Правила кровной мести в Южном Дагестане

Наиболее ярким из правовых институтов Южного Дагестана являлся обычай кровной мести. В юридическом словаре кровная месть (также вендетта, от итал. «vendetta» — «мщение») характеризуется как обычай, сложившийся при родовом строе, как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, которая выражается в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. Кровная месть — это принцип, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи, рода, племени, клана, группировки, обязательно подлежит смерти в порядке возмездия, а не правосудия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки, к которой принадлежал убитый. Единый в своей основе, обычай кровной мести существовал в различных вариантах: у одних народов считалось достаточным убить одного из представителей рода обидчика (т. е. не обязательно его самого), у других кровная месть должна была продолжаться до тех пор, пока число жертв с обеих сторон не сравняется, и т. д.


Проблема кровной мести, как осуществления права на наказание самим потерпевшим или его родственниками, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и юристов. Часть из них считают, что обычай кровной мести возникает задолго до появления первых государств и относится ко времени догосударственного быта. Другие — что право мести появляется у древних народов, потому что любое человеческое действие, которое причиняет вред, нужно рассматривать через призму ответственности частного лица, а именно перед частным лицом. Похожую точку зрения мы видим и у других исследователей: они отмечают, что вся система древнего права была буквально пронизана духом мщения за причиненную обиду или вознаграждением за понесенную обиду. Вначале некоторые исследователи кровную месть рассматривали как проявление животного инстинкта самосохранения. Впоследствии, по мере развития человечества, возникло мнение, что за обиду можно и нужно мстить. Это положение формировалось постепенно, по мере повторения отдельных фактов мести. Известный ученый М.О. Косвен писал, что в раннегосударственных обществах кровная месть не была ликвидирована, но была несколько ограничена: суживался круг мстителей и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, общественное положение объекта мести.


Итак, обычай кровной мести — это элемент правовых систем, где государство или не существует, или не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствует монополия права на насилие у государства). При этом за убийство семья жертвы наказывала семью преступника с целью восстановления «семейной чести». Заметим, что в качестве семьи могли выступать, в зависимости от обычая, не только биологические родственники, но и весь клан или преступная группировка. Впервые кровная месть появилась в первобытном обществе, в котором не было иных средств правового регулирования. В кровной мести отражен принцип равного воздаяния за преступление, сформулированный в Ветхом Завете как «око за око, зуб за зуб». За нанесение имущественного вреда виновные отвечали имуществом, вреда здоровью — материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствовало простому пониманию горцем справедливости.


Возложение же ответственности на семью, или род, во-первых, делало месть легко осуществимой, а во-вторых, — ставило убийцу в положение ответственного перед своей семьей: ведь если он избегал мести, она осуществлялась по отношению к кому-нибудь другому в семье. Кровная месть была чревата опасными последствиями — зачастую она становилась более жестокой, нежели предшествующее ей преступление, влекла за собой ответную месть и в результате выливалась в длительные кровавые конфликты, которые часто обескровливали обе враждующие группы или полностью уничтожали одну из них. С одной стороны, это служило фактором сдерживания, но с другой — негативные последствия являлись слишком значительными. Порой целые кланы мстили за события трехсотлетней давности, и в итоге полностью уничтожали друг друга.


В дореволюционной литературе приведен пример, когда согласно адатам, в одном дагестанском селении кровомщение между двумя родами-тухумами продолжалось более 200 лет, а началось оно … из-за ссоры за курицу. Поэтому уже у древних народов имелись обычаи, позволявшие прекращать или предотвращать кровную месть. К примеру, у арабов-кочевников род человека, который совершил непреднамеренное убийство, имел право откупиться довольно большим выкупом. В настоящее время принцип кровной мести существует в странах Ближнего Востока, в ряде регионов Северного Кавказа и в Албании. В Европе этот обычай был широко распространен в средневековой Италии, сейчас он сохранился в более отсталой Южной Италии. Термином «вендетта» кровную месть называли, преимущественно, на островах Сардиния и Корсика. Здесь она существовала даже в нач. XX века. В XII–XIX веках обычай кровной мести практиковался у греков-маниотов с полуострова Мани в Южной Греции.


Кровная месть является одним из распространенных обычаев Дагестана, получивших свое законодательное закрепление. В правовых памятниках XVI–ХVII вв. кровная месть не только не была запрещена, а, наоборот, была предписана. Вместе с тем для признания её «законности» требовалось соблюдение ряда условий. Правовое регулирование обычая кровной мести, имевшее целью избежать массовое кровопролитие, было направлено на всемерное ограничение произвола и самоуправства отдельной личности и тухумов по кровным делам. Уже в названных правовых памятниках заметно постепенное вытеснение кровной мести выкупами, а также сокращение круга лиц, имеющих право на осуществление кровной мести. В адатах правом мести обладали лица, которые, согласно шариату, являлись наследниками убитого. В основных чертах правила применения кровной мести сводились к следующему. После совершения убийства убийца немедленно объявлялся кровником-канлы и обязан был покинуть аул. Нередко, в зависимости от тягости содеянного, в изгнание вместе с убийцей назначались его ближайшие родственники (от 1 до 6). Через некоторое время, от 6 дней до года, изгнанные родственники, называемые мал-канлы, в отличие от главного виновника баш-канлы, искали примирения с родственниками убитого и давали им определенный выкуп (алум) деньгами или вещами. Вносился также штраф в пользу сельского общества.
 

После примирения можно было мстить только главному виновнику — самому убийце. По истечении довольно продолжительного времени, не менее года, родственники канлы с помощью посредников старались за особое вознаграждение — «дият» — добиться прощения убийцы родственниками убитого. С момента уплаты дията канлы уже мог возвратиться в свой аул. Описанные правила имели множество особенностей. Почти во всех местностях различались величина алума, штрафа и дията, сроки примирения; в некоторых местах не применялся алум, в других не было штрафа в пользу общества и т. д.


Кровник, покинувший свой аул, поселялся где-либо по соседству. По дагестанским адатам считалось крайне предосудительным отказывать канлы в убежище. Почти повсеместно действовали специальные адаты, обязывающие принимать канлы, а также карающие за содействие в его преследовании. Уже в правовых памятниках XVI–ХVII вв. достаточно ярко видна эволюция кровной мести. Принцип талиона «око за око, зуб за зуб», пришедший на смену всеобщей обязанности кровной мести непременного мщения убийце, заметно вытеснялся выкупом, аналогичным русской вире. Постепенно, позднее, на первый план выдвигается ответственность непосредственно виновного лица — канлы, которого разрешалось убить, а остальные родственники, по существу, несли лишь материальную ответственность. Впоследствии родственники канлы не покидали аул, но до примирения избегали встречи с родственниками убитого.


Наряду с ограничением права мщения кругом ближайших родственников сужается также сфера применения кровной мести. Многие обиды, личные и имущественные, вызывавшие обязательное применение кровной мести, разрешались возмещением ущерба потерпевшей стороне. По древнему, идущему ещё от античности, обычаю примирение осуществлялось с помощью возмещения за убытки. При нанесении вреда, требующего мщения, обиженный уже отказывался от мести, вступал с обидчиком в мировую сделку, по которой последний должен был заплатить за обиду определенную денежную пеню. Такие сделки — «compositiones» (композиции) — постепенно входили в обиход, и месть-самоуправство заменялась, таким образом, системой выкупов или композиций».


В адатах Кайтаго-Табасаранского округа правила по кровной мести применялись в зависимости от принадлежности убийцы к слабому и сильному тухуму: если убит член слабого тухума представителем сильного тухума, то за кровь платилось имущество на сумму 600 руб.; если убит член сильного тухума представителем слабого тухума, то убийца обязан был, взяв за руки своих детей и жену, выйти из дому, оставив весь дом со всею домашней утварью родственникам убитого, даже в случае превышения суммы имущества вдвое более цены крови (600 р.). Кроме того, он принимал присягу в том, что у него нет никакого другого имущества; если убийца бедного состояния, а родственники не могли или не хотели ему оказать помощь в уплате цены за кровь, убийца оставался кровником до своей смерти.


Самой распространенной причиной применения кровной мести являлось убийство. Адаты по убийству, в основных чертах сходные во всем Дагестане, имеют и ряд различий даже в среде одной народности. Убийство доказывалось присягой Кораном обвинителем с шестью родственниками. Различалось простое и убийство с отягчающими обстоятельствами, называемое кара. Убийца признавался кровным врагом, баш-канлы, который родственником убитого (право на кровную месть имели все родственники убитого) до примирения подвергался кровомщению. Вместе с ним признавались мал-канлы и шесть его ближайших родственников из совершеннолетних мужчин. Размер взыскания за преднамеренное и случайное убийство по всему Дагестану в принципе был одинаков. Месть проявлялась независимо от того, виновно или невиновно было совершено действие, главным было установление факта наличия случайной причинной связи. Г.Е. Колоколовым было отмечено в связи с этим, что вред, который был нанесен случайно, вызывал тогда месть точно так же, как умышленное действие.


Признанный убийца — баш-канлы — обязан был заплатить наследникам алум за кровь убитого: 7 быков и 49 кари бязи. За убийство с отягчающими обстоятельствами к алуму прибавлялось еще 7 быков. Если родственники соглашались простить убийцу и примириться с ним, канлы платил определенную плату и угощал их. Мал-канлы могли примириться с родственниками убитого в любое время, и при этом каждый мал-канлы уплачивал по одному быку. В случае, если обвиняемый не имел возможности уплатить все взыскание, разрешалось брать имущество его и жены, за исключением необходимой одежды, оружия и пропитания на несколько дней. Когда и этого имущества оказывалось недостаточно, взыскание обращалось на 40 близких родственников обвиняемого по 20 со стороны отца и матери. Родственники жены, когда взыскание налагалось на мужа и, наоборот, взысканию не подвергались. Примечательно, что родственники, участвовавшие в платеже композиции, впоследствии могли требовать от обвиняемого возвращения уплаченной ими доли.


Правила кровной мести в Южном Дагестане в основных чертах схожи с общими дагестанскими правилами. В канлы удалялись убийца и один-два его ближайших родственника. В течение непродолжительного времени побочные канлы из родственников достигали примирения с врагами без особого затруднения. По адатам Кюринского округа до присоединения Дагестана к России при примирении убийца обязан был заплатить 24 тумана; туман составлял три быка, или три коровы, или три ружья, или три сабли, или три паласа, или три участка земли и т. д., т. е. по три штуки одинаковых вещей. За нечаянное убийство виновный не изгонялся в канлы, но обязывался заплатить родственникам убитого цену крови. За убийство отца виновного должен был убить родной брат, если не было братьев, убийцу лишали доли наследства. Все взыскания за убийство и другие тяжкие преступления относились за счет общего имущества родственников, если только они жили вместе и вели нераздельное хозяйство. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. В целом адаты по кровной мести у дагестанских народов имеют большое сходство и следующие особенности:


• Во всей полноте родственная связь выражалась в кровной мести. Возможности одного человека в тот период были очень ограничены. Если требовалось искупление чьей-нибудь смерти, в мщение была включена вся родственная группа. Проступок одного человека сразу же сказывался на его семье, затрагивал всех его родственников.

• Кровная месть применялась непосредственно к виновнику. Назначение его ближайших родственников мал-канлы имело целью увеличить имущественное взыскание.

• Алум, уплачиваемый наследникам немедленно после совершения убийства, достигал значительных размеров. Его уплата, как правило, была непосильна для семьи и требовала участия ближайших родственников.

• Для погашения имущественных взысканий в первую очередь бралось имущество виновника и его семьи, затем, по очереди, его ближайших родственников. При недостаточности всего этого имущества взыскание обращалось на других родственников по линии отца и матери. В некоторых случаях родственники, принимавшие участие в платеже выкупов, впоследствии могли требовать от виновника возмещения внесенной ими доли платежа.

• Право на убийство канлы имели ближайшие родственники убитого, в основном наследники покойного. По адатам отдельных обществ право на месть ограничивалось родством 4-й степени.

• Содействие в убийстве канлы признавалось одним из тяжких преступлений.

• Преднамеренное и случайное убийство наказывалось одинаково, в том случае, если умирающий от раны или его родственники не соглашались простить убийцу по неосторожности.

• Как правило, примирение состояло в уплате дията и угощении родственников убитого. Величина дията также была исключительно высокой.


Правила кровной мести у горских народов, сложившиеся в период присоединения Дагестана к России, свидетельствуют о коренном преобразовании тех начал, на которых было основано кровомщение в эпоху родоплеменных отношений. Прежде всего, кровная месть имела место лишь в случаях причинения наиболее тяжких обид: убийства и несколько насильственных деяний, рассматриваемых как оскорбление чести и достоинства тухума.


Принцип индивидуализации ответственности, связанный с распадением большой семьи на малые индивидуальные семьи и ослаблением родственных связей, находит свое выражение во все большем сужении круга лиц, на которых могла быть направлена месть, и круга лиц, имеющих право на кровомщение. Кровная месть, ранее применявшаяся в отношении всех родственников обидчика всеми родственниками потерпевшей стороны, ограничивалась, во-первых, тем, что мстить можно было только непосредственно виновнику и, во-вторых, право на месть имели только ближайшие родственники, являющиеся наследниками убитого или оскорбленного. Как исключение, в отдельных дагестанских обществах, допускалось кровомщение ко всем членам нераздельной семьи, проживавшим в одном доме с обидчиком.


Система высоких выкупов, уплачиваемых за освобождение от кровной мести, ставила в неравное положение членов общества. Будучи разорительной для основной массы населения, она в то же время служила усиленной охране жизни феодальной знати, предоставляя возможность откупиться за убийство бедного человека. Кровная месть, первоначально являвшаяся актом, касающимся лишь родственных групп, в последующий период, с упрочением местной власти, вызывала и определенные наказания со стороны общества. Убийство кого-либо, помимо имущественного выкупа, влекло и взыскание штрафа в пользу общества; иногда штраф превышал размер алума, который получали наследники убитого. Об этом же говорит и преследование обществом лиц, совершивших убийство своего ближайшего родственника или члена семьи.


В заключение следует подчеркнуть, что кровная месть у лезгин, равно как и у других дагестанских народов в процессе феодализации горского общества применялась в соответствии с определенными правилами, ограждавшими жизнь феодальной знати. Размер платы за кровь, оставаясь почти неизменным, уплачивался меньшим числом лиц, что вело к разорению и закабалению рядовых членов общества. Кровник лишался имущества и земли и в отдельных случаях даже своего жилища. Для богатых же возможность откупиться создавала условия для безнаказанности при совершении тяжких преступлений, направленных против крестьян. Нередко богатые и влиятельные лица, не желая уплачивать бедняку за кровь, вообще отказывались примириться с ним. Все это свидетельствует о глубоком преобразовании пережиточно сохранявшегося института кровной мести и применении его в соответствии с имущественным и социальным положением личности. В правилах применения кровной мести открыто провозглашались правовые привилегии социальной верхушки горского джамаата.




Автор: ‘Али Албанви



Литература


1. Джалилов Ш.Н. Развитие органов публичной власти и их влияние на обычное право Дагестана (XIX — нач. XX вв.): историко-правовое исследование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Махачкала. 2018. С. 122–145.

2. Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н. Кровная месть как институт обычного права Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/TrKL6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.03.2021). — Яз. рус.


Рецензии