Трагедии войны в Вечном Городе

(Из цикла «Азбука Рима»)

    В 1943 году войска США и Великобритании подготовили план  высадки  на Сицилии, чтобы принудить Италию к капитуляции, пока союзная с ней Германия увязла в боях на  российском фронте.
     Для ускорения событий союзники решили бомбить Рим. 16 мая 1943 года союзная англо-американская авиация произвела первую прикидочную бомбардировку Вечного города. 
    Папа римский Пий XII написал письмо Рузвельту с просьбой «избавить Рим, насколько это возможно, от дальнейшего опустошения и разорения святынь». 16 июня 1943 года  Рузвельт сообщил, что пилоты союзников «проинструктированы о месте нахождения Ватикана с целью предотвращения его бомбардировки».
      19 июля 1943 года  520 американских бомбардировщиков  сбросили  на Рим 1168 тонн бомб.  Помимо вокзала Термини и аэропорта Чампино был разрушен целый  район  и древняя базилика  Сан-Лоренцо фуори ле Мура (IV-XIII век). Погибло 3000 мирных жителей, около 6000 человек  были ранены.  После налета папа Пий XII провел с горожанами  молебен на месте разрушения. (До недавнего времени внутри восстановленного собора был огорожен участок пола в месте падения бомбы. Потом мозаику пола отреставрировали, и загородку сняли.
    Спустя несколько недель, 13 августа 1943 года,  самолеты союзников  снова бомбили город.  До марта 1944 года Рим бомбили еще 12 раз. Но  бомбежка города 18 марта  1944 года была самой разрушительной из всех. В тот день  на Рим было сброшено почти  60 тысяч тонн бомб. 4 июня 1944 года  проведена очередная бомбардировка Рима).
     Дальше события развивались с быстротой пулеметной очереди.
      В  июле 1943 года представители итальянского военного командования вступили в  переговоры с англо-американскими   союзниками, которые   поставили обязательным условием перемирия  выдачу им Муссолини
    19 июля в 8 час 30 мин утра  Муссолини прилетел на аэродром Тревизо (под Венецией)  на встречу с Гитлером.  Во время затянувшегося  выступления фюрера пришло известие о налете союзной авиации на Вечный Город.     Муссолини срочно вернулся в Рим и отправился с докладом к королю. На выходе из королевского дворца Муссолини был арестован. Его тайно перевезли сначала на остров Понца, а потом запрятали в гостинице Кампо Императоре  в труднодоступном горном массиве  Гран Сассо.
    26 июля 1943 года было образовано правительство во главе с 72-летним маршалом Пьетро Бадольо. А 27 июля 1943 года Рузвельт представил итальянскому правительству условия перемирия в случае капитуляции Италии.
    14 августа  1943 года   во  избежание  бомбежки  и защиты исторических ценностей итальянские власти объявили Рим  «открытым городом». Тем самым  Вечный Город отказывался от любых оборонительных  действий. Одновременно это предполагало, что агрессор не будет наносить ущерба городу.
   (По достигнутому соглашению,  немецкие войска должны были размещаться  на окраине Рима. Внутри городских стен оставались  только  полиция, немецкое посольство и центральная телефонная станция.  Однако, 11 сентября 1943 года  фельдмаршал Альберт Кессельринг развесил на стенах  города уведомления о том, что все правонарушения будут караться по законам военного времени.)
   3 сентября 1943  в городке Кассибле на Сицилии подписано предварительное перемирие, а вечером 8 сентября объявлена капитуляция Италии. 9 сентября 1943 года, на рассвете, американская и английские пехотные дивизии высадились на побережье Италии у Салерно.
     9 сентября 1943 года, узнав о выходе Италии из войны, Германия начала военные действия против бывшего союзника. Захватив Милан, Турин и Венецию, немецкие войска  направились к Риму.
    Однако, вместо того, чтобы организовывать оборону Вечного города, 9 сентября 1943 года на рассвете 74-х летний король Виктор Эммануил III с небольшой свитой, королевой Еленой и маршалом Италии Пьетро Бадольи спешно покинули  столицу.
   На трёх машинах они помчались к побережью,  чтобы из порта Ортона переправиться в Бриндизи, а  оттуда  на Сицилию. Взволнованная, орущая толпа (примерно 250 человек) окружила готовое к отплытию судно. Должностные лица   с семьями и простые итальянцы пытались попасть на борт по сходням.  Но трап спешно убрали, и судно отчалило.   Негодующие жители Ортоны оставили на бетонном парапете набережной надпись. «Из этого порта 9 сентября 1943 года последний король Италии бежал со свитой и маршалом Бадольо, оставив несчастную родину на растерзание безжалостным немецким нацистам».
    (К слову сказать, наследная принцесса с  детьми, а также жена и дочь Бадольо в первых  числах сентября заранее перебрались в Швейцарию.
    А оставленные в Риме члены королевского семейства попали в руки немцев. Некоторые из них были арестованы и интернированы в Германию. Одна из принцесс Мафальда ди Савойя, не предупреждённая ни о перемирии, ни о бегстве короля, по дороге из Болгарии в Рим попала в руки эсэсовцев. Её отправили в  Бухенвальд, где она претерпела все муки лагерного ада. Однако умерла она от ран,  полученных ею при очередной бомбардировке  союзников.)
    Пока король и правительство спасались  бегством,  9 и 10 сентября 1943 года итальянские войска, оставленные маршалом, и  простые жители Рима пытались противостоять немецким войскам. У Порта Сан Паоло и вдоль виа Кассия погибли 1300 военных и штатских. 10 сентября 1943 года немецкие войска вступили в Рим.
   12 сентября 1943 года Муссолини  в ходе спецоперации «Дуб» был освобожден немецким батальоном парашютистов под руководством Отто Скорцени.
    13 октября 1943 года. Италия формально объявила  войну Германии.
     14 сентября 1943 года в 14:30  Муссолини встретился с Гитлером. В результате переговоров на севере Италии была образована фашистская Республика Сало. Страна оказалась расколотой  надвое.
    16 октября 1943, день депортации  в концлагерь Аушвиц более 1000 римских евреев   вошел в историю  как «черная суббота в римском гетто».
    В стране ширилось  Движение Сопротивления, создавались крупные группы и небольшие партизанские отряды.
    23 марта 1944 года группа бойцов Римского сопротивления организовала самую  крупную антифашистскую акцию. 
Студент-медик Розарио Бентивенья, (21 год), переодевшись мусорщиком, вышел  на узкую улицу Раселла, спускающуюся с  Квиринальского холма. Он осторожно заложил в мусорный  бак пакет с самодельной взрывчаткой. Остальные 11 партизан ждали на соседних улицах с самодельными бомбами, чтобы атаковать после взрыва. 15.00. Обычно точные немцы запаздывали. Наконец, в 15.30 друзья подали  сигнал о приближении  полицейского полка "Bozen", в состав которого входили 156 немецких военных. Бентивенья поджёг  взрывчатку и отошёл к углу, где его ждала Карла Каппоне. Чтобы скрыть форму мусорщика, она накинула  на него плащ, и оба исчезли  за поворотом. 
Раздался взрыв, и вслед за ним завязалась  перестрелка. 33 немецких солдата были убиты на месте, более сотни ранены. Но под огнём  погибли  12-летний Пьеро Дзукеретти, неожиданно выбежавший на улицу, и ещё несколько прохожих  итальянцев. При этом партизаны не понесли никаких потерь.
      (Р.S. И сегодня на пересечении виа Роселла  с соседней виа Боккаччо можно видеть выкрашенный охрой  дом, на котором сохранились следы от пуль).
    Получив известие о взрыве на  виа Раселла, Гитлер приказал наказать партизан так, «чтобы мир содрогнулся», и  за каждого  убитого немца расстрелять 50 итальянцев, Но такая мера  даже нацистам показалась неимоверной.  Не тратя времени на поиски виновных, немецкое командование под руководством фельдмаршала Кессельринга  приступило к срочному  выполнению приказа  Гитлера. В течение 24 часов необходимо было, без излишнего шума, собрать  и расстрелять по десять итальянцев за каждого погибшего немца.
Шеф немецкой полиции Рима  Герберт Капплер (37 лет), который занимался конфискацией имущества и депортацией римских евреев из гетто,  срочно принялся сбирать 330 человек для расстрела. К гестапо на виа Тассо доставили 75 евреев, избежавших депортации, арестантов, приговоренных к смерти и к пожизненному заключению, коммунистов, антифашистов,  захваченных партизан из группы сопротивления. В список включили и  содержащихся в римской тюрьме Реджина Чели. Поскольку набранного числа не хватало, то произвели облаву среди  гражданских лиц на улицах Рима. Самому старшему из заложников было за семьдесят, самому младшему - пятнадцать.
 На следующий день, 24 марта 1944 года  в 14 часов беспорядочно и поспешно отобранных жертв «возмездия» в обстановке полной секретности стали постепенно подвозить на грузовиках к  Ардеатинским пещерам, входившим в разветвленный подземный  комплекс бывших христианских катакомб.   
Майору Хельмуту Доббрик, командиру  пострадавшего полка «Бозен», было предоставлено право произвести расправу. Но он отказался, сказав, что по религиозным мотивам не может стрелять в безоружных людей.
В конце концов, решили, что эсэсовцы Капплера сами должны выполнять  эту  задачу.
   Чтобы заглушить звуки выстрелов, немцы заранее приказали жителям окрестных деревень включить двигатели всех тракторов. Под этот неумолчный гул эсесовцы загоняли в освещаемую факелами пещеру несчастных со связанными за спиной руками. У входа капитан Прибке, со свойственной  немцам  пунктуальностью и исполнительностью спрашивал имена  приговоренных, сверяя их со списком. По его подсчетам, чтобы управиться до ночи, они  должны были тратить на каждую жертву не более минуты.  Обреченных заводили внутрь группами по пять человек,  ставили на колени,   и по приказу капитана  Шутца стреляли в основание черепа. Это позволяло экономить патроны и время, поскольку смерть наступала мгновенно. Помимо факельного освещения по периметру пещеры было дополнительное: само место казни стоящий рядом солдат  подсвечивал электрическим фонариком .
Палачи исполняли свои обязанности по очереди, сменяя друг друга. (Всего в отчете  зафиксировано 67 смен). Поскольку места в пещере становилось все меньше и меньше,  то людей  загоняли на постепенно растущую гору трупов. Расстрелы продолжались целый день. Для моральной и физической поддержки палачам   выдавали дополнительные порции коньяка.
Осужденных подвозили к пещерам партиями, чтобы не было скопления и  задержек. Последняя группа несчастных была ликвидирована к 8 часам вечера.
В конце экзекуции обнаружили, что согнанных к Ардеатинским пещерам оказалось  на пять человек больше. Не желая оставлять свидетелей жестокой расправы, нацисты расстреляли и этих невинных, а  пещеры затем  взорвали, чтобы уничтожить следы злодеяния.
Взрывы услышали верующие, которые находились в это время в других галереях катакомб. Когда по   подземным  ходам они подошли  к месту экзекуции, им предстала чудовищная картина: вся пещера была заполнена горой трупов высотой больше полутора метров.
Через два месяца, в июне 1944 года в Рим вошли союзные войска. По настоянию родственников  с июля по сентябрь  была проведена эксгумации и опознание 335 человек, расстрелянных в Ардеатинских пещерах.
 Если от Аппиевой дороги свернуть  вправо  на   виа Ардеатина, то вскоре у  входа в пещеры можно увидеть скорбный монумент, напоминающий  о злодеяниях  нацистов.
                *******
    Арестованный в конце войны Альберт Кессельринг 6 мая 1947 года был приговорен к смерти британским военным трибуналом за военные преступления, в том числе и за массовую расправу в Ардеатинских пещерах. На суде он, как и все другие, повторял, что они выполняли приказ Гитлера, и за неповиновение  сами могли превратиться в жертву. Однако против смертного приговора Кессельрингу  выступили западногерманские и англо-американские его покровители. Им удалось добиться замены смертной казни на пожизненное заключение. Кессельринг был переведён в комфортабельную тюрьму, где, получив чернила и бумагу, начал писать мемуары.  В 1952 году он был освобожден по состоянию здоровья и вернулся в Германию. Умер в 1960 году от сердечного приступа.
    Герберта Капплера арестовали по окончании войны и судили  за расстрел в Ардеатинских пещерах, за преследование и за депортацию евреев. За изъятие у них 50 кг  золота Капплеру добавили 15 лет. (P.S.  По окончании войны  ящик с этим золотом нашли в углу кабинета Кальтенбрюннера).  Военный трибунал Рима приговорил его  к пожизненному заключению.
        19 апреля 1972 года 65-летний  Капплер  в тюрьме города Гаета (100 км на юг от Рима)  женился на  47-летней Аннелизе. В 1977 году  у Капплера обнаружили рак с метастазами, и в связи с этим его перевели в военный госпиталь на холме Челио в Риме. Капплера поместили  на третьем этаже хирургического отделения в палате, расположенной рядом с лифтом и охраняемой карабинерами. Жене позволили навещать больного. Утром 15 августа 1977 года обнаружили  исчезновение заключенного.
     Позднее супруга Капплера рассказывала в многочисленных интервью об этом похищении. Были фантастические версии о том, что она, якобы, уложила мужа, весившего тогда всего 50 кг, в огромный чемодан, и спустила этот чемодан на веревке через окно в сад. Потом прошла мимо спящих карабинеров, перетащила чемодан  в свою машину, Фиат 132, который арендовала заранее в аэропорту Фьюмичино и запарковала неподалеку от госпиталя.
    В 2007 году в интервью еженедельнику «Оджи» она рассказала уже другую версию. Задержавшись допоздна у мужа, она дождалась, когда охранники задремали, и, накинув на  него покрывало, осторожно, стараясь не шуметь, спустилась с ним по лестнице.  В припаркованной неподалеку машине она положила мужа на заднее сидение и спрятала его под чехлом и покрывалом. Был почти час ночи. Оставалось только семь часов  до утренней проверки в госпитале. По автостраде на Германию она проехала без проблем, беспрепятственно миновав итальянско-австрийскую и австрийско-немецкую границы. На следующий день они спокойно добрались до дома Аннылизы  в  Золтау. Здесь Капплера навещали друзья, сторонники, и он раздавал бесчисленные интервью. Итальянское правительство безуспешно требовало, чтобы  власти ФРГ вернули беглеца.  Капплер умер в возрасте 70 лет в 1978 году и похоронен на местном кладбище.
     Один из главных помощников Капплера капитан СС  Эрих Прибке провел несколько месяцев в британской тюрьме, откуда ему удалось бежать от правосудия в Аргентину. Там  он прожил почти пятьдесят лет, но в 1995 году его опознали. По решению суда   Прибке  был экстрадирован  в Италию, и 3 апреля 1996 года предстал перед военным трибуналом Рима. Суд приговорил бывшего эсэсовца к пожизненному заключению.  Последние годы Прибке отбывал наказание под домашним арестом. Умер он 11 октября 2013 года в возрасте 100 лет в Риме. Мэр Вечного города категорически отказался  хоронить Прибке  в своей провинции. Ни правительство  Аргентины, ни местные власти его родного города Хеннигсдорфа не захотели принимать прах  военного преступника.
    Однако некое «братство, основанное отлученным от церкви епископом Лефевром, которое  публично отрицало существование газовых камер и  холокоста, согласилось похоронить Прибке у себя, в городе Альбано. Сюда под охраной полиции был доставлен гроб. Появились какие-то неонацисты. Однако собравшаяся толпа протестующих с криками «палач», «убийца» пыталась опрокинуть катафалк, и «выбросить тело на ближайшую помойку». В беспорядки вмешалась полиция, которой пришлось даже применить слезоточивый газ.  В конце концов, прах Прибке  вывезли, и тайно схоронили на заброшенном кладбище одной из тюрем Италии.
    Для организации расстрела в Ардеатинских пещерах  Капплер выбрал капитана Шутца, который  уже побывал на восточном фронте, и был более привычен к смерти, убийствам и репрессиям. В конце войны Шутц был  интернирован в лагерь союзников, но  бежал оттуда. Сменив имя на Ганс Карл Шерингер, он стал  работать на секретные службы ФРГ и сделал там карьеру. В отделе шпионажа Бонна  он контролировал посольства стран Варшавского пакта,  польское и советское торгпредства. Умер он в 1985 году в возрасте 77 лет. Истинная личность Шутца была установлена только после его смерти.


Рецензии