Знакомство
С молодой женой, имея в своём распоряжении кое - что из одежды, и огромное желание самостоятельности, игнорируя предостережение родственников о трудности исполнения этого желания, мы наконец , переселились в маленький, мазаный домик, со стенами из прибрежной талы( прибрежный кустарник), и покрытых глиной. До этого, по приезду в посёлок, имея статус зав. ФАП, мы ютились в кабинете гинекологии, вынеся из него кресло, составив две кушетки бок о бок( с одной падали по очереди, смешно, но неудобно), стол и стулья выбрали из фаповской мебели. Было даже удобней, ведь я всегда был на работе. Но все - таки дом свой , есть дом. Опять же , уже привычную мебель, кроме кушеток, приволокли . Перед этим ученики местной школы, в которой я с первых дней своего появления в посёлке организовал танцевальный и хоровой кружки, побелили и вымыли две небольших, квадратов по 10, комнатки, и мы чаепитием справили новоселье.
Со временем местные жители принесли кровать , шкаф, кухонный стол. Алия сама , из купленного в местном магазине дешевого материала , руками и иглой сшила шторы до пола, скатерть на стол . Кстати, постель, все её причиндалы, нам подарила тёща, провожая из города в село со словами :" Сам дурак и ты дурак будешь." Это она Алие. В общем устроились, и даже понравилось нам это все. Утром я уходил к восьми на работу, которой было невпроворот. До этого здесь медицинского работника не было. А это означает много. Первое, что я сделал, ещё живя в кабинете гинекологии, обошел посёлок , благо не большой, дворов двести с довеском, познакомился и составил списки своих будущих клиентов.
И сразу получил урок о поведении в доме посещения( моего конечно) . В каждом доме я должен был съесть кусочек хлеба. Я не первый день в Казахстане, но то, что отказаться от угощения не имел права, узнал только сейчас. Куда бы не пришел, сразу приглашали к столу, независимо от времени дня, или ночи войдя в дом, отламывал от краюхи кусочек и отправлял в рот. А, уж если время совпало с обедом, не покушав с хозяевами, наносил кровную обиду. С одной стороны хорошо, никогда не испытывал чувства голода, но всему есть предел. Женившись на казашке, хоть и горожанке, а сельчане отличаются от городских очень заметно, я с первых дней старался вписаться в общество, тем более профессия требовала, лечение эффективней у доверяющего.
Поэтому к новоселью я худо - бедно наладил отношения с односельчанами. А моё желание работать в школе, при том бесплатно, сразу повысило мой авторитет на несколько градусов . Но одно было плохо; я не знал казахского, большинство не знало русского языка. Через два года мы с Алией переехали в другой район, в русскоязычное село, где потребовался фельдшер, и где условия и жизни, и быта отличались так, как отличаются в России, например, 1999г. от 2020-го.Но это будет потом. А сейчас мне часто помогала Алия. Санитарка, тоже казашка, молодая несимпатичная, но работящая, умница, наводила порядок рано утром и поздно вечером. Кроме того она бегала по поселку с поручением пригласить кого -то для прививок , ну и всякое такое. Так что переводчиком была Алия. Только не подумайте, что все поголовно не говорили по - русски, но все же таких было большинство. Со временем , конечно, и сам я научился общаться, ведь руки, ноги, голова встречаются с болезнями, а слово аурад , болит, я запомнил сразу. Честно сказать, мы прижились сразу. Казахи вообще добрый, отзывчивый и верный народ. К нам они отнеслись так же, как относились к многочисленным приезжим, кого выслали из родных мест суровые власти, или тех, кто просто сбежал, чтоб здесь спрятаться от тех же властей. Но именно в этом поселке я был единственный русский. В первый же праздник нас пригласили в давно существующую компанию из двенадцати семей, поочередно устраивающих застолья. В компанию входили : парторг колхоза, пара учителей, бухгалтер, ветврач, пара чабанов и пастухов, трактористы , водители. В общем всех понемногу. Всего человек тридцать. Хорошая была компания, дружная. Пару раз в неделю точно собирались, ведь кроме официальных праздников были дни рождения и другие семейные торжества. В Новый Год писали бумажки с названием праздника, клали их в малахай( головной убор) и глава семьи тянул жребий. Выпавший праздник устраивался в порядке жеребьевки хозяином счастливого билета полностью за свой счёт, включая выпивку, закуску и развлечения. Ну а семейные каждый устраивал у себя, как это делается везде.
Не могу оставить вас в неведенье о прохождении самих застолий.
Хозяин обязательно напоминал:" Завтра у меня. Не опаздывай". Первое время мы с Алияшкой добросовестно старались не опоздать, но попав несколько раз в неудобное положение, сидя , как идиоты перед телевизором хозяев, ожидая прихода остальных. Минимум пол- часа, а то и больше, народ подходил , рассказывая о отелившейся нежданчиком корове, о теленке, не желающему титьку сосать, и ещё о многих хозяйственных делах, неминуемых в селе. Наконец все собирались, женщины расстилали посреди большей в доме комнаты дастархан, разбрасывались подушки( мужчине нужны удобства), накрывали , так называемый, первый стол. Чай, баурсаки, салаты , кесешки и рюмки. Кесе, это маленькая пиала для чая. Рассаживаются все там, где кому удобно. Сначала мужчины, на подушки под локтем , рядом, притыкаются жены. Детей при этом не бывает, кроме разве сосунков. Все дети в доме кого - то, из присутствующих, под присмотром старших. Молодая женщина вносит чистый таз и кувшин с теплой водой. На плече, несколько полотенец . Она по кругу обходит гостей, подавая мыло, поливая над тазом воду на руки, подает полотенце и идет к следующему. Только после всех руки моет хозяин.
Застолье начинается с чаепития, правда недолгого. Выпив по паре - тройке кесушек, в которые наливает хозяйка, чем меньше, тем уважительней для гостя, хозяин наполняет рюмашки. Первая пошла, закушена салатиком, баурсаком, кому что нравится. За первым столом, обычно женщины делятся новостями, обсуждают шалости детей, хвалятся новоприобретениями. Тем у них много. Мужчины балуются чайком, пока не налито по второй. Выпили, закусили . В разговоры женщин вплетаются мужские реплики, вроде:" Да ладно тебе. Сама наворотила... ". Или:" Моя молодец. Сегодня... ". Как - то так. А тут и, по третьей, последней . Не пугайтесь. Последняя первого стола. Мужики встают и, идут, на улицу покурить и о мужском поговорить. А женщины в это время готовят второй стол.
Наваристый борщ, мясные, блюда , салаты, зелень .Всегда изобилие блюд, которому я поражался. Первое время я не умел рассчитать своих сил, и, к третьему столу был сыт по самое не хочу, но со временем научился, хотя есть стал, кажется, еще больше.
Усаживаемся, и первая пошла. Опять до трех. Стол убирают, женщины, не все, колдуют на кухне, мужчины, после перекура, включают музыку и , приглашая свободных дам, отплясывают современные ритмы Время летит незаметно, съеденная пища трамбуется, а тут и третий стол. Хозяйка со товарищи вносят два - три огромных блюда с парящим , нарезанным тонкими листами тестом и большими кусками мяса . Мясо разделывать должен хозяин, но из - за большого количества гостей , в каждое блюдо , кроме хозяйского, мясо готовит сидящий, перед блюдом гость. Мясо нарезается кусками , располагая его поверх теста ровным слоем. Приносится вареный картофель, который так же нарезается поверх мяса. В заключение все это поливается сурпой, с настоянным в ней луком. Вот теперь и пошла первая. Ну три раза конечно же. Бешбармак едят руками, предварительно вымытыми в , как перед каждым столом, воде из кувшина, подаваемого женщиной. Увидя, что я ем мало, все возмутились. А , когда поняли, что я просто неправильно ем, посмеялись и, посоветовали выпить пиалу сурпы. Я , с кислой рожей , приготовился к изнасилованию бедного своего чрева, но... Сурпа оказалась очень даже приятной на вкус , и я вылакал ее с превеликим удовольствием. О чудо! Тяжесть в утробе исчезла, стало легче дышать, даже возникло желание насладиться вкуснейшим бешбармаком, что я и неприминул сделать. Три рюмки выпиты, сурпой придавлены, время перекура. Это время самой обширной культурной программы. Музыка играет, желающие танцуют, кто - то за сигаретным дымом беседует про жизнь. В отдельной комнате желающие играют в терц по малому. Картежная игра на деньги распространена, как, впрочем и везде . Были и игры, детские " садовник", " море волнуется ", "салочки". Хохот, веселье. А вот песен не было. Не знаю почему, но не было. И я не лез в чужой огород со своим уставом . Финальный стол с чаем, рюмочкой, при желании, проходил уже как - бы в ожидании прощания. Уже не было желания пить чай и водку, наступала некоторая усталость. Потихоньку пары и одиночки прощались, благодаря, с хозяевами, обменивались планами на следующие посиделки, а так же планами на рабочий день и расходились , провожая попутных друзей . Вы можете мне не верить, трудно это после моего рассказа о выпитых рюмках, но я попробую убедить. Никогда утром я не маялся головной болью. Никогда никого не пришлось тащить волоком. И никогда не произошло хоть малейшей пьяной разборки. На гулянку я всегда ходил с медицинским чемоданчиком, так как в любое время кому - то могла понадобиться моя помощь. И в Новогоднюю ночь мне пришлось выйти из - за праздничного стола, принять роды , доставить роженицу с ребенком в райцентр. Никогда не было такого, чтобы я был не в состояние выполнять свою работу. Это не мне в похвальбу, это условия , в которых было невозможно упасть мордой в салат. Потом я посчитал, и оказалось, что и выпивали - то мы немного, самое большее по 500 на рыло.
. Почему я рассказал о компании. Ну , во- первых состав команды. Рангов не было, начальства и подчиненного не было, все равны. Многие пребывают в заблуждении о культуре тогдашнего казаха. Да я был там наверное самый бескультурный, ведь я только учился быту, традициям, поведению в обществе. Я был единственный русский на весь поселок, значит и в компании. Сначала все стеснялись, при мне говорить на родном языке, но я заявил, что быстрее его, язык, освою, если на нем будут говорить. В последующем это оказалось правильным . Я не говорю на том языке, кроме некоторых фраз, но понимаю почти все, о чем говорят. Я никогда не видел заискивания кого - то перед кем - то. Хотя женщины и уделяют много внимания в уходе за мужчиной, но в быту они все же скорее равные, чем наоборот. А в повседневной жизни парторг рулит, пастух пасет, водитель возит, а учитель учит.
Но и официальные праздники , присущие именно казахскому селу есть. Например Наурыз, Казахский мусульманский Новый Год. Впрочем не только казахский, это я загнул. Или летний, в жаркую, засушливую пору, когда все поголовно выходят в степь просить Всевышнего о дожде. Они мало чем отличаются. В огромных котлах, выставленных на берегу вшивенькой, но все же не пересыхащей речушки, варится мясо, плов, длиннющие дастарханы многими полосами расстеленные на обширной поляне, завалены баурсаками, зеленью, овощами и фруктами. Естественно не без спиртного. Хотя, шариат и, запрещает употребление спиртного, мало кто соблюдает этот запрет. Эти праздники не похожи на наши компанейские застолья, чинные, но от этого только выигрывающие в желании их посещать. Здесь, как везде, как и, у нас, русских. Так же пьют, так же выпытывают об уважении к себе, так же хватают друг друга за грудки и, так же жены, волоком тащат домой упирающихся, кричащих:" Я трезв! ", своих мужей. Одно отличие - домбра и акын( певец), поющий под аккомпанемент двуструнной казахской гитары. Я, не понимая значения слов, заслушивался этими ритмами, напевными мелодиями, виртуозной игрой пальцев, бегающих по грифу инструмента. Кюй, казахский напев, не нуждается в переводе. Вот степь широкая, глазами не охватишь, расстилается, а на ней цветы, пестрые и разные, травы на лугах, с пасущимися стадом сайгаков. Но вот подняли головы, прислушались к тревоге. Тихие шаги крадущегося волка, выжидающего момента броска на добычу. Прыжок, но поздно. Дробный топот маленьких копытец уносит прочь испуганное стадо. Домбра подбадривает их, задавая ритм взмахам сильных ног. И вот уже ликует домбра, славит силу выносливых ног и жажду жить, вопреки всем невзгодам, вопреки всем врагам . Домбра замолкает, а слушатель не поднимает задумчиво наклонённой головы. Потом встрепенется и в удивлении смотрит на певца . " Все, что ли? ". И разочарование на лице. Но акын добр и любит петь . Его голос вновь , сначала бережно, но с каждой новой нотой набирая силу, начинает повествовать. Кызымка( девушка), сидя на бережке, поет о джигите, ушедшему в поход против злобных джунгар, совершивших набег на родной аул. Но он сильный батыр, он победит обязательно и вернется к своей, Карлыгаш ( ласточка). Он привезет, большой калым, попросит ее в жены Ох, и какая же счастливая будет она, только месяц и далекие звезды, знают. Я играю на инструментах, но взять в свои неумелые руки домбру считаю кощунством. Только истинный, казах может заставить ее петь так искренне.
. Это праздники, теперь о быте. По сравнению с другими селами, это было отсталое по всем параметрам село. Что меня удивило в первую очередь - отсутствие заборов. Даже контора не имела изгороди. Удобно. На вызов я шел по прямой. Вышел, прицелился и не сворачивая. И огородов нет. Только колхозный.
Немного отвлекусь, не могу не рассказывать . Я вырос в селе , и огород для, меня всегда имел немаловажное значение. Не надо обьяснять почему, то всем известно. Пришла весна. Попросил распахать целину возле дома, благо тракторист свой имеется . Насобирал дефицитных в этих краях столбиков, вкопал, оплел колючей проволокой, ( благо ее валом рулонами валялось рядом с колхозным огородом), граблями поработал. На подоконнике высадил в приготовленные деревянные ящички семена овощей, и , приобрев пару ведер картошки, посадил по всем, правилам огородничества. Жду всходов рассады. Подходя однажды к дому, возвращаясь с работы, слышу истошные вопли Алии, по - казахски на чем свет костерящей кого - то. Что такое? Прыжками несусь,и что вижу? Штук пятьдесят баранов чешут по моему огороду в проделанный проход. Столбики для этого выдернуты, а проволока оттащена, в сторону. Старик казах машет руками и что - то доказывает моей жене, а та, не слушая его, орет о своем. Подхожу. Аксакал вежливо пожимает мне руку, и, показывая на мою подругу, возмущается. Ломанный его русский в перемешку с казахским довел до моего сознания следующее. Моя глупая марджа( жена) не хочет понимать, что бараны ходят в степь кушать, а когда покушают , им надо обязательно идтить до дому , до хаты. Они всегда и издесь ходят. Почему кричит, глупая, зачем ругаться. Мы уважаемый, вы уважаемый, зачем крик? Да! Ситуация. Начинаю обьяснять, что у нас , у русских, огород... , и.т. д. И в конце сетую о посаженной картошке. Он задумчиво чешет затылок, смотрит на меня с сомнением о моем здоровье и бурчит:" Хорошо, иду я". Пришлось снова городить, но, еще не раз были попытки, расчистить нагло загороженный мной путь. О урожайности моего многострадального огорода промолчу...
. Работая в этом селе, я понял,что оно полностью животноводческое. Здесь жили в основном чабаны, скотники, ну и конечно их обслуга, контора, школа, даже ДК. Именно с большой буквы. Это было громадное современное здание, сравнимое с объектом культуры областного, а то и выше, неведомыми, путями, заблудившееся среди степи. Оно стояло на отшибе, в конце, или в начале, смотря откуда к нему подходить, села. Я, заинтересованное лицо, поэтому провел по нему тщательную ревизию. Да, объёмы поражали, но не качество использования . Огромный зрительный зал, сцена Большого театра, и пыль . Несколько концертов мы с учениками дали, и даже удовлетворение получили, но...
. Чем больше я работал в том селе, тем больше разочаровывался. Буквально на глаза село умирало. Моя жена была больна , ей нужна была срочная, операция. Меня пригласили , с многими посулами на работу в Новосергиевку, село, расположенное в 25- ти километрах от нас. Выбор был очевиден. Я уволился, и на следующий день за мной приехала машина Вещей, у нас было столько, что машина даже не почувствовала тяжести. И провожать нас никто, кроме девчонок, моих артисток, не пришел. Обиделись. И было за что.
22.03.2021г.
Свидетельство о публикации №221032201709