Весна вопреки обстоятельствам

Сначала вступление, без которого не обойтись.
 Для всевозможных графов и князей их увлечение охотой нередко оказывалось  фатальным. Один шею свернул, с коня упав. Другого вепрь или медведь порвал. Вот у Некрасова,например, хотя и не про знатных особ, а про мужика обыкновенного: «Сорок медведей поднял на рогатину! На сорок первом сплошал…»

У меня все наоборот. Обожаю охоту в новогодние каникулы. Когда страна пребывает вся в некотором подпитии, тишина за городом. Едешь по пустынным дорогам в поля вдвоем с собакой, а потом ходишь по этим полям до вечерних сумерек. Заяц для легашатника – это скорее простое везение, нежели целенаправленная охота, но все-таки. Да, и куропатки – нет-нет, да позволят полюбоваться собачьей стойкой. Их, конечно, не стреляем – им и так непросто. А в общем, как говорил мой самый первый в охотничьей жизни егерь – Валера Скрипкин: «Главное – за стволы подержаться!».

Так и  катались с Нюшкой  с самого начала этих всероссийских каникул. Даже первое января не стало исключением. Пока жена не сказала, что пора бы устроить если не себе, то хотя бы собаке, выходной. Устроил.

Вместо охоты просто гуляли с собакой по садоводству. Своим обычным много-многолетним маршрутом, на котором Нюшка – не первая моя собака. Тут все и случилось… Это уже потом была восстановлена картина происшествия в результате детального осмотра места женой и теоретических рассуждений. А тогда, четвертого января около 16.30 я оказался лежащим на льду на краю лужи, совершенно не имея возможности пошевелить правой ногой. Судя по огромным глазам подбежавшей Нюшки, она тоже не могла понять происшедшее. Как потом выяснилось, лужа оказалась сравнительно глубокой. К тому же с острым ледяным краем. А в самой луже валялся полиэтиленовый пакет. На этом-то пакете нога и соскользнула в саму лужу, а острый бруствер пришелся как раз на середину бедра при моем падении. В результате – перелом бедерной кости со всякими смещениями и отломками.

 Нормальные люди бьются и ломаются на охотах. А я от того, что на охоту не поехал.
Потом мне уже везло. Меня отвезли во ВНИИ травматологии, меня не «отфутболили», а приняли сразу. Сначала были исключительно мысли о том, что очень неплохо было бы когда-нибудь в обозримом будущем просто встать на обе ноги. Мысли об охоте появились потом после успешной операции, когда в моем бедре помимо костей оказался целый набор дополнительных металлических конструкций, а я на следующий день после операции под руководством врача – методиста стал осваивать костыли. Конечно, ни о какой зимней охоте речи и быть не могло. Но впереди же – весна! Впереди вальдшнепиная тяга, о которой каждый охотник мечтает с самого нового года, когда пусть еще и снега по колено на дорогах, но день-то все равно начал удлиняться, а значит идет она – такая долгожданная весна.

И все шло очень даже оптимистично. В феврале я уже сам водил машину, все еще передвигаясь на костылях, а в марте даже съездил в командировку в Москву, будучи только с тростью. Весеннюю охоту, казалось, больше ничто не сможет остановить.
Вот и апрель настал. Солнце не только светит, но и греет. До праздника души – рукой подать. Патроны все перепроверены и переложены не один раз. «Эх, Нюшка! Выкарабкались! Теперь скоро!».

А потом был контрольный рентген, по результатам которого мне сообщили две новости.
Новость хорошая – перелом сросся. Конечно, еще не полноценно, но процесс идет очень хорошо.
Новость плохая – по неизвестной причине «железо» в ноге пошло «гулять», и поперечный штырь движется в сустав, что чревато его повреждением в дальнейшем. А потому срочно необходима вторая операция по удалению всех металлоконструкций.
Вот это был шок! Потому что, если даже все сделать в самые минимальные сроки, весенняя охота абсолютно выпадает из какого-либо здравого смысла. И с этого момента я думал только о своем весеннем вальдшнепе, срочно собирая анализы, готовясь к очередной госпитализации и новой операции.  Надо было как-то, но успеть!

И вторая операция успешно состоялась. Но в своем восстановлении я оказался отброшенным минимум на полтора месяца назад. Через девять дней открывается весенняя охота, а я только снова начинаю ходить на костылях.
Собственно, на этом вступление можно закончить.

Чтобы обстоятельства меня больше не ломали, я сам решил ломать обстоятельства. Решил, что пусть один-два раза, но на охоту выйду. Добуду что-нибудь или нет – совершенно неважно. Но на точку охоты выйду обязательно. И с ружьем в руках. Что для этого потребуется, это уже отдельный вопрос. Но охоте быть!

Мои лечащие врачи, наверное, узнав о моих планах, отправили бы меня на обследование к психиатру. Хотя, все в том же ВНИИ травматологии в ординаторской другого отделения одно время уже висела моя фотография с аппаратом Иллизарова на левой руке и вальдшнепом в правой.
Было такое. Перелом левого предплечья со смещением. Тоже операция - установка аппарата Иллизарова. Тогда, правда, меня не резали, а только сверлили. И тоже «вовремя» - за три недели до весенней охоты. Еще интересовался, нет ли у кого из коллег по увлечению какого-нибудь опыта стрельбы в подобном положении?  Или примеров для подражания? Оказалось, никто подобным не занимался. Более того, высказали массовый скепсис по поводу успеха подобной затеи. Но ведь получилось – добыт был вальдшнеп. Вот и подарил тогда фотографию своему лечащему хирургу, как рекламу качества оказанных медицинских услуг. Стрелять было трудно, но передвигался тогда без ограничений. Сейчас все наоборот.

Наверное, уже отступая, мои негативные обстоятельства решили подкинуть мне еще сюрприз – Нюшка выдала, как всегда «вовремя», «женские дни». Хотя и так брать ее в таком моем состоянии на охоту было делом сомнительным. Если бы возникла необходимость взять собаку на поводок, это было бы не безопасно для моей только-только сросшейся ноги. Так что, может, обстоятельства, напротив, уберегли меня от излишних соблазнов. Ведь взял бы, если бы не…

Первый пробный выезд мы предприняли с внуком. Со дня операции прошло всего 10 дней. Даже швы еще не были сняты. Поэтому, решил именно для начала просто подержаться за стволы, пройдя от машины не более сотни метров по достаточно твердой тропе, чтобы костыли не проваливались в оттаявший мокрый лесной подстил. Надеялся, а вдруг какой-нибудь вальдшнеп протянет не по моим местам, а здесь, где я сижу в принесенном внуком походном кресле. Нет. Не то, что не протянул, не то, что не увидел, а даже не услышал ни одного. Зато внук сфотографировал такую охоту, которых, надеюсь, в моей жизни больше не будет.

Подержаться за стволы оказалось мало. Не бывает вальдшнепиной тяги без вальдшнепа. Для окончательной победы над обстоятельствами нужен был вальдшнеп настоящий. Нужен был, как минимум, выстрел.
А посему, сразу же после снятия швов я был полон решимости своего вальдшнепа все-таки добыть.
И отправился на тягу в одиночку, но с полным настроем на победу. Пятница была. А в лесу выделенных стоянок для людей с ограниченными возможностями пока никто не предусмотрел. Не предполагают, наверное, что такие могут быть не только возле универсамов, но и в лесу. Место моей обычной стоянки, с которой хожу на свое место тяги, оказалось занятым. Люди приехали заранее на «рублевые» места. Я себе лишнее время в лесу на костылях позволить не могу. Нельзя мне устать заранее. Только после того, как дело будет сделано. Дорога огибает подлесок и выводит на просеку. Деревья вдоль ЛЭП, конечно, великоваты для верного выстрела, но с другой стороны, вальдшнеп там всегда тянул. Да, и дорога достаточно твердая – можно нормально передвигаться на костылях. Еду и осматриваю возможные места, где можно и машину поставить, никому не мешая, и самому встать, чтобы вальдшнепа не просто увидеть, а прикинуть еще место его возможного падения, потому что в буреломы просеки мне будет при всем желании не пробраться.

Но вот ведь…! Это ж тропинка к самому моему месту, просто, с другой стороны. По лесу. По мокрому подстилу. Но место-то мое! Каждый год я на нем вальдшнепов брал. В общем, если осторожно, то можно… А я и буду осторожно. Вот это и будет настоящая победа над обстоятельствами. Чтобы ничего не сменилось в моем весеннем вальдшнепе с этими обстоятельствами. Значит, вперед!

По тропинке идти вполне сносно. Только под ноги надо внимательно смотреть – всякие лужи, любые неровности – это реальный шанс споткнуться, что в моем положении категорически делать нельзя.
Маршрут по тропинке закончился. Теперь надо просто в лес. Недалеко – метров тридцать до поляны. Но сейчас эти тридцать метров – самый сложный участок пути. Сначала костылем щупаю почву на шаг впереди, потом осторожно опираюсь на этот костыль, потом делаю шаг. Благо, время позволяет пока не торопиться – солнце только-только зашло. Лишь бы костыли в землю не проваливались. Костыли вперед – проверка земли на прочность – перенос веса на костыли – шаг следом. Так за несколько минут я эту целину благополучно преодолеваю. Все! Вот она – моя поляна. Осматриваюсь вокруг.

Вот центральное дерево – ориентир, под которое обычно кладу ягдташ, к этому дереву в позапрошлом сезоне выходила косуля. Стояла и смотрела на меня метров с десяти. А я на нее. Огромные глаза и огромные уши. Если честно, никогда на такую красоту ружье не поднимал и не подниму. Над канавой справа, где проходит один из возможных маршрутов пролета вальдшнепа, деревья особо не разрослись, значит, и увидеть вальдшнепа, если полетит, удастся своевременно, и выстрел должен быть вполне уверенным. А может полететь и от просеки, от тропинки, по которой я шел. А может и просто спереди. Не полетит только слева, где достаточно густой лес высоких деревьев. Надо точно определиться, как встать самому, так, чтобы на любое возможное направление развернуться только корпусом. Даже одну ногу переставить не удастся, потому что, когда обе руки окажутся задействованы ружьем, костыли в любом случае окажутся на земле. Хотя, если даже просто увижу, если услышу, а если еще выстрелю, можно будет считать, что программа минимум выполнена полностью. Не за едой я сюда пробирался.
Выбрал направление на канаву справа. Покрутился корпусом – вроде, все возможные направления закрыл.

В округе пока никто не стрелял, хотя количество встреченных машин ясно говорило о том, что я здесь на охоте далеко не один. Значит, пока просто ждем. Вот только идти – существенно труднее, чем стоять, а потому присесть на какой-нибудь пенек или поваленное дерево в стороне, как обычно делаю в таких случаях в ожидании времени тяги, сегодня не удастся. Ну, и ладно. Будем отдыхать, как боевая лошадь. Стоя. Максимально навалившись на костыли, чтобы максимально разгрузить травмированную ногу. Стоять и радоваться, что все-таки я стою. Стою на обеих ногах. Что все операции позади, что даже железа у меня в ноге теперь нет. И я не просто стою, а стою на своем месте на вальдшнепиной тяге. Пусть и на грани фола, но все-таки пришел к своей весенней цели. Практически на полном цейтноте, но пришел. А дальше уже просто дело времени. Все будет отлично! Выкарабкался и из этой жизненной передряги.

Где-то очень далеко раздается одиночный выстрел. Это совсем не означает, что началась тяга. Это мог быть и просто выстрел по консервной банке. Но в ожидании тяги любой выстрел, услышанный после захода солнца, однозначно воспринимается, как команда с этого момента находиться в мгновенной готовности к выстрелу. Всем управляет азарт. Слишком это желанный трофей – весенний вальдшнеп на тяге. Вот и я мысленно прорабатываю маневр отбрасывания костылей (точнее, не отбрасывания, а освобождения, чтобы упавшие костыли я бы смог поднять, не сходя с места). А еще в случае попадания мне надо сразу и очень внимательно следить за местом падения, потому что собаки со мной нет, и поиск в моем нынешнем положении «вручную» будет очень далек от обычного. Вот о том и думаю, непрерывно сканируя взглядом весь сектор возможного появления вальдшнепа.

Небо темнеет. Сейчас ему бы и потянуть самое время. Руки на ружье уже по-боевому – левая за цевье, правая за шейку приклада – только б не пропустить! Чтобы не хрюкнул где-нибудь незамеченным за спиной, исчезнув над деревьями. Уже и про костыли забыл – совершенно нормальным сам себе кажусь. Но небо продолжает темнеть, а вальдшнеп пока себя так и не обнаружил – ни визуально хотя бы вдалеке, ни хорканьем, пусть и не будучи увиденным. Может, не случайно мы с внуком, сидя у дороги, ничего так и не встретили?  Может, не тянет он нынче здесь вовсе? Может, надо было на канаве встать, где, наверняка, сейчас Палыч со своим Ирбисом стоит? И собака была бы на подаче.  И ближе к дому на 15 минут езды. Но вот только там надо сначала канаву с водой перелезть. А как? Если и ухватиться-то не за что - канава вдоль шоссе.
 
И все равно в удачу надо верить. Потому что…Вот оно. Сначала подумал, что показалось – какой-то одиночный «хрюк». А потом он появился. Пока далеко, но идет над правой канавой, иногда исчезая за одиночными высокими деревьями. Второго такого счастья сегодня может уже и не быть. Надо брать это. Пусть и не близко, зато поводка будет медленнее, что для меня сейчас очень даже кстати. Прикидываю участок без высоких деревьев, где шансы на удачный выстрел будут максимальными и, уже освободившись от костылей, вложившись в ружье, жду вальдшнепа в выбранном секторе. Только спокойно. И не останавливать ружье на поводке. Все! Выстрел! Вальдшнеп камнем падает вниз. Падает у высокого дерева, явившегося границей моего сектора стрельбы. Это хорошо – есть довольно надежный ориентир для поиска. Падал вальдшнеп не «вертолетом», а камнем, значит, есть надежда, что бит чисто. Но…Упал за канаву. Это в нормальном состоянии я просто побежал бы прямо, перепрыгнув канаву, с фонарем в руках и уверен, нашел бы свою добычу практически сразу. Сейчас сразу не получится. Сначала надо безопасно добраться до самой канавы, а потом найти место, где я с костылями смогу через нее как-то перебраться. А потом искать подход к этому дереву-ориентиру. И уже тогда с фонарем заниматься собственно поиском. В общем, сейчас надо делать все наоборот – не торопиться, чтобы не наломать дров.

Хотите верьте, хотите нет, но нет у меня ни одного недобранного вальдшнепа. Это уже стало делом принципа. Лучше вообще не стрелять, чем не добрать дичь. Когда Нюшка была беременна, я одного вальдшнепа искал в здешних местах с фонарем сорок минут. Пока не нашел. Поэтому, не взирая на обстоятельства, и этого вальдшнепа я был твердо настроен найти во что бы то ни стало. И отправился в свое неспешное путешествие по лесной целине, которая к этому моменту еще и заметно стала темнее.
Главная неприятность, конечно, в этой затопленной водой канаве. В обычных обстоятельствах такая канава просто перепрыгивается в любом месте. Сейчас прыгать было нечем – по крайней мере одна моя нога совершенно для этого не подходила. Надо было сначала найти наиболее подходящее место, как по ширине канавы, так и по ее глубине в возможном месте переправы, а потом уже решать вопрос с форсированием этой водной преграды. И пришлось мне сначала двигаться в противоположном от моей добычи направлении. Пока не нашел самое узкое место, возле которого еще и дерево располагалось, которое могло бы мне послужить дополнительной опорой при переправе. Прощупав костылем дно канавы и убедившись, что ни завязнуть, ни черпануть через голенище сапога опасности нет, начал спуск на дно, опираясь на костыли, и хватаясь за ветки дерева, а потом подъем на другой берег. Главное было не упасть, потому что от полноценной прочности моя правая нога была еще очень далека. Не упал. Благополучно выбрался на другой берег и направился к заветному дереву, где должен был находиться мой вальдшнеп. Вальдшнепа я заметил, даже не включая фонарь. Действительно оказался битым чисто. Вот это уже была настоящая победа. Победа меня над собой. Накатившая волна эмоций и единственная мысль – я сделал это!

Всего один вальдшнеп. Но самый главный для меня вальдшнеп в жизни. Этот перекрыл того, который был взят пять лет назад с аппаратом Илизарова на левой руке. Там все-таки было намного проще. Этот вальдшнеп для меня золотой. Потому что и эту весну обстоятельствам от меня отобрать не удалось. Моя весна состоялась!

Не будем приписывать барону Мюнхаузену мудрые слова о том, что каждый уважающий себя человек должен время от времени поднимать себя за волосы, пусть и сказанные именно им в замечательном фильме Марка Захарова, а справедливо отдадим авторство Григорию Горину, написавшему сценарий.  Мне удалось поднять себя за волосы и вытащить из весьма неприятных и долгих обстоятельств в свою весну. А, значит, дальше все будет нормально!

Кто-то, уверен, сочтет мою охоту безумием. Особенно, сопоставив риски и вложенные силы с размером добычи. А мне все это было необходимо, чтобы полностью восстановить силы душевные. И у меня получилось, потому что такой удачной охоты у меня в жизни еще не было!
Конечно, я и не помышлял охоту продолжать. Цели достигнуты. Можно выбираться к машине. Уже никуда не торопясь, при свете фонаря, по прямой начал двигаться к тропе. О возвращении на маршрут, которым заходил в лес, речи быть не могло, поскольку вторая переправа через канаву в этом случае была гарантирована. А так уж – как повезет. Удастся обойтись без канав по пути – хорошо. Не удастся – все буду ближе к машине.

Когда добрался до машины, сложил ягдташ с добычей на заднее сиденье, убрал ружье в чехол, почувствовал окончательную победу – теперь уже ничего не могло испортить полностью состоявшуюся охоту. Я уже собирался сесть за руль, как совершенно четко и громко услышал этот  нарастающий звук, который ни с чем невозможно спутать –хорканье приближающегося вальдшнепа. Ружье было уже в чехле, и мне оставалась только смотреть.  Как и положено по закону подлости, этот вальдшнеп оказался не то, что крупным, а предельно большим. Больше просто не бывает. Но этого ему показалось мало. Как будто зная заранее о разряженном и убранном в чехол ружье, он не просто вылетел прямо на стоящую машину, но еще и описал над ней дугу, отвернув на просеку, оставаясь на уверенном выстреле сравнительно большое время. Промазать было бы просто невозможно. Это ж получается, что можно было не совершать все эти рискованные переходы и форсирование канавы, а просто никуда не отходить от машины. Можно было бы даже не стоять, опираясь на костыли, все это время ожидания, а сидеть боком на автомобильном сиденье, поставив ноги на землю, чтобы успеть подняться!  А потом решил, что от добра добра не ищут. Наверное, это был просто последний злобный выпад моих негативных побежденных обстоятельств. Да, и вообще, здраво оглядевшись кругом, понял, что найти такого вальдшнепа, упади он хотя бы метрах в десяти в сторону от дороги, было бы ой, как непросто во всем этом буреломе просеки. А уж лазать на костылях через бревенчатые завалы – это даже не канавы переходить. Значит, что не делается – все к лучшему. Завожу машину и еду домой. Все и так получилось – лучше некуда!

А через день мне предстояло вылететь на неделю в Бельгию. Это были новые обстоятельства и новые победы над ними. Но это уже совсем другая история.


Рецензии
Саша!
Здравствуйте!

Прочитала Вашу "переломанную" историю, прочитала отзывы к ней...
Можно, конечно, говорить и "Охота пуще неволи", и "Знал бы, где упасть, соломки подстелил бы", но это всё не про это...

Эта история о том, что ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЧЕГО-ТО ХОЧЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ - ОН ДЕЛАЕТ!

Просто берёт и делает!
Не смотря ни на что и вопреки всему!

Сначала в мыслях, потом встав на ноги, потом делая шаг за шагом...
Пусть медленно, но в нужном направлении!

Стимул - великая вещь!
Он даёт силы из... казалось бы, из ниоткуда...

И Ваше неудержимое желание открыть сезон охоты, пусть даже "подняв себя за волосы" - прекрасно!

"Подержаться за стволы оказалось мало. Не бывает вальдшнепиной тяги без вальдшнепа. Для окончательной победы над обстоятельствами нужен был вальдшнеп настоящий. Нужен был, как минимум, выстрел."

Дышать любимым делом, находиться в желаемой атмосфере, чувствовать саму жизнь - и значит ЖИТЬ)))

И сколько несдерживаемого ликования в Ваших словах :

"Всего один вальдшнеп. Но самый главный для меня вальдшнеп в жизни. Этот перекрыл того, который был взят пять лет назад с аппаратом Илизарова на левой руке. Там все-таки было намного проще. Этот вальдшнеп для меня золотой. Потому что и эту весну обстоятельствам от меня отобрать не удалось. Моя весна состоялась!"

И снова хочется пожать Вашу мужественную руку, Саша!

И ещё отметить такой трогательный и такой важный штрих к Вашему портрету охотника:
"Вот центральное дерево – ориентир, под которое обычно кладу ягдташ, к этому дереву в позапрошлом сезоне выходила косуля. Стояла и смотрела на меня метров с десяти. А я на нее. Огромные глаза и огромные уши. Если честно, никогда на такую красоту ружье не поднимал и не подниму."

Огромные глаза...

Я согласна с Вами полностью, у косулей, ланей, оленей...
У них какие-то совершенно удивительные, не просто красивые, а глубокие, одухотворенные и всегда немного печальные глаза...

Может быть моё сравнение покажется странным, но если бы существовала природная иконопись, то в её основе были бы именно глаза оленей...

Саша, благодарю за приятное время, проведённое за чтением на Вашей страничке!

С самыми добрыми пожеланиями, Рэйн


Ирина Рэйн   14.11.2023 16:23     Заявить о нарушении
Дорогая Ира! Как там в фильме " Доживём до понедельника"? "Счастье - это когда тебя понимают". Спасибо за подаренные Вашим отзывом счастье!!! За Ваше полнейшей понимание того, что хотелось сказать!

Александр Попов 13   14.11.2023 18:15   Заявить о нарушении
Я очень рада!
Пусть и счастья и понимания в этом Мире будет больше!

Ирина Рэйн   14.11.2023 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.