Разводиться ли после 20 лет совместной жизни?

Жить с мужем или уходить? С таким вопросом пришла на сессию одна дама.

- А что бы вы сами хотели? - задаю встречный вопрос.
- Ну не знааааю - протяжно отвечает она. Хотела бы узнать, есть ли смысл в наших отношениях.
- Значит, если я скажу, что смысла нет, вы разойдетесь?
- Ну не знаю, все так сложно. Сплошные проблемы.
- Опишите, пожалуйста, ваши проблемы. Назовите 5-7 навскидку.
- Ну не знаю, надо подумать.
- Вы думали на эту тему последние двадцать лет совместной жизни, не так ли?
- Ну да, вообще-то.
- Вот и назовите самые главные.
- Ну ладно. Нет ощущения близости, нет ощущения безопасности, есть неприятные и мрачные ощущения по поводу будущего и ощущение несвободы. Есть чувство, что не принадлежу себе. С его стороны чувствую обесценивание моих жизненных ценностей, и чувствую свое все возрастающее напряжение.
- А какие плюсы в вашем союзе?
- Никаких.
- Для чего вы тогда вместе?
- По привычке.
- Отлично. Записываем это в плюс. Дальше? Что ещё вас объединяет?
- Общая жилплощадь, дача, ремонт, воспоминания о хорошем, общий мир.
- Ну вот видите, не так уж и мало на первый раз. А теперь нарисуйте вас и вашего супруга. Не художественно, а интуитивно. И пришлите фото в чат.

На рисунке изображена пятилетняя девочка с огромным бантом и пышной гривой на голове. Справа от нее муж - "стручок" с огромным шнобелем, похожим на клюв.
Прошу обозначить отношения пары - как между ними выражена связь? Дама рисует тонкую ниточку, идущую из клюва “стручка” к волосам девочки, но до самой девочки не доходит, останавливаясь недалеко от копны волос. Прошу вписать в поле пары все произнесённое в начале беседы.

- Здесь нет места - отвечает.
- Как нет? Если в жизни всему этому есть место, то и на бумаге найдется. Возьмите дополнительные листы бумаги и дорисуйте. Обозначьте границы вашего совместного мира. Дама берет ещё два листа бумаги, с неохотой дорисовывает границы, вписывает в поле все претензии к мужу и тяжело вздыхает. 
- Скажите, как чувствует себя девочка в этих условиях? Оцените по десятибалльной шкале (10 прекрасно, 0 никак)
- Еле еле на троечку
- Для чего вы поместили вашу девочку в такие условия? Какую задачу она здесь решает? Какую роль играет?
- Да ничего она не решает и играть давно перестала. Прячется от всего. В этом неприятном и не приветливом мире сплошной хаос, с которым ей не справиться.
- Да, - соглашаюсь я. Такая огромная территория не под силу и взрослому, что уж говорить о ребенке. Какова роль мужчины в нарисованном вами мире? Сколько лет ему?
- Никакой у него нет роли. Стоит трындит только. 70 лет уже, а поговорить-то как любит!
- Да, - соглашаюсь. С таким клювом он напоминает попугая или птицу Говорун из мультика “Тайна третьей планеты”.
- Точно. Разговоры это единственное, на что он способен.
- А как же ремонт? Дача? Вы намеренно обесцениваете его вклад, подогревая свое недовольство?
- Ну ремонт это давно было. И знаете, сколько проблем было? - дама пускается в описание проблем из-за ремонта, потом вспоминает и добавляет: устала я от его речей и слушать не хочу.
- Да, вы так устали, что спрятались в своих волосах, как в стогу сена. Только бы не слышать. Да еще и отвернулись, видите?
- Да уж вижу. Сама рисовала.
- Прекрасно, что вы это произнесли. Сама рисовала, сама создавала непосильным трудом. И ради чего все это?
- Не знаю.
- Хорошо, давайте посмотрим, что имеем на сегодняшний день. Огромный хаотичный мир, заполненный недовольством, претензиями,напряжением и страхом по поводу сомнительного совместного будущего. В этом почти безграничном мире (видите, как далеко раскинулся ваш хаос?) пятилетняя девочка и семидесятилетний мужчина парят в воздухе, как неприкаянные. Никакой опоры на землю, никакой коммуникации. Вам нравится такая картина? Она вас вдохновляет?
- Нет, конечно
- А как хотите, чтобы стало? Нарисуйте новый вариант, пожалуйста.
Дама быстро рисует маленький симпатичный домик, перед ним дорожка, рядом цветы и кусты. Повзрослевшая девочка с аккуратной прической почти полностью занимает пространство дома.
- Отлично, расскажите про эту девочку, как себя чувствует, сколько ей лет?
- Восемнадцать точно есть. Самочувствие на восемь.
- Заметили, что изменилось в облике? Куда делась птица Говорун?
- Ой, я о ней забыла, сейчас дорисую.
- Для чего хотите в ваш крошечный домик втянуть бесконечно говорящую птицу?
- Мне его жалко. Вот дорисовала, в уголке приткнула.
- Кого? Семидесятилетнего мужика в уголке приткнула? Думаете, он согласится?
- Ну да. Это же и его дом.
- Как вы определили, что этот дом его? Только что вы нарисовали себя свободной - так, как хотели, чтобы стало. И тут же перечеркиваете свое решение, возвращаетесь к привычному старому. Неужели взрослый человек будет доволен, если его без спроса воткнули куда то в угол? Как в ваших отношениях обстоят дела с границами?
- Плохо у нас дела с границами.
- Да, вижу. Ваш рисунок четко это проявил. Подумайте, какие хотите подобрать варианты, чтобы друг другу не мешать? Гнездо? Скворечник? Такой же дом рядом?
- В клетку его посадить, шутит дама.
- Нет, не пойдет. Придумайте так, чтобы обоим было комфортно.
- Надо подумать.
- Глядя на оба ваших рисунка, видите в чем состоят истинные причины проблем ваших отношений? Инфантильность девочки, непростроенные границы, недостаточная коммуникация, неблагодарность, недовольство, слабый контакт с реальностью, страхи, иллюзии, обвинения партнера во всех грехах. Есть такое?
- Есть. Но про инфантильность неправда.
- Инфантильность просматривается в отношениях. Вы же их рисовали, не так ли? Или я вынудила вас нарисовать девочку с бантом?
- Нет, я сама нарисовала.
- Вот мы сейчас о рисунке и говорим. В жизни вы можете быть совсем не инфантильной, но в отношениях взяли себе такую роль. Инфантильность это не приговор и не осуждение. У каждого из нас есть внутренний ребенок, которому необходимо внимание. Если мы добровольно не даем ему проявляться в жизни, он сам находит подходящие варианты. Кроме него внутри нас есть ещё целая команда игроков. Когда позволяем играть только одному, остальные затевают войну за власть.
- Да, я все время борюсь с собой, сражаюсь с утра до вечера.
- Похоже, пришло время навести мосты. И вместо борьбы разобраться, чего хотите вы сами, чего ждут от вас остальные участники Марлезонского балета. Но это тема следующего разговора. Скажите, что самое важное осознали сегодня?
- Рисунки показали мое неприкаянное состояние и я увидела дорожку, по которой могу идти. Многое еще предстоит разобрать, но я увидела направление движения. Спасибо вам!
- А с отношениями что? Развод или будете учиться договариваться?
- Отношения не причем. Здесь все про мои отношения с самой собой.
- Рада, что вы это осознали.
- Спасибо еще раз, Наталья. Многое стало ясно.
- Всех вам благ! До свидания!


Рецензии