Трубадур мрачность трагедии озаряет светом музыка!
"Трубадур" - одна из моих любимых опер. Ее мрачная испанская трагичность захватила меня еще в школьном детстве, благодаря записи зарубежного спектакля на виниловой пластинке. И теперь я люблю ее время от времени слушать в театре при удачном составе исполнителей. И в Мариинке, и в Мюнхене, и в Казани.
В этот раз мне было интересно услышать Ивана Гынгазова, дебютировавшего в этот вечер в Мариинском театре в роли Манрико в этой опере, и Ариунбаатара Ганбаатара, исполнявшего партию графа ди Луна. Я знала, что у них хорошие голоса, они мне были знакомы по другим операм, поэтому я не сомневалась в их вокальных возможностях. А мастерство Татьяны Сержан и Екатерины Семенчук всегда служило для меня важным аргументом в пользу любого спектакля.
И хотя в последний момент заменили Екатерину Семенчук в роли Азучены на Ольгу Савову, "Трубадур" получился хороший, динамичный, вокально ровный и интересный.
Безусловно, Татьяна Сержан в роли Леоноры задавала тон всему спектаклю. В нем она - как рыба в воде! Даже я слышала ее в этой роли бессчетное количество раз. Страстная Леонора, прекрасные арии, замечательный выразительный голос, от которого всегда возникает легкий холодок восторга!
Удачным получился дебют Ивана Гынгазова в роли Манрико, радует появление в Мариинке хорошего, пусть и приглашенного, тенора, их всегда не хватает. Яркий голос, с хорошей полетностью, с большой вокальной выносливостью, ведь партия Манрико не только сложная, но и большая. Конечно, дебют, особенно на непривычной сцене - это всегда волнение, но заявка на будущее сделана весьма достойная.
Добротно сделанной была и партия графа ди Луна у Ариунбаатара Ганбаатара. Хороший крепкий баритон отлично звучал и в сольных ариях, и в дуэтах, и в ансамблях. Особенно удались ему воинственные музыкальные фрагменты, например, ария с хором в финале картины в монастыре, когда граф ди Луна понял, что проклятый трубадур Манрико не погиб и снова увел у него из-под носа Леонору. Очень впечатляюще это прозвучало. Хотя драматически роль получилась несколько статичной, от чего мы в Мариинском театре уже отвыкли. Но вокально она была на высоте!
Очень органично в эту всю аристократически-цыганскую оперную компанию вписалась Азучена Ольги Савовой. Немного растерянная, уставшая от мучительных воспоминаний цыганка, которой вечно маячащий перед глазами графский отпрыск, выросший как ее сын, самим своим видом и присутствием не дает ей забыть об ужасном поступке - хотела погубить украденного ребёнка, а по ошибке, в исступлении, бросила в огонь собственного! И жажда мести за мать, за себя, мутит ей разум, она словно своими руками ведет Манрико на эшафот, и только в последний момент на секунду одумывается, хочет спасти его, раскрыв графу правду, что его соперник- это его пропавший брат, но поздно! А может, это только кажется, что одумывается и хочет спасти... Не зря же она удовлетворенно произносит свою последнюю реплику в адрес матери: ты отомщена!
Трагедия в чистом виде, добро проиграло, восторжествовала месть и темная сторона жизни! Но какими мелодиями все это выражено! Не наслушаться! Именно музыка скрадывает мрачность сюжета и не оставляет ощущения безысходности! Величие трагедии, непредсказуемость поворотов судьбы и непобедимость любви силовыми методами - вот что я ощущаю в финале оперы. Классические средневековые и более поздние романтические сюжеты, с украденными цыганами детьми и разгадываемыми в конце повествования тайнами их происхождения, когда гибель предрешена и сделать ничего нельзя! Достаточно вспомнить хотя бы романы и пьесы Гюго!
В опере для меня важнее всего голоса, если их нет, то, по-моему, нет и оперы. Предлагаемые в спектаклях образы, режиссура и визуальный ряд, с моей точки зрения, просто не должны мешать слушать музыку и голоса. Даже скроенные по старинным добротным лекалам, эти персонажи меня вполне устраивают. Мне достаточно отдельных штрихов и деталей, чтобы поверить в любовь и страсть героев, чтобы начать переживать за их судьбу и испытывать потрясение из-за трагического финала. Мне не надо безумной мимики, жестикуляции, страстных объятий, тем более постельных сцен, чтобы заинтересоваться историей. Мне важно, что выражается в музыке, насколько голоса передают то, что хочет сказать нам композитор, насколько это меня захватывает и волнует.
Конечно, есть уникальные артисты, как, например, Владислав Сулимский, Екатерина Семенчук и Татьяна Сержан, которые наряду с первоклассным вокалом создают на сцене и незабываемых оперных героев. Их стоит показывать крупным планом, как в кино, и наблюдать с первых рядов партера. Это высший пилотаж, высочайший профессионализм, вершина артистизма. И к этому, конечно, надо стремиться, но постепенно и не в ущерб вокалу.
А хороший вокал в опере - это залог успеха и всего спектакля! Как в состоявшемся "Трубадуре"!
Свидетельство о публикации №221032300121