Крым - год 1960 Часть вторая

                Часть вторая
                Депортация крымских татар
           Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны и активное сотрудничество с оккупационными властями.
           Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16 часов  20 мая.  Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. 
          В телеграмме НКВД на имя Сталина указывалось, что выселению подверглось 183155 человек (не считая сражавшихся в действующей армии, которые были отправлены на спецпоселение после демобилизации в 1945 году). По официальным данным, в дороге погиб 191 человек. Последний поезд был разгружен 8 июня 1944 года. Большая часть была выселена в Узбекистан (151 136 чел.) и прилегающие районы Казахстана (4286 чел.) и Таджикистана, небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР (8597 чел.), на Урал и в Костромскую область.

          Начало реабилитации крымских татар,как и других переселённых народов, было положено указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года о снятии с депортированных народов режима спецпоселения,но без права возвращаться на родину.
          Затем был Указ Президиума ВС СССР от 5 сентября 1967 года об отмене решений 1944 года и Указы от 9 сентября с подтверждением права крымских татар селиться по всей территории СССР,но в соответствии с трудовым законодательством и паспортным режимом,что тоже не давало возможности татарам вернуться законно в места,откуда они были высланы.

          14 ноября 1989 года ВС СССР принял Декларацию о признании и преступными всех репрессивных актов против народов,подвергшихся насильственному переселению и безусловному восстановления их прав.И,в завершение, СовМин СССР принял 11 июля 1990 года Постановление ,позволившее наконец,изгнанникам возвращаться в родные места. Какую-то массовость переселение приобрело с 1989 года и продолжилось все последующие годы.



        В Алушту можно было попасть  не только по шоссе, но и берегом Черного  моря по совершенно пустынному галечному пляжу, что сокращало расстояние в два раза и составляло примерно шесть километров. Только в одном месте существовал небольшой мыс, который приходилось обходить по воде, глубина  которой  была почти  по пояс.   Расстояние по воде не больше пятидесяти метров. Для молодых  двадцатилетних ребят разве это преграда. Гонцов собиралось  человек пять, чтобы за один раз принести больше бутылок крепленного крымского вина. Вино пили вечером для куражу перед танцами.

             После завтрака отдыхающие отправлялись к ласковому Черному морю купаться и загорать. Все отдыхающие имели свои излюбленные места на морском берегу. Причем располагались таким образом, чтобы не видеть друг друга ни слева, ни справа. Поблизости отдыхающих на побережье, кроме студентов МЭИ  не было. Морской берег безлюден от Алушты до Судака это свыше 60 километров пляжа.  Отдыхающие выкладывали из плоской гальки лежаки по своему росту, и точно зная,  что твое место под крымским солнцем никто не займет ни утром, ни днем, ни вечером.
          Вода в море солёная и прозрачная. Дно пологое метров двадцать.  Дальше резкий обрыв на десятиметровую глубину. В лагере можно взять ласты и маски для подводного плавания и сквозь стекло наблюдать сотни мелких и средних рыбешек  и попытаться поймать руками, но это никогда не удавалось, как только рука приближалась к рыбе, та нехотя отплывала чуть в сторону приглашая поиграть с ней.
      
    Летом  60-го года была развернута в прессе южных причерноморских городов  оголтелая кампания против отдыхающих на юге, которые разгуливают по улицам в шортах и  женских брюках. Тогда появилась песня, которая называется: "Письмо в  « Комсомольскую правду»

Слова Владлена Бахнова

Какая чудная земля!
Кругом заливы Коктебля,
Колхозы, мля, совхозы, мля, природа.
Но портят эту красоту
Сюда наехавшие ту-
неядцы, мля, моральные уроды.

Они не бриты никогда,
Не признают они труда
И спорта, мля, и спорта, мля, и спорта.
Ужасно наглый вид у них,
Одна чувиха на троих,
И в шортах, мля, и в шортах, мля, и в шортах.

Девчонки вид ужасно гол,
Куда смотрели Комсомол
И школа, мля, и школа, мля, и школа?
Купальник тоненький на ней,
А под купальником, ей-ей,
Всё голо, мля, всё голо, мля, всё голо!

Сегодня парни водку пьют,
А завтра планы продают
Родного, мля, советского завода.
Сегодня ходят в бороде,
А завтра где? В эн-ка-вэ-де!
Свобода, мля, свобода, мля, свобода!

Кто говорит, что я свою
Для денег написал статью,
Не верьте, мля, не верьте, мля, не верьте!
Я написал не для рубля, а потому что был я бля,
И есть я бля, и буду бля до смерти!

            Песню написал поэт и сценарист Владлен Бахнов, издеваясь над статьей лауреата Сталинской премии писателя и журналиста Аркадия Первенцева "Куриный бог", в которой тот клеймил нонконформистскую молодежь, отдыхающую "дикарем". Напев взят от блатной песни "Как в Ростове-на-Дону" (она же "На нары", "А это было в старину" и т.д.). По воспоминаниям Юлия Кима, Бахнов сочинил песню в сентябре и преподнес на день рождения Василию Аксенову, который тоже отдыхал в Коктебеле.
       Вечерами студенты  «Оздоровительного лагеря МЭИ» собирались на танцплощадке  вокруг которой  стояли врытые в землю деревянные  скамейки и начинался импровизированный концерт из популярных студенческих  песен того времени.

Догорели лучи огневого заката,
Золотая луна поднялась в небеса.
Отчего не поёшь и до зорьки одна ты,
Отчего же грустят голубые глаза?

Он вернется к тебе, молодой непокорный,
И, как в прежние дни, будет рядом с тобой.
Голубые глаза, не грустите по черным,
Лучше песню споём над уснувшей рекой.

Будет снова весна, будет ласковый вечер
Улыбнись поскорей и не надо грустить,
Ведь разлука-печаль ходит-бродит по свету,
Может быть для того, чтобы крепче любить.

Догорели лучи огневого заката,
Золотая луна поднялась в небеса.
Отчего не поёшь и до зорьки одна ты,
Отчего же грустят голубые глаза?



Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Вечно б тебя любил  я,
До самых последних дней.

Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза.

Много прошел по свету я,
Трудных путей - дорог.
Только тебя, любимая,
В сердце забыть не смог.

Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза!
Снова с тобой прощаемся,
В сердце жива любовь,
Молодость наша вспомнилась
Она не вернется вновь
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза!


Кошачий домик в переулочке.
И два окошка на восток.
Там часто, часто киса Мурочка
Сидела поздно у ворот.

Однажды рыжий Васька-кот
Залез на бочку скипидарную
И, изогнув дутою хвост,
Завел такую речь коварную:

"Ах, киса, киса, киса Мурочка,
Ты божество, ты мой кумир.
Давай забудем, киса Мурочка,
В одно мгновенье целый мир".

Ох, если б знала киса Мурочка,
Каков проказник был Васька-кот,
Тогда б не стала киса Мурочка
Сидеть так поздно у ворот.


- А когда уедешь, милый мой дедочек,
А когда уедешь, сизый голубочек?
- Во середу, бабка, во середу, Любка,
Во середу, милая сизая голубка.

- На кого оставишь, милый мой дедочек,
На кого оставишь, сизый голубочек?
- На деверя, бабка, на деверя, Любка,
На деверя, милая сизая голубка.


Жизнью холостою я извелся,
Жалок мне мужчина холостой.
И поэтому я обзавелся
Молодой красивою женой.
Мне теперь не надо гладить брюки,
Помощь мне чужая не нужна.
У меня для этой самой штуки,
штуки, штуки, штуки
Есть своя законная жена.

Припев:
Был холост я и жил, ей-богу, как дурак,
Теперь женат, имею дом и свой очаг,
Жена, она, она от Бога мне дана.
И с ней одной мне счастье и покой.

Холостой, покуда не женился,
Не узнает, что такое ад,
Что такое бешеная львица
И какой есть у гадюки яд.
Я же претерпел все эти муки,
Знаю, что такое сатана,
У меня для этой самой штуки,
штуки, штуки, штуки
Есть своя законная жена.

Припев

Я уже совсем дошел до ручки,
Не хватает денег никаких,
Тянешь от получки до получки,
Клянча у знакомых и родных.
Только лишь возьмешь зарплату в руки,
Глядь, а этим денежкам хана,
У меня для этой самой штуки,
штуки, штуки, штуки
Есть своя законная жена.

Припев

Все умрут, и я умру, конечно,
За грехи нам всем гореть в аду,
И придется на том свете вечно
За грехи лизать сковороду.
Но когда, схватив за обе руки,
В ад меня потащит сатана,
Я скажу: для этой самой штуки,
штуки, штуки, штуки
Есть моя законная жена.

       Пели знаменитый «Глобус», « В пещере каменной нашли бутылку водки», «В нашу гавань заходили корабли»,  «А море Черное все шумело и стонало»  и множество других  песен.
       Это были   песни, которые Серов впервые услышал в студенческом лагере МЭИ и запомнил навсегда, потому что их каждый вечер пели студенты, а иногда и по нескольку раз. Тогда песни были в новинку. Бардовские, туристические песни и городские романсы только-только входили в песенную молодежную моду после блатных  и дворовых послевоенных песен.

Продолжение следует


Рецензии