Крым - год 1960 Часть третья

                Часть третья

       Из спортивных мероприятий в лагере был волейбол, в который  Серов достаточно прилично играл в ту пору. Ещё в девятом классе Серов играл за сборную школы и даже в десятом классе выиграли первенство Дзержинского района, кроме того сказывались постоянные многолетние волейбольные забавы на даче и в находящемся поблизости  доме отдыха ЦК КПСС «Нагорное», где проводили свободное время на волейбольной площадке.

       Семен Панин играл с  Игорем Коледовым  в пинг-понг, так называли вначале 60-х настольный теннис. Серов до этого никогда не играл в эту, как потом выяснилось,  увлекательную игру. Игорь обучил держать ракетку «китайским способом» или вертикальной хваткой. Серову в то время было все равно как держать ракетку,а по-китайски показалось более комфортно, чем обычный европейский способ держать теннисную ракетку.

      При вертикальной хватке указательный и большой палец правой руки занимают такое положение, как будто в руке обычная ручка, поэтому такую хватку еще называют «хваткой пером». Остальные три пальца удобно расположены на тыльной стороне ракетки. Этот способ помогает развить высокую подвижность кисти, что позволяет выполнять сильную хорошо закрученную подачу. Позже в Армии Серов освоил эту игру и на третьем году службы Серову не было равных в Узле связи.

      Романтических историй в спортлагере  не случилось, так как все студентки были с последних курсов, старше работяг на три - четыре года, к тому же, как правило, имевшие устоявшиеся дружеские и романтические отношения в своем узком студенческом кругу, а  «работягам» соваться в «калашный ряд»  было бесперспективно. Они и не совались. Сидели тихонько в укромном уголке, вытирая втихаря слезы, которые текли по пузу и слушали, как дружно поют песни будущие инженеры-энергетики.

         Единственный раз за время пребывания отдыхающих в лагере возили на автобусе в Ялту в Никитский Ботанический сад.   

         Учеба в Техническом училище сыграла в судьбе Серова злую шутку или капкан времени. После годичного обучения по рабочей специальности гражданин обязан был два года  отработать на производстве, куда распределят после окончания. Гражданин лишался  права поступить на дневное отделение ВУЗа  и становился рабом  Власти. Если бы  просто пошел после школы на производство, то на следующий год мог повторить попытку поступления в институт, а после окончания училища такая перспектива появлялась только после того как ты отработаешь два года на заводе, а потом три года отслужишь в Армии. Ты даже  лишен возможности создать  нормальную семью. Какой идиот женится перед службой в Армии?!

      Примерно такие  мысли крутились в голове, когда Серову предлагали поехать в студенческий лагерь пусть даже бесплатно и жить со студентами, зная точно,  что сам сможешь  стать студентом  только через четыре года.  И «комплексовал»  Серов по - этому поводу по полной программе.  А по сему, поездка в студенческий лагерь в планах на лето 1960 года не  значилась.

     Однако Семен Панин соблазнил тем, что  перед отдыхом в оздоровительном лагере, пообещал организовать экскурсию  в город Севастополь, который недавно открыли для въезда всех граждан СССР. До этого  город служил закрытой военно-морской базой на Черном море. Такая заманчивая  перспектива вполне устраивала, и  Серов дал добро своим товарищам на поездку в Крым.

      У Семена родной дядя  капитан первого ранга  служил на одном из кораблей  Черноморского флота. Семен созвонился со своей родней в Севастополе и  получил  « добро, пожаловать»  на приезд  компании из трех человек (Семен Панин, Игорь Коледов и Серов) на  три дня в город - Герой Севастополь.

         Как только друзья появились на пороге  квартиры в самом центре Севастополя,  дядя  позвонил в воинскую  часть  и матросик – водитель армейского УАЗика  привез три матраса, одеяла, подушки, наволочки и простыни, и все  удобно расположились в одной из капитанских комнат в практически новом доме.

      Севастополь произвел незабываемое  впечатление своей чистотой на улицах и во дворах. Кругом на улицах разбиты необыкновенные по формам клумбы и цветники.   

    И удивительно на улицах мало прохожих! Сразу поразили экзотические  названия на украинском языке  «Перукарня»; «Идальня». Когда  перевели названия на великий и могучий русский язык Серов не знал, то ли смеяться, то ли плакать, то ли стоять, то ли падать. Оказалось, что это «Парикмахерская» и  «Столовая».  Запомнил на всю жизнь. Зачем уродовать русский язык?

       И, конечно, самое неизгладимое впечатление произвело море, которое Серов впервые увидел с вершины  горы, когда подъезжали  к Севастополю. Простыми словами  и сейчас очень трудно объяснить первое потрясающее и ошеломляющее впечатление от увиденного моря. День оказался пасмурный,и  когда внезапно перед  глазами  распахнулось от горизонта до горизонта слева и справа огромное пространство с невозможностью понять, где  кончается небо, где начинается  вода.  Всё обратилось в исполинскую серую стену, которая  вот-вот опрокинется  на тебя ничтожно малого человечка.

          Горизонта нет.  Перед этой фантастической,  совершенно немыслимой по своим размерам  серой массой Серов почувствовал себя даже не песчинкой, а пустым местом. Такого зрелища и главное  такого ощущения безысходности  больше никогда в своей жизни он не испытал, хотя побывал не один раз и на Черном и  Балтийском морях и даже на Тихом океане.

        Отдыхающих в то время в городе ещё не было, только приглашенные в гости к постоянно проживающим жителям города.  Три дня промелькнули как один. За друзьями дядя Семёна закрепил УАЗик и  старослужащий водитель возил по всей ближайшей округе показывая и рассказывая о достопримечательностях города русской славы. Конечно, ходили каждый день купаться на море.

        Городской пляж вблизи Графской пристани из булыжников разной величины, которые перекатываются даже при небольшой волне.
Другой городской пляж, где  купались, находился рядом с Морским госпиталем. Туда надо было добираться через небольшой залив на катере.
Пляж и морское дно были песчаными,  купаться в таких идеальных условиях было большим удовольствием, тем более что пляж был пустынным из - за ненастной погоды.
 
       В Севастополе Серов впервые увидал, что такое сахарная вата и с удовольствием  употреблял это лакомство, которого очень не хватало в его  молодом организме.   

       У Семена Панина двоюродный брат в то время служил вторым помощником капитана круизного  теплохода «Адмирал Нахимов».

        Теплоход  «Адмирал Нахимов» был построен в 1925 году, в Германии. Ранее назывался — «Берлин». До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику. А с 1939 по 1945 годы — был в составе вооружённых сил Германии, как санитарное судно.
         С 1946 года перешёл Советскому Союзу в счёт репараций. В 1947 году теплоход получил свое новое название — «Адмирал Нахимов». Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, а иногда совершало путешествия на Кубу и в Африку.

      Окончание двухнедельного пребывания в спортивно-оздоровительном лагере МЭИ совпало с прибытием в порт города Ялта теплохода «Адмирал Нахимов». Семен предложил Игорю Коледову, Зике Кулаковой и Серову прокатиться до Одессы, побыть там пару дней и оттуда успевали в Москву на работу вовремя.

       На Серов напала тоска по оставленной в Москве невесте и, пересилив желание побывать в Одессе-маме  распрощался с товарищами впрыгнул в троллейбус и отправился в Симферополь, чтобы оттуда поездом в Москву, в Москву, в Москву…

        В Симферополе без проблем купил билет на ближайший поезд, который отходил через час на Москву. Побродил по привокзальной площади выяснил, что фрукты лучше покупать по  пути  на ближайших от Симферополя железнодорожных станциях, где продают не на килограммы, а ведрами, причем ведро оставляют в подарок.

        В купе с Серовым попали  две хохотушки из Курска. Он поил их вином и угощал фруктами, которые купил на ближайшей станции. Рассказывал  про спортивный лагерь, врал напропалую, что там тренировались известные спортсмены,  в каких необыкновенно комфортных условиях они  жили и вообще катались, как сыр в масле.

         Потом с пьяных глаз плакал в жилетку,  как  скучает по невесте и даже не поехал с товарищами на  теплоходе  «Адмирал Нахимов» в Одессу, где у друга много родственников-моряков. Девицы хохотали, вертели у виска пальцем, показывая, что думают по этому поводу: «Невеста твоя  никуда не денется, а вот «жемчужина у моря Одесса накрылась медным тазом». Такого случая, чтобы прокатиться  на лучшем теплоходе и побывать несколько дней в легендарном городе тебе больше не представится».

            Все так и случилось, как предсказали хохотушки, выпившие вино, которое вез в Москву. В Одессе Серов  не побывал.

           С  теплоходом «Адмирал Нахимов» в 1986 году  произошла трагедия — нелепое столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова», в районе 90—110 шпангоутов, верхней частью форштевня теплохода выше ватерлинии  в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, будучи смертельно раненым и мгновенно заполненным хлынувшей внутрь корпуса водой, «Адмирал Нахимов» с креном на правый борт свыше 60 градусов дифферентом на корму через 7—8 минут после удара затонул.
В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа.

           Встреча с невестой оказалась далеко не такой радостной, какой Серов представлял в своих мечтах. Когда она узнала, что Серов на три дня приехал раньше в Москву и не поехал в Одессу,  покрутила у виска пальцем, точно также,  как те попутчицы из Курска. Вот тогда Серов тоже пожалел, что вернулся раньше. Полгода с невестой не общался даже по телефону, а потом вообще разошлись, как в море корабли.

          У Семена Панина с Зикой Кулаковой после Одессы начались романтические отношения, которые закончились свадьбой, на которой Серову не пришлось побывать, так как в это время  уже служил в ракетных войсках стратегического назначения в Зауралье.


 


Рецензии