Все на ликвидацию плотин. Довольно, натерпелись

Дело близится к освобождению рек от плотин. Это в мире, в Европах, в Америках. А как у нас на это смотрят? Что-то прямо Библейско-рыбное выползает...


WFMF: БОРЬБА ЗА ТО, ЧТОБЫ РЫБА МОГЛА СВОБОДНО ПЛАВАТЬ

// Интервью Леонарда Шенбергера

Нет места на земле так загромождено плотинами, как европейские реки. Мы поговорили с Всемирным фондом миграции рыб по поводу устранения этих препятствий.
Герман Ваннинген - креативный директор Всемирного фонда миграции рыб, организации, которая борется за мигрирующих рыб. Мы поговорили с ним о том, почему гидроэнергетика считается зеленой, почему часто дешевле удалять плотины, чем поддерживать их, и об историях успеха со всей Европы.

Почему имеет смысл убирать плотины?
Реки должны течь, и если вы построите дамбу, то поток прекратится, и транспортировка наносов прекратится. Поток питательных веществ остановится. Вся экологическая система зависит от течения реки. Свободные реки здоровы, в них много рыбы. Если поставить дамбу, все кончится. Если посмотреть на европейские реки, то на реках около 1,2 миллиона препятствий. Если вы думаете о реках как о жилах, мы просто полностью перекрыли все вены Европы. Это глобальная проблема. Но Европа - чемпион по блокированию рек.

Однажды я слышал, что 10% гидроэлектростанций в Германии производят 90% гидроэнергии. В свою очередь, это означает, что многие более мелкие плотины могут быть сняты без какого-либо воздействия на производство электроэнергии. Это верно?
Это правильно. Такая же ситуация в Швеции, такая же в Финляндии. Нам действительно следует переосмыслить наше производство энергии. Пример: в Нидерландах 0,01% общего производства энергии приходится на гидроэнергетику. Итак, у нас есть шесть или семь гидроэлектростанций в Нидерландах, и они дают всего 0,01%. На самом деле это безумие, что у нас все еще есть гидроэнергетика в Нидерландах.

Гидроэнергетика часто считается «зеленой» энергией. Это почему?

Когда я впервые пошел в начальную школу, я узнал о реках и плотинах. Мы узнали, что гидроэнергетика - это нормальное явление, и это называется белой энергией. Я помню, как меня поразили фотографии воды, плещущейся из этих огромных плотин. Я подумал, вау, это красиво. На самом деле мне нравится это видеть. Несколько лет назад я был в Бразилии и увидел плотину Итайпу на реке Парана. Его длина составляет пять миль, а высота - почти двести метров. Это удивительное сооружение. Тот факт, что мы, люди, можем строить такие структуры, удивителен. Это как строить пирамиды. Поэтому я считаю, что наличие этих дамб и их размеры удивляют людей - это нормальное явление.

Постепенно вы видите мнение об изменении гидроэнергетики, потому что миллионы рыб погибают, если они попадают в турбины. Прежде всего, чтобы осознать проблему, вам нужно осознать. По этой причине мы основали Всемирный фонд миграции рыб. Иначе люди просто не знают, что происходит под водой.

Как развивалась ваша работа с тех пор, как вы основали Всемирный фонд миграции рыб?
Честно говоря, это было тяжело. Моя работа действительно вознаграждается, потому что мы видим, что людям нравится то, что мы делаем. Каждые два года мы проводим Всемирный день миграции рыб. Он стал зонтиком для организаций и людей по всему миру. 5000 организаций были задействованы за последние пять лет. Мы начали это с нуля, и теперь мы обращаемся к миллионам людей. Я действительно горжусь тем, что мы это сделали.

С другой стороны, это еще и тяжелое дело, потому что вам всегда нужно найти деньги, чтобы поддерживать работу организации. Нам нужно платить людям, и это проблема. Мы фактически создаем движение людей, которым небезразличны рыба и реки.
В чем важность защиты последних систем диких рек в Европе, таких как «Голубое сердце» на Балканах?

Мы должны поддерживать течение этих рек в свободном течении из-за их богатого биоразнообразия. Это последние реки Европы с быстрым течением. Но, конечно, если вы живете в Боснии и вы боснийский производитель гидроэлектроэнергии, и вы увидите все эти свободные реки, вы думаете : «Эй, это отличный источник энергии». Я их не виню. Они хотят производить гидроэлектроэнергию, это их работа. Итак, вам нужно хорошее правительство для защиты этих рек. Но кто мы такие, чтобы говорить им, как это делать?

В Нидерландах мы полностью изменили дельту реки. Кто мы такие, чтобы указывать на боснийский народ. Что мы можем сделать, так это показать им, что мы сделали много ошибок. Мы потеряли реки, полные рыбы. Я предпочитаю показывать положительные результаты. С положительными проектами, такими как удаление плотин, вы сразу же демонстрируете, каковы будут последствия: реки снова начнут течь. Вы видите, как рыба возвращается. Этим я надеюсь вдохновить других сделать то же самое. Я также надеюсь, что это вдохновит людей не строить так много плотин, а делать это с умом. Наше движение - это положительное движение, которое показывает положительные эффекты.

Река Пярну в Эстонии после сноса плотины Синди, фото Министерства окружающей среды Эстонии
Сколько времени примерно требуется для восстановления реки после снятия плотины?
Как только вы удалите плотину, рыба довольно быстро вернется, если это открытый путь между плотиной и морем. Например, на реке Пенобскот в штате Мэн, США, они сняли две крупные дамбы. За пять лет количество речных сельди, плавающих вверх по реке, увеличилось с 50 000 до 2 миллионов в год. Например, для восстановления бега лосося требуется немного больше времени. Для полного восстановления всей экосистемы может потребоваться десятилетие или два.

Как вы координируете проекты в Европе?

Мы сами такими проектами не занимаемся. Вместо этого мы выделяем эти проекты. Сотрудничаем с людьми в разных регионах, разных странах. В некоторых случаях мы помогаем им найти финансирование или провести краудфандинговую кампанию по сносу плотины. Например, мы сделали один в Литве, пять в Великобритании и шесть в Украине. Поэтому мы помогаем местным жителям в их проектах и даем им хорошие примеры, связывая их с экспертами из других стран. Мы также помогаем ускорить обмен знаниями или помогаем им устанавливать политики. Итак, мы поддерживаем практикующих.

В 2015 году вы также основали Dam Removal Europe, как это произошло?

В 2011 году я впервые поехал в США на конференцию. Изначально я дизайнер рыбных лестниц. Когда я встретился с экспертами из США и Дании, я решил прекратить строительство рыболовных трапов, потому что понял, насколько целесообразнее полностью удалить плотины. Именно тогда я начал думать: «Почему мы не говорим о снятии дамб в Европе? Я начал обсуждать эту тему со своими коллегами из разных стран. Некоторые из них сказали, что у них возникнут проблемы, если они присоединятся, потому что их работа оплачивается гидроэнергетическими компаниями.
У гидроэнергетических компаний есть много сил в обсуждении. Я не уклонился от решения этой проблемы и создал коалицию организаций, которая открыла дискуссию. Мы организовывали встречи, чтобы показать хорошие примеры, потому что мы обнаруживали, что они уже были довольно хорошими примерами в Европе. Поэтому мы подумали, что «это происходит, но на самом деле никто об этом не говорит». Поэтому мы пригласили экспертов из США в Европу и попросили их объяснить, что они делают.
 
   С тех пор они просто взрываются. Теперь ЕС проводит политику восстановления 25 000 километров свободно текущих рек путем удаления плотин. Так что это действительно начало дискуссии. Больше свободы говорить об этом. И это то, что нам очень нравится. И коалиция «Европа по удалению плотин» действительно меняет ситуацию. Такие партнеры, как WWF, The Nature Conservancy и Rewilding Europe, принимают активное участие.

Удаление плотины на реке Селунэ, Франция

Как вы думаете, как эта тема могла бы стать более популярной среди публики?
Я думаю, что документальные фильмы по национальному телевидению могут очень помочь. Например, люди из Франции больше интересуются тем, что происходит во Франции. Немцам интересно, что происходит в Германии, на их заднем дворе.
Я думаю, что школы тоже могут иметь значение. Например, в Финляндии известный актер, играющий роль в «Викингах», связался с продюсерами Дональда Дака. Они создали специальную статью о Дональде Даке, который разбирает дамбы. Итак, это вопрос создания способов проникнуть в умы людей по-новому. Мы изучаем способы привлечь больше послов. Также интересно работать с такими людьми, как Джереми Уэйд и Зеб Хоган, которые являются ведущими телепрограмм, таких как River Monsters и Monster Fish.
Герман, большое спасибо за интервью.


УДАРИМ ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ ПО БАШКЕ АДМИНИСТРАЦИИ

Данный материал весьма интересен тем, что человек смог убедить своих сограждан во вреде плотин в Европе. Обратите внимание, что автор этих слов в интервью сам бывший гидротехник - дизайнер рыбопропускных сооружений в виде лестниц. Т.е. они не строили идиотских рыбопропускных шлюзов вообще. Им и в голову не приходило до такого докатиться. Это только у нас в действующем СНИПе и по сей день прописаны разные нерестово-пропускные каналы и шлюзы. Но не будем строги к придуркам, все это у них от недалекости.
  Вот тот человек вовремя сообразил, что у него, как специалиста гидротехника ничего толкового не получается с этими вот лестницами для пропуска рыбы и он пошел другим, радикальным путем - а давайте их вообще ликвидируем. В Европах только 10% плотин энергию вырабатывает, на хрена нужны остальные 90%? Задали там сами себе резонный вопрос и на него ответили сами - не нужны!
   
В Америке уже четверть века взрывают плотины и освобождают реки. Могу напомнить, что еще в начале 1980-х годов корпус Американских инженеров приступил к предварительной подготовке - замене средненапорных плотины на низконапорные для пропуска лососевых рыб. И вот последовал новый шаг и излечении экосистем рек от бредоносины гидростроительства и там и сям.

 А что у нас? Помимо придурков во всех ведомствах на воде, рыбе и связанных с ними сидящих?
Перебили все рыбные запасы страны, которой кормили еще век назад полЕвропы. Потеряли питьевое качество воды почти всех рек страны и теперь сидят по берегам мертвых морей от Аральского до Цимлянского. И ничего делать не собираются... Нет, они там какие-то турусы на колесах разводят, программы спасения Цимлы пишут под большие деньги. А потм эти деньги спускают на всякую ахинею типа Багаевской плотины. Ну, не идиоты ли.
 
Первый раз в 2013 году они уже пытались эту заразу Багаевскую протащить. Дали им заключение, что всю пойму потеряют и в пустыню заболоченную сине-зелеными водорослями переведут. Перепугались, тут же отписали справку, что никаких сине-зеленых у них не будет. И опять полезли с новыми силами уже не пойменное, а русловое водохранилище лепить. А тут пошли потоком в водозаборы Ростова эти самые сине-зеленые и летом, и по весне... Трудно с невежественными ответственными чиновниками выжить и стране, и природе, и народу.
   
  Но вернемся к нашим баранам руководящим. Им очень Господь подарил еще в 1970-м году новое научное направление в гидротехнике вместе с его автором еще ныне живущим Лагутовым В.В. Он его создал именно для реконструкции миграционных путей проходных рыб в реках. И аналогов нет до сих пор в мире. Вот в Нидерландах, там где лучшие должны быть гидротехники, там не справились с данной задачей и в итоге, специалист, раскаялся и стал взрывать плотины...
А у них то задача пропуска рыбы на порядок проще - у них лососевые рыбы. И то не стали заморачиваться.

  А что у нас? У нас каких только рыб нет: и сильные пловцы - лососи, и всякие местные и полупроходные и царские осетровые. И все это разнообразие способно пропустить через плотины самоходом новая техника Лагутова В.В. Что делают наши уроды от рыбной науки? Они запрещают новую технику даже испытывать на пропуск рыбы в натуре с 1970-х годов. Как мракобесы от инквизиции. Разрушают лаборатории, захватывают и сжигают в институте архивы, организовывают покушения, ведут уголовные дела против Создателя новой тенники. "Трудятся" одним словом на свое благо. Вот правда сами до сих пор за полвека так ничего и не создали. Вроде как нидерландских гидравликов, но те то порядочные - нашли радикальное решение. Наша партийная шушера решила уничтожить новое научное направление - даже разогнала проблемную лабораторию новой техники, созданную по решению ГКНТ СССР перед развалом страны.

  Что же в итоге? В Америке и Европе рыба возвращается в реки. И вернется.
Наши придурки сами ничего не умеют и не хотят. Им Бог послал Создателя, так они его чудом не прибили, но запретили новые научные направления на полвека. Как религиозные мракобесы. Ну, прямо Христом рыбным изобразили, аспиды пропартийные. 
   А ведь найдись хоть один ответственный чиновник по рыбному ведомству, Академии наук или Правительстве страны среднего ума и государственности тогда в 1970-е, или в 1980-е, или в 1990-е годы, и даже в 2000-е года, то мы бы уже имели и восстановленные стратегические рыбные запасы, и плотины на своих местах и живые экосистемы речные.


Рецензии
К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине,
Моздокские не звонки ковыли,
И в светлой Саровской пустыне
Скрипят подземные рули!
Нам тучи вести занесли,
Что Волга синяя мелеет,
И жгут по Керженцу злодеи
Зеленохвойные кремли,
Что нивы суздальские, тлея,
Родят лишайник да комли

а ведь это написано в 1934 году......

Мария Березина   23.03.2021 13:52     Заявить о нарушении