Тезаурус познаний. Летающая тарелка России!

  Только разум людей, каждого гениального человека -
Позволит создать себе подобного, способного жить созидательно -  века!

  В нашем советском и недавнем российском  прошлом было и есть немало оригинальных научных проектов, которые так и остались нереализованными. Но человеческая мечта обладает удивительной силой. Могут пройти годы и даже десятилетия, и она воплотится в готовом техническом решении - на пользу стране, всем людям Земли. Правда, автор идеи (изобретатель, инженер, учёный) этого порою уже не увидит.
    АиФ.ru рассказывала об уникальном проекте позднего СССР и  раннего РФ, который должен был стать прорывом в отечественной авиации, но не пережил безденежья 90-х. Как знать, может, и у него ещё есть шансы на возрождение?
    «Летающее крыло».
   В 1994 году на территории Саратовского авиационного завода проходили необычные испытания. Люди неосведомлённые вполне могли принять это действо за прибытие инопланетного корабля. Аппарат обтекаемой формы, похожий на большую выпуклую линзу, оторвался от земли, плавно проплыл над ней, взмыл в небо, потом снизился и, ещё немного попарив, приземлился.
   Те, кто видели полёт аппарата «ЭКИП», говорят, что это и впрямь смотрелось фантастически. «ЭКИП» — сокращение от слов «ЭКология И Прогресс». Предполагалось, что в перспективе он будет летать на газовом топливе, что уменьшит вредные выбросы и снизит финансовые затраты на эксплуатацию. Разработкой аппарата занимался гениальный конструктор Лев Николаевич Щукин. Это было одно из главных детищ его жизни, задуманное ещё в начале 1980-х.
    «ЭКИП» спроектирован по схеме «летающее крыло»: подъёмную силу создаёт вся поверхность машины, а не какая-то её часть. Крыльев в традиционном понимании у него нет - сам дисковидный фюзеляж выполняет их функции. По сути, это круглой (типа тарелки) формы самолёт без крыльв (в его массовом варианте) и с достаточно  толстым фюзеляжем, внутри которого располагались и двигатели, и топливо, и груз, и, разумеется, пассажиры, и экипаж с пассажирами.
   Главный конструктор ЭКИПа Лев Никодлаевич Щукин со своей командой смог реализовать и запатентовать несколько новаторских идей, благодаря которым удалось убрать значительную часть завихрений воздуха, избавиться от вибраций и увеличить подъёмную силу. Вихревая система управления потоками воздуха, находящаяся в ЭКИПе, и сама форма фюзеляжа наделяли его отличными аэродинамическими свойствами. Встречный воздух плавно и безотрывно обтекал корпус во время полёта, а его сопротивление было существенно ниже, чем у традиционных самолётов. Эта система, получившая название УПС, являлась гордостью разработчиков и была запатентована ими не только в России, но и в Европе, США и Канаде.
   «ЭКИП» имел струйно-посадочное устройство на воздушной подушке и мог взлетать и садиться на аэродромах любой категории. Впрочем, аэродромы ему не были нужны вовсе: «русский НЛО», как назвали его на Западе, был способен приземляться хоть на лужайку, хоть на грунтовую площадку, хоть на болото.
      Деньги на реализацию ЭКИПа  не поступали!
   Изобретение Льва Николаевича Щукина относилось к классу экранолётов. Такой аппарат может летать и как экраноплан (близко к поверхности земли или воды за счёт экранного эффекта), и как самолёт (на большой высоте). Подниматься он мог до 11 тысяч метров, а его крейсерская скорость достигала 610 километров в час. До любой точки  Петербурга, Невы или залива ЭКИП мог бы добираться с любой площадки Москвы, даже с Москва-реки – всего за час-полтора. При этом стоимость ЭКИПа (5-7 местный вариант) была бы в то время при серийном выпуске не выше стоимости автомобиля бизнес-класса типа «Мерседес».
   Согласно расчётам, дальность полёта «ЭКИП» составляла до 6 тысяч километров. Аппарат был способен перевозить тяжёлые крупногабаритные грузы (100 и более тонн) или большое количество пассажиров (более тысячи человек) на дальние расстояния. Если учесть, что экранолёту не нужны аэродромы, становится понятно, что он был бы незаменим во множестве ситуаций - при спасении людей на воде и в труднодоступных местах, тушении лесных пожаров, проведении разведки и патрулирования. А уж для жителей Крайнего Севера он точно стал бы любимым транспортным средством. При этом аппарат был очень устойчив в воздухе и даже при выходе из строя всех маршевых двигателей мог совершить безаварийную посадку всего на одном вспомогательном (минимально их ставилось 4 штуки) на неподготовленную грунтовую площадку и даже на воду.   Первые образцы «ЭКИП» начали изготавливать в 1992 году, а в 1994-м провели испытания модели.
    Лев Николаевич Щукин позже рассказывал при встрече с ним в Мннистерстве экономики России:     во время испытаний излучение попало на незащищённую тогда электронику ЭКИПа и отключило её во время испытательного полёта, но ЭКИП в полёте был при выключенных двигателях подобен «Ваньке-встаньке» и поэтому не перевернулся, не  отключился и не разбился, как иной летательный аппарат, а начал плавно спускаться как летящий с дерева лист и даже затоморзил на воздушной подушке у самой земли, вся элетроника потом работала исправно.
    В те годы малая модель ЭКИПа демонстрировалась на авиасалоне в Жуковском. Были переговоры по показу ЭКИПА на АВИАСАЛОНЕ в Юго-Восточной Азии, в готовом помогать  Санкт-Петербурге, Смоленске (имеющем прекрасный авиационный завод, расположенный почти рядом с Белоруссией), в организациях Москвы, но по разным причинам большие средства, нужные для работы над проектом, через финансирование государственных приоритетов не являлись. Информация об ЭКИПе была доведена и до мэра Москвы Лужкова, тот активно подержал проект, но дальнейшие шаги его тогдашней  команды были нулевые. Поскольку суммы были нужны со многими нулями.
   Всего на Саратовском авиационном заводе в те годы было сделано два беспилотных аппарата. Лётные качества разработчиков порадовали, потенциал был очевиден. Правительство приняло решение о финансировании проекта, губернатор Саратовской области Аяцков предлагал начать серийное производство. Свой интерес проявляли Министерство обороны России (оно выступало головным заказчиком) и Министерство лесного хозяйства. Применять инновационный летательный аппарат планировали для самых разных задач, поэтому разработали несколько модификаций - и беспилотную, и для пассажирских перевозок, и для патрулирования лесов. Были предложены также варианты для нужд армии - десантная и боевая.
   Не стоит лишний раз напоминать, какие времена переживали в 90-е годы предприятия, работающие на оборонку. Несмотря на то, что разработка аппарата «ЭКИП» была включена отдельной строкой в бюджет страны, деньги так и не поступили.
    Главный конструктор ЭКИПа Лев Николаевич Щукин пытался найти средства на него самостоятельно.  Были переговоры с японской компанией, они сняли в Москве фильм и  интервью со Щукиным об ЭКИПе, демонстрировавшийся потом по каналу  российского ТВ.  Представители арабских стран заинтересовались ЭКИПом, но просили доработать его для посадки на воду и для последующей работы под водой в режиме подводной лодки в случае штормов, всё было бы возможно при соответствующем финансировании. Нельзя не отметить, что почти метровый прототип такого аппарата (летательного, ныряющего под воду и взлетающего потом с воды) был сделан и испытан нашими  умельцами в конце 1980-х  -  начале 1990-ых в России.
    Руководство Саратовского авиационного завода пыталось искать инвесторов за рубежом. Были проведены переговоры в США, директор даже выступил на военно-морской базе с докладом. Американцы предлагали построить завод по производству «русского НЛО» у них — предполагаемый рынок экранолётов они оценивали в 2-3 миллиарда долларов. Но финансировать производство в России они отказались.
Американцы, купившие у ЭКИПа  несколько патентов (но не основных) – создали свой аналог и при всех телекамерах разбили свою тарелку из-за отстутствия должных конструкторов и и нерешённых ими проблем, решённых и запатентованных Щукиным.
    7 августа  2001 году Лев Николаевич Щукин - главный конструктор системы посадки космического корабля Буран и впоследствии - летающего крыла ЭКИП - умер от сердечного приступа за рулём своего автомобиля, остановив его на московской кольцевой  дороге ("Скорая помощь" на вызов прибывших постовых ГАИ -  не успела из-за пробок).   
   Летающая тарелка с функциями «Неотложной  помощи» успела бы прилететь в любую точку Москвы и Подмосковья, в любую точку нашей страны вовремя.
    Проект был на неопределённое время заморожен. Команда создателей и преемников в те сложные времена осталась, но государственные заказчики …

    /Источник – интернет-информация, беседы с академиком РАН Л.Н. Щукиным./

/ФОТО - Академик Лев Николаевич Щукин с макетом ЭКИПа/


Рецензии