрак себе и сёстрам. Затем отвёз сестёр к бабушке с дедушкой в деревню, и поехал на работу. Не доходя немного остановки встретил Костю.
– Привет! Ты чего в такую рань? — спросил Костя.
– На работу. А ты куда собрался вдруг? Вроде каникулы, — удивлённо посмотрев на друга спросил Сашка.
– Да так, по делам надо. А ты чего вдруг работать? Ты же учишься ещё? Ещё два года. Чего так?
– Просто подрабатываю. Отец не много зарабатывает, мать тоже, да и сёстрам помочь надо, вот я и помогаю.
– А меня пока родители обеспечивают, — улыбнувшись ответил Костя. — Кому ещё? Я один. Да и мать будет против. Говорит: «Пока учись, на работу ещё успеешь».
– Хорошо так. Ну, и как учёба? Получается хотя бы?
– А почему нет? Да и, если что, есть кому помочь. Знакомая у неё, помогает иногда мне. Почему бы не воспользоваться, если есть такой человек? Слушай, я чего хотел спросить-то, ты сегодня поедешь в парк, вечером? Повеселиться охота, скучно дома.
– Мне каждый день на работу, у меня она сезонная. В выходные только могу, а завтра никак.
– Зря. Потеряешь много. И Лёха также, куда-то устроился, к родне уехал на лето, там работает, как и ты.
– Ему ещё сложнее. У него отца нет, да и мать сердечница, и брат младший ещё. Так что понять можно. Это тебе повезло. Родители, дед с бабкой, у которых мать тоже одна дочь. А нам кто поможет? Так что извини.
***
– Сашка, здорово, — окликнул кто-то спешащего на работу в институт Сашку. Он, обернувшись, увидел выходящего из машины Костю.
– Здорово, — улыбнувшись ответил Сашка. — На отцовской смотрю ездишь? — кивнув на машину, спросил он.
– Да это так, — посмотрев на машину, махнул рукой Костя. — Пока учусь, а там новую хочу купить. А ты чего, ещё не заработал?
– Пока нет. Времена такие, сам понимаешь. Много сейчас не заработаешь. А ты где сейчас?
– На заводе экономистом. Собираюсь дальше учиться, как и Лёха.
– Чего вдруг? Ты и инженер? — ухмыльнулся Сашка.
– Ну, а почему нет? Мать с отцом помогут, да и сосед у меня — образование как раз, поможет.
– А сам чего?
– Эх, Сашка, — с усмешкой посмотрев на друга ответил Костя. — Да кто же сейчас не пользуется обстоятельствами? Если есть связи, знакомства и средства — грех не воспользоваться. Это вы с Лёшкой ещё по старинке живёте, а я иду в ногу со временем.
– Да? Ну, смотри, не намни ноги.
– Не обижайся. Если надо будет — подходи, всегда помогу. Вот ведь как, вместе всё время были, а сейчас? Каждый сам по себе. Ты всё время в институте, на развлечения времени нет, Лёха вкалывает, а я один почти всегда. Так приятели есть, но это так, баловство.
– Ну да, нам некогда. Ладно, рад был видеть, мне идти надо. Кстати, — чуть отойдя и обернувшись спросил Сашка. — Чего нас разбросало? Рядом живёшь, зашёл бы хоть раз.
– Да я один раз зашёл, а ты на работе, мать сказала, ну, я и ушёл, - замялся Костя. Он не стал, естественно, говорить о том, что матери никогда не нравились его друзья, из простой семьи, которые не очень подходят её сыну — интеллигенту. Разве можно с такими дружить? Толку от них…
***
Костя, как и говорил, поступил в институт. Работа простым экономистом, конечно, могла сулить в будущем должность, но уверенности в этом у него не было. А тут работа в научно-исследовательском институте, к которому относился завод, на котором работал Алексей, бывший друг Кости, и престижно, и выгодно, да и давало больше шансов пробиться, в будущем, на верх, как он и мечтал.
«Всё-таки не какой-то там экономист, каких сейчас полно, а дипломированный инженер», — не раз рассуждал он.
Правда знаний было маловато, голова работала не так, как у того же Сашки или Лёши, так что учиться приходилось всем миром. Сосед, знакомые матери и отца, сами родители тащили на себе новоявленного студента, как могли. Только проку от этого было всё равно маловато, лишних знаний это ему не дало, только в собственных глазах и мечтах возвысило на небывалые высоты.
Так и продолжалось несколько лет. Костя учился, с помощью всевозможных знакомых, платил за учёбу деньги, мечтал о скорейшей карьере, а в свободное время спокойно развлекался. Хотя, особой внешностью он не выделялся, но девушки менялись у него, как перчатки, пока он не встретил Инну. Инна, в своё время, приехала на учёбу из небольшого, провинциального города. Выучилась, пошла работать, дослужилась, какими уж способами, многие только догадывались, но тем не менее дослужилась до небольших высот карьерной лестницы, но и этого ей, как и Косте, было мало, она тоже стремилась во что бы то ни стало ввысь. И при таких жизненных запросах, обычного человека рядом с собой она никак не могла представить, потому, как только узнала о стремлениях Кости, отшвырнув всех соперниц, ухватилась, как клещами за этого невзрачного, но насквозь амбициозного человека. Пышную свадьбу, на удивление знавшим их обоих, устраивать не стали, отделались небольшим вечерком и зажили, зарабатывая, ухватывая, где только можно, не стесняясь доя родителей и стремясь вверх, отшвыривая всех и вся на пути.
Мать, когда Инна ушла по делам, подошла к сидевшему на кухне Косте.
– Костик, врач сказал, что отцу надо делать операцию на сердце. Ну, ты же знаешь, как у него с ним, с сердцем? Подождать конечно можно, надо бы его в больницу, обследовать, как следует. Врач сказал, что подождать конечно ещё можно, но лучше не затягивать, — тихо, оглядываясь назад сказала Валентина.
– Ты это к чему? — посмотрев на мать ответил Костя.
– Тебе же надо машину купить, ты же уже собирался. Если машину не покупать, то можно не затягивать, а сейчас сделать, — она вопросительно посмотрела на Костю.
– Мам, вот что ты говоришь? Как я без машины? У меня должность намечается, а я на общественном транспорте? Ну, ты как себе это представляешь? Думаешь, это нормально? А диссертация? Ты забыла!? Тут тоже деньги надо, сама понимаешь. Да и врач же сказал, вроде, что подождать вполне можно? Немного только можно подождать!?
– Ты только не кричи, — тихо оглянувшись сказала она. — Отец услышит, он всё-таки надеется тебя уговорить.
– Он не мальчик. Может подождать, а я ждать не буду. Через пару месяцев, должность получу, заработаю побольше, Инка вон, только ввысь пошла. Немного подождать разве страшно?
– Ну, хорошо, — поцеловав сына ответила Валентина. — Я тоже так считаю. Можно и подождать, ничего страшного. Так и доктор сказал.
Через месяц Костя купил машину. Должность, правда, о которой он так грезил, прошла мимо, но он всё же получил престижное место и институте, это было хоть и не то, на что он рассчитывал, но — в будущем — тоже могло что-то сулить. А ещё через месяц Костиного отца не стало. Как сказал врач, помочь ему было можно, если бы месяц назад, как он и советовал, ему сделали операцию, но…
– Ну, и как ты? — через несколько дней после похорон, случайно встретив уже бывшего друга на улице, спросил Сашка. — Как мать?
– Да ничего, — изобразив, правда слегка наигранно, скорбь, ответил Костя. Его больше волновало то осуждение, что читалось в глазах людей, знавших и его самого, и его семью. — Мать нормально, переживает конечно, всё-таки столько лет прожили, но держится. А ты-то как? — уже с улыбкой спросил он. — Всё с паяльником? И один ещё?
– Работаю, — нехотя ответил Сашка. Его не задели слова Кости, просто ему не понравилось, как он назвал его работу. Он действительно стал настоящим специалистом в своём деле, не стремящимся вверх во что бы то ни стало, а именно одним из тех профессионалов, которые стремятся помочь людям, облегчить жизнь, труд людей. И потому ему так не понравился ни тон, ни та фраза из уст Кости.
– Не обижайся, — увидев реакцию Сашки ответил тот. — Верю, верю, станешь ещё героем, ну, может только ещё не очень скоро, но верю, — смеясь продолжил Костя. — Ну, а чего всё один?
– Не встретил пока, — также недовольно ответил Сашка. — Ладно, мне пора. Прими мои искренние соболезнования.
– Спасибо. Ну, давай. Рад был увидеть. Удачи тебе в твоём нелёгком труде, — рассмеявшись вслух ответил Костя.
– Спасибо, — уже сквозь зубы ответил Сашка.
***
На совещание долго спорили и гадали, кого лучше назначить на должность главного инженера. Большинство склонялись к кандидатуре Алексея, но начальник, а с ним и ещё несколько человек были на стороне Константина. Спасибо матери и Инне, Костя хорошо выучил язык подхалимажа, поэтому довольно часто использовал его в отношение начальства, что и нравилось директору завода, потому он так и отстаивал кандидатуру своего любимца.
– Да он нам всё только запорет! Какой из него инженер!? — кричал громче всех Иван Сергеевич, старший научный сотрудник.
– У Алексея и стаж больше, и опыт, и вообще, парень он очень сообразительный, — согласился со своим подчинённым заведующий лабораторией Сергей Андреевич. — Константин может и хороший руководитель, но нам нужен инженер! Именно инженер! А у Константина в этом смысле большой пробел. Я против его назначения.
– У него два высших образования, он ещё и экономист со стажем, плюс ещё и профильное. Да, стаж может и меньше, но есть! И с нужными людьми он находит общий язык. Мне нужен такой человек, — гнул свою линию директор Андрей Семёнович.
Амбиции и стремление вверх, как известно, у Кости зашкаливали, так что он всеми силами пытался спихнуть с пути Алексея и единолично занять место главного инженера. Ничего, что не хватало знаний, ничего, что образование было за счёт других, ничего, что опыта не хватало, главное — ввысь, главное — должность, это для него было превыше всего. И в конце концов должность досталась именно ему.
– Слушай, Лёха, он же им всю работу испортит, — недоумевал Сашка. — Какой из него инженер? Он же всю работу сорвёт.
– Ну, а я чего могу? — пожав плечами ответил Алексей. — Пусть. Знаешь, я даже рад. Нафиг мне эта должность. Работаю себе спокойно, а тут ответственность какая. Претензии начнутся, этот сделал не так, а отвечает главный инженер. Нет, не моё это. Не начальник я! А этот пусть. Он любит пускать пыль в глаза. Его эта должность быстро на место поставит. Вознёсся слишком, падать ещё придётся. Мне, знаешь, только обидно, — грустно посмотрев на Сашку сказал он. — Я думал, он ещё помнит о нашей дружбе, а он на меня целый ушат грязи вылил, лишь бы меня отодвинуть и начальственный пост занять. Всё, что можно на меня повесил. И то, и другое я не так делал, даже если это совсем не моих рук дело, но виноватым меня выставил. Поганый человек оказался.
– Плохо ты ещё людей знаешь. Веришь многим, а зря. Он же и раньше был таким, вспомни. Хвастаться любил, стремился всех учить, в лидеры всегда пролезть хотел, на других валил. Разве не было такого?
– Да, наверное, я слишком дорожил дружбой, закрывал глаза на многое.
***
Валентина шла по дорожке мимо детского сада, когда её окликнула давняя знакомая.
– Валентина! Ты что ли? Ну, надо же, столько лет тебя не видела. Ты где пропадаешь-то?
– Да я сейчас из дома редко выхожу, летом только в основном на даче. Сыну там помогаю. Да и живу отдельно, в квартире матери.
– А свою сыну? Всё с матерью или уже нет?
– Одна теперь. А свою сыну, да. У него двое уже. Вот всё третьего хотят, но пока что-то никак. А я сейчас редко выхожу куда, болею всё. Сердце тоже некуда. Обследоваться бы надо, только денег-то сколько надо.
– Ой, да, — покачав головой ответила знакомая. — А сын помог бы? Он же должность занимает, вроде? 
– Да вот не знаю. У них там тоже, и ремонт, и у детей кружки разные, да и сами отдохнуть хотят съездить, два года, говорит, нигде не были, надо мол.
– Ну, а тебе разве не надо помочь? Ты же всё для него делала? Кто его вырастил, да выучил?
– Ну, я всё вложила, на путь наставила, а теперь он сам по себе, — вздохнув ответила Валентина.
– Да, — удивлённо добавила знакомая. — Надо же как. Ну, ладно, ты уж держись. Сильно-то не перетруждайся. Пойду я, некогда мне. Будь здорова.
Знакомая пошла по своим делам, а Валентина, посмотрев ей вслед, пошла к дому сына.
***
В домофон позвонили, Костя встав с дивана, нехотя поплёлся в коридор.
– Кто там? — недовольно спросил он.
– Костя — это мама, мне надо с тобой поговорить.
Костя нажал на кнопку впустив мать.
– Мам, а по телефону никак нельзя было? — всё ещё злясь спросил он, впуская мать в квартиру.
– Ты, наверное, занят был, извини Костик. А Инна и дети дома? Давно не видела.
– Нет конечно. Дети кто где, ты же знаешь — у них занятия. Егор на тренировке, а Ваня в музыкальной школе. А Инна по делам ушла.
 – В общем, это даже лучше, — слегка замявшись ответила Валентина. — Костик, ты не мог бы мне немного денег одолжить? — она с надеждой, вопросительно посмотрела на сына.
– Мам, ну, ты что? Я сейчас никак, — он как-то наигранно виновато посмотрел на мать. — Сама понимаешь. Мы кредит платим. Егор с Ванькой в секции, за неё платить надо, форму покупать. Инка в фитнесс клуб абонемент приобрела. Ну, мам, пойми нас правильно, мы сейчас никак, — он, разведя руками, опять посмотрел на неё. — Да и, ты же знаешь, квартиру надо бы побольше купить, это уже старая, — он, изобразив кислую мину, оглядел квартиру. — Мы уже и варианты рассматриваем, так что, уж извини.
– Ну, что же, ладно, — вставая вздохнула мать. — Ты уж извини, что побеспокоила. Пойду тогда. Детям и Инне привет передавай. Пусть хотя бы придут ко мне, не видела же давно.
– Да когда им? Школа, занятия, да и отдохнуть им надо. Посвободнее будут, придут. Может, тебе чего надо. У нас вон там, в холодильнике курица осталась, возьми поешь.
– Да нет спасибо, у меня пока есть, что покушать. Пойду я.
– Ну, давай. Может, как-нибудь заскочу к тебе.
Но ни через день, ни через два, ни даже через неделю, он так и не заскочил к матери. По телефону общались. Иногда, правда, совесть всё-таки заговаривала в нём, и он хотел помочь матери, но это было только иногда, да и жена была против этого.
– Кость, ну какие деньги? — удивлённо смотрела она на него в такие минуты. — А на детей кто нам потом даст? А кредит кто будет оплачивать? Ну, ты сам посчитай, сколько у нас в месяц уходит денег, — она вопросительно посмотрела на него. — Посчитал? Вот теперь и думай, помогать или нет. Она же уже старая, сколько на неё уйдёт денег?
– Да, но мать же всё-таки? Кто, кроме меня, ей поможет?
– Надо было откладывать. Здоровье у неё и так всегда было не очень, вот и думала бы. А у нас своя жизнь, тем более сейчас она очень сложная и дорогая. Были бы мы побогаче, можно было бы помочь, а так… У меня каждая копейка на счету, всё в дело идёт, я всё давно уже рассчитала, так что, пока нам это не по карману.
Иногда, правда, он вопреки запретам жены, привозил ей какие-нибудь лекарства и подбрасывал дешёвые продукты, но это тоже было иногда. А так мать жила одна, внуки почти не навещали, невестку она видела только если случайно, где-нибудь на улице. Иногда она возвращалась мыслями к тому времени, когда сын ещё был ребёнком, когда она баловала его, раскаивалась, что никого не слушая, таким его воспитывала, что упустила возможность, не настояла на своём и не помогла мужу, жили бы сейчас вдвоём, может было бы полегче. Но было уже поздно, назад вернуться нельзя, переделать прошлое невозможно. А время шло, здоровье ухудшалось.
***
– Какой ты на хрен инженер, — орал на Костю Андрей Семёнович. — У тебя голова есть!? У тебя руки откуда растут!? Ты же мне, мало того, что всё дело завалил, так ещё и меня чуть должности не лишил! Убирайся отсюда к … матери. Подхалим, лизоблюд чёртов! — не унимался он. — Говорили, предупреждали! Нет! Повёлся на посулы этого дурака! Слышал! — он посмотрел на стоящего позади него Костю. — Вот и отлично! Слушай! Тебе это везде слушать придётся, куда не устроишься, привыкай! Вон отсюда! Уматывай, чтоб я тебя даже рядом с заводом не видел!
Костя, понурив голову, решил ещё раз попытаться оправдаться, уговорить всё-таки, в связи с обстоятельствами, Андрея Семёновича.
– Андрей Семёнович, да, я виноват, признаю. Но я ведь не хотел, поймите меня, — он с надеждой посмотрел на начальника. — Я всё понимаю, но и вы меня поймите. Мне сейчас никак нельзя уходить, мать совсем больная, да и мне сейчас операция нужна, сердце тоже, совсем некуда.
– А я чем могу помочь? У тебя, насколько я знаю, жена главный экономист на крупном предприятии, вроде с начальством на ты, — с усмешкой, намекая на слухи, ходящие про определённые отношения Инны с начальником. — Пусть помогает. 
– Это всё слухи. У меня отличная жена… и порядочная, — тихо, сам себе не веря, ответил Костя. — Я очень нуждаюсь сейчас в средствах. Ведь мне даже кредит не дадут.
– Это твои проблемы. Откладывал бы, раз так. Или учился бы в своё время, а не взятки давал. Я такого человека из-за тебя потерял! Алексей специалист первоклассный, а ты его, между прочим, грязью перед всеми облил, очернил человека! Тебя хотя бы иногда совесть мучает!? Ладно, иди работать на проходную, там людей всегда не хватает, получать будешь немного, но всё лучше, чем ничего. Другого ничего предложить не могу. Я, в отличие от некоторых, всё-таки человек, и могу войти в положение. Всё, иди, распоряжение дам, будешь на проходной дежурить. Свободен!
– Извините, Андрей Семёнович, а почему Алексей не может занять моё место?
– Что, совесть проснулась, — с усмешкой спросил Андрей Семёнович. — О бывшем друге забеспокоился? Уезжает он, вместе с этим, как его, Александром, фамилию забыл. Ну, друзья они, — он вопросительно посмотрел на него, зная, что когда-то и он был их другом. — Он же что-то там по своей специальности усовершенствовал, вот его и пригласили на крупный оборонный завод, а он и его туда с собой. Вот что значит друг.
Костя, опустив голову, пошёл в отдел кадров. Он устроился всё-таки на проходную.
Вечером, за ужином всё рассказал Инне.
– Ты понимаешь, я же пока работу не нашёл… Хотя бы временно на проходной, а там может чего подвернётся.
– Чего подвернётся!? Ты с такой должности упал, кто тебя теперь возьмёт? Кому ты нужен!? Нет, и он ещё сидит и молчит! — всплеснула руками Инна. — Чего ты молчишь!?
– А чего мне говорить. Я запорол дело.
– Дурак совсем! Мог бы и выкрутиться, в первый раз что ли!? Я такой пост занимаю, в таком месте работаю, а муж кто? С ума сойти можно!
– Ну, чего не так-то? Что я могу поделать? Мне же сейчас позарез деньги нужны, хотя бы такая работа и то хорошо. Куда меня с таким здоровьем возьмут, а тут Андрей Семёнович пожалел.
– Пожалел дурака! Ой, ну дурак! — размахивая руками, всё никак не могла успокоится Инна. — За кого я только вышла!? Я думала, умный человек, такие перспективы рисовал, а вышло что? Мне опять на себе всё тащить? Нет уж! Всё! Я так не могу! Всё! Квартира моя, у меня дети ещё несовершеннолетние, а ты уматывай к своей мамаше! Будете вместе друг за другом ухаживать! Всё легче, а я так не могу! Мне уже всё надоело. Ты же даже диссертацию сам не можешь уже столько времени написать! Либо я, либо ищи себе специалиста, — опять всплеснув руками сказала Инна. — Мне что разорваться!? Нет! Хватит, всю жизнь я всё на себе тащу, у меня тоже силы на исходе! Забирай свои манатки и живи, как знаешь! Сам не уйдёшь, я всё сама сделаю, лучше со мной не спорить, сам это знаешь, — сквозь зубы, угрожая проговорила она.
Костя не стал спорить с женой. Просто пошёл в комнату, собрал вещи и ушёл, даже не попрощавшись. Он надеялся на сыновей, что кто-нибудь из них образумит мать, но сыновья были воспитаны также, как когда-то он сам. Инна полностью взяла их в своё подчинение. Такой отец им был не нужен. Через месяц их развели, а ещё через полгода Инна вышла замуж за своего начальника, уведя его от жены.
А Костя ушёл к матери. Мать есть мать, она, не сказав ни слова в упрёк, приняла сына. Так и стали жить вместе. Костя из-за переживаний через два месяца слёг с инфарктом в больницу, мать уже не дождалась сына, через неделю после его госпитализации она скончалась.
– Костя! — окликнул его однажды утром кто-то. — Ты что ли? Привет!
– А, Сашка, здравствуй, — обрадовался такой встрече он. — Я, как видишь. Изменился, наверное?
– Ну, да. Поправился сильно. Ты чего так? За здоровьем всегда следил, а тут?.. Ну, ты где сейчас?
– Да тут, на заводе, спецовки выдаю. С моим здоровьем куда мне теперь? На проходной нельзя, вот начальство сжалилось, — грустно улыбнувшись ответил он. — Жена ушла от меня, сыновьям такой отец не нужен, у них теперь отчим высокую должность занимает, да ещё богатый. Теперь один остался.
– Сердце? — с жалостью посмотрев на бывшего друга спросил Сашка.
– Оно самое, наследственность, а ведь всего-то сорок восемь, — грустно улыбнувшись ответил Костя. — А вы-то где? Лёшка всё также с тобой?
– Там же. Лёшка сейчас специалист первоклассный. Сюда вот к родне приехал.
– Одни всё или обзавелись семьями-то?
– Оба женились, дети уже. У Лёхи двое, мальчишки, а у меня трое уже, двойняшки мальчик и девочка, и сын старший.
– Повезло, молодцы. Слушай Саш, а к тебе там никак? — он с надеждой посмотрел на него. 
– Кость, я тебя конечно понимаю, но и ты меня пойми. Я бы тебе помог, но там же какое предприятие, сам понимаешь. Да и уволили-то тебя за что? Там с этим строго. Да и здоровье у тебя, тебе ехать так далеко, ты же дороги не выдержишь. Тебе может с операцией помочь надо?
– Да куда уж мне. Надо конечно её делать, но… — развёл руками Костя.
– Слушай, с этим я тебе помочь могу, ну, связи кое-какие есть, да и мы с Лёхой поможем средствами. Конечно мы не богатые, но всё-таки.
– У меня есть часть денег, но не хватает, на похороны пришлось истратить.
– Прими соболезнования, слышал про мать. Ладно, мы по старой памяти тебе поможем. Лёшка против не будет, не такой он человек. Ну ладно, будь здоров, свяжусь с тобой попозже.
Через три месяца Косте сделали операцию. Сашка с Лёшей не оставили в беде бывшего друга. Костя устроился простым экономистом в небольшую фирму, встретил женщину, мать одиночку с восьмилетним сыном и привязался к мальчику, как к родному, усыновив его, но, помня свою историю, воспитывать решил по-другому. А Инна через два года развелась с мужем, он нашёл себе другую, помоложе, должности она тоже лишилась, а дети выросли такими же, как был когда-то Костя…


Рецензии