Эфиопско-саисский период

Говоря об истории Куша, нельзя пока похвастать знакомством с деталями. Куш возвысился в период упадка древнего Египта. Уже к 800 г. до н. э. или немногим позднее фараоны XXII династии, видимо, предоставили, если не официально, то, по крайней мере, фактически, независимость этой державе, растущей у южных границ Египта. Некоторые авторитеты считают, что египетские жрецы храма Амона поддерживали кушитских монархов в их стремлении к независимости. Это вполне правдоподобно; мы знаем немало случаев, когда Юг проявлял «раскольнические тенденции» по отношению к Египту, выступая против «властелинов» Асуана.

Новое кушитское государство, управлявшееся из Напаты, расположенной ниже четвертого порога, там, где начинается донгольская излучина, многое заимствовало у Египта. Напата приобрела известность как центр поклонения Амону, богу Солнца, изображавшемуся в виде барана. Приблизительно с VII в. до н. э. в Куше установился обычай возводить пирамиды для погребения покойников вообще. Здесь в обширных некрополях неподалеку от горы Баркала, а также на острове Мероэ, встречаются надгробные сооружения из кирпича, имеющие приблизительно такую же форму, как большинство мемфисских пирамид, но совершенно другую архитектурную обработку; их ребра резко обозначены выступающими рустами, вверху одной из боковых сторон устроено окно, или лукарна, внутренние коридоры и камеры просторны, и к главному входу пристроен небольшой храм с дверью, помещенной между парой пилонов.

Кашта, первый «великий царь» Куша, отправился в поход на Север. Сын его Пианхи завершил завоевательные планы отца и покорил Египет примерно в 725 г. до н. э. Гермопольский князь Намарат сдал ему свой город; то же сделали и многие другие князья. Больших усилий потребовало взятие укрепленного Тефнахтом Мемфиса, но эфиопский флот, овладев его портом, окончил войну; Тефнахт признал верховенство Пианхи. Царь Осоркон III (XXIII династия) так же покорился, нубийская столица Напата стала столицей Египта. По возвращении в Напату Пианхи увековечил этот поход на плите, известной в науке под именем «стелы Пианхи», открытой Мариеттом. Верхняя часть плиты занята изображением Пианхи с лежащими перед ним мелкими царьками и сидящими за ним на троне Амоном и Мут. Изображение царя выскоблено, вероятно, во время смут после его смерти, остальная часть плиты представляет интересную историю похода из 159 иероглифических строк на египетском языке. Имена перечисленных здесь князей подтверждаются как ассирийскими надписями, так и находками в Дельте. Держа в своих руках бразды правления над территорией от средиземноморского побережья до границ современной Эфиопии и, насколько мы можем судить, до границ Уганды, кушитские цари дали Египту его XXV, или «эфиопскую», династию.

Таким образом, Египет захвалили нубийцы, разбив ливийцев и объединив страну. Они попытались возродить старые египетские порядки. Нашли опору в местных жрецах, которые за возвращение и расширение привилегий охотно признали новых властителей законными фараонами, очередными воплощениями Амона-Ра. Черные фараоны стали жениться на своих сестрах, как было принято в прежних династиях. Черные дамы и вельможи нарядились в традиционные египетские наряды, начали по здешней традиции обривать все волосы на теле и голове, заменяя их париками. И на рисунках их изображали вовсе не черными, а такими же, как египтяне.

Кушитский царь Шабака (ок. 716-701 гг. до н. э.) ещё раз покорил всю страну и, по утверждению Манефона, сжег Бокхориса живым в его дворце. Он управлял страной не менее 12 лет, не из далекой Напаты, а сидя в самом Египте и заботясь о приведении его в благоустройство после смут: были поправлены плотины и каналы, города получали защиту от наводнений. Храмы также реставрировались и украшались. В Мемфисе царь нашел древнюю богословскую надпись в честь Птаха, изъеденную червями, и велел ее переписать заново (одна из мемфисских улиц еще при Птолемеях называлась «улица Шабаки»); в Луксоре Шабака реставрировал главные врата и производил работы в Карнаке. Чтобы найти руки для работ, царь, за неимением пленных, освобождал от казни преступников, заставляя их работать (Геродот, II, 137). В Берлине есть две скульптуры Шабаки из храмов Пта в Мемфисе и Мединет-Абу. О сношениях Шабаки с Ассирией известно мало; некоторые полагают, что он тождествен с упоминаемым в Библии Соа, на которого надеялся восставший против Ассирии Осия (Цар., IV, 17, 4), и с Шабе (последний, впрочем, назван в клинописи «тартапом», т. е. генералом), разбитым ассирийским царем Саргоном при Рафии. В дальнейшем Шабака занял дружественно-нейтральную позицию по отношению к Ассирии. Памятником дипломатических сношений Шабаки с Ассирией служит найденная в Калахе печать с его именем и изображением. Но его наследники из XXV династии ввязывались в многочисленные столкновения с ассирийцами, не имея представления об их действительной военной мощи.
 
На время правления сына Шабаки, фараона Шабатаки (707/706—690 гг. до н. э.) приходятся палестинские походы ассирийского царя Синаххериба (библ. Сеннахирим). Иудея и сирийская коалиция рассчитывали на египетскую поддержку. Когда царь Синаххериб в 701 г. до н. э. напал на иудейского царя Езекию, войско кушитов под командованием наследного принца Тахарки было брошено навстречу ассирийцам, и в результате Египет потерпел тяжелое поражение. Ассирийский царь высмеивал Египет, называя его «тростью надломленной», которая прокалывает руку каждому, кто пожелает на нее опереться (4 Цар.;18:21). Геродот говорит о царе Сефоне (II, 141), бывшем жрецом бога Птаха и избавившемся чудесно от нашествия Синаххериба, «царя арабов и ассириян». Воины отказались служить царю, лишившему их некоторых преимуществ; царь обращается к божеству, и оно насылает на неприятельский лагерь мышей, перегрызших вооружение в одну ночь. Возможно, что Сефон тождествен с Шабатакой. В берлинском музее есть стены небольшого сооружения, воздвигнутого Шабатакой в Фивах у священного озера Карнака для склада ежедневных жертвенных даров богу Амону. На одной из стен изображен царь, подносящий белый хлеб богу Амону и богине Мут. На голове у него эфиопская диадема с двумя уреями – символ господства над Египтом и Кушем; в ушах – эфиопские серьги в виде голов овна. Над Амоном надпись, обещающая покорить царю «все страны»; Мут обещает ему «много юбилеев». На самом деле Шабатака царствовал не более 12 лет. Впоследствии на упомянутых изображениях были выскоблены имена Шабатаки и уничтожен один урей, как оскорбительный для национальной гордости египтян.

Наследник кушитской династии Тахарка, завладев Египтом, вызвал из Куша свою мать Акалуку и сделал ее «супругой Амона», т. е. правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе (690 г. до н. э.). Тахарка женился на вдове Шабатаки, Такахатамон; её сын Тануатамон был объявлен его наследником.

Тахарка воевал в Африке и покорял нубийские племена, списки которых, сходные с начертанными царями XVIII и XIX династий, найдены на одной карнакской статуе и в Мединет-Абу. Для отпора Ассирии заключил союз с Ваалом, царем Тира; к ним пристала вся Финикия, а также Кипр; в Аскалоне Тахарка возвел укрепления. Это вызвало поход Асархаддона, который разрушил эту коалицию и вторгся в Египет. Мемфис сдался, Дельта была покорена, ее города получили ассирийские имена; Тахарка бежал в Эфиопию; на его место была восстановлена додекархия. Асархаддон назвал себя «царем Египта, Патроса и Куша» и поместил свое победное изваяние у Нар-эль-Кельба и в других важных пунктах (немецкая экспедиция нашла в Зенджирли большую плиту с надписью и со скульптурным изображением Асархаддона, держащего на веревке коленопреклоненных Ваала Тирского и Тахарку; у последнего – негритянский тип). Последовавшая вскоре смерть Асархаддона дала Тахарка возможность вновь появиться в Египте; он изгнал, было ассирийцев, но последние опять явились, под начальством полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз они проникли и в Фивы, и Тахарка был изгнан уже окончательно в Напату, где скоро умер (663 г. до н. э.).
 
Политика Тахарки, большею частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покоренных им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия. Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили его до Геркулесовых столпов (Страбон), до Индии и Фракии (Мегасфен). Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатор и Бесу, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика. Среди многочисленных эпиграфических памятников эфиопского периода выделим недавно опубликованную стелу царя Тахарки, сообщающую о создании в Дашуре, под Мемфисом, стадиона для упражнения воинов в беге и о супермарафоне по приказу царя. Начав бег в 3 часа ночи, воины уже на рассвете достигли Фаюма и без отдыха побежали обратно, в Мемфис (около 50 км в один конец).

Танутамон (прибл. 663-656 гг. до н. э.) – последний эфиопский фараон на египетском престоле, сын Шабаки и пасынок Тахарки, который в последний год своего царствования сделал его соправителем и наместником Фиваиды. Здесь он видел во сне двух змей урея; толкователи нашли в этом указание на владычество его над всем Египтом. Короновавшись в том же году в Напате, Танутамон двинулся в Египет, где его приветствовали до самой Дельты. Мемфис сдался после легкого сопротивления; царь везде приносил жертвы местным богам, а в Мемфисе велел выстроить в храме новую залу. Мелкие князьки Дельты, сначала запершиеся в своих городах, изъявили покорность и были утверждены в своих правах. Устроив дела Египта, Танутамон вернулся в Эфиопию. Так повествует поставленная им иероглифическая «надпись о сновидении» на горе Баркале в Напате. Летописи ассирийского царя Ашшурбанипала дополняют её в том отношении, что уход Танутамона оказывается не добровольным: его выгнали ассирийцы. Мемфис был оставлен; царь бежал и из Фив, которые подверглись новому разграблению. Флиндерс Питри нашел в 1896 г. близ храма царицы Таусер шлемы ассирийских солдат. Ассирийские летописи называют Танутамона Тандамани. При Танутамоне, как и при Тахарке, в Фивах сидел князь Монтуемхат, имевший титул «четвертого жреца Амона». Он удерживал власть и под ассирийским владычеством. В надписях на статуях, поставленных им в храме Мут и найденных в 1896-97 гг., а также в карнакской надписи он говорит о своей деятельности по восстановлению и приведению в порядок храмов, разрушенных и разграбленных ассирийцами. Противоборство Танутамона с Ассирией закончилось тем, что Ашшурбанипал опустошил священные Фивы, разграбил сокровища храмов и изгнал кушитов на их родину на юге Египта. Кушитская армия с ее оружием из камня и бронзы (таким же, как у египтян) не сумела противостоять натиску ассирийских воинов, сражавшихся железным оружием, и принуждена была отступить к югу.

Ассирийцам, однако, было трудно удерживать Египет, тем более что наиболее крупные из его владетелей – саисские –  продолжали стремиться к верховенству и объединению Египта под своей властью. Так, Нехао, один из мелких царьков в дельте Нила, происходивший из ливийских наемников и владевший Саисом и Мемфисом, примкнул к коалиции, образовавшейся против ассирийского царя Ашшурбанипала. После страшного погрома Саиса, он был закован в цепи и приведен в Ниневию, но один из всех восставших царей был прощен Ашшурбанипалом, вновь заключившим с ним союз.

Основателем XXVI династии, называемой у Манефона по месту резиденции Саисской, но производимой им от «эфиопа Аммериса», был Псамметих I (правил 664-610 гг. до н. э.). В Лондоне имеется его портрет, обнаруживающий действительно кушитский тип. Связь Псамметиха I с эфиопской династией была скреплена еще браком с племянницей Шабаки, Шепенопт; некоторые данные делают также вероятным его соправительство в течение нескольких месяцев с Танутамоном; Дельта была тогда же под его управлением. При помощи лидийских и карийских солдат ему удалось свергнуть ассирийское иго и объединить Египет под своей властью. Ашшурбанипал говорит в своих анналах, что лидийский царь Гигес помогал ополчившемуся против него египтянину Пишамильку (имя семитизировано по образцу финикийских). Мемфис еще оставался собственно столицей, но постоянной резиденцией сделался теперь Саис.
 
Саисская эпоха –  это предсмертный блеск Древнего Египта. Саисские фараоны сознавали, что страна нуждается в коренном преобразовании, что многие века смут стоили ей очень дорого, но видели спасение только в возвращении к старине. Начинается ортодоксальная тенденция в религии, архаистическая – в администрации, искусстве, языке, одним словом то, что ученые называют египетским возрождением.  Цари XXVI династии занимались изучением и реставрацией древнеегипетских монументов, и их деятельность выходила далеко за рамки, необходимые для поддержания «maat». Независимый Египет Позднего периода, триумфально освободившийся от гнета ассирийцев и захвативший Нубию и Куш, мог вновь гордиться своим наследием. Страну захлестнула волна патриотизма.

Черпая вдохновение из произведений искусства и скульптур Древнего и Среднего царства, художники принялись доказывать, что культурный потенциал страны не остался в ее великом прошлом. Цари Саисской династии воздвигали гробницы на территории храмов Дельты, где за ними присматривали бдительные жрецы. Но они глубоко уважали строителей пирамид, и многие аристократы стремились упокоиться на древних кладбищах в пирамидах. В Саккару построили новый вход, чтобы обеспечить доступ к сети саисских проходов, прорубленных под Ступенчатой пирамидой. А в Гизе в пирамиду Менкаура, саисского героя, в базальтовый саркофаг в форме дворца поместили деревянный гроб с надписью, посвященной мертвому царю: «Осирис, Царь Верхнего и Нижнего Египта, Менкаура, живущий вечно. Рожденный Небом, зачатый Нут, преемницей Геб, его возлюбленной. Твоя мать Нут растекается по тебе, и имя ей Хозяйка Небес Она сделала тебя богом, и имя тебе «Бог» О, царь Верхнего и Нижнего Египта Менкаура, живущий вечно». Можем предположить, что в этом гробу лежала мумия – замена пропавшему телу Менкаура, которая помогла бы его духу ожить снова. Когда в 1837 г. XIX в. захоронение было найдено полковником Вайсом, в нем обнаружили части тела: человеческие останки, в том числе пару ног, нижнюю часть туловища, несколько ребер и позвоночник. Саркофаг утонул у испанских берегов, деревянный гроб всплыл и был благополучно доставлен в Британский музей. Путем радиоуглеродного анализа тело датировали римским периодом, в то время как гроб отнесли к Саисской династии, а это означает, что он на 600 лет старше тела. Вероятно, вместо мумии в какой-то момент положили тело римского периода.

Именно в Поздний период достигли пика популярности культы животных. Сложилось новое жречество, которое отвечало за разведение, мумификацию и захоронение священных животных и птиц – быков Аписа, соколов, связанных с Гором и Осирисом, ибисов, посвященных богу Тоту. Паломники проявляли благочестие, внося плату за бальзамирование животных, которых мумифицировали и выставляли в длинных галереях. В погребальных ритуалах также участвовали павианы, собаки, кошки, шакалы, бараны, рыбы, змеи и крокодилы.
 
Если говорить о человеческих погребениях, некоторые крупнейшие могилы саисского периода принадлежали не царям, а представителям знати. Фиванский погребальный комплекс Ментуэмхета, жреца Амона и наместника Фив, считается одной из наиболее роскошных частных гробниц Древнего Египта благодаря своим размерам, украшениям и великолепным рельефам.

Некий Иби, построивший себе гробницу поблизости от Фив во времена правления фараона Псамметиха I (ок. 600 г. до н. э.) с удивительной педантичностью скопировал на ней сцены с гробницы времен VI династии (она находится в Дейр-эль-Гебрави, на две сотни км дальше к северу). Возможно, это было связано с тем, что ее хозяин носил то же имя и похожий титул.

В храме у пирамиды царя V династии Сахура найдены гипсовые слепки прекрасных скульптур его и барельефы с нанесёнными на них сетками – они были образцами, по которым учились.

 При этом возрождение собственного древнего искусства, учености, литературы, копирование старых текстов, широкое распространение демотики как главного вида письменности сочетались с большей открытостью внешнему миру. Благодаря необычайному наплыву иностранцев (евреев, греков, финикиян), началось скрещивание рас, столкновение культур, синкретизм религий. В то время как правительство тщательно изгоняет из пантеона семитических богов, внизу начинается сопоставление финикийских и греческих божеств с египетскими; вверху насильно вводят орфографию и грамматику времен Хеопса, а в народе замечается уже полнейшее непонимание древнего языка и даже спорадическое употребление иностранных слов. Наконец, и само правительство не могло быть вполне последовательным, будучи не чисто египетского происхождения, имея греческих солдат, оказавших ему важные услуги, и нуждаясь в финикиянах для оживления торговли и мореходства.
 
За объединением страны последовали заботы о её безопасности извне: на западе для защиты от ливийцев была укреплена Марея вблизи позднейшей Александрии, на азиатской границе – Дафнэ у Пелусия, на эфиопской – Элефантина. Вследствие неспособности египтян к военному делу, Псамметих I охотно принимал на службу греческих солдат и вообще для возрождения Египта давал более широкий, чем раньше, доступ западной культуре. При нем поселились вдоль пелусийского рукава Нила карийцы и ионийцы; милетцы основали торжище на болбитском рукаве. С помощью иностранных наемников Псамметих I вел и войны. Желая вернуть владычество в Азии, он стал покорять филистимлянские города и дошел до Азота, но дальше делать завоевания ему помешало нашествие скифов. Египет не сделался их добычей благодаря болотам. По другим источникам – благодаря дарам Псамметиха I.

Для греков Псамметих I, как первый фараон, с которым они ближе познакомились, был героем различных рассказов, повествовавших об его любознательности, мудрости. Он и делает опыты над детьми, желая узнать первобытный язык, и заботится об отыскании истоков Нила, и старается измерить их глубину и т. п. Существуют также греческие легенды о его воцарении. Рассказывали, затем, что туземная армия, оскорбленная предпочтением, оказываемым наемникам, покинула Египет и удалилась в Мероэ, удержав за собой обидную кличку «асмах» (левые). Египетские источники, напротив, сообщают весьма мало относительно царствования Псамметиха I. Надписи на стенах храмов, особенно северного Египта, свидетельствуют о его сооружениях; сохранилось много памятников его современников, носивших, между прочим, имена, производные от Псамметих. Памятники его времени уже начинают обнаруживать с одной стороны свойственный саисскому периоду архаизм, с другой, особенно в скульптуре, реализм.

Царствование Нехао II (610-595 до н. э.), сына Псамметиха I, было последовательным проведением политики династии – возрождения Египта путем возвращения к старине, но с более широким применением новых начал. Попытка восстановить границы монархии в объеме времен Тутмосов окончилась, несмотря на временный успех и покорение Сирии, неудачно. При Кархемише, в 605 г. до н. э., Нехао II со своим огромным войском, состоявшим из множества африканских племен и греческих наемников, был наголову разбит Навуходоносором и должен был спасаться в Египет, который только благодаря случаю – смерти Набополасара и возвращению Навуходоносора – избежал на этот раз разгрома. Нехао II не мог, после этого, собраться с силами, чтобы помочь палестинским царям в их последней борьбе с Вавилоном, хотя они и возлагали на него надежды. Точно так же Нехао II не удалось довести до конца и другого предприятия – соединения Средиземного моря с Красным каналом от Нила (у Пифома) к Суэцу. Работы были приостановлены, хотя были значительно подвинуты и стоили массы средств и человеческих жизней. Нехао II хотел сделать Египет морской державой и воспользоваться его выгодным положением. Он привлекал на службу финикиян, поручив им объехать Африку для открытия нового торгового пути на запад, в обход занятого греками Средиземного моря. Они это удачно исполнили (на что ушло 3 года), но подвиг их не имел практических результатов. Греки также пользовались расположением царя, доходившим до того, что он жертвовал трофеи в Бранхидский храм – дело неслыханное для поклонника Амона и Нейт. Памятников от времен Нехао II сохранилось очень немного, и они не существенны.

Псамметих II, сын Нехао II (594-589 гг. до н. э.), подобно своим предшественникам, заботившимся о восстановлении египетской гегемонии на севере, ходил на юг в Эфиопию и, по Геродоту, умер в этом походе. Участвовавшие в походе греческие и финикийские наемники оставили свои надписи (имена) на ногах Абусимбельских колоссов. И от его строительной деятельности сохранились следы в храмах, особенно, на юге. Обломки статуй Псамметиха II сохранились в разных европейских музеях, равно как и памятники его современников и сподвижников.

Фараон Априс (иероглифическая форма его имени Уа-аб-ра, древнееврейская Гофра, в александрийском переводе Библии – Уафра) (589-570 до н. э.) сын Псамметиха II, предпринимал походы в Палестину, Сирию и Кипр, но вследствие ненависти к нему его подданных должен был уступить престол Амасису.
 
Известный по Геродоту царь Амасис (Яхмос II) (правил в 569-525 гг. до н. э.) происходил из простонародья, дослужился до должности начальника отряда ливийских воинов. Силою овладев престолом своего предшественника Априя и уступив грекам г. Навкратис, он всеми мерами поощрял сближение с этим народом. Его предшественника упрекали за то, что тот привлекал в Египет иностранцев и покровительствовал торговым сношениям с чужими странами; но таков же, собственно говоря, был и образ действий Амасиса: он позволил грекам селиться в Египте и строить там храмы и даже сам женился на гречанке из Кирены; но он, зато, делал щедрые подарки и египетским жрецам и предпринял много храмовых построек (Hdt. 2, 172 слл.). При нем был пересмотрен земельный кадастр для облегчения налогового гнета. Фараон уже мог предписать каждому подданному под страхом смертной казни сообщить властям, на какие доходы он живет.

Устранив противоречия между ливийскими и греческими наемниками, Амасис в своей внешней политике опирался на союз с греческими государствами (Афинами, Спартой, Самосом) и Лидией; при нем был завоеван остров Кипр.

Все эти меры были продиктованы стремлением быть наготове к нашествию с востока, хотя в самом начале правления Амасиса это вряд ли могло произойти. Когда пала Ассирия, два завоевателя, Халдея и Мидия, разделили добычу. Халдея забрала богатую долину Двуречья и те районы на западе, которые можно было захватить. Мидия удовлетворилась намного большей, но менее развитой и более бедной территорией к северу и востоку от Халдеи. Семьдесят пять лет Мидия придерживалась мирной политики. Халдея явно умирала спустя более полувека после того, как пришла к власти и могуществу. Однако в Южной Мидии существовала провинция, находившаяся к юго-западу от Вавилона, ставшая известной грекам как Персис, а нам как Персия. Персы были родственны мидянам по языку и культуре. Около 560 г. до н. э. их предводителем персов стал Кир – человек с неограниченными амбициями и способностями. Он выступил походом на мидийскую столицу в 550 г. до н. э., овладел ею и занял трон Мидийского царства, которое теперь известно, как Персидская империя.
 
В Египте Амасис с ужасом наблюдал за развитием событий. Теперь борьба с Ассирией и Халдеей стала казаться ему незначительной по сравнению с угрозой вторжения персидского царя. Амасис пытался помешать ему, поддерживая каждого из противников Кира по очереди, но каждый раз терпел неудачу. В 547 г. до н. э. Кир разгромил лидийцев, населявших западную часть Малой Азии, и присоединил весь этот полуостров к своим владениям, включая греческие города, расположенные на побережье, в 540 г. до н. э. покорил Вавилон и положил конец недолгому существованию Халдейской империи. Сейчас незащищенный Египет стоял один на пути у Персии, и Персия (как до нее Ассирия и Халдея) не была настроена милостиво к государству, постоянно интриговавшему против нее.

Кир умер в 530 г. до н. э., сражаясь за расширение своей империи в сторону Центральной Азии. На персидский трон взошел сын Кира Камбиз. Он был опытным правителем, управлявшим Вавилонией, когда его отец совершал свои походы. Теперь он предпринял следующий логичный шаг персидской экспансии – реализацию плана в отношении Египта.

Но удачливость Амасиса, которая сопровождала все 44 года его правления Египтом, так и не изменила ему. Персия готовилась к нападению, и Египет уже раболепствовал перед ней, когда Амасис умер в 525 г. до н. э., не дожив до того момента, когда будет нанесен удар. Его сын, унаследовавший трон как Псамметих III, должен был встретиться с персами вместо него.

Египетская армия стояла в крепости на средиземноморском побережье к востоку от дельты Нила. Египтяне называли ее Пер-Амен («Дом Амона»), но она лучше известна нам по своему позднейшему греческому названию Пелузий – «грязный город».  Камбиз напал на египетскую армию, наголову разбив ее, и на этом сражение завершилось. Он направился в напуганный Мемфис, и Египет снова оказался под властью чужеземцев.

Среди самых ранних паспортных находок египетского происхождения, открытых в Северном Причерноморье – высокохудожественных сосудов из алебастра, египетского фаянса, многоцветного («финикийского») стекла и характерных амулетов – привлекает внимание арибалл с иероглифической надписью. Он происходит из погребального инвентаря гробницы, открытой при раскопках некрополя Пантикапея. Арибалл сделан из превосходного бирюзового фаянса, на его тулове вырезан картуш с именем Амасиса. Всего известно 18 аналогичных арибаллов с именами Априя и его приемника Амасиса. Вряд ли они служили предметом купли-продажи. Дорогой флакон фараона, наполненный благовонным маслом – скорее дар, память о какой-то заслуге пантикапейца перед владыкой Египта.

В городах и поселениях Боспора V – IV вв. до н. э., их некрополях встречаются в небольшом количестве египетские фаянсовые амулеты и терракоты, связанные с культом Осириса. Есть мнение, что это более ранние вещи, продолжающие жить на Боспоре после того, как контакты были прерваны персидской оккупацией Египта.


Рецензии