Жаворонки

Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта. Праздник широко отмечался на Руси и считался второй встречей весны — между Сретением (15 февраля) и Благовещением (7 апреля). Поскольку праздник Сороки, как правило, приходится на Великий пост, ритуальное печенье, которое пекли к этому дню, делали постным. (интернет)


               Сейчас, в зрелом возрасте, чаще вспоминается детство. Кажется, что помнишь каждый свой день из прожитой жизни. Странно, но почему-то именно сейчас, физически ощущаешь те ароматы и запахи, на которые в детстве не обращала внимание. Ароматы детства, по которым сейчас так тоскую, просто преследуют меня.
Вот я пробираюсь в школу через пелену густого утреннего тумана. Он до такой степени густой, что передвигаюсь медленно. И чтобы не заблудиться, скольжу рукой по кирпичным стенам стоявших по дороге домов. Останавливаюсь, потому что почувствовала запах тумана. Странно, у этого облака, спустившегося с небес, есть свой запах! Эта так неожиданно. Пытаюсь разобрать его на составляющие. Чувствую еле  уловимый дымок костра. Этот запах мне хорошо знаком! Часто с ребятами, пока родители работают, мы, гремя ключами от квартир, висящими почти у каждого на шее, набегавшись ватагой по улицам района, мастерим костёр из собранного хвороста и ждём, когда испечётся картошка и пожарится чёрный хлеб, продетый на хворостинку. Этот аромат поджаренного хлеба и лопнувшей от жара картошки, что-то необыкновенное!
                А вот ещё… Наверное, это облако гуляло по степи и оттуда захватило с собой аромат степных трав. Такой щекочущий ноздрю аромат я уловила первый раз, попав в деревню на отдых, впервые ступив босой ногой на степную, для меня колючую подстилку.
                А этот запах откуда? Угадала! Туманное облако, наверняка пролетало через Дон. Опустилось в реку и захватило с собой немного речной воды. Но вот, поиграв со мной в игру «Угадай-ка», туманное облако отпустило меня из своего шутливого плена и понеслось дальше. Но на первый урок, я конечно, опоздала. За что получила замечание в дневник и без этого красный от других замечаний учителей.
                После школы, попав домой, меня ожидала ещё одна лекция, теперь от мамы, потому что возвращаться с уроков с опозданием на два часа из школы, которая находится в двадцати минутах ходу от дома, надо ещё уметь.
Я умела. А как пройти мимо и не остановиться у покрытой розовым цветом яблони? Как не насобирать опавшие лепестки цветов вишни и не приклеить их слюной к ногтям? Лишить себя такого весеннего маникюра я была не в силах. Как не посмотреть, как ветер срывает еле держащиеся лепестки на уже появившихся маленьких зелёных ягодах и не дождаться того момента, когда они, взлетев в небо, вскоре упадут белым дождём, обсыпав тебя своей красотой, садясь на растрёпанные уже косички, на плечи тёплой шерстяной формы…
                Да, ароматы детства, это что-то особенное. Весенние они запомнились больше оттого, что какой бы прекрасной не был конец зимы, все с нетерпением ждали весну, не обижаясь на распутицу, потому, что скоро солнце высушит все лужи. Потому, что, несмотря, на то, что в основном, в силу времени, наши родители были верующими «молча», неся Бога в душе, наступала пора красивых православных праздников.
                Масленица с вкуснющими блинами. С различной начинкой. А каждый год двадцать второго марта, я просыпалась от аромата, летающего по всей квартире. Я открывала глаза и видела небо. Это были ярко голубые глаза мамы. Она подносила к моему носу уже испечённого из теста жаворонка с глазками из изюма, с раскрытыми, словно в полёте крыльями, забавным хвостиком и говорила:
                - Доченька, вставать пора, жаворонок прилетел, значит, весна пришла!
                Для меня весна пришла со сменой пальто на кофточку. С появлением солнца, с расцветом фруктовых деревьев. А оказывается, она только решила явиться в наш город с появлением таких красивых булочек, которые и кушать неловко, так они похожи на живых птиц. Как такое может быть?
Но ненасытное время проглатывает годы. Постарела наша мама, поседела её голова. Но полуслепая, почти всё делающая наощупь, она звонит мне туда, где ещё лежит снег, где я внукам напекла жаворонков с глазками из изюма и крылышками, какие мама делала своим жаворонкам,  и говорит мне:
                - Доченька, пришла весна. Я напекла ваших любимых птичек.
                - Мамочка, зачем, тебе тяжело хлеб резать, а ты жаворонки…
                - Как без них? Весна пришла… Сорок сороков… Может, забежит твоя сестра, я внукам передам.
                Конечно забегут… Конечно передаст… И не только жаворонков, но и свою любовь к нам, детям, к внукам, где бы они не находились.
К наступившей весне…


Рецензии