1. Чудесная фамилия. Маркизы Детсада

Бабушка. 1. Чудесная фамилия. Маркизы дет. Сада
Таня Станчиц
                ЧУДЕСНАЯ ФАМИЛИЯ

Моя бабушка , Ольга Андреевна Станчиц , родилась в конце 19 века в большой крестьянской семье в Виленской губернии . Она была седьмой среди 11 детей(семи братьев и четырёх сестёр).
Жили бедно , зимой бегали босиком по снегу . Мне это казалось невероятным - и то , что бегала , и то , что была  д е в о ч к о й . Ведь девочки становятся мамами , а бабушки...они бабушки и есть.

Помню , как мне понравилась  её "иностранное происхождение"-(Вильно = Вильнюс , Литва) ; необыкновенная её девичья фамилия : в ней угадывалась какая-то
с т о й к о с т ь : С Т А Н !!!   И -  в е с ё л о е  щ е б е т а н и е - Ч И Ц !!!
В юные годы её почему-то дразнили "гордой полячкой "...или - " польской гордячкой " -точно не помню...

По образованию бабушка была учительницей начальной школы , и мне , как чемпионке по количеству ангин , это очень помогало в школьной учёбе.
Арифметичекие действия я изучала дома , с завязанным горлом.
Читать я научилась лет в пять . А единственное правило правописания , которое я помню(кроме жи-ши) - это от бабушки : что делатЬ? - СмеятЬся . Что делаеТ ? СмеёТся...

                МАРКИЗЫ ДЕТ.САДА

Недалеко от нашего дома был детский сад , куда я попала года в четыре.
Воспитатели там были злющие , что вызывало во мне какое-то детское интуитивное изумление - ведь я тогда не знала - какими они  д о л ж н ы  б ы т ь.
 
А делали они , например , вот что : в тихий час заставляли детей лежать НЕПОДВИЖНО на правом боку. Кажется , пустяк , но - правда , это было очень мучительно.Постепенно появлялась боль от неудобной позы , томительная скука - заснуть-то ведь невозможно  , и так - два часа !
А главное - страх не вытерпеть и пошевелиться : провинившегося"негодяя"ставили голым на постель б е з   т р у с о в!
Кажется , и я один раз так стояла , но никто из детей не смотрел и не смеялся...
Спасибо вам , братцы!
Была у нас , правда , и совсем другая " сестрица" - красивая беленькая девочка Люда ,
которую я окрестила Людкой-Щипастой.
Ей почему-то очень нравилось меня щипать Ущипнёт больно , с вывертом - и смотрит в лицо внимательно...Дома я рассказала о своей мучительнице бабушке.
" Ну а ты что ? Ущипни её тоже , да как следует - вот она и отстанет !"-советовала она.
Но как можно ущипнуть человека - ведь это ТАК  БОЛЬНО , уж я-то знаю...
В итоге мой организм стал страстно сопротивляться детСАДУ.
Единственной доступной защитной реакцией его стали частые простуды , и я была признана негодной к строевой службе в этом учреждении.
Проводя время дома , с бабушкой , я рано выучилась читать , и с головой нырнула в прекрасный книжный мир , в котором пребываю и по сию пору...


Рецензии