Глава 5. 96. Презентация в Торонто

Глава 5.96. Презентация в Торонто

http://proza.ru/2021/03/21/203

Начинаю испытывать волнение, как и Олег. Сцена небольшая, но освещение меня устраивает.
Альбина Николаевна между Алексеем Вениаминовичем и Ниной Андреевной. Вижу, что очень волнуется. Сашенька уже сдружился с тестем Олега, сидит рядом с ним. Заметно, что оба довольны. Нина Андреевна смотрит с грустью. Взгляд, как бы говорит: «И зачем мы здесь?»
А мне интересно, какие будут вопросы. Издатель, который и подготовил эту презентацию, жестом показывает Олегу, что можно начинать.
Я горжусь своим братиком. Как он свободно говорит на английском и французском языке! В зале одобрительные аплодисменты. Значит, достаточно, как франкоканадцев, так и англоканадцев. Каждый сидящий в зале, наверное, говорит на двух языках, но всем приятно, что Олег говорит без акцента на их родных языках.
Все же братик оказался предусмотрительным и убедил меня говорить на русском, а сам решил выступить в качестве переводчика.
- Вика, вопрос поняла? Расскажи о себе. Только не увлекайся.
- Я одна из представительниц  счастливой и Великой России!
-И все?
-Переводи! Сейчас я на тебе, братик, отыграюсь за все годы. Сколько вы улыбались надо мной в детстве с Владом и Сережей.
- Понятно! Твоя раскованность мне нравится, но прошу тебя быть серьезнее.
- Хорошо!
Олег с удовольствием переводит мои слова, еле сдерживая улыбку. В зале одобрительные аплодисменты.
Начало замечательное. Альбина Николаевна, успокоилась, а Нина Андреевна уже с симпатией и удовольствием смотрит на нас, вспоминая, наверное, наше недалекое детство.
- А вот тебе вопрос на засыпку. Похожи ли мы на канадцев?
- Находишь, что мне на этот вопрос сложно ответить? Могу я блеснуть знаниями?
- От тебя этого и ждут.
- Спасибо за вопрос. На презентации в Париже мне задавали подобный вопрос. Я ответила, что мы тоже европейцы, как и они, поэтому говорить о похожести не приходиться. А Канада всегда была нашим хорошим и надежным соседом. Если Франция в тридцать один раз меньше России, то ваша страна занимает второе место по площади после России. Канада, как и Россия, не обделена полезными ископаемыми. В недрах вашей удивительной страны почти вся таблица Менделеева.
Если говорить о населении стран, то в Канаде около 37,59 миллионов жителей на территории 9976 тысяч квадратных километров – это 7,5% мировой территории. В России по последним данным - 146 171 015 постоянных жителей, по этому показателю страна занимает девятое место в мире по численности населения на территории 17075,4 тысяч квадратных километров – это одна девятая часть площади суши земного шара.
В Канаде 10 провинций и 2 территории. В России 89 субъектов Федерации. У вас канадский доллар, у нас – американский.
- Мне все это переводить?
- Переводи!
Весь зал, как одно дыхание. Альбина Николаевна уже окончательно успокоилась, как и Нина Андреевна. Уже забыла, где мы находимся. Заметно, что Нине Андреевне приятно, как переводит Олег слово в слово. В зале смешок, когда Олег произнёс: «У вас канадский доллар, у нас – американский».
- Продолжай дальше! Ты же не ответила на вопрос. Судя по реакции зала, твоя книга показалась своеобразной, они ждут от тебя большего.
- Могу позволить себе импровизации? Я буду говорить быстро. Разрешаю тебе вольный перевод. Только, Олег, сохрани мои интонации, когда это будет необходимо.
- Хорошо!
- «Если Канада не похожа на Соединённые Штаты, - а мы это знаем, - то на какую страну похожа Канада?» Это слова первого и знаменитого англоязычного писателя Канады Хью Макленнана. Его книгу «Семь рек Канады», изданную в Торонто в 1961 году, я прочитала ещё в детстве. Он был в тридцатых годах в России и обнаружил, что отдельные пейзажи Канады могут найти своих двойников в России. Волга и Дон, протекающие по Русской равнине, напоминают течение и колорит Саскачевана. Москва-река точно так же пересекает Москву, как река Ред-Ривер бежит по Виннипегу. Днепровские пейзажи Макленнан сравнил с пейзажами реки Святого Лаврентия. У вас богатая событиями история, как и в России.
- Остановись! Перевожу, а ты наблюдай за залом. Мне, кажется, твой ответ исчерпывающий. Приятно, что так основательно подготовилась. Олегу нравится переводить. Передаёт все мои интонации. Зал принимает нас. Сегодня утром за завтраком все отметили, что мы очень похожи с братиком.
- Какие одобрительные аплодисменты, Вика. Всем нравится, как ты отвечаешь на вопрос. Продолжай!
- История Канады, в сочетании с огромными географическими пространствами, различными по природным богатствам, привела к регионализму. Сегодня Россия тоже испытывает подобное, после распада Советского Союза.
- Молодец! Хорошо выкрутилась.
Олег переводит, а я смотрю на первый ряд, где сидят дорогие и близкие моему сердцу люди. Вот это реакция зала!
Я боялась подобного вопроса и подготовилась к нему основательно, но, похоже, в зале сидят очень умные и образованные люди, если остались довольны краткостью моего ответа.
Алексей Вениаминович глазами показывает свое удовлетворение. Альбина Николаевна окончательно расслабилась, а Нина Андреевна сидит в роскошном сером костюме спокойная, как бы отдыхает среди добрых и старых друзей.
Альбина Николаевна сегодня надела черный брючный костюм. Заметно, что ей нравится атмосфера в зале. Она буквально сияет от моей раскованности. А у меня одно желание не быть скучной для зрителей. Не хочу их разочаровать.
- Вика, снова сложный вопрос. В нём больше любопытства или подвоха? «Скажите, как Вы относитесь к продаже Русской Аляски американцам?» Время уходит. Давай быстрее!
- А я сейчас постараюсь в ответе выразить всё, чтобы подобные вопросы больше ни у кого не возникали. И сделаю это с юмором.
- Как можно отвечать на такой вопрос с «юмором»?
Олег, кажется, тоже расслабился.
- Я ждала этот вопрос, поэтому очень благодарна автору. Русскую Аляску продали американцам в 1867 году. Однако попытка продажи возникла значительно раньше. Впервые такое предложение американцы высказали Российскому правительству весной 1854 года в разгар Крымской войны, когда Россия несла тяжелейшие потери, уступая англо-французским войскам. Тогда поражение в войне казалось неизбежным, надвигался экономический кризис. Воспользовавшись катастрофическим положением страны, государственный секретарь Соединенных Штатов Марси и сенатор от Калифорнии Гвин в августе 1854 года предложили российскому представителю в Вашингтоне Стеклю продать Русскую Аляску. Тогда Петербург резко отказал, объясняя, что Россия никогда не торговала своей землей. Для Николая 1 продажа земли была немыслимой. Крымская война для России окончилась унизительным миром, заключенным 30 марта 1856 года в Париже. Никогда больше Россия не попадала в трагическую геополитическую и экономическую ситуацию, как во время Крымской войны.
- Вика, сбивчиво говоришь. В зале сидят образованные люди, могут знать прекрасно русский язык.
- Не отвлекай меня! Если знают хорошо наш язык, значит, они знакомы и с историей России.
Братик улыбается и спокойно ждёт продолжения моих мыслей.
- А в 1866 году, когда вновь возник вопрос о продаже Аляски, не было никакого повода нарушать завет Николая 1: «где станет русская нога, оттуда уходить нельзя». Причины продавать Аляску у нас тогда не было. В то время у престола был Александр 2, и либеральные идеи, принимаемые императором, вступили в противоречие с принципами бескомпромиссности и жестокости во внешней и внутренней политике Российского государства.
Олег переводит достойно. В зале тишина. Все внимательно слушают. И я понимаю причину: канадцы тоже были зависимы от Великобритании и Америки, им ли не понять нашу боль.
Братик с грустью, молча, смотрит на меня. В зале снова аплодисменты, но все ждут продолжения ответа на вопрос. А  мне этот ответ кажется бесконечным.
- Главным инициатором и сторонником продажи Русской Америки был князь Константин Николаевич. В марте 1857 года он пишет письмо вице-канцлеру Горчакову, доказывая, что продажа бы была своевременной, так как Соединённые Штаты, стремясь к нераздельному господству в Северной Америке, «возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их». Горчаков был против этого безумия. В Вашингтон Стеклю он писал: «Лично я не имею ни малейшей уверенности в пользе для России отказываться от этих владений». Великий князь, однако, настаивал на продаже, утверждая, что лучше за колонии получить золото, чем не получить ничего. Горчаков продолжал утверждать, что продажа Русской Аляски противоречит интересам государства. И спор между ними разрешился неожиданно. В 1861 году в Соединённых Штатах началась гражданская война между Севером и Югом, которая грозила развалить страну на маленькие разрозненные государства. В этой ситуации США было уже не до Аляски. Уже Америка всецело зависела от позиции России. И Россия, по сути, спасла США, которая неизбежно попала бы под контроль Англии, Франции и России. Стекль, в послании из Вашингтона 12 февраля 1862 года, убеждал российское Министерство иностранных дел: «Дезорганизация США, как державы, с нашей точки зрения, прискорбное событие. Американская Конференция была противовесом английскому могуществу, и в этом смысле существование её являлось элементом мирового равновесия». Горчаков тогда поддержал Стекля. Раскол США у него вызвал «глубокое прискорбие».
Россия, выступая за целостность США, признала правительство демократического Севера не только морально. Когда осенью 1862 года французский император Наполеон 3 обратился к России с предложением объединиться с Англией и Францией, чтобы заставить Вашингтон снять блокаду с Атлантического побережья Юга, со стороны России последовал отказ. И летом 1863 года для предотвращения англо-французской интервенции в Америку, к берегам Соединенных Штатов были направлены две русские военные эскадры под командованием контр-адмиралов Попова и Лесовского. Эскадра Попова прошла через Тихий океан в Сан-Франциско, а эскадра Лесовского стояла на рейде у восточного побережья Соединенных Штатов.
Американский генерал Бердан тогда заявил, что именно Россия помешала Англии объявить войну Американской Конференции. Посланник США в Петербурге писал в своих мемуарах, что Россия была «нашим единственным другом в Европе, который уберёг нас как единое национальное государство». Марк Твен тогда подписал обращение американского народа к Александру 2: «Америка обязана России во многих отношениях... Только безумец может вообразить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе враждебным высказыванием или действием...»
- Всё? Лихо, сестричка, расставила акценты в истории.
- Переводи! Ты своим переводом сдерживаешь мои эмоции. Я сейчас продолжу на английском языке.
- Замечательно! Я тебе сам хотел предложить. Если возникнет необходимость, я буду рядом и помогу тебе.

http://proza.ru/2021/03/24/176


Рецензии