Будем жить! глава 21

    Я прожила во Владивостоке около двадцати шести лет, с тех самых пор, как приехала из Свердловска после учёбы в Свердловском электротехникуме связи.

    Если задуматься, то это половина  самого продуктивного возраста.  И из этих двадцати  шести лет я, как минимум, двадцать три года боролась за выживание. Просто жить не получалось. Наверное, у кого-то жизнь складывалась достаточно просто, понятно и даже легко. А возможно, что люди просто не задумывались о том, что они что-то преодолевают... живут себе, считая, что у других  «вон чего, и то ничего»!

    Отчего так происходит? Возможно, что есть дети, благополучие которых обеспечено заранее высоким положением своих родителей, удачным браком, или же они просто везунчики в жизни. Или же сама жизнь устроена так, что вначале надо побороться, а потом ты живёшь вполне благополучно. Не зря же есть такая поговорка: «есть время разбрасывать камни, есть время их собирать».

    Семья, дети, работа , быт, экономический период в стране...  Люди моего поколения застали смену нескольких руководителей страны, распад Союза Советских Социалистических Республик. Моя мама и её братья и сёстры родились в правление Иосифа Виссарионовича Сталина, потом был Хрущёв Никита Сергеевич, после него Брежнев Леонид Ильич. А тот названный  «период застоя» - пример  той самой стабильности, по которой и сегодня ностальгирует достаточно большая часть моего поколения.  Мы знали, что получив профессию в любом из учебных заведений, получим и направление на работу. Чаще всего это были распределения новых специалистов по всей стране, но это были гарантированные рабочие места, где нас ждали, и мы действительно были нужны.  В 1982  году закончилась эпоха Брежнева.
В следующие три года  страна  похоронила ещё двух генсеков:
Ю. В. Андропова и К.У. Черненко.
Если учесть, что родилась я при правлении Н.С. Хрущёва, то на сегодняшний день за мою жизнь сменилось восемь руководителей страны, и пускай трое из этого списка стали именоваться уже президентами, а не генсеками, это не меняет сути.

    Я была очень далека от политики, но всё, что с 1989 года начало происходить в стране, не могло не отразиться на  на состоянии дел завода, на котором я работала. Привыкшие к относительной стабильности, мы все ждали, что как-то всё рассосётся, что будем, как и прежде получать свои оклады и премии... Но страну лихорадило, и нас вместе с ней.

    Всё это привело к тому, что я добровольно сменила должность мастера участка на уличную, а впоследствии рыночную торговлю, пусть даже с оформлением индивидуального предпринимательства.

    В ноябре 2003 года я утром лениво собиралась на рынок, а в ночь меня ждала поездка в Китай. Зазвонил домашний телефон. Трубку взял муж, послушал несколько секунд, потом как-то странно хихикнул и сказал:
    - А теперь скажи это ей сама!

   Я взяла трубку и услышала, что моя дочь вместе с будущим зятем прилетели из Екатеринбурга и находятся в нашем аэропорту.  В течении часа приедут. 
Поездку я, конечно же, отменила.

   Более того, за три дня дочь меня убедила в необходимости жить в одном городе, в том, где живёт она, моя мама и другие родственники.  Ноябрь я ещё обдумывала ситуацию, а уже в новогодние каникулы стала искать риэлтора, чтобы продать квартиру и уехать в Екатеринбург.  Помню, что меня очень раздражал тот факт, что все агентства недвижимости отдыхают, как все предприятия в стране! Мне казалось, что это кощунство - отдыхать две недели, когда мне надо так срочно продать квартиру!

    Пока происходили все подготовительные процессы, муж мой был со всем согласен.
«Да, - говорил он, - надо жить рядом! Дочь выйдет замуж, родятся внуки, надо, чтобы у них был дед!»

    В феврале будет продана квартира, а восьмого марта две тысячи четвёртого года года мы вылетели в Екатеринбург.

    Было ли это решение правильным? Наверное, оно было оправданным... для меня.
Мой муж так и не смог принять перемен.

    Уже через год я стану вдовой.
Ещё через год не станет моей подруги из Владивостока по поездкам в Китай Любы Луданик. У моей мамы обнаружат диабет, который неожиданно заявит о себе, на какое-то время почти полностью её обезножив.

    Ещё через год родится мой первый внук Иван, которого я буду растить с трёхмесячного возраста, отпустив дочь работать.

    Мы продадим квартиры и купим уютный, большой  дом у озера в пригороде Екатеринбурга.
Я буду растить внука, ухаживать за мамой, которой в две тысячи десятом  году ампутируют ногу. Теперь в нашем доме две коляски: детская и инвалидная.

    Ещё по приезду в Екатеринбург я сдам на права, и к моменту нашей жизни за городом у меня будет своя машина, Хонда  Fit, которую продавец, словно специально под меня, пригонит своим ходом из моего родного Владивостока.

    Когда мама себя неплохо чувствовала, она надевала на ногу протез, и я загружала их с внуком в машину. Потом мы ездили по каким-нибудь делам: заплатить за свет, купить продукты на Арамильском  рынке, обязательно сделав остановку возле магазинчика Кулинария, где я покупала вкусные горячие пирожки, маме с яйцом и зелёным луком, а Ване с яблоком.  Мама не ходила на протезе, ей было тяжело, но с ним было легче сесть в машину.   И, конечно  же, смена обстановки шла ей на пользу.

    Я уставала порою смертельно, потому что большой дом требовал больших забот. Приготовление пищи, ребёнок, участок с ягодой и зеленушкой, стирка, глажка, уборка. На несколько лет я стала типичной домохозяйкой. 
 
    К нам полюбили приезжать гости, как друзья дочери и зятя, так и родственники. Летними днями мы накрывали круглый стол в беседке, увитой хмелем, и сидели там допоздна, разговаривая обо всём на свете. В доме было достаточно места, чтобы остаться ночевать или даже пожить какое-то время. Чаще всего у нас оставалась мамина сестра из города Кургана - Надечка.
Мне прибавлялось работы, но я была рада, что они с мамой могут общаться.

   Порою я ловила себя на мысли, что несмотря на множество забот, я уже не выживала и ни за что не билась. Это было по-своему прекрасное время.
Спустя несколько лет я напишу стихи о доме в рамках одного из поэтических конкурсов в Инстаграм:

Пройдусь старой улицей мимо двора,
Где дом наш у озера, самый последний,
Где семь старых сосен, беседка, мангал,
И дятел стучит по стволу в воскресенье.

И белка, порою, пушистым хвостом
Похвалится или подразнит, возможно,
Где кот наш гуляет и ночью, и днём,
Цикады стрекочут в кустах многосложно.

На берегу чей-то тлеет костёр,
Неспешно текут разговоры о жизни,
Из баньки соседской потянет дымком,
И гость у них новый, опять заграничный!

...Наш дом давно продан. Не стало гнезда.
Вернулись мы в город, купили квартиры,
Остались лишь фото: большая семья,
Пушистый наш кот, и где все ещё живы...

   
   В 2008 году дочь отправит меня отдыхать в Египет. Выйдя из здания аэропорта в Шарм-Эль-Шейхе, вдохнув ночной, пахнущий морем воздух, я пойму, как я соскучилась по морю! Потом мы будем летать, благодаря ей, в разные страны: в Турцию, в Эмираты, на Гоа, в Китай, во Вьетнам. Она оплатит мои путешествия по Европе, я побываю с сестрой мамы -  Тонечкой в Санкт-Петербурге и в Крыму. Мы побываем в незабываемом путешествии в новогодние каникулы, которое в итоге соединит в одно Париж и остров Тенерифе. Но та первая поездка в Египет останется в памяти особенно.

    Мы проживём в доме шесть лет. Потом семья дочери распадётся, дом будет продан, деньги поделены, а для нас с дочерью будут  куплены две квартиры в одном доме,  в новостройке, в одной из которых станем жить я с мамой, в другой - дочь с внуком.

    Переехав в город я успею ещё пару лет поработать в офисе дочери, пока кризис в две тысячи четырнадцатом  году вновь не внесёт свои коррективы в наши планы.

    В мае две тысячи пятнадцатого уйдёт из жизни моя мама. Ещё через четыре года  у меня появится второй внук Лёвушка.

   Сегодня тоже неспокойное и нестабильное время.
Но даже в самые сложные времена мы ищем позитив в любом повороте событий. В связи с этим  я улыбаюсь и вспоминаю свою двоюродную сестру Марину, что живёт в далёком от Екатеринбурга городе Хабаровск.  Взрослый сын Марины живёт и работает в Японии, год назад она должна была прилететь к нему в гости, но пандемия нарушила все планы, и нет никакой ясности, когда появится возможность им увидеться, а так же решить вопрос с уже оплаченными билетами туда и обратно. Но Марина всегда находится в прекрасном расположении духа, её настроение не скачет, как качели, то вверх, то вниз.
Она посещает уроки живописи, планирует поездки по стране и при каждом нашем общении заряжает меня оптимизмом.
 
    А когда поздно вечером из-за разницы во времени я в одном из приложений в телефоне общаюсь со своей подругой и одноклассницей Любой Кудиновой,  которая сегодня живёт в городе Калининграде, то какова бы ни была тема нашего разговора: о пандемии, закрытых границах, странностях в образовательных процессах наших внуков, о недостатках медицины, но в итоге мы говорим друг-другу:
    - Всё хорошо! Будем жить!

    И на этой позитивной ноте мы желаем друг другу спокойной ночи, потому как по большому счёту мы - неисправимые оптимистки!

                Март 2021


Рецензии