История японского авианосца Синано

В самом конце войны, когда разрушительные налеты американских тяжелых бомбардировщиков уже начали волна за волной накатываться на острова Метрополии, японское военное командование отчаянно пыталось изобрести универсальное средство для уничтожения ударных группировок американских ВМФ. К таким средствам, в частности, относились отряды камикадзе и прочие, весьма сомнительные по своей военной ценности проекты, предназначенные для достижения скорейшей и окончательной победы.

После потери в ходе битвы за Мидуэй сразу четырех авианосцев, которые канули в лету вместе с опытнейшими летчиками и первоклассными штабными офицерами, принимается решение о переоборудовании в авианосец третьего линейного корабля типа «Ямато». Так положено было начало самому крупному авианосцу Второй мировой войны — «Синано».

Начало этой истории восходит к началу 1930-х годов. В октябре 1934 года Главный морской штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с США, поручил Управлению кораблестроения императорского флота («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей с 460- мм артиллерией главного калибра. В ожидании ответа от этого комитета, Япония 28 декабря 1934 года заявила перед всем миром о том, что через два года, после 31 декабря 1936 года, она выходит из состава участников Соглашения 1922 года в Вашингтоне и Договора 1930 года в Лондоне по ограничениям военно-морских вооружений.

Это вполне соответствовало плану, принятому Японией после Первой мировой войны, в котором основная ставка делалась на мощное ядро из линейных кораблей с 410-мм артиллерией и тяжелых крейсеров. Тогда Япония приступила к реализации так называемого плана «8–8», согласно которому намечалось создать самый мощный флот в мире. В реорганизованном виде он должен был состоять из восьми линкоров, в том числе «Нагато» и «Муцу», и восьми линейных крейсеров, включая «Акаги» и «Амаги».

Водоизмещение каждого из планируемых к постройке линкоров должно было достигнуть 48 000 т. Тем самым они должны были стать самыми крупными в мире на тот момент. Поскольку в 1919 году авиация играла вспомогательные роли, план «8–8» предусматривал постройку только двух небольших авианосцев водоизмещением по 12500 т каждый».
После подписания Вашингтонского соглашения, ограничивающего тоннаж линейных кораблей и крейсеров, строящиеся «Акаги» и «Кага» пришлось переоборудовать в авианосцы.

Когда же в 1936 года все договорные ограничения канули в лету, руководство японского флота настояло на принятии новой кораблестроительной программы, с максимальным использованием возможностей своих верфей.

Согласно Третьему дополнительному плану (более известному как Программа «Марусаи»), принятому в 1934 году, Япония приступила к созданию своего флота, в надежде сделать его одним из сильнейших среди ведущих морских держав. В новую программу вошли знаменитые линкоры «Ямато» и «Мусаси», авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку». В 1938 году была запланирована постройка еще двух линкоров типа «Ямато» (водоизмещением 74.000 т) и авианосца «Тайхо» с необычайно мощным вооружением.

Весной 1935 года «Кампон» дал положительный ответ о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей, и дальнейшую разработку проекта передали под непосредственное руководство вице-адмирала Кейджи Фукуда и кэптена (капитана 1 ранга) Китаро Матсумото. За 28 месяцев «Кампон» разработал 25 вариантов проекта нового линкора, окончательный вариант которого получил одобрение в марте 1937 года, и «генеральный штаб ВМС Японии» издал приказ о постройке для начала двух линкоров по Третьей программе пополнения флота.

Однако и здесь появились проблемы — развязав войну с Китаем, Япония столкнулась с большим количеством непредвиденных расходов. Кораблестроительная программа начала тормозиться. Из-за отсутствия производственных мощностей постройку двух линкоров с 460-мм орудиями перенесли в шестилетнюю программу 1939 года. По бюджету 1936–1937 годов заложили линкор «Ямато», а по бюджету 1937–1938 годов — «Мусаси».

В 1937 году завершается детальная проработка «Четвертой программы замещения». Из-за обострившейся международной обстановки и японо-китайского конфликта парламент согласился выделить средства на ее реализацию, но потребовал от руководства флота детального отчета о расходах. В рамках указанной программы по бюджету 1938–1939 годов заказываются линкоры «Синано» и № 111 (третий и четвертый в серии типа «Ямато», незначительно отличавшихся от головного), но из-за загруженности заводов их заложили лишь в 1940 году.

По бюджету 1940– 1941 годов предполагалась закладка линкора под № 797 (пятый в серии типа «Ямато») и по бюджету 1941–1942 годов — линкор под № 798, который, вопреки первоначальным планам, предполагалось вооружить 508-мм орудиями (дальнейшее развитие линкоров типа «Ямато»).
В то же время из-за ограниченных возможностей верфей пришлось отказаться от дальнейшей закладки авианосцев, переоборудовав в них строившиеся крупнотоннажные лайнеры и торговые суда, реквизированные флотом у частных судовладельцев.

Фактически, как видно из приведенных выше данных, японское командование отдавало предпочтение строительству линейных кораблей, на которые возлагались большие надежды в будущей войне. О том, что основной ударной силой станут авианосцы, вплоть до поражения в битве у атолла Мидуэй никто тогда и не задумывался.

Таким образом, «Синано» был заложен в качестве линейного корабля на военно-морской верфи Йокосука 4 мая 1940 года. Корабль получил свое наименование согласно традиции — по имени одной из префектур Японии, как, впрочем, и все корабли этой серии. Синано — префектура в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название Синано также носит и главная река в Японии. Командующий Объединенным флотом Японии Исороку Ямамото, главный вдохновитель нападения на Перл-Харбор, вырос на берегах этой реки и, бывая дома, любил поплавать в ее холодных прозрачных водах.

Из-за очередного пересмотра судостроительной программы, в ноябре 1941 года постройку линкора под № 111 при 30 % готовности прекратили, а работы по «Синано» при 50 % готовности корпуса и механизмов в следующем месяце приостановили. Освободившихся рабочих верфи перебросили на достройку «Ямато» (сроки постройки сократили до 16 декабря 1941 г.) и «Мусаси» (5 августа 1942 г.).

После катастрофического поражения под Мидуэем в июне 1942 года, когда японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, принимается решение достроить «Синано» в качестве авианосца.

Из-за того, что кораблю, корпус которого уже был собран до уровня главной палубы, предстояло крупное переоборудование, срок его спуска на воду продлили до февраля 1945 года. Работы велись в условиях строжайшей секретности — для маскировки место постройки корабля было с трех сторон обнесено заграждением из гофрированной нержавеющей стали, а с четвертой стороны док скрывала от любопытных глаз отвесная скала. Таким образом, сухой док, где строился «Синано», был полностью изолирован от остальной базы.

Тысячи строителей, большинство из которых были корейцы, жили на казарменном положении. Перед входом на территорию стоял специальный КПП, на котором каждого работника проверяли по специально составленной фотографической картотеке. Об авианосце боялись даже говорить вслух. Естественно, под строжайший запрет попало хранение на базе любой фототехники. За соблюдением секретности вокруг дока № 6 зорко следила тайная полиция — «Синано» стал единственным крупным военным кораблем столетия, официально не сфотографированным во время постройки.2

Неофициальных фото всего два. Первое была сделано 11 ноября 1944 года с американского разведчика B-29, пролетавшего на высоте 9150 м над Токийским заливом во время испытаний только что построенного авианосца.
Второй раз его удалось запечатлеть в тот же день, но уже японским фотографом, работавшим в судостроительной компании. Этот снимок сделал тайком и с большого расстояния опытный фотограф Хироси Аракава, находившийся на борту нового буксира, также как и «Синано», проходившего тогда заводские испытания в заливе.

Переоборудование «Синано» в авианосец проводилось по проекту, разработанному вице-адмиралом К. Фукуда (основной проектировщик «Ямато») и начальником Морского Технического Департамента Сейичи Изамура. Барбеты башен 457- и 155-мм орудий демонтировали и до 205 мм уменьшили толщину броневого пояса. На месте барбетов разместили цистерны для 718 т авиационного топлива и погреба боезапаса, защищенные двумя, жестко соединенными броневыми переборками суммарной толщиной 178 мм, промежуток между которыми заполнялся водой.

Бронированию суперавианосца Фукуда уделял большое внимание: так же, как на «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня, снаружи которой располагались так называемые «були» (конструктивная противоминная защита), которые должны были свести к минимуму урон от попадания торпед, заставляя их взрываться за пределами основного корпуса корабля. На «Синано», из-за несбалансированности конструкции, толщина бортового броневого пояса была уменьшена с 406 до 203мм. Були, в случае с суперлинкорами, показали потрясающие результаты: чтобы потопить, к примеру, «Ямато», потребовалось больше десяти попаданий торпед и около десятка бомб. На «Синано» была также значительно улучшена противоминная защита — количество водонепроницаемых отсеков возросло до 1147.

Активное наращивание толщины брони детищ К. Фукуды на практике не привело к улучшению их защищенности. Дело в том, что японская металлургия 1930-х годов и так сильно отставала от западной, а после резкого ухудшения англо-японских и американо-японских отношений не осталось возможностей для того, чтобы это отставание сократить. К примеру, новая японская броня VH (Vickers Hardened) была разработана на основе британской брони VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 года. «Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, т. е. для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA».

Поэтому нехватку технологий решали «в лоб», а именно, на линкорах типа «Ямато» главный броневой пояс толщиной в 410 мм расположили под углом в 20°. Такая броня, теоретически, не пробивалась никаким снарядом на расстоянии 18,5 км. Ниже главного находился еще один — толщиной 200 мм. Броня располагалась в виде цитадели, защищая жизненно важные узлы корабля. Из-за большой толщины, а соответственно, и массы, «цитадель» корабля получилась рекордно короткой среди линкоров 1930–1940-х годов — всего 53,5 % по отношению к длине корабля. И, конечно же, живучести это кораблям типа «Ямато» не прибавило.

Полетная палуба на «Синано» и два лифта для подъема самолетов были сконструированы так, чтобы выдержать удары авиабомб до 1000 фунтов. Кроме того, палуба состояла из трех слоев: верхнего — из 20-мм стальных листов, промежуточного — толщиной 76-мм, и противоударного, изготовленного из специальной смеси опилок и древесного каучука. В этом плане японцы несколько опередили своих американских «коллег» — первый авианосец США, имевший бронированную палубу, — это послевоенный «Midway».

Главным новшеством конструкции «Синано» являлись бронированные
(37 мм) вентиляционные шахты. Дерево было изъято из конструкции везде, где только можно, для дополнительной огнестойкости применялась огнеупорная краска. Защита на «Синано» состояла, в общей сложности, из 17964 т брони и 2000 т воды (заливалась между цистернами с топливом и погребами боеприпасов).

Четыре главные паровые турбины на «Синано» имели мощность 150000 л. с. и обеспечивали скорость до 27 уз. Причем, в ходе строительства установили больше топливных цистерн, чем планировалось, — это обеспечило авианосцу дальность плавания до 10000 миль.
Общее водоизмещение «Синано» составило 71890 т. Превзойти его смог только атомный авианосец ВМФ США «Enterprise», построенный в 1960 году.

Зенитное вооружение «Синано» было довольно мощным и разнообразным: шестнадцать спаренных 127-мм универсальных установок с большим углом возвышения (по сравнению с американским орудием того же калибра отличалось меньшей скорострельностью и скоростью наведения), 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм скорострельных автоматов (из-за отсутствия радиолокационных систем наведения и современных дальномеров были чрезвычайно неэффективными — отсюда и количество орудий), 336 пусковых установок для ракет калибра 120-мм. Для обнаружения воздушных целей имелось три РЛС.

В авиагруппу авианосца намечалось включить 18 истребителей А6М 5 (по другим данным, A7M2 «Реппу» — палубный истребитель, находившийся тогда в стадии испытаний), 18 пикирующих бомбардировщиков D4Y1 и еще шесть разведчиков D4Y1. По некоторым данным, «Синано» мог принять несколько больше самолетов, поскольку в последние месяцы достройки ангар расширили, и корабль мог взять дополнительно от шести до девяти самолетов.

Экипаж авианосца составлял 2400 человек, но в первом рейсе пришлось принять на борт гораздо больше людей — на нем отправились в путь еще и корейские рабочие, которые должны были заняться достройкой и доработкой корабля, когда тот прибудет во Внутреннее море.

В 1942 году «Синано» был классифицирован как «авианосец поддержки с функциями корабля снабжения авианосцев 1-й линии» — то есть он мог обеспечивать посадку авиагрупп с поврежденных авианосцев своей эскадры, заниматься ремонтом самолетов и обеспечивать воздушное прикрытие соединению силами собственной авиагруппы. Столь необычная классификация вполне понятна — из-за того, что авианосец переоборудовали из линкора с очень короткой цитаделью, под ангар для размещения самолетов осталось мало места. Для сравнения: гораздо меньший по размеру «Сёкаку» мог взять примерно вдвое большую авиагруппу. Зато на «Синано» площадь освободившихся помещений вне цитадели позволяла разместить дополнительные запасы топлива и боеприпасов для обеспечения авиагрупп соседних авианосцев.
На «Синано» отсутствовали паровые катапульты, но это, в данном случае, не являлось проблемой — длина полетной палубы корабля позволяла без проблем осуществлять взлет и посадку всех типов японских палубных самолетов.

После изнуряющих битв за Филиппины, Марианские острова и залив Лейте, у Японии практически не осталось опытных летчиков для палубной авиации. Из-за этого предполагалось использовать «Синано» в качестве плавучей «пусковой установки» для самолет-снарядов «Ока»-11, которыми, кстати, и был загружен корабль в своем первом и последнем походе.

Даже несмотря на то, что переоборудование линкора в авианосец было длинным и сложным, в июне 1944 года срок спуска корабля на воду сократили — он должен был покинуть верфь в Йокосуке уже в ноябре и отправиться на достройку во Внутреннее море. В связи с этим кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, приказал увеличить время рабочего дня с 11,5 до 14 ч и отменил выходные. Но ни к чему хорошему это, естественно, не привело...

Когда первая торпеда ударила в кормовую часть японского авианосца «Синано», никто даже не смог предположить, что виной тому стал покерный флеш-рояль и наглая тактика игры. Но тем не менее, все было именно так.

Идем по порядку.

Итак, торпеда ударила в корму авианосца, а в течение 30 секунд раздались взрывы еще трех торпед. Попало удачно, сразу началось затопление нескольких отсеков, где находились члены экипажа «Синано». Взрывы и вода убили сразу несколько десятков человек.

На мостике, естественно, все были в курсе происходящего, однако серьезно попадания не восприняли. Экипаж был укомплектован опытными моряками, многие из которых пережили торпедные атаки противника на меньших кораблях, нежели гигант «Синано». Потому даже когда авианосец начал крениться, офицеры сохраняли спокойствие и уверенность в том, что с повреждениями удастся справиться.

Капитаном авианосца был  Тошио Абэ, выпускник японской военно-морской академии. Абэ был участником сражения при Мидуэе, где он командовал эсминцем. Коллеги отмечали, что Абэ был очень компетентным офицером, однако совершенно недипломатичным (это грех для японца) и начисто лишенным чувства юмора. Но волевые качества капитана снискали уважение экипажа.

Однако нас интересует не столько персона командира «Синано», сколько его противник. И тут все намного интереснее.

Будущий противник Абэ и «Синано», Джозеф Фрэнсис Энрайт, был полным и безоговорочным… неудачником!

В 1933 году окончил Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Будучи лейтенантом, он получил свое первое командование, подводную лодку С-22, сразу после Мидуэя. Это была, в общем, учебно-боевая рухлядь, которую бросили в бой, потому что надо было терзать японский флот. Соответственно, Энрайт просто переводил горючее, сражаясь не столько с противником, сколько с древней подлодкой.

Весной 1943 года Энрайт был произведен в лейтенанты-коммандеры и назначен командиром подводной лодки USS «Dace». Первый боевой поход стал для Энрайта последним, поскольку, слишком осторожничая, Энрайт не произвел ни одного залпа, хотя у него была реальная возможность атаковать торпедами авианосец «Сёкаку».

Энрайта отстранили от командования и отправили служить старшим офицером базы подводных лодок на Мидуэе. Береговая служба ни до чего хорошего не довела еще ни одного флотского офицера, и, откровенно тяготясь такой службой, Энрайт начал понемногу идти по наклонной. То есть употреблять виски в повышенных дозах и играть в карты. Как ни странно, это привело его снова в рубку подводной лодки.

Нельзя сказать, что Джозеф Энрайт просто квасил, нет. Он написал несколько рапортов с целью попасть-таки на боевой корабль, но почему-то командующий базой Мидуэя адмирал Чарльз Локвуд хода просьбам Энрайта не дал. То ли не доверял, то ли, несмотря на пьянки, Энрайт со своими обязанностями справлялся весьма неплохо.

Лично мне кажется, что второй вариант, иначе давно уже бы выставили со службы, война все-таки…

И в один из вечеров лета 1944 года произошло то самое событие, которое стало ключевым в нашей истории. Энрайт играл в карты с офицерами из ближайшего окружения адмирала Локвуда и обыграл их.

Один из игроков, капитан Пейс, которого впечатлил агрессивный и рискованный стиль Энрайта, поинтересовался, мог бы Энрайт в таком стиле командовать и подводной лодкой. На что Энрайт, естественно, ответил утвердительно.

Забавно, но именно так, с помощью партии в покер, была спасена карьера морского офицера и все остальное, что последовало за покером.

24 сентября 1944 года Энрайт был уволен со своего поста и назначен командовать подводной лодкой «Арчер-Фиш», которая приняв новую команду и запасы, 30 октября 1944 года вышла на боевое патрулирование.

Никто на борту даже представить не мог, какие события ждут лодку и экипаж…

И два корабля пошли туда, в точку за горизонтом, в которой должна была произойти их встреча.

«Арчер-Фиш», подводная лодка класса «Балао», водоизмещением 1526 тонн, передвигающаяся со скоростью 20 узлов над водой и 8,75 узла под водой. Дальность плавания составляла 11 000 морских миль на 10 узлах. Экипаж состоял из 10 офицеров и 70 младших чинов.

Вооружена лодка была 10 торпедными аппаратами 533-мм и 24 торпедами. Кроме этого, в распоряжении экипажа было орудие 127-мм и зенитный автомат от «Бофорса».

С «Синано» все было сложнее. Вообще, корабль строили и перестраивали в обстановке такой секретности, что фотографий не то, что не сохранилось, они вообще не были сделаны! Единственная дошедшая до наших дней была сделана во время ходовых испытаний в Токийском заливе.

Так что «Синано» оказался своего рода рекордсменом: единственным крупным военным кораблем, построенным в 20-м веке, который никогда официально не фотографировался во время строительства.

Процесс завершения переоборудования суперлинкора в суперавианосец происходил в страшной спешке, поскольку японцев реально штормило на всех фронтах. Все это привело к тому, что «Синано» неслабо так шарахнуло о стенки дока, ранив и покалечив не один десяток человек.

Но несмотря на то, что пришлось ремонтировать корабль, не введя еще в строй, 11 ноября «Синано» вышел на испытания, а спустя девять дней судостроители передали его флоту.

Перед капитаном Абэ поставили задачу 28 ноября скрытно перевести авианосец из токийской гавани в море Куре, где корабль можно было спокойно дооснастить и принять авиагруппу. В качестве эскорта выделили три эсминца: «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» тип «Кагеро».

Сразу стоит сказать об эскорте. Он был номинальным. Все три эсминца приняли участие в бою в заливе Лейте и только «Юкикадзе» вышел без повреждений. На «Хамакадзе» был разбит радар, «Исокадзе» потерял гидролокатор. В общем, из трех эсминцев можно было собрать два, не более того. Плюс понесшие потери экипажи были, мягко говоря, уставшими. В целом эскорт был сильно так себе.

В ночь на 28 ноября погода была идеальной. Почти полная луна обеспечивала отличную видимость с обеих сторон. В 22:48 вечера оператор радара на борту «Арчер-Фиш» обнаружил крупное надводное судно в 12 милях к северо-востоку, двигавшееся со скоростью около 20 узлов.

Коммандер Энрайт заподозрил, что это японский нефтяной танкер из так называемого «Токийского экспресса» с небольшим эскортом. Горя желанием проявить себя, Энрайт дал команду всплывать и догонять конвой.

На «Синано» тем временем забеспокоились, потому что смогли засечь работу РЛС «Арчер-Фиш». Стало понятно, что «Синано» обнаружен, к тому же японцы не смогли взять пеленг на лодку, потому не были уверены, что она действует не одна. Капитан Абэ дал команду кораблям усилить бдительность. Но так как больше активности со стороны противника не последовало, понемногу все успокоились.

Энрайт тем временем отчаянно пытался догнать «танкер». РЛС того времени не давали никакого представления о размерах кораблей, но было понятно, что с расстояния в 12 миль радар маленький корабль просто не увидит. Так что на лодке были уверены, что цель более чем достойная.

Погоня была очень увлекательным делом. Вообще, если бы «Синано» шел полным ходом, то шансов у «Арчер-Фиш» догнать авианосец просто не было. 18 узлов против 27 – сами понимаете. Но неотлаженные котлы «Синано» такую скорость не выдавали. Вообще, из 12 котлов авианосец мог использовать только 8, соответственно, скорость, которую мог развить корабль, составляла всего 21 узел. Правда, и такой скорости было более чем достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности, и американской подлодке оставалось бы только бесславно вернуться обратно, но…

Но педантичный капитан Абэ четко следовал инструкциям, полученным от командования. В принципе, офицер японского императорского флота и не мог поступить иначе. Поэтому, получив данные о том, что авианосец попал в радиус действия радара, Абэ отдал приказ идти противолодочным зигзагом!

В общем, американцам сказочно повезло.

Вообще, инструкция – вещь очень полезная, если ее знать и понимать. И понимать, когда можно отойти, а когда нельзя. Абэ был правильным японским офицером, а потому инструкции были для него святым делом.

Согласно полученным указаниям, инструктируя эскорт, Абэ подчеркнул, что эсминцы не должны удаляться от конвоируемого авианосца.

«Если я увижу, что эскорт покинул отведенное ему место, я немедленно прикажу вернуться. Сигнал для возвращения в ордер будет подаваться красным светом прожектора «Синано», который будет включаться и выключаться примерно на 10 секунд. Я настоятельно рекомендую вам не делать этот сигнал необходимым».

И вот какие события произошли.

В 10.45 с наблюдательного мостика сообщили об обнаружении предположительно подводной лодки противника. Одновременно «Исокадзе» покинул строй и на полном ходу направился в сторону неопознанного пока объекта.

«Арчер-Фиш», экипаж которой был уверен, что японцы их не видят, всплыла, и командир с офицерами вышел на мостик, чтобы еще раз попробовать определить, за кем они охотятся. В этот момент на «Исокадзе» тоже заметили лодку и рванули к ней.

Ситуация была напряженной для американцев, до конвоя было всего около пяти миль, пока офицеры ссыпались бы внутрь лодки, пока приняли бы воду в балластные цистерны – японские глубинные бомбы уже рвались бы рядом с лодкой.

Да, в этот момент офицеры «Арчер-Фиш» осознали, что их цель — большой авианосец, а не танкер, который охраняют не катера, а полноценные эсминцы! И головной эсминец очень так быстро идет на них!

Но тут случилось очередное непонятное событие. На мачте авианосца вспыхнул красный прожектор, и… эсминец отвернул! Американцы реально обалдели, поскольку на находившемся всего в трех милях японском эсминце не могли не видеть лодки! Но факт – прервав то, что могло быть успешной атакой, потому что с расстояния в три мили шесть 127-мм орудий эсминца могли сделать из лодки груду тонущего металла. Основательно расковырянного. Но повинуясь окрику с «Синано», «Исокадзе» отвернул и вернулся в строй.

Американцы поняли, что вот она, удача, и пошли вперед. Энрайт, видимо, вспомнив, как он упустил возможность атаковать «Секаку», послал все к морскому дьяволу и решил атаковать во что бы то ни стало. Вместе со своим помощником Бобчински Энрайт пришел к выводу, что «Синано» идет на внутренние базы, то есть приблизительным курсом 210 градусов.

А потому, предоставив японцам выписывать противолодочную паутину, лодка пошла именно этим курсом, надеясь на то, что расчет Энрайта и Бобчински был правильным.

Шанс был, если после очередного отворота на «Синано» не увидят лодки, то могут решить, что американцы отстали. И спокойно вернутся на истинный курс, где их и будет поджидать «Арчер-Фиш».

На «Синано» капитан Абэ был уверен, что имел дело не с одиночной лодкой, а с целой группой. И действия экипажа «Арчер-Фиш», который просто пытался разобраться в ситуации и понять, на кого они наткнулись, принял за хитрый план по растаскиванию кораблей эскорта от конвоируемого авианосца.

Абэ, вероятно, считал, что американские торпеды, которые реально уступали по мощности японским, ничего не смогут сделать «Синано», но вот если отстреляются без помех несколько лодок… Логика была, потому капитан Шинтани, командир «Исокадзе», получил выволочку за самовольные действия. Кроме того, командир авианосца был уверен, что превосходство в скорости и противолодочный маневр дают конвою такое преимущество, которое фактически невозможно нивелировать.

Но тут поступил рапорт начальника машинного отделения лейтенанта Миуры, который доложил, что перегрелся подшипник главного вала и на некоторое время необходимо снизить скорость до 18 узлов.

Воистину «приплыли».

Тем временем на американской лодке командир продолжал размышлять над непонятным шоу, которое развернулось на его глазах. Мысли роились разные, как впоследствии признавался сам Энрайт, вплоть до того, что это были свои.

Однако все размышления остались за бортом, когда оператор радара просунул голову в командный отсек и объявил: «Нам повезло, капитан! Судя по данным радара, цель резко изменила курс. Почти прямо на запад. Дальность стрельбы — 13 000 ярдов, азимут – 060!»

Энрайт и его офицеры сгрудились вокруг расчетного стола, рассчитывая приближение авианосца и планируя атаку. Энрайт снова взбежал по трапу на мостик. Японские корабли были отчетливо видны в ярком лунном свете.

Не подозревая, что неисправный подшипник вала замедляет «Синано», американцы предположили, что они могут не догнать авианосец. Возможно, Энрайт представил себе «Секаку», ускользнувшего от него год назад. Наверное, американский капитан был, мягко говоря, не в восторге от перспективы упустить второй авианосец.

Его план атаки зависел в первую очередь от того, вернется ли корабль на базовый курс 210 градусов. Если авианосец это сделает, «Арчер-Фиш» будет находиться в оптимальном положении для атаки, а «Синано» направится прямо на лодку.

Однако если «Арчер-Фиш» приблизится к японцам на поверхности, они могут заметить его, но, если лодка уйдет под воду, она потеряет скорость, и авианосец может ее обогнать. Так что Энрайт должен был продолжать свои максимально скрытные перемещения за конвоем и молиться, чтобы авианосец развернулся в его сторону.

Плюс (точнее, минус) был еще в том, что летние ночи коротки. Луна должна была зайти в 4:30 утра, и перестать подсвечивать японский конвой, а дальше солнце вообще сделает невозможным атаку, выдав позицию лодки в надводном положении.

Однако все пошло по американскому сценарию. В 2 часа 56 минут ночи 29 ноября 1944 года конвой повернул на курс 210 градусов и пошел прямо на лодку. «Арчер-Фиш» погрузилась, экипаж начал готовиться к атаке.

Когда «Синано» в очередной раз повернул в противолодочном зигзаге, он невольно оказался бортом к подводной лодке, и Энрайт через перископ наблюдал авианосец во всей красе и сделал зарисовку корабля для определения типа.

Американцев удивило то, что в военном определителе судов не оказалось ничего подобного. Энсин Гордон Кросби, отметив необычную округлость носа корабля, заметил:

— У японцев нет ничего подобного.

— Ну да, черт побери, а на что я тогда смотрю? — возразил Энрайт.

В 3 часа 22 минуты утра 29 ноября 1944 года носовые торпедные аппараты «Арчер-Фиш» выплюнули шесть торпед с восьмисекундным интервалом. Энрайт в перископ с огромным удовольствием наблюдал, как возле борта корабля распухают дымные шары взрывов его торпед… Дальше «Арчер-Фиш» ушла на глубину, резонно опасаясь удара от японских эсминцев.

На мостике «Синано» капитан Абэ размышлял о том, как надвигающийся рассвет сметет все преграды для американских бомбардировщиков. Но не американские бомбы, а торпеды, ударившие в борт корабля, стали причиной последовавших событий.

Первая торпеда сделала пробоину в пустом резервуаре для хранения топлива и холодильной установке корабля, вызвав затопление. Вторая торпеда повредила правое машинное отделение, которое тоже затопило. Третья взорвалась в районе 3 склада боеприпасов, убив там всех дежурных, а также затопив склады №1 и №7. Последняя торпеда попала в воздухокомпрессорное отделение правого борта, вызвав мгновенное затопление его и станции контроля повреждений № 2. Это попадание также вызвало детонацию топливного резервуара правого борта.

Абэ уже понял, что все-таки американские торпеды попали в корабль, но не верил в то, что повреждения фатальны. Однако то, что «Синано» начал крениться, его наверняка поразило до глубины души.

Здесь стоит сказать, что из-за спешки с вводом «Синано» в строй верховное командование отменило стандартные испытания на давление воздуха, которые обычно обеспечивали герметичность отсеков. Плюс сама конструкция авианосца сильно отличалась от привычных. Вместо обычного единственного главного прохода «Синано» был построен с двумя внутренними магистралями. Экипаж не был обучен процедурам эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, более того, он был весьма разношерстным, набранным с других кораблей, и существовала реальная возможность, что часть экипажа просто не сможет спастись, просто заблудившись в недрах корабля.

Так и получилось, толпы обезумевших корейских рабочих, не понимавших команд на японском языке, и гражданского персонала изрядно затрудняли действия аварийных команд.

Тем временем крен корабля увеличился до 13 градусов. Насосы работали на полную мощность, но вода продолжала поступать. Абэ отдал приказ попытаться справиться с креном с помощью контрзатопления.

Однако полностью спрямить корабль не получилось, так как «Синано» все еще шел, и вода под напором заходила внутрь корабля. Вскоре из-за замыканий в электросети, вызванных затоплением, встали все насосы.

Удивительно, но Абэ все еще думал, что «Синано» сможет выжить. Капитан приказал передать сообщение на военно-морскую станцию Йокосука:

«Синано торпедирован на позиции 0317 X в 108 милях под углом 198 градусов от маяка Омаэ Заки».

Тем временем японские эсминцы начали поиск подводной лодки противника. Тут стоит вспомнить, как хорошо обстояло дело с гидролокацией у этих кораблей. Так что эсминцы остановились на сбросе 14 глубинных бомб в примерном районе нахождения лодки противника, и на этом все.

Через час после того, как американские торпеды попали в «Синано», Абэ осознал всю трагичность ситуации. Крен авианосца теперь составлял 20 градусов, а скорость снизилась до 10 узлов. В 6 часов утра Абэ приказал изменить курс на северо-запад в надежде посадить «Синано» на мель у мыса Ушио.

«Хамаказе» и «Исокадзе» предприняли в целом жалкую попытку отбуксировать авианосец на мелководье, но при общей массе всего в 5 000 тонн они просто не смогли сдвинуть с места корабль водоизмещением 71 000 тонн, да еще и изрядно набравший воды.

В 10:18 Абэ отдал приказ покинуть корабль.

На борту «Юкикадзе» капитан Тераути приказал своему старшему помощнику ставший классикой приказ:

— Лейтенант, не поднимайте матросов, которые кричат или зовут на помощь. Такие слабые сердца не могут принести флоту никакой пользы. Подбирайте только сильных, которые остаются спокойными и мужественными.

В общем, утонуло гораздо больше людей, чем было спасено. Капитан Абэ остался в своей рубке и пошел ко дну вместе с кораблем. Как и еще 1435 человек, которых не удалось спасти.

«Синано» вошел в историю как самый большой военный корабль, когда-либо потопленный подводной лодкой. В среду, 29 ноября 1944 года, в 65 милях от побережья японского острова Хонсю судно затонуло через 17 часов своего первого плавания.


Рецензии