Мысль и смерть

На основе анализа материала А.Дугина "Заметки о мысли"
Сначала попытаемся изложить простыми словами сложное для нас рассуждение уважаемого автора о связи мысли со смертью.

Умение мыслить присуще не всем и не всегда. "Мыслить - значит давать возможность выйти из внутренней тьмы к внутреннему свету". Мысль, по мнению А. Дугина, - подвиг, озарение, необратимо изменяющее того, кто мыслит. Этот процесс далек от нашего повседневного опыта думания, размышления, рассуждения. Мысль рождается с момента остановки обыденного и научного сознания. Это бывает перед лицом смерти, когда все становится бессмысленным, рушится весь процесс осознания действительности. То, что постоянно крутится у нас в голове - не есть мысли, это обрывки случайных умозаключений, бессистемных знаний, ученое цитирование, расчеты и мечтания. Вся эта псевдорациональная чепуха, то есть все, о чем человек думает в течении жизни - все это исчезает перед лицом смерти.
Не каждый человек, как считает А.Дугин, способен преодолеть этот порог ужаса и дойти до озарения. Псевдомышление надежно защищает обыденное сознание баррикадами из страхов, надежды на врачей, на чудо, на науку. Человек прячется от кажущейся бессмысленности смерти, не принимает ее. Нужно усилие, подвиг - тогда человек начинает мыслить.

Надеемся, что мы правильно поняли основные тезисы работы А.Дугина.
Что можно сказать о связи мысли со смертью с позиции православного христианства?
На наш взгляд, весь длительный и трудный путь от обыденного сознания к религиозному как раз и состоит в том, чтобы от бессистемной саморефлексии и "парения ума"( термин, которым пользуются святые отцы для определения умственного водоворота) - человек пришел к пониманию Божественных законов устройства мира и Бога, как истины.

Достигается это через молитву. Молитвенное обращение к Богу, причем не только при исполнении утренних и вечерних молитв, а всегда, умение стоять перед Богом, иметь память о Боге в любой ситуации - меняет направление и качество мышления человека.
Постоянная память о Боге останавливает крутящиеся в голове обрывки цитат, мелодии, зрительные представления, все те слова, слова, слова, которыми полна наша жизнь.
Дойти до состояния постоянной памяти о Боге, удержать себя в нем - подвиг, который совершают монашествующие. И самые святые из них получают от Бога озарения, дар пророчества, видение прошлого и будущего - это и есть выход к Свету.

Мы, миряне, не достигаем этих состояний, но возможно, что перед лицом смерти религиозно просвещенный человек, не будучи ни святым, ни монахом - но может быть и он получает высшее понимание, озарение, с которым идет в вечную жизнь. О возможности этого свидетельствуют рассказы людей, побывавших перед лицом смерти. Когда они возвращаются в жизнь, они становятся другими, их сознание невозвратно изменено опытом подлинной мысли – опытом общения с вечностью.


Рецензии