Разговор монаха со старцем о бесплотных сущностях

...продолжение...

- Доброго вам  здравия, отче.

- И тебе здравствовать  чадо. С чем  пожаловал сегодня  ко  мне?

- Я хотел  бы поговорить с  вами  о бестелесных сущностях  - бесах  и  демонах. Вы  неоднократно упоминали, что видящие люди могут  их даже  созерцать,  так  вот  я  хотел  бы в  этом  чуть  больше  разобраться.

- Ну, что  же,  тема  серьёзная,  - с  некоторой  ухмылкой  ответил  старец.  - А с  какой стати  ты перешёл вдруг  на  вы? Ты  же  знаешь, что я  не  люблю  поповского угодничества и чинности, обращайся  ко мне  как и прежде на  ты. Мне  так  проще. Тема сущностей духовного мира – это очень обширная тема, что именно тебя  интересует в  бесплотных?

- Для  начала  мне хотелось  бы  понять что собой представляют бесы  и  демоны?

- Они представляют  собой  определённый  тип  жизни,  если  под  жизнью рассматривать наличие  осознания  и восприятия, а  не  тела. Бесы  и  демоны  - это определённая энергия  осознания  или  дух проще  говоря, который  может  существовать  в  духовном  мире  без плоти  и  который преследует  в  жизни свои собственные цели,  как правило,  захватнические и корыстные,  идущие вразрез целям и  задачам  человеческой  души, как христианки.

- А много существует разновидностей бесплотных сущностей?

- Существует довольно много разновидностей бесплотных сущностей  - от  дружественных человеку  и совершенно нейтральных, до  откровенно враждебных  и  злобных. Точного числа  их не  знает никто. Как и среди  людей, число тёмных сущностей  намного превышает  число светлых.

Из  предания известно, что существует не  менее девяти  типов злых духов,  каждый из  которых  имеет ещё три подтипа  - итого  27 от самых простейших духов одержителей и лярв,  досаждающих людям,  до  более  коварных, властных и  могущественных. Последних и именуют бесами  и  демонами.  Отличие  последних  только в степени  злобы  и  коварства.  Демонами  или  диаволами  обычно  именуют наиболее враждебных сущностей, которые особенно недружественны человеку.  Светлых или ангельских чинов меньше.

- Отче, а  вам доводилось с ними  сталкиваться в  жизни?

- Конечно доводилось и  не раз. Этого  не может избежать никто из  тех, кто идёт  путём веры совершенной.  Первый  раз  у  меня это было на  встрече с  одной  молодой верующей девушкой, у  которой  были признаки  шизофрении,  но как  позднее оказалось,  вместо  шизофрении там  была одержимость.  Так  вот  на  встрече с  ней во время  духовной  беседы,  из неё  вышел  тот дух, который ей  владел и  набросился на  меня из-за  чего я  едва не потерял сознание.

- А что ты при  этом  чувствовал, отче?

- Это  трудно передать словами.  Я чувствовал это как удар, похожий  на  удар током,  очень неприятный  и ни с  чем несравнимый в  виде проходящих  через  всё  тело  импульсов,  от которых волосы встают дыбом  на голове,  деревенеет  шея и  теряется сознание.  Меня  тогда от потери  сознания  спасла  икона Божьей Матери, на  которую  я  успел  перевести  взгляд, выкрикнув  громко читаем Отче  Наш.

-  А  что она?

-  Ничего,  заплакала и сказала  что  это именно  этот  дух  её мучил и пугал  последнее время, являясь ей  и ночью  и  даже  днём в  образе противного чудовища  с  открытой  клыкастой  пастью,  из  которой  что-то  всё   время  текло и капало.  Этот  дух, являвшийся  ей в  образе чудовища,  и был  причиной её  душевных   и психических проблем, о которых она  ни с  кем  не могла поговорить,  поскольку в  это  никто не  хотел  верить и  все  думали, что  у  неё шизофрения.

– Отче,  а  откуда  вообще  взялись  бесы  и  демоны?

– Они взялись  оттуда  же,  откуда  берётся всё сущее – от Духа или от Бога.  Бесы  и демоны – это ведь  тоже  формы  и  разновидности  духа, только  духа злобы  и самости, который  не  устоял  в  высшем   Законе  безстрастия   и  жертвенной любви  и  принял  закон  самости и самоутверждения  вне  Бога.

По учению  отцов злобная природа  бесов  и  демонов связана с  тем, что они не  устояли в  высшем нравственном  законе  света   и отпали  ещё  в  незапамятные  времена  во главе с  Денницей от системы божественной иерархии.

–  А у  них  была возможность вернуться  обратно в систему божественной иерархии?

– Вероятно, была. Закон  свободы  воли и покаяния  это позволяет. Но они, как  и человек, увлеклись своей  самостью и  наслаждением  свободы  и  изменились при этом  настолько, что  возврат обратно в  божественную  иерархию  стал  уже невозможен  энергетически.

Вот  почему  отцы при  всём  неприятии их  и  отвращении  к  ним, в  то же  время  сочувствуют им, как  падшим и  потерянным  для покаяния.  Таково свойство  безусловной любви.

– Получается, что  покаяние  для  бесов  и  демонов  невозможно?

– Невозможно, как  и  молитва  Богу. Структура  их  сознания  стала  так  отлична  от  божественной  и  характер энергии  поменялся   настолько, что  покаяние  стало   для них равносильно самой  смерти или  полному  сгоранию в  божественном огне, которого  они  уже  не могут   вынести,  хотя  раньше  в  нём  сами  пребывали.

– А  с  чем  именно  это связано,  известно?

– Это связано с  несовместимостью  энергий  или  с  невозможностью принятия  бесами  энергии  благодати  Святого Духа.  Проще  говоря,  они имеют  в  себе  такую энергию  и  такую  структуру проводников  сознания, которая  не  синергийна  божественной  и  кардинально  от неё  отличается. Именно поэтому  они  уже  не могут ни  коим  образом  напрямую обращаться к  божественной энергии, которая  для них стала  смерти подобна.

– А к  какой  энергии они  могут  обращаться,  отче?

– Подобно паразитам,  они  могут обращаться  только к  более  тёмным  энергиям  через  душевные  структуры или  к  другим  душам, имеющим в  себе те  или  иные  виды  энергии  страстей  и  добродетелей.  Вот  почему  их  интересуют  преимущественно  только  души  других существ, как источники  дармовой  жизненной энергии.

– А известно какая энергия сознания  содержится в самих  бесах и  демонах?

– Известно. В  них содержится совершенно  особый  тип  высшей энергии  осознания, которая по характеру  и типу движения очень  сильно отличается  от  энергии сознания  человека.  Проще  говоря  мыслят  бесы  не  так, как  люди,  поскольку  у  них в  сознании нет  большинства  человеческих  качеств, свойственных  душевности. В  их сознании преобладает  расчёт и  голая целесообразность  поиска дармовой энергии.

–  А что  отличает  их  энергию,  отче?

–  Чтобы  тебе  было  понятей – в  их  сознании  нет  энергии  четырёх  высших  божественных  добродетелей – мудрости,  мужества, целомудрия  и правды, которые сливаются  в  безусловную любовь.   Их  сознание  –  это  сплав  мудрости и   коварства, поэтому они  представляют  собой  энергетический  тип  высших  бесплотных хищников, которые не  знают  жалости,  прагматичны  и  расчётливы,  очень  любят властвовать  и считаются  только с силой  и  более  ничем.

– А в  мире  людей  можно найти  какое-то  подобие энергии сознания бесов  и  демонов?

–  Можно.  Современные  олигархи  и  крупные  бизнесмены  в каком-то смысле очень  похожи по  манерам  и  типу  сознания на бесов  и  демонов, поскольку и одни и  другие  очень  успешные,  расчётливые  и  прагматичные  захватчики  ресурсов, которые  в  каком-то смысле олицетворяют общий  тип  энергии  самости и  эгоизма.

Я тебе   уже говорил, что семя  эгоизма, которым  был повреждён  первозданный человек в  своём  сердце, в  конечном  счёте вырастает  в  древо  хищного  эго ума  именно  того,  кто  и  повредил  весь род  человеческий  –  в  хищный  ум  демона.

– Значит, стремящиеся к власти,  богатству и самоутверждению  люди  утверждают в  мире  демоническое и  бесовское  начало?

– Разумеется,  а  для  чего  по-твоему  Христос  сказал,  что трудно богатому войти в Царство Небесное  и удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.  Это же  и  было  сказано  о невозможности для  эгоизма покаяния  и  отречения  от мира  и богатства.

По  этой причине  любой олигархизм  и глобализм, как  форма сверх  стяжательства  и   самоутверждения  – это  формы человеческого демонизма,  аналогичные демонизму духовному.  Отличие  только в  том, что  олигархи  захватывают власть  и  ресурсы  материальные, а   демоны  – власть и  ресурсы  духовные.

– Отче,  а как бесы и  демоны  влияют на  само  человечество?

– И плохо и  хорошо одновременно,  но негативная сторона  их  влияния  явно преобладает. Отцы рассматривали  бесов  и демонов  с  практической  точки зрения  в  качестве своеобразного  духовного тренажёра, попущенного Богом,  который  через  искушения и  трудности  закаляет и укрепляет ум  и  дух  человека.

– Значит, без  бесовских  искушений  человеку  никак не  обойтись?

–  Никак. Если  ум  человека никто не  будет  искушать и  испытывать на  выбор добра  и  зла, он не  будет расти  и развиваться, а  будет  почивать в младенчестве  собственных  иллюзий  и фантазий. Именно бесы  с  демонами  и  дают  уму  повод расти и развиваться  через  преодоление трудностей.

Проще  говоря,  без их  козней  и искушений  ум  человека  не  может  стать совершенным  и  достичь полноты  богоподобия. Вот почему даже  сам Христос  не  избежал искушений сатаной,   поэтому  и  отцы  проходили  это  искушение. Искушение духами  зла – это и есть выход  на ступень духовности  и веры  совершенной,   которую символизирует Лев.

Как говорил основатель монашества  авва  Антоний Великий – «Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей».

– А для  простого человека это  искушение  бесами проходимо? – спросил  монах.

Старец  задумался и через  некоторое  время  ответил:

– В духовном смысле не  существует понятия простой человек. В  духовном смысле существует только  бесконечное  движение к совершенству духа,  поэтому бесы  и  демоны – это жестокие инструменты выработки  совершенства, которые безжалостны к  любому несовершенству и заставляют его  или  мучиться  и страдать  или становиться совершенным. Битьём  и катанием  этот инструмент  всех  ведёт к совершенству,  таков  закон  для  всех.

Поэтому  для простых людей, как  несовершенных, бесы  и  демоны – это сам  ужас, который сводит с  ума, страшит и  шокирует, а  для святых отцов  и совершенных  духом – это мелкие шкодники  и пакостники, которые  сами  боятся  совершенных и святых, как  божественного  огня, и  даже могут  им  служить, как  собаки. Так  что всё  очень относительно.

–  Что  заначит служить как  собаки?

–  То и  значит, что  отцы  обладали  такой  безупречностью и  совершенством  духа, что  могли  управлять бесами  и  демонами,   подобно Христу  и  те  им  беспрекословно  подчинялись, как  совершенной  божественной  силе,  но  это  не  лучшая  сторона  согласного учения. К  тому  же  отцы  более  предпочитали  иметь  связи  с  нейтральными  или  светлыми  бестелесными  сущностями,  а  не  бесами.   Тем  не  менее из предания  точно  известно, что  и бесы им  повиновались и именно  от бесов  отцы  узнавали  многое  о  их  природе  и  планах  на  людей.

– Отче,  но какое влияние  бесов  и демонов на  людей  всё  же  больше – хорошее или плохое?

– Судя  по   тому, что  происходит с  миром  и  людьми  на  протяжении  всей истории человечества, плохое влияние  бесов  и демонов  всё  же превалирует  над хорошим,  но  инструмент  духовного  отбора  и  должен  так  работать, чтобы  отсеивать всё  несовершенное.

Ученик Антония Великого Макарий Великий сравнивал влияние  на  род  людской  бесов и  демонов  с  ситом, в  котором просеивается зерно.  Он  говорил  «Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий».  То же говорил  и Христос  – сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу.

–  Отче,  ты  хочешь  сказать, что  создание  Рая  на  земле  не  входило  в  планы Бога?

– Я не Бог, поэтому я  не могу сказать  тебе наверняка  что  входило в  планы  Бога, а  что нет.  Я   могу  сказать  тебе  другое с  точки зрения  духовного рассуждения  и видения  энергии –  если  есть  Рай  небесный,  то нет никакой  необходимости в  его повторении  на  земле,  да  ещё  в  более  грубых  и несовершенных материальных формах.

А вот  создание  на  земле  полигона,  где  сам  человек  мог бы  испытать  себя  и в  роли  создателя  земного Рая  или  земного   Ада, вполне могло входить в  планы  Бога, как  большого ума, который  и  тренирует ум  малый человеческий, подводя его к  совершенству через  выбор  добра  и  зла.

– И  то верно.  Такой мысли я и в  самом  деле не допускал,  – ответил  монах.  – А как  тогда  относиться  правильно к  падению  и деградации мира  и человечества?

– Это уже другой  вопрос и  это издержки  работы  большого духовного сита  для просеивания  людей.  Когда  зерно просеивается решетом,  то что  по-твоему  остаётся в  решете в  самом конце просеивания? – с  лукавой улыбкой  спросил  старец.

– Мусор остаётся и плевлы,  – ответил  монах.

– Ну  вот  ты сам  и  ответил на  вопрос  о  том, что сегодня происходит с  человечеством. Испытание человечества духовным тренажёром  сатаны  привело к  тому, что  большинство светлых душ  уже  отсеяно  и  в  земном  решете  остаются  в  основном  человеческие плевлы  и  мусор,  т.е.  самые  несовершенные  души.

Мне  об  этом очень  тяжело говорить  тебе,  но современные  люди в  духовном  смысле по  типу  энергии  сознания  уже  мало  чем  отличаются  от  самих  бесов  и  демонов.

– А что именно даёт тебе  основания  так  думать?

– Прямое  видение энергии сознания современных людей, которое становится всё  более рациональным,  прагматичным и  корыстным, в  точности как у  бесов и  демонов.  Вот почему движение  современного  человечества в сторону  рациональности и прагматизма – это движение в сторону демонического ума, а  не божественного.

– А как  это связано со  структурой  сознания, поясни подробнее,  отче.

– Я тебе уже  говорил, что для видящего энергии души структура светящегося  яйца – это самое  точное  определение  типа  энергии  сознания. Если светимость  сконцентрирована только на  периферии  в  области  скорлупы  яйца,  то  это сугубо  рациональный тип  периферического мышления  или  эго мышления, какое и имеется  у  бесов  и  демонов.

Так  вот  у  современного человека как  раз  и имеет  место доминанта периферического мышления, а  глубинное или сердечное мышление отсутствует практически полностью. Поэтому  для  видящего  нет  никаких  сомнений в  том, что человечество уверенно демонизируется.

– А есть ли  способ  это как-то  остановить,  ну,  или хотя  бы  замедлить?

– Это  риторический  вопрос. В мире  энергии работают  большие  закономерности и законы  движения  больших  сил  и  энергий,  поэтому  деградация человечества – это неизбежный  итог просеивания  и  отбора  совершенных  душ.

Мир  потому и  становится  всё  более жестоким  и  тоталитарным, что  тоталитаризм – это единственный  способ  упорядочивания  растущего  хаоса  и  невежества. Я  не  вижу в современном мире  духовности  вообще,  даже стремления  к  ней  по  учению  отцов.

Для  современного мира  главной  задачей  является  удержаться  в  своём  падении  хотя  бы  за  душевность или обычную нравственность и мораль, поскольку  завтра даже  нравственность  может  быть редкостью, поскольку  балом  править будет человеческая  дикость и  животность.

– Значит, возможности изменить этот мир  к  лучшему  по-твоему  уже  нет?

– Теоретически  такая возможность  есть,  но нет  условий  и предпосылок  энергетического характера  и  нет самого главного фактора –  верного духовного знания  о  болезни современного  человека  и мира  эгоизмом.

Любое  лечение  болезни  может  быть  начато  только  с  момента  постановки  верного  диагноза,  но современный человек и мир не  считают  себя больными  эгоизмом, а  потому не  ставят себе  верного диагноза. Именно  поэтому без  диагноза не  может  быть начала  лечения  мира  и человека  покаянием.

– Отче,  ты  говоришь  о повреждении эгоизмом?

– Да,  я  говорю  о повреждении  духа  и  души  человека  дьявольским  умом. Эгоизм – это лишь  одно из его проявлений.  Я  говорю  о  том, что  каждый человек  с самого  рождения, сам  того  не  зная, уже  изначально является и полу-бесом  и полу-ангелом, поскольку несёт  в  себе  и  ум  сатаны  в  центре  головного мозга и  Божий   ум в центре  духовного сердца.

Каждый  человек  с  рождения  стоит  перед  духовным  выбором  – какое  древо  ума  из  двух   в  самом  себе  взращивать  –  древо  ума  Христова   из горчичного семени   или   древо  рационального  эго ума  и  интеллекта из  семени эгоизма.

Абсолютное  большинство  людей, как  и вся  система  воспитания  и  образования,  делает  выбор  только  в  одну сторону  –  развития  рационального  ума  и  эго  мышления.  Практически никто сегодня  не  делает  выбора в  сторону  духовного развития  и  образования. Так  откуда  у  людей  на  земле  возьмутся  духовные  энергии  для  изменения  мира?  Их  сегодня  никто не  взращивает, поэтому  им  просто неоткуда  взяться.

– Но ведь в  церкви  ещё остались духовные  люди, – возразил  монах.

– Уже  нет, к  сожалению. Церковь, как  и  вся  массовая религия,  уже несколько  веков  является  институтом  одной  только душевности  и морали, а  священство и высшее духовенство давно сделало целью совершенствования  рациональный  ум и интеллект, а  не  священнобезумие  духовного ума.

Поэтому духовного ума  в  святоотеческом  понимании сегодня в  мире  и церкви уже  нет вообще,  он под  строжайшим запретом  и  величайшая  редкость  даже  среди монашествующих,   поскольку он  является живым  вызовом и  отрицанием всему современному миру,  ибо  он  не  от мира сего, как  и  ум Христов.

– Ты в  этом  уверен,  отче? Мне трудно принять  твою  мысль  о  том, что  человеческий  интеллект – это  тоже форма демонического ума,  – ответил  монах.

– Я в  этом  абсолютно уверен.  Видение энергии  интеллекта  не может  лгать.  Интеллект –  это  совершенный  ум  только головы  и  центра головного мозга, а  это и есть центр эго  и всего периферического  мышления, которое видящие видят как светящуюся  скорлупу  яйца –   толстую,   плотную  и непробиваемую,  как и сам  интеллект.

У  духовных людей практически нет этой толстой  и плотной  скорлупы сети периферического сознания, а  есть равномерная сеть  глубинных проводников,  направленных  от периферии  к  духовному  сердцу. Кроме  того, у  духовных людей  само  духовное сердце, как место Бога, светится гораздо  ярче  и имеет  ореол, которого нет  у  всех  рационалов  и интеллектуалов.

– Отче,  а  интеллект  может стать  духовным  умом?

–  Практически нет.  С  точки зрения  видения  энергии – интеллект и  духовный  ум – это  принципиально  разные  типы структурирования и упорядочивания  энергии  сознания –  по горизонтали  и по вертикали.  Кроме  того  интеллект  и  духовный  ум содержат  в  себе  совершенно  разные  типы  энергии.

– Как  можно определить  эти  типы  энергии?

– В  интеллекте, как  совершенном  горизонтальном  уме  ветхого  человека, присутствуют  энергии  и страстей  и  добродетелей,  причём,  сугубо  человеческих.  В  безстрастном  вертикальном  уме,  как  духовном  уме  сердца,  который является  отражением нового человека,  страстей нет  вообще и присутствуют  энергии четырёх  божественных добродетелей – мудрости,  мужества, целомудрия  и правды.

Поэтому  любой  интеллект может  быть  благим и  даже нравственным, но  безстрастным   и  подлинно духовным  он не  станет никогда, поскольку  чтобы  стать  духовным  ему  нужно  будет  полностью  отречься  от мира  и разрушить  всю  скорлупу периферийного мышления,  чтобы   достичь  духовного сердца.  Это  и  есть  невозможность  верблюда  пройти сквозь  игольное  ухо.

– Значит, современный  интеллектуальный мир и человек – это прямая  противоположность духовному  миру и  духовному  человеку?

– Да,  именно  так.  Современный интеллектуальный мир с  точки зрения духовного видения,  – это прямая противоположность Духу,  духовному миру  и  совершенству духовному, как  отражение  устремления  горизонтального мышления, как  демонического.

Так  что современный  человек – это в  самом  прямом, а  не  переносном  смысле полубес, который  идёт на  поводу не  у  своего  духовного сердца,  а  у  своего  рацио, как   демонического  эго ума  и  интеллекта,  и способа  повернуть  ум  в  сторону  сердца  у  него  практически нет.  Вот чем  объясняется  всё  происходящее сегодня  в  мире.

– Отче,  твоё  откровение  меня  просто  шокирует.  Значит, люди  сами  того  не  зная,  стремятся  через  рациональность и  интеллектуальность  к  демонизму  и  неосознанно  превращают в  ад  весь  мир?

–  Именно  так  с  точки зрения духовного видения. Всё  то, что  люди искренне  считают  собственным  интеллектуальным  развитием  и  созданием  ими  информационного мира в  действительности является  развитием не  человеческого ума, а  того самого ума  сатаны, который  и  был внедрён в  духовное  сердце  Адама  при  грехопадении.

Антихрист – это и есть  самый  совершенный  интеллект, как  прямая  противоположность  уму  Христа.  В  этом и состоит  самое грустное  откровение  о современном  человеке  и мире, какое делает каждый, кто прорывается  к  подлинно человеческому уму – уму  сердца,  который  и есть ум Христов.

Из всего современного человечества  только мизерная  часть  иноков и монахов пытается удержаться в  рамках подлинного человеческого ума,  всеми  силами  стремясь к соединению ума  с  сердцем. Вот какова  сермяжная  правда о соотношении интеллекта и  духовного ума.

– Но ведь у  рационального мышления  и интеллекта  все же  есть какие-то  положительные стороны? –  возразил монах.

– Есть,  несомненно.  Человеческий интеллект  для  видещего  энергии  – это лишь  маленькая ступенька  развития  сознания  человека на  великом  пути  достижения  божественности,  который  предполагает  три этапа  по  учению  отцов –   телесный ум,  душевный ум  и  ум  духовный.  Так  вот  интеллект – это  совершенство только телесного ума, которому  нужно  ещё  пройти ступень душевности  для  приближения к  духовности.

Вот  почему человеческий   интеллект  при  всём  его совершенстве, был, есть и останется  только малым  и несовершенным  плоским  умом, который  лишь  пытается подражать  Духу, как большому  и совершенному  уму  Божьему, через  его грубое  копирование.

 – Что означает через копирование Божьего ума?

– То и  означает, что человеческий  интеллект  посредством научного  знания  на протяжении всей истории  человечества  пытается тягаться с  совершенным  умом  Божьим,  доказывая  своё  мнимое  превосходство  и  копируя  ум  Бога  в  контроле  над  миром  через  создание  умных машин и   интеллектуальных систем.

Тот  же  интернет,   цифровой мир и искусственный  интеллект  есть не  что  иное, как грубая и примитивная попытка малого ума  человеческого  создать  на  земле   аналог  и подобие  большого ума Божьего, удерживающего  и вмещающего  в  себя  весь мир и духовный  и  материальный.

Но если Духом и  большим   умом Божьим  во  всём  двигает безупречность, безстрастие  и всесовершенство мудрости,  мужества, целомудрия  и правды, слитых в  качестве безусловной любви,  то интеллектом человека  двигают  тщеславие, гордость, алчность и  жажда  власти над миром, а  это качества не  Бога,  а диавола.

Поэтому  всё  то, что  создаёт  Бог –  было, есть и  будет одна большая премудрость, а  всё  то, что  создаёт  человек своим  эго умом и  эго  интеллектом  было, есть и  будет одна  большая  пародия и сплошная глупость от начала и  до конца.

–  Неужели у искусственного разума и интеллекта нет совсем никаких шансов приблизиться  к человеческому  уму ? - с  некоторой  досадой  переспросил  монах.

–  К подлинно  человеческому  никаких.   Никакой искусственный разум  никогда  не сможет  даже   симитировать таких  душевных   качеств  и энергий, как милосердие,  сострадание, совесть  и любовь, поскольку  эти качества  имеют  глубоко  иррациональную основу и природу,  которая  исходит не  от ума, а  из самого духовного сердца, как места  Бога в  Душе. 

Это и есть качества  Христа, которыми  не владеет и  которых не может  иметь  антихрист, как  полная противоположность  Господа.

–  Но почему  так происходит,  отче,   почему  люди  не могут понять  того, что  они  развивают и укрепляют в  себе  не  свой  ум, а  демонический?

– Ответ на  этот вопрос человечество ищет не  одну  тысячу лет и  не может найти потому, что  демонический  ум по своей  природе  очень  изворотлив, хитёр и коварен,  он умеет  себя  защищать  и победить его  духовному  уму  чрезвычайно  сложно  и  на  уровне  отдельного человека  и  на  уровне  всего социума.

Я бы сказал, что самой сложной задачей  из  всех  возможных для  человека – это и есть победа  над собственным  эго и  эго умом  высшего хищника, который поддерживается  всей  системой энергий  страстей, которых  около 300.

– Отче,  ты  хочешь сказать, что  сам  человек  ни при  каких условиях  не  может  понять и осознать всей  глубины своей порочности  и повреждения эгоизмом?

–  Именно! Лествица  духовная, о  которой  мы с  тобой недавно говорили,  – это  же  и есть  стратегия не  просто изменения ветхой человеческой формы, а  стратегия изменения  самого  ума  человека.  Ты  можешь  в  это  не поверить,  но  подлинной  целью и  задачей Лествицы  является  не  победа  над  страстями, а  изменение ума.

Вот почему только на  последних десяти ступенях искореняются высшие  страсти духа –  тщеславие  и  гордость, которыми и  был повреждён  ум  человека  и  только  на  ступенях  смиренномудрия  и  рассуждения приходит понимание всей  глубины  ложности обычного рационального  ума  и  мышления.

До  этого человек бывает в  глубокой  прелести мнения  о себе как  о  хорошем и  совершенно  порядочном  и  в  телесном  и в  душевном состояниях. Проще  говоря,  ложь,  двуличие  и лицемерие для современного человека  уже  давно стали  нормой  и показателем человеческой нормальности,  причём,  даже в  церкви.

– Как распознать  эту  иллюзию ума?

– В  телесном и  душевном состояниях никак. Самой  сильной формой этой  иллюзии и является  иллюзия  нравственно-религиозная, когда  обратившийся  к  вере  человек,  ещё  не победив  всех своих  страстей, а  особенно высших, уже  мнит  себя хорошим и благочестивым человеком.  Это  и есть  прелесть православная  и  в ней пребывает большинство  современных  верующих.

–  Значит, основная  масса верующих людей и священства пребывает в состоянии душевной  или  религиозной  прелести? – с  удивлением спросил  монах.

– Да, к  сожалению, современная формальная  религиозность – это своего  рода форма душевной прелести,  которую можно назвать прелестью  мнения  о себе, как православном  христианине,  который  намного  лучше  и праведнее  всех   других  мирян и  не верующих.

Это происходит потому, что  душевный  ум  верующего  посредством  всё  того  же  эго  искренне думает  о себе, как  уже  о  праведном,  православном,  прозревшем  и спасённом,  хотя  пребывает в  глубокой тьме  и невежестве, а  лишь  понял  для себя символ  веры   и  увидел  цель,  но  ещё  не  изменил  себя  основательно.

– А кто же  тогда не в  прелести,  отче?

– Практически никто. Мы  все в прелести,  по слову святителя Игнатия Брянчанинова,  и знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Вот почему величайшая прелесть – это признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии и  нуждаемся в освобождении истиной  духовной.

Истина  же  есть совершенно безстрастный ум Христов,  зрящий саму  суть  всего – первичные энергии мира  сего  и  души  человека. Поэтому  не в  прелести могут  быть только считанные единицы истинных иноков  и подвижников,  достигших духовного сердца  и  безстрастного  ума Христова,  как  истинно человеческого.  Все  прочие  во лжи и в  прелести.

Вот насколько силён рациональный ум  и  эго мышление  демона  в  человеке, которое побеждается на протяжении всей  жизни  самым  упорным трудом  через искоренение всех  страстей тела,  души и  духа. Вот  почему мир  людей отцы  и называли  большим собранием страстей, а  самого  человека – глубоко  падшим  и слепым душевно и  духовно существом.

– Но какой  смысл  был  тогда  Богу  создавать  столь  слабого  человека, который не  может  ни  познать  своей повреждённости,  ни  измениться?

– Смысл в  испытании души и  духа  человека  самой  притягательной силой – свободы. К  тому  же  почему  ты  думаешь, что  никто не может ни  осознать своей  падшести,  ни  измениться?  Отцы эту падшесть и осознали и изменились, да  так, что современному  человеку об  этом  и мечтать  трудно.

Дары духа, которых достигали святые  отцы  первых веков, ничем не  уступают  дарам  апостолов  и Самого Христа.  Я тебе  уже  говорил, что Бог Отец  по  любви  к  человеку  даже свою  божественную  волю –  силу  духовного  намерения  открыл  для человека и его использования.

Но ты не  забывай  о  том, что и  бесы  не дремлют и с  самого  рождения человека прикладывают все  силы для  того, чтобы человек  никогда  не  встал на  путь развития  духовного ума, а  всегда  оставался  в  поле рационального эго  мышления, которым  им  удобнее всего манипулировать.

– Отче,  а почему бесам  удобнее всего манипулировать рациональным  мышлением?

– Потому  что рациональное мышление, управляемое эгоизмом  и самостью,  вообще  не  осознаёт своей  повреждённости и порочности и  не  нуждается в  Боге, а  значит,  ему  не  нужно покаяние  и  исцеление от  эгоизма. На это бесы  и  делают  главный  расчёт, стимулируя развитие  рацио  и эго, а  не  духовного ума.

Я тебе  уже  говорил, что из  всех  типов  ума только  безстрастный  духовный ум  может  обнаруживать  бесов  и тягаться с  демоническим  умом, разоблачая его  коварные планы  и  замыслы  и  демонический ум  ничего не может  противопоставить  духовному  уму, поскольку духовный  ум – это само  совершенство  сознания,  которое подобно Христовому.

Вот  почему  отцы всеми  силами  стремились не к  интеллекту,  к которому стремятся современные верующие  и большинство  священства, а  к  священнобезумию  духовного ума, которое сегодня  в  церкви запрещено, как  сумасшествие, уже  несколько веков.

–  А кто запрещает  сегодня в  церкви давать  людям  знание об уме  и  его  подлинном устройстве? – спросил  монах.

– Никто не  запрещает.  Просто в церкви нет сегодня такого знания, ни в  святоотеческом,  ни в  современном виде, а  в  силу  церковного консерватизма  его  и не  появится. К  тому  же  очень  сложно поменять  само  общецерковное  представление о  бесах  и  демонах, которое давно устарело и  отражает не подлинные свойства бесплотных сущностей, а сказки, мифы  и страшилки для простого народа.

– А в  чём эта  сказочность церковных мифов  о  бесах?

– Почти во  всём. Церковные представления  о бестелесных  сущностях  или  бесах по-простому  – это сплошные  фантазии, где  бесы  мелкие  шкодники  и пакостники  с  рогами и  копытами, которые  постоянно мешают верующим славить Бога,  докучают и  досаждают праведным  людям.

– А  разве это не  так?

– Нет, совсем не  так.  Перечисленные  выше  качества в  массе своей относятся не  столько к  бесам, сколько к страстям человеческим  и  низшим животным  качествам  самих  людей, которые и  без  бесов  делают  человека  падшим  и страстным  существом.

Что же  касается реальных бестелесных сущностей – бесов  и  демонов,  то это на  порядок  более  опасные и  коварные создания, чем  может  себе это представить  любой  телесный и  любой  религиозный ум  верующего  или священника.

Осознанность бесов  и  демонов  почти на  порядок превосходит осознанность любого даже  самого образованного человека  и никакой  интеллект  и  нравственный  разум не  способен распознать  ни самого  беса,  ни  его  помыслов, искусно  вложенных в  ум  человека.

– Почему так  происходит,  отче?

– Так  происходит  потому, что сознание бесов  и  демонов действует изнутри и использует  канал  сердца – тот же  канал, которым  пользуется и Бог  и человеку бывает невозможно различить то,  откуда пришёл  помысл – от Бога, от беса или от своего ума.

Кроме  того,  ум  бесов  и демонов  – это совершенный  ум, хотя  и  радикально отличный  от ума Божьего, который  совершеннее  любого  человеческого. Вот почему  и бесы и  демоны   могут  без  труда  видеть  эго человека  и читать  самые  сокровенные помыслы, чаяния  и  желания  эго, чтобы   потом  их  эксплуатировать.

– А есть  ли разница  между видением души  человека Богом и  бесами?

– Да,  разница  есть. По учению  отцов  бесы и демоны   видят только помыслы  эго  и  рационального мышления  головы, которое сродно бесовскому.  Помыслы  самого  духовного сердца бесы читать не могут, поскольку  это место Бога в  душе и  туда  бесовский  ум не может проникнуть. Вот  почему  отцы  запрещают  инокам проговаривать вслух  свои самые  сокровенные планы  и  тайны, а  держать их  молча в  сердце.

– А в  чём  на  твой  взгляд состоит  главная  причина  религиозной неосведомлённости  верующих  о бесах и  демонах?

–  Она  в  неумении различать страсти, как  энергии,  тела,  души и  духа  и  самих  духовных сущностей.  К сожалению  отличать страсти  от  бесов  могут  только  духовные  люди,  обладающие даром различения духов, а  их сегодня в  церкви уже  практически нет.

– А разве те, кто  проводит  в  церкви  регулярные  отчитки, бесов  и  демонов  не  различают?

– Они  скорее  только  думают и верят, что различают,  а  работают только с внешними душевными  проявлениями. Одержимость может иметь и психическую природу и  духовную,  хотя  внешне и  та  и  другая будут проявлять себя почти  одинаково.  Только в  одном  случае причиной  будут страсти и  энергии  самой  души, а  в  другом –  реальная сущность.

В  обоих  случаях отчитка может помочь  облегчить состояние,  но будет  ли  это полноценным изгнанием  беса, который не  так  прост, чтобы оставить  душу  и  отказаться от целей.

– Отче,  а какова главная цель  бесов  и  демонов,  искушающих душу?

– Их  задача  далеко  выходит  за  рамки  рационального  смысла.  Они преследуют  куда более  важную  и скрытную  цель и  задачу искусно манипулировать  умом, чувством и волей  человека, создавая ситуации, связанные  с  выбросами  эмоций, позволяющие при  этом  сцеживать  энергию  души.

Проще  говоря, бесы  и  демоны – это совершенные  энергетические  вампиры  и паразиты, которые существуют за счёт  того, что  питаются  энергией  тех  существ  и  душ, которых  они  буквально  опекают  и  пасут, как  неких  безропотных  и  глупых  животных, понимаешь?

– Нет, не  совсем.

– Об этом обычно не принято  говорить  простым  верующим, чтобы  не  шокировать их  девственный  ум.  Бесы  и  демоны, окружающие  наш мир плотным  кольцом, почти  буквально  выращивают  нас  на  земле  и пасут почти  также,  как  и  мы пасём и выращиваем  домашний скот.

Мы выращиваем  домашний  скот  для шерсти, молока  и мяса, а  бесы  и  демоны  выращивают нас  ради  получения  бесценной  энергии наших эмоций, чувств и  осознания.  В  энергетическом  плане  для   бесов  и  демонов  мы  –  это  священные  дойные  коровы, которые  их  кормят  дармовым  молоком  своих  чувств  и  эмоций,  вот в  чём  дело, – сказал старец  и засмеялся.

Монах едва  не  открыл рот от удивления  и смог сказал только  одно:

– Но  этого не  может  быть,  отче, разве  не Господь является  нашим  Пастырем?

–  Для  обладающего  видением, Господь, как солнце  большого  ума, бесконечно  удалён от нашего  мира  и   поддерживает  посредством  эманаций  Святого Духа  только  сам божественный Закон движения  нетварных  божественных энергий, который неизменен и един  для всех,  но фактическое  управление нашим  миром  и  душами людей  на  земле  осуществляют бесы  и  демоны,  а  не  Господь.  Вот  почему  этот  мир  лежит  во лжи  и управляет  им не  столько  Господь, сколько  князь тьмы.

– Значит, мы  на  земле  фактически  предоставлены сами  себе на  произвол  только нашей  воли  и  стихии? – с  удивлением  переспросил  монах.

– Не только нашей.   Но ты  же  сам  хотел понять  то, почему человечество постоянно деградирует духовно и нравственно и почему даже самому Богу, пославшему к  людям  своего Сына Единородного  с  Миссией  Спасения,  не  удалось ничего изменить ни в  людях,  ни в  этом мире.

Это и есть духовное  объяснение  того, почему отцы не  старались изменить этого мира,   который неизменен  по  сути, а  старались изменить в первую очередь себя, чтобы раз  и навсегда оставить  это  сито  сознания  и  больше в  него не  возвращаться, а  найти обитель в  горних мирах  света,  куда  нет  доступа  бесам  и  демонам.

–  Отче,  а  как  отцам  удалось сделать  свой  ум  и  энергии  сердца  недоступными  для бесов  и демонов?

–  Через  безстратие  и  удалось.  Они  практическим  путём  открыли, что  именно страсти  и  являются тем, что  используют  бесы, чтобы  сцеживать  энергию  и  через  выработку   беспристрастия  и  безстратия  сделали  свой  ум  и  энергии  души  недоступными  и  несъедобными  для  бесов и  демонов.  В  этом и состоит принцип  стяжания  благодати.

–  Но  почему об  этом  не говорят верующим в  церкви?

– Потому что берегут  ум  простых  верующих  от шока и  ужаса понимания  того, что мы  живём  фактически  в  человеческом  аду,  поскольку  сами  являемся полубесами, а  управляют  нами   бесы  и  демоны  и единственной нашей  задачей в  этом аду может  быть только спасение души во Христе   через  развитие духовного ума  и  высшей духовной осознанности.

Теперь  ты понимаешь, почему  в  Четвероевангелие  аж 7 раз повторяется  фраза  Христа – «там  будет плач  и скрежет  зубов»?

– Это просто ужасно,  отче, твои  слова  глубоко  ранили моё  сердце.

– Ну, извини, я  не могу  тебе лгать и  говорю правду  такой, какая  она  есть в  реальной,  т.е.  энергийной действительности.  Мы,  действительно,   почти  оставлены Богом на  земле на полную  свободу нашей  воли, которая и испытывается Духом  на тяготение к  страстям или добродетелям, как  к  злу  и  добру.

Опыт более чем 2000 лет  существования  христианства  убедительно говорит  о  том, что человек более зол по  своей природе, нежели  добр, поэтому  число  страстных  и  бездуховных  людей на  земле  всегда  превышало  число безстрастных  и  духовных, которых сегодня уже практически нет совсем.  Вот какова  вся  сермяжная правда.

– Но почему  Бог всё  устроил так несправедливо и жестоко?

– Твой вопрос идёт от человеческой  логики  малого ума, а не  божественного  Логоса  ума  большого. Бог всё устроил в  высшей степени  премудро и справедливо. Он  дал человеку через  Сына  всё, что нужно  для  спасения  души и  в  первую очередь свой  высший Закон  и Евангелие, как  благую  весть.

Зная  духовный  Закон  и  следуя  ему,  любой  человек может выйти из мира падшей  и  несовершенной  эго-человечности  и взойти  по  Лествице  духовной  в  новую  и  более совершенную духовную  человечность.

Да,  для этого нужен  титанический  труд над  собой, а  не  хоровое  исполнение песнопений  и  молитв  и  не  ставление  свечек по  выходным  и  праздникам. Поэтому  путь   спасения  души  никто не  закрывал  и  Лествица  духовная  открыта  для каждого, выбор  только за самим  человеком. Что  тут по-твоему несправедливого?

Монах  ничего  не  ответил,  а  лишь  молча  опустил голову?

– Не  грусти,  мой  друг. Я   сказал мы  почти  оставлены Богом  на замле  на  полную  свободу. Ты  не  хочешь  узнать, что  скрывается за  словом  почти? – спросил  старец  и засмеялся.

– Хочу,  –  тихо  ответил монах.

– Почти  означает то, что кроме  бесов и  демонов у  нас есть  ещё  и  друзья  среди  бесплотных  сущностей – это светлые  силы божественной иерархии, которые нам помогают расти  и справляться с  жизненными  трудностями.

Кроме  того  это  и  сами  святые,  находящиеся в  верхних слоях большой  луковицы вселенной Духа, которые в  меру  сил поддерживают  нас молитвенно и помогают  нам с  небес духовным  намерением.

Это в  конце  концов сам Христос, который высшим  нравственным законом постоянно стучит и  нисходит в  наше  духовное  сердце,  действуя  через  совесть  каждого человека, которой  мы  так  часто пренебрегаем в  жизни  в  угоду алчности,  лукавству, корысти и  эгоизму.

Поэтому  мы ни в  коей мере  не  оставлены  на  земле  на произвол  и за  нами пристально наблюдают и высший духовный  Закон,  и  святые,  и  силы небесной  иерархии, и силы хранителя рода человеческого, и  наша  совесть,  но мы  все  так  тупы  и  дебелы,  что не  знаем  наших  помощников  и  потому  даже  не можем воспользоваться их  помощью,  а  без  запроса  они нам помочь не могут.

– Это не добавило мне  оптимизма,  отче,  – с  грустью  ответил монах.

– Я понимаю, тем не  менее,   я  сказал  тебе это только  для  того, чтобы  ты  не думал, что Бог  оставил  человека на  земле  на произвол  бесов и  демонов. Да,  они хозяева  духовного воздуха  и  самой  земли  вместе с  князем тьмы,  но у  каждого человека есть  свободный  выбор  пути  и  того древа  ума, которое  будет взращивать в самом  себе человек.

Как ты  уже  знаешь, все  иноки и монахи  по примеру  отцов не  колеблясь выбирали путь  Духа, как  путь соединения  ума с сердцем,  который  является  единственным  путём  спасения  и   на  котором человека  ждут  дары Духа  и  духовной силы  противостоять любым бесам  и  демонам, поэтому  всё в высшей  степени мудро,  разумно и справедливо  устроено Богом.

– Отче,  а у  простого верующего какие  есть  способы  и возможности  не стать жертвой бесов  и  демонов?

– Практически  никаких, пока у  него не появится высшего духовного ума, способного их обнаруживать и  различать их планы. В действительности бесов и  демонов, как  более  могущественных тёмных сил,   простые  верующие не  особо и интересуют в  силу  их  слабости,  темноты  и  безблагодатности.

– А кто же  тогда  досаждает простым  верующим?

– Простым  верующим  чаще  досаждают лярвы, подселенцы, вампиры и  духи одержители. Бесов  и  демонов гораздо  более интересуют  иноки  и монахи, которые  накапливают в  душе  первый  избыток  энергии  благодати, которая  и  проявляется  более  ярким свечением  души.

Эту светимость  благодати  и  замечают  бесы и  демоны  и  начинают  строить планы  ей  завладеть, чтобы  полакомиться. Вот  тут и требуется трезвение и  бдительность духа.

– А как инок  или  монах может распознать мысли,  приходящие  от  бесов и  демонов ?

–  Только одним  способом  – по тишине  ума,  которая  подобна  зеркальной  глади  озера  тихой  ночью,  в  которой  отражаются  звёзды  и видно  любое  движение  будь  то  рябь  от ветерка или  рыбы.  Ум  инока в  этой  тишине  сердца  и определяет то,  откуда дует  ветерок  или  что за  рыба  разрезает  гладь  его ума.

Божественные посещения всегда приносят с  собой  мир, покой, умиротворение и ясность ума,  разливающуюся светом озарения,  как  после  молитвы, а  бесы  всегда приносят страстные движения, связанные с  использованием всех  страстей души   духа, от погружения в  уныние  и страх  до вознесения  в  тщеславии и  гордости.

Как дойдёшь в  своём  духовном  делании  до ступени умной молитвы, сам  об  этом  всё  узнаешь.  Ну, что,  на  сегодня знания о  бесплотных тебе будет  достаточно.

– Спаси Господи,  отче.

– Не  за  что, мой  друг, Бога  благодари,  а  не меня, ступай с  Богом…


Из книги «Согласное  учение святых отцов  Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая  православная психология», Духовно-аскетические беседы.


Рецензии