Разговор монаха со старцем о бесплотных сущностях
- Доброго вам здравия, отче.
- И тебе здравствовать чадо. С чем пожаловал сегодня ко мне?
- Я хотел бы поговорить с вами о бестелесных сущностях - бесах и демонах. Вы неоднократно упоминали, что видящие люди могут их даже созерцать, так вот я хотел бы в этом чуть больше разобраться.
- Ну, что же, тема серьёзная, - с некоторой ухмылкой ответил старец. - А с какой стати ты перешёл вдруг на вы? Ты же знаешь, что я не люблю поповского угодничества и чинности, обращайся ко мне как и прежде на ты. Мне так проще. Тема сущностей духовного мира – это очень обширная тема, что именно тебя интересует в бесплотных?
- Для начала мне хотелось бы понять что собой представляют бесы и демоны?
- Они представляют собой определённый тип жизни, если под жизнью рассматривать наличие осознания и восприятия, а не тела. Бесы и демоны - это определённая энергия осознания или дух проще говоря, который может существовать в духовном мире без плоти и который преследует в жизни свои собственные цели, как правило, захватнические и корыстные, идущие вразрез целям и задачам человеческой души, как христианки.
- А много существует разновидностей бесплотных сущностей?
- Существует довольно много разновидностей бесплотных сущностей - от дружественных человеку и совершенно нейтральных, до откровенно враждебных и злобных. Точного числа их не знает никто. Как и среди людей, число тёмных сущностей намного превышает число светлых.
Из предания известно, что существует не менее девяти типов злых духов, каждый из которых имеет ещё три подтипа - итого 27 от самых простейших духов одержителей и лярв, досаждающих людям, до более коварных, властных и могущественных. Последних и именуют бесами и демонами. Отличие последних только в степени злобы и коварства. Демонами или диаволами обычно именуют наиболее враждебных сущностей, которые особенно недружественны человеку. Светлых или ангельских чинов меньше.
- Отче, а вам доводилось с ними сталкиваться в жизни?
- Конечно доводилось и не раз. Этого не может избежать никто из тех, кто идёт путём веры совершенной. Первый раз у меня это было на встрече с одной молодой верующей девушкой, у которой были признаки шизофрении, но как позднее оказалось, вместо шизофрении там была одержимость. Так вот на встрече с ней во время духовной беседы, из неё вышел тот дух, который ей владел и набросился на меня из-за чего я едва не потерял сознание.
- А что ты при этом чувствовал, отче?
- Это трудно передать словами. Я чувствовал это как удар, похожий на удар током, очень неприятный и ни с чем несравнимый в виде проходящих через всё тело импульсов, от которых волосы встают дыбом на голове, деревенеет шея и теряется сознание. Меня тогда от потери сознания спасла икона Божьей Матери, на которую я успел перевести взгляд, выкрикнув громко читаем Отче Наш.
- А что она?
- Ничего, заплакала и сказала что это именно этот дух её мучил и пугал последнее время, являясь ей и ночью и даже днём в образе противного чудовища с открытой клыкастой пастью, из которой что-то всё время текло и капало. Этот дух, являвшийся ей в образе чудовища, и был причиной её душевных и психических проблем, о которых она ни с кем не могла поговорить, поскольку в это никто не хотел верить и все думали, что у неё шизофрения.
– Отче, а откуда вообще взялись бесы и демоны?
– Они взялись оттуда же, откуда берётся всё сущее – от Духа или от Бога. Бесы и демоны – это ведь тоже формы и разновидности духа, только духа злобы и самости, который не устоял в высшем Законе безстрастия и жертвенной любви и принял закон самости и самоутверждения вне Бога.
По учению отцов злобная природа бесов и демонов связана с тем, что они не устояли в высшем нравственном законе света и отпали ещё в незапамятные времена во главе с Денницей от системы божественной иерархии.
– А у них была возможность вернуться обратно в систему божественной иерархии?
– Вероятно, была. Закон свободы воли и покаяния это позволяет. Но они, как и человек, увлеклись своей самостью и наслаждением свободы и изменились при этом настолько, что возврат обратно в божественную иерархию стал уже невозможен энергетически.
Вот почему отцы при всём неприятии их и отвращении к ним, в то же время сочувствуют им, как падшим и потерянным для покаяния. Таково свойство безусловной любви.
– Получается, что покаяние для бесов и демонов невозможно?
– Невозможно, как и молитва Богу. Структура их сознания стала так отлична от божественной и характер энергии поменялся настолько, что покаяние стало для них равносильно самой смерти или полному сгоранию в божественном огне, которого они уже не могут вынести, хотя раньше в нём сами пребывали.
– А с чем именно это связано, известно?
– Это связано с несовместимостью энергий или с невозможностью принятия бесами энергии благодати Святого Духа. Проще говоря, они имеют в себе такую энергию и такую структуру проводников сознания, которая не синергийна божественной и кардинально от неё отличается. Именно поэтому они уже не могут ни коим образом напрямую обращаться к божественной энергии, которая для них стала смерти подобна.
– А к какой энергии они могут обращаться, отче?
– Подобно паразитам, они могут обращаться только к более тёмным энергиям через душевные структуры или к другим душам, имеющим в себе те или иные виды энергии страстей и добродетелей. Вот почему их интересуют преимущественно только души других существ, как источники дармовой жизненной энергии.
– А известно какая энергия сознания содержится в самих бесах и демонах?
– Известно. В них содержится совершенно особый тип высшей энергии осознания, которая по характеру и типу движения очень сильно отличается от энергии сознания человека. Проще говоря мыслят бесы не так, как люди, поскольку у них в сознании нет большинства человеческих качеств, свойственных душевности. В их сознании преобладает расчёт и голая целесообразность поиска дармовой энергии.
– А что отличает их энергию, отче?
– Чтобы тебе было понятей – в их сознании нет энергии четырёх высших божественных добродетелей – мудрости, мужества, целомудрия и правды, которые сливаются в безусловную любовь. Их сознание – это сплав мудрости и коварства, поэтому они представляют собой энергетический тип высших бесплотных хищников, которые не знают жалости, прагматичны и расчётливы, очень любят властвовать и считаются только с силой и более ничем.
– А в мире людей можно найти какое-то подобие энергии сознания бесов и демонов?
– Можно. Современные олигархи и крупные бизнесмены в каком-то смысле очень похожи по манерам и типу сознания на бесов и демонов, поскольку и одни и другие очень успешные, расчётливые и прагматичные захватчики ресурсов, которые в каком-то смысле олицетворяют общий тип энергии самости и эгоизма.
Я тебе уже говорил, что семя эгоизма, которым был повреждён первозданный человек в своём сердце, в конечном счёте вырастает в древо хищного эго ума именно того, кто и повредил весь род человеческий – в хищный ум демона.
– Значит, стремящиеся к власти, богатству и самоутверждению люди утверждают в мире демоническое и бесовское начало?
– Разумеется, а для чего по-твоему Христос сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное и удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Это же и было сказано о невозможности для эгоизма покаяния и отречения от мира и богатства.
По этой причине любой олигархизм и глобализм, как форма сверх стяжательства и самоутверждения – это формы человеческого демонизма, аналогичные демонизму духовному. Отличие только в том, что олигархи захватывают власть и ресурсы материальные, а демоны – власть и ресурсы духовные.
– Отче, а как бесы и демоны влияют на само человечество?
– И плохо и хорошо одновременно, но негативная сторона их влияния явно преобладает. Отцы рассматривали бесов и демонов с практической точки зрения в качестве своеобразного духовного тренажёра, попущенного Богом, который через искушения и трудности закаляет и укрепляет ум и дух человека.
– Значит, без бесовских искушений человеку никак не обойтись?
– Никак. Если ум человека никто не будет искушать и испытывать на выбор добра и зла, он не будет расти и развиваться, а будет почивать в младенчестве собственных иллюзий и фантазий. Именно бесы с демонами и дают уму повод расти и развиваться через преодоление трудностей.
Проще говоря, без их козней и искушений ум человека не может стать совершенным и достичь полноты богоподобия. Вот почему даже сам Христос не избежал искушений сатаной, поэтому и отцы проходили это искушение. Искушение духами зла – это и есть выход на ступень духовности и веры совершенной, которую символизирует Лев.
Как говорил основатель монашества авва Антоний Великий – «Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей».
– А для простого человека это искушение бесами проходимо? – спросил монах.
Старец задумался и через некоторое время ответил:
– В духовном смысле не существует понятия простой человек. В духовном смысле существует только бесконечное движение к совершенству духа, поэтому бесы и демоны – это жестокие инструменты выработки совершенства, которые безжалостны к любому несовершенству и заставляют его или мучиться и страдать или становиться совершенным. Битьём и катанием этот инструмент всех ведёт к совершенству, таков закон для всех.
Поэтому для простых людей, как несовершенных, бесы и демоны – это сам ужас, который сводит с ума, страшит и шокирует, а для святых отцов и совершенных духом – это мелкие шкодники и пакостники, которые сами боятся совершенных и святых, как божественного огня, и даже могут им служить, как собаки. Так что всё очень относительно.
– Что заначит служить как собаки?
– То и значит, что отцы обладали такой безупречностью и совершенством духа, что могли управлять бесами и демонами, подобно Христу и те им беспрекословно подчинялись, как совершенной божественной силе, но это не лучшая сторона согласного учения. К тому же отцы более предпочитали иметь связи с нейтральными или светлыми бестелесными сущностями, а не бесами. Тем не менее из предания точно известно, что и бесы им повиновались и именно от бесов отцы узнавали многое о их природе и планах на людей.
– Отче, но какое влияние бесов и демонов на людей всё же больше – хорошее или плохое?
– Судя по тому, что происходит с миром и людьми на протяжении всей истории человечества, плохое влияние бесов и демонов всё же превалирует над хорошим, но инструмент духовного отбора и должен так работать, чтобы отсеивать всё несовершенное.
Ученик Антония Великого Макарий Великий сравнивал влияние на род людской бесов и демонов с ситом, в котором просеивается зерно. Он говорил «Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий». То же говорил и Христос – сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу.
– Отче, ты хочешь сказать, что создание Рая на земле не входило в планы Бога?
– Я не Бог, поэтому я не могу сказать тебе наверняка что входило в планы Бога, а что нет. Я могу сказать тебе другое с точки зрения духовного рассуждения и видения энергии – если есть Рай небесный, то нет никакой необходимости в его повторении на земле, да ещё в более грубых и несовершенных материальных формах.
А вот создание на земле полигона, где сам человек мог бы испытать себя и в роли создателя земного Рая или земного Ада, вполне могло входить в планы Бога, как большого ума, который и тренирует ум малый человеческий, подводя его к совершенству через выбор добра и зла.
– И то верно. Такой мысли я и в самом деле не допускал, – ответил монах. – А как тогда относиться правильно к падению и деградации мира и человечества?
– Это уже другой вопрос и это издержки работы большого духовного сита для просеивания людей. Когда зерно просеивается решетом, то что по-твоему остаётся в решете в самом конце просеивания? – с лукавой улыбкой спросил старец.
– Мусор остаётся и плевлы, – ответил монах.
– Ну вот ты сам и ответил на вопрос о том, что сегодня происходит с человечеством. Испытание человечества духовным тренажёром сатаны привело к тому, что большинство светлых душ уже отсеяно и в земном решете остаются в основном человеческие плевлы и мусор, т.е. самые несовершенные души.
Мне об этом очень тяжело говорить тебе, но современные люди в духовном смысле по типу энергии сознания уже мало чем отличаются от самих бесов и демонов.
– А что именно даёт тебе основания так думать?
– Прямое видение энергии сознания современных людей, которое становится всё более рациональным, прагматичным и корыстным, в точности как у бесов и демонов. Вот почему движение современного человечества в сторону рациональности и прагматизма – это движение в сторону демонического ума, а не божественного.
– А как это связано со структурой сознания, поясни подробнее, отче.
– Я тебе уже говорил, что для видящего энергии души структура светящегося яйца – это самое точное определение типа энергии сознания. Если светимость сконцентрирована только на периферии в области скорлупы яйца, то это сугубо рациональный тип периферического мышления или эго мышления, какое и имеется у бесов и демонов.
Так вот у современного человека как раз и имеет место доминанта периферического мышления, а глубинное или сердечное мышление отсутствует практически полностью. Поэтому для видящего нет никаких сомнений в том, что человечество уверенно демонизируется.
– А есть ли способ это как-то остановить, ну, или хотя бы замедлить?
– Это риторический вопрос. В мире энергии работают большие закономерности и законы движения больших сил и энергий, поэтому деградация человечества – это неизбежный итог просеивания и отбора совершенных душ.
Мир потому и становится всё более жестоким и тоталитарным, что тоталитаризм – это единственный способ упорядочивания растущего хаоса и невежества. Я не вижу в современном мире духовности вообще, даже стремления к ней по учению отцов.
Для современного мира главной задачей является удержаться в своём падении хотя бы за душевность или обычную нравственность и мораль, поскольку завтра даже нравственность может быть редкостью, поскольку балом править будет человеческая дикость и животность.
– Значит, возможности изменить этот мир к лучшему по-твоему уже нет?
– Теоретически такая возможность есть, но нет условий и предпосылок энергетического характера и нет самого главного фактора – верного духовного знания о болезни современного человека и мира эгоизмом.
Любое лечение болезни может быть начато только с момента постановки верного диагноза, но современный человек и мир не считают себя больными эгоизмом, а потому не ставят себе верного диагноза. Именно поэтому без диагноза не может быть начала лечения мира и человека покаянием.
– Отче, ты говоришь о повреждении эгоизмом?
– Да, я говорю о повреждении духа и души человека дьявольским умом. Эгоизм – это лишь одно из его проявлений. Я говорю о том, что каждый человек с самого рождения, сам того не зная, уже изначально является и полу-бесом и полу-ангелом, поскольку несёт в себе и ум сатаны в центре головного мозга и Божий ум в центре духовного сердца.
Каждый человек с рождения стоит перед духовным выбором – какое древо ума из двух в самом себе взращивать – древо ума Христова из горчичного семени или древо рационального эго ума и интеллекта из семени эгоизма.
Абсолютное большинство людей, как и вся система воспитания и образования, делает выбор только в одну сторону – развития рационального ума и эго мышления. Практически никто сегодня не делает выбора в сторону духовного развития и образования. Так откуда у людей на земле возьмутся духовные энергии для изменения мира? Их сегодня никто не взращивает, поэтому им просто неоткуда взяться.
– Но ведь в церкви ещё остались духовные люди, – возразил монах.
– Уже нет, к сожалению. Церковь, как и вся массовая религия, уже несколько веков является институтом одной только душевности и морали, а священство и высшее духовенство давно сделало целью совершенствования рациональный ум и интеллект, а не священнобезумие духовного ума.
Поэтому духовного ума в святоотеческом понимании сегодня в мире и церкви уже нет вообще, он под строжайшим запретом и величайшая редкость даже среди монашествующих, поскольку он является живым вызовом и отрицанием всему современному миру, ибо он не от мира сего, как и ум Христов.
– Ты в этом уверен, отче? Мне трудно принять твою мысль о том, что человеческий интеллект – это тоже форма демонического ума, – ответил монах.
– Я в этом абсолютно уверен. Видение энергии интеллекта не может лгать. Интеллект – это совершенный ум только головы и центра головного мозга, а это и есть центр эго и всего периферического мышления, которое видящие видят как светящуюся скорлупу яйца – толстую, плотную и непробиваемую, как и сам интеллект.
У духовных людей практически нет этой толстой и плотной скорлупы сети периферического сознания, а есть равномерная сеть глубинных проводников, направленных от периферии к духовному сердцу. Кроме того, у духовных людей само духовное сердце, как место Бога, светится гораздо ярче и имеет ореол, которого нет у всех рационалов и интеллектуалов.
– Отче, а интеллект может стать духовным умом?
– Практически нет. С точки зрения видения энергии – интеллект и духовный ум – это принципиально разные типы структурирования и упорядочивания энергии сознания – по горизонтали и по вертикали. Кроме того интеллект и духовный ум содержат в себе совершенно разные типы энергии.
– Как можно определить эти типы энергии?
– В интеллекте, как совершенном горизонтальном уме ветхого человека, присутствуют энергии и страстей и добродетелей, причём, сугубо человеческих. В безстрастном вертикальном уме, как духовном уме сердца, который является отражением нового человека, страстей нет вообще и присутствуют энергии четырёх божественных добродетелей – мудрости, мужества, целомудрия и правды.
Поэтому любой интеллект может быть благим и даже нравственным, но безстрастным и подлинно духовным он не станет никогда, поскольку чтобы стать духовным ему нужно будет полностью отречься от мира и разрушить всю скорлупу периферийного мышления, чтобы достичь духовного сердца. Это и есть невозможность верблюда пройти сквозь игольное ухо.
– Значит, современный интеллектуальный мир и человек – это прямая противоположность духовному миру и духовному человеку?
– Да, именно так. Современный интеллектуальный мир с точки зрения духовного видения, – это прямая противоположность Духу, духовному миру и совершенству духовному, как отражение устремления горизонтального мышления, как демонического.
Так что современный человек – это в самом прямом, а не переносном смысле полубес, который идёт на поводу не у своего духовного сердца, а у своего рацио, как демонического эго ума и интеллекта, и способа повернуть ум в сторону сердца у него практически нет. Вот чем объясняется всё происходящее сегодня в мире.
– Отче, твоё откровение меня просто шокирует. Значит, люди сами того не зная, стремятся через рациональность и интеллектуальность к демонизму и неосознанно превращают в ад весь мир?
– Именно так с точки зрения духовного видения. Всё то, что люди искренне считают собственным интеллектуальным развитием и созданием ими информационного мира в действительности является развитием не человеческого ума, а того самого ума сатаны, который и был внедрён в духовное сердце Адама при грехопадении.
Антихрист – это и есть самый совершенный интеллект, как прямая противоположность уму Христа. В этом и состоит самое грустное откровение о современном человеке и мире, какое делает каждый, кто прорывается к подлинно человеческому уму – уму сердца, который и есть ум Христов.
Из всего современного человечества только мизерная часть иноков и монахов пытается удержаться в рамках подлинного человеческого ума, всеми силами стремясь к соединению ума с сердцем. Вот какова сермяжная правда о соотношении интеллекта и духовного ума.
– Но ведь у рационального мышления и интеллекта все же есть какие-то положительные стороны? – возразил монах.
– Есть, несомненно. Человеческий интеллект для видещего энергии – это лишь маленькая ступенька развития сознания человека на великом пути достижения божественности, который предполагает три этапа по учению отцов – телесный ум, душевный ум и ум духовный. Так вот интеллект – это совершенство только телесного ума, которому нужно ещё пройти ступень душевности для приближения к духовности.
Вот почему человеческий интеллект при всём его совершенстве, был, есть и останется только малым и несовершенным плоским умом, который лишь пытается подражать Духу, как большому и совершенному уму Божьему, через его грубое копирование.
– Что означает через копирование Божьего ума?
– То и означает, что человеческий интеллект посредством научного знания на протяжении всей истории человечества пытается тягаться с совершенным умом Божьим, доказывая своё мнимое превосходство и копируя ум Бога в контроле над миром через создание умных машин и интеллектуальных систем.
Тот же интернет, цифровой мир и искусственный интеллект есть не что иное, как грубая и примитивная попытка малого ума человеческого создать на земле аналог и подобие большого ума Божьего, удерживающего и вмещающего в себя весь мир и духовный и материальный.
Но если Духом и большим умом Божьим во всём двигает безупречность, безстрастие и всесовершенство мудрости, мужества, целомудрия и правды, слитых в качестве безусловной любви, то интеллектом человека двигают тщеславие, гордость, алчность и жажда власти над миром, а это качества не Бога, а диавола.
Поэтому всё то, что создаёт Бог – было, есть и будет одна большая премудрость, а всё то, что создаёт человек своим эго умом и эго интеллектом было, есть и будет одна большая пародия и сплошная глупость от начала и до конца.
– Неужели у искусственного разума и интеллекта нет совсем никаких шансов приблизиться к человеческому уму ? - с некоторой досадой переспросил монах.
– К подлинно человеческому никаких. Никакой искусственный разум никогда не сможет даже симитировать таких душевных качеств и энергий, как милосердие, сострадание, совесть и любовь, поскольку эти качества имеют глубоко иррациональную основу и природу, которая исходит не от ума, а из самого духовного сердца, как места Бога в Душе.
Это и есть качества Христа, которыми не владеет и которых не может иметь антихрист, как полная противоположность Господа.
– Но почему так происходит, отче, почему люди не могут понять того, что они развивают и укрепляют в себе не свой ум, а демонический?
– Ответ на этот вопрос человечество ищет не одну тысячу лет и не может найти потому, что демонический ум по своей природе очень изворотлив, хитёр и коварен, он умеет себя защищать и победить его духовному уму чрезвычайно сложно и на уровне отдельного человека и на уровне всего социума.
Я бы сказал, что самой сложной задачей из всех возможных для человека – это и есть победа над собственным эго и эго умом высшего хищника, который поддерживается всей системой энергий страстей, которых около 300.
– Отче, ты хочешь сказать, что сам человек ни при каких условиях не может понять и осознать всей глубины своей порочности и повреждения эгоизмом?
– Именно! Лествица духовная, о которой мы с тобой недавно говорили, – это же и есть стратегия не просто изменения ветхой человеческой формы, а стратегия изменения самого ума человека. Ты можешь в это не поверить, но подлинной целью и задачей Лествицы является не победа над страстями, а изменение ума.
Вот почему только на последних десяти ступенях искореняются высшие страсти духа – тщеславие и гордость, которыми и был повреждён ум человека и только на ступенях смиренномудрия и рассуждения приходит понимание всей глубины ложности обычного рационального ума и мышления.
До этого человек бывает в глубокой прелести мнения о себе как о хорошем и совершенно порядочном и в телесном и в душевном состояниях. Проще говоря, ложь, двуличие и лицемерие для современного человека уже давно стали нормой и показателем человеческой нормальности, причём, даже в церкви.
– Как распознать эту иллюзию ума?
– В телесном и душевном состояниях никак. Самой сильной формой этой иллюзии и является иллюзия нравственно-религиозная, когда обратившийся к вере человек, ещё не победив всех своих страстей, а особенно высших, уже мнит себя хорошим и благочестивым человеком. Это и есть прелесть православная и в ней пребывает большинство современных верующих.
– Значит, основная масса верующих людей и священства пребывает в состоянии душевной или религиозной прелести? – с удивлением спросил монах.
– Да, к сожалению, современная формальная религиозность – это своего рода форма душевной прелести, которую можно назвать прелестью мнения о себе, как православном христианине, который намного лучше и праведнее всех других мирян и не верующих.
Это происходит потому, что душевный ум верующего посредством всё того же эго искренне думает о себе, как уже о праведном, православном, прозревшем и спасённом, хотя пребывает в глубокой тьме и невежестве, а лишь понял для себя символ веры и увидел цель, но ещё не изменил себя основательно.
– А кто же тогда не в прелести, отче?
– Практически никто. Мы все в прелести, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, и знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Вот почему величайшая прелесть – это признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии и нуждаемся в освобождении истиной духовной.
Истина же есть совершенно безстрастный ум Христов, зрящий саму суть всего – первичные энергии мира сего и души человека. Поэтому не в прелести могут быть только считанные единицы истинных иноков и подвижников, достигших духовного сердца и безстрастного ума Христова, как истинно человеческого. Все прочие во лжи и в прелести.
Вот насколько силён рациональный ум и эго мышление демона в человеке, которое побеждается на протяжении всей жизни самым упорным трудом через искоренение всех страстей тела, души и духа. Вот почему мир людей отцы и называли большим собранием страстей, а самого человека – глубоко падшим и слепым душевно и духовно существом.
– Но какой смысл был тогда Богу создавать столь слабого человека, который не может ни познать своей повреждённости, ни измениться?
– Смысл в испытании души и духа человека самой притягательной силой – свободы. К тому же почему ты думаешь, что никто не может ни осознать своей падшести, ни измениться? Отцы эту падшесть и осознали и изменились, да так, что современному человеку об этом и мечтать трудно.
Дары духа, которых достигали святые отцы первых веков, ничем не уступают дарам апостолов и Самого Христа. Я тебе уже говорил, что Бог Отец по любви к человеку даже свою божественную волю – силу духовного намерения открыл для человека и его использования.
Но ты не забывай о том, что и бесы не дремлют и с самого рождения человека прикладывают все силы для того, чтобы человек никогда не встал на путь развития духовного ума, а всегда оставался в поле рационального эго мышления, которым им удобнее всего манипулировать.
– Отче, а почему бесам удобнее всего манипулировать рациональным мышлением?
– Потому что рациональное мышление, управляемое эгоизмом и самостью, вообще не осознаёт своей повреждённости и порочности и не нуждается в Боге, а значит, ему не нужно покаяние и исцеление от эгоизма. На это бесы и делают главный расчёт, стимулируя развитие рацио и эго, а не духовного ума.
Я тебе уже говорил, что из всех типов ума только безстрастный духовный ум может обнаруживать бесов и тягаться с демоническим умом, разоблачая его коварные планы и замыслы и демонический ум ничего не может противопоставить духовному уму, поскольку духовный ум – это само совершенство сознания, которое подобно Христовому.
Вот почему отцы всеми силами стремились не к интеллекту, к которому стремятся современные верующие и большинство священства, а к священнобезумию духовного ума, которое сегодня в церкви запрещено, как сумасшествие, уже несколько веков.
– А кто запрещает сегодня в церкви давать людям знание об уме и его подлинном устройстве? – спросил монах.
– Никто не запрещает. Просто в церкви нет сегодня такого знания, ни в святоотеческом, ни в современном виде, а в силу церковного консерватизма его и не появится. К тому же очень сложно поменять само общецерковное представление о бесах и демонах, которое давно устарело и отражает не подлинные свойства бесплотных сущностей, а сказки, мифы и страшилки для простого народа.
– А в чём эта сказочность церковных мифов о бесах?
– Почти во всём. Церковные представления о бестелесных сущностях или бесах по-простому – это сплошные фантазии, где бесы мелкие шкодники и пакостники с рогами и копытами, которые постоянно мешают верующим славить Бога, докучают и досаждают праведным людям.
– А разве это не так?
– Нет, совсем не так. Перечисленные выше качества в массе своей относятся не столько к бесам, сколько к страстям человеческим и низшим животным качествам самих людей, которые и без бесов делают человека падшим и страстным существом.
Что же касается реальных бестелесных сущностей – бесов и демонов, то это на порядок более опасные и коварные создания, чем может себе это представить любой телесный и любой религиозный ум верующего или священника.
Осознанность бесов и демонов почти на порядок превосходит осознанность любого даже самого образованного человека и никакой интеллект и нравственный разум не способен распознать ни самого беса, ни его помыслов, искусно вложенных в ум человека.
– Почему так происходит, отче?
– Так происходит потому, что сознание бесов и демонов действует изнутри и использует канал сердца – тот же канал, которым пользуется и Бог и человеку бывает невозможно различить то, откуда пришёл помысл – от Бога, от беса или от своего ума.
Кроме того, ум бесов и демонов – это совершенный ум, хотя и радикально отличный от ума Божьего, который совершеннее любого человеческого. Вот почему и бесы и демоны могут без труда видеть эго человека и читать самые сокровенные помыслы, чаяния и желания эго, чтобы потом их эксплуатировать.
– А есть ли разница между видением души человека Богом и бесами?
– Да, разница есть. По учению отцов бесы и демоны видят только помыслы эго и рационального мышления головы, которое сродно бесовскому. Помыслы самого духовного сердца бесы читать не могут, поскольку это место Бога в душе и туда бесовский ум не может проникнуть. Вот почему отцы запрещают инокам проговаривать вслух свои самые сокровенные планы и тайны, а держать их молча в сердце.
– А в чём на твой взгляд состоит главная причина религиозной неосведомлённости верующих о бесах и демонах?
– Она в неумении различать страсти, как энергии, тела, души и духа и самих духовных сущностей. К сожалению отличать страсти от бесов могут только духовные люди, обладающие даром различения духов, а их сегодня в церкви уже практически нет.
– А разве те, кто проводит в церкви регулярные отчитки, бесов и демонов не различают?
– Они скорее только думают и верят, что различают, а работают только с внешними душевными проявлениями. Одержимость может иметь и психическую природу и духовную, хотя внешне и та и другая будут проявлять себя почти одинаково. Только в одном случае причиной будут страсти и энергии самой души, а в другом – реальная сущность.
В обоих случаях отчитка может помочь облегчить состояние, но будет ли это полноценным изгнанием беса, который не так прост, чтобы оставить душу и отказаться от целей.
– Отче, а какова главная цель бесов и демонов, искушающих душу?
– Их задача далеко выходит за рамки рационального смысла. Они преследуют куда более важную и скрытную цель и задачу искусно манипулировать умом, чувством и волей человека, создавая ситуации, связанные с выбросами эмоций, позволяющие при этом сцеживать энергию души.
Проще говоря, бесы и демоны – это совершенные энергетические вампиры и паразиты, которые существуют за счёт того, что питаются энергией тех существ и душ, которых они буквально опекают и пасут, как неких безропотных и глупых животных, понимаешь?
– Нет, не совсем.
– Об этом обычно не принято говорить простым верующим, чтобы не шокировать их девственный ум. Бесы и демоны, окружающие наш мир плотным кольцом, почти буквально выращивают нас на земле и пасут почти также, как и мы пасём и выращиваем домашний скот.
Мы выращиваем домашний скот для шерсти, молока и мяса, а бесы и демоны выращивают нас ради получения бесценной энергии наших эмоций, чувств и осознания. В энергетическом плане для бесов и демонов мы – это священные дойные коровы, которые их кормят дармовым молоком своих чувств и эмоций, вот в чём дело, – сказал старец и засмеялся.
Монах едва не открыл рот от удивления и смог сказал только одно:
– Но этого не может быть, отче, разве не Господь является нашим Пастырем?
– Для обладающего видением, Господь, как солнце большого ума, бесконечно удалён от нашего мира и поддерживает посредством эманаций Святого Духа только сам божественный Закон движения нетварных божественных энергий, который неизменен и един для всех, но фактическое управление нашим миром и душами людей на земле осуществляют бесы и демоны, а не Господь. Вот почему этот мир лежит во лжи и управляет им не столько Господь, сколько князь тьмы.
– Значит, мы на земле фактически предоставлены сами себе на произвол только нашей воли и стихии? – с удивлением переспросил монах.
– Не только нашей. Но ты же сам хотел понять то, почему человечество постоянно деградирует духовно и нравственно и почему даже самому Богу, пославшему к людям своего Сына Единородного с Миссией Спасения, не удалось ничего изменить ни в людях, ни в этом мире.
Это и есть духовное объяснение того, почему отцы не старались изменить этого мира, который неизменен по сути, а старались изменить в первую очередь себя, чтобы раз и навсегда оставить это сито сознания и больше в него не возвращаться, а найти обитель в горних мирах света, куда нет доступа бесам и демонам.
– Отче, а как отцам удалось сделать свой ум и энергии сердца недоступными для бесов и демонов?
– Через безстратие и удалось. Они практическим путём открыли, что именно страсти и являются тем, что используют бесы, чтобы сцеживать энергию и через выработку беспристрастия и безстратия сделали свой ум и энергии души недоступными и несъедобными для бесов и демонов. В этом и состоит принцип стяжания благодати.
– Но почему об этом не говорят верующим в церкви?
– Потому что берегут ум простых верующих от шока и ужаса понимания того, что мы живём фактически в человеческом аду, поскольку сами являемся полубесами, а управляют нами бесы и демоны и единственной нашей задачей в этом аду может быть только спасение души во Христе через развитие духовного ума и высшей духовной осознанности.
Теперь ты понимаешь, почему в Четвероевангелие аж 7 раз повторяется фраза Христа – «там будет плач и скрежет зубов»?
– Это просто ужасно, отче, твои слова глубоко ранили моё сердце.
– Ну, извини, я не могу тебе лгать и говорю правду такой, какая она есть в реальной, т.е. энергийной действительности. Мы, действительно, почти оставлены Богом на земле на полную свободу нашей воли, которая и испытывается Духом на тяготение к страстям или добродетелям, как к злу и добру.
Опыт более чем 2000 лет существования христианства убедительно говорит о том, что человек более зол по своей природе, нежели добр, поэтому число страстных и бездуховных людей на земле всегда превышало число безстрастных и духовных, которых сегодня уже практически нет совсем. Вот какова вся сермяжная правда.
– Но почему Бог всё устроил так несправедливо и жестоко?
– Твой вопрос идёт от человеческой логики малого ума, а не божественного Логоса ума большого. Бог всё устроил в высшей степени премудро и справедливо. Он дал человеку через Сына всё, что нужно для спасения души и в первую очередь свой высший Закон и Евангелие, как благую весть.
Зная духовный Закон и следуя ему, любой человек может выйти из мира падшей и несовершенной эго-человечности и взойти по Лествице духовной в новую и более совершенную духовную человечность.
Да, для этого нужен титанический труд над собой, а не хоровое исполнение песнопений и молитв и не ставление свечек по выходным и праздникам. Поэтому путь спасения души никто не закрывал и Лествица духовная открыта для каждого, выбор только за самим человеком. Что тут по-твоему несправедливого?
Монах ничего не ответил, а лишь молча опустил голову?
– Не грусти, мой друг. Я сказал мы почти оставлены Богом на замле на полную свободу. Ты не хочешь узнать, что скрывается за словом почти? – спросил старец и засмеялся.
– Хочу, – тихо ответил монах.
– Почти означает то, что кроме бесов и демонов у нас есть ещё и друзья среди бесплотных сущностей – это светлые силы божественной иерархии, которые нам помогают расти и справляться с жизненными трудностями.
Кроме того это и сами святые, находящиеся в верхних слоях большой луковицы вселенной Духа, которые в меру сил поддерживают нас молитвенно и помогают нам с небес духовным намерением.
Это в конце концов сам Христос, который высшим нравственным законом постоянно стучит и нисходит в наше духовное сердце, действуя через совесть каждого человека, которой мы так часто пренебрегаем в жизни в угоду алчности, лукавству, корысти и эгоизму.
Поэтому мы ни в коей мере не оставлены на земле на произвол и за нами пристально наблюдают и высший духовный Закон, и святые, и силы небесной иерархии, и силы хранителя рода человеческого, и наша совесть, но мы все так тупы и дебелы, что не знаем наших помощников и потому даже не можем воспользоваться их помощью, а без запроса они нам помочь не могут.
– Это не добавило мне оптимизма, отче, – с грустью ответил монах.
– Я понимаю, тем не менее, я сказал тебе это только для того, чтобы ты не думал, что Бог оставил человека на земле на произвол бесов и демонов. Да, они хозяева духовного воздуха и самой земли вместе с князем тьмы, но у каждого человека есть свободный выбор пути и того древа ума, которое будет взращивать в самом себе человек.
Как ты уже знаешь, все иноки и монахи по примеру отцов не колеблясь выбирали путь Духа, как путь соединения ума с сердцем, который является единственным путём спасения и на котором человека ждут дары Духа и духовной силы противостоять любым бесам и демонам, поэтому всё в высшей степени мудро, разумно и справедливо устроено Богом.
– Отче, а у простого верующего какие есть способы и возможности не стать жертвой бесов и демонов?
– Практически никаких, пока у него не появится высшего духовного ума, способного их обнаруживать и различать их планы. В действительности бесов и демонов, как более могущественных тёмных сил, простые верующие не особо и интересуют в силу их слабости, темноты и безблагодатности.
– А кто же тогда досаждает простым верующим?
– Простым верующим чаще досаждают лярвы, подселенцы, вампиры и духи одержители. Бесов и демонов гораздо более интересуют иноки и монахи, которые накапливают в душе первый избыток энергии благодати, которая и проявляется более ярким свечением души.
Эту светимость благодати и замечают бесы и демоны и начинают строить планы ей завладеть, чтобы полакомиться. Вот тут и требуется трезвение и бдительность духа.
– А как инок или монах может распознать мысли, приходящие от бесов и демонов ?
– Только одним способом – по тишине ума, которая подобна зеркальной глади озера тихой ночью, в которой отражаются звёзды и видно любое движение будь то рябь от ветерка или рыбы. Ум инока в этой тишине сердца и определяет то, откуда дует ветерок или что за рыба разрезает гладь его ума.
Божественные посещения всегда приносят с собой мир, покой, умиротворение и ясность ума, разливающуюся светом озарения, как после молитвы, а бесы всегда приносят страстные движения, связанные с использованием всех страстей души духа, от погружения в уныние и страх до вознесения в тщеславии и гордости.
Как дойдёшь в своём духовном делании до ступени умной молитвы, сам об этом всё узнаешь. Ну, что, на сегодня знания о бесплотных тебе будет достаточно.
– Спаси Господи, отче.
– Не за что, мой друг, Бога благодари, а не меня, ступай с Богом…
Из книги «Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология», Духовно-аскетические беседы.
Свидетельство о публикации №221032301297