Горохова Е. Ю. Национальная политика - Заключение
Заключение, библиография, приложения
Заключение
Проблемы, связанные с регулированием межнациональных отношений, играли важнейшую роль в общественно-политической жизни первого постсоветского десятилетия, влияя на самые разные стороны развития социума (вопросы развития культуры, национальной безопасности, регионального развития, федеративных отношений и др.). От представителей власти в этот период требовалось проведение особенно взвешенной национальной политики. Вопросы, касавшиеся национальной сферы, привлекали в 1990-е гг. всеобщее внимание, становились поводом для кампаний в СМИ, нередко оказывались в центре острой идейно-политической борьбы. Оценка различных аспектов национальной политики первого постсоветского десятилетия является и в наши дни предметом научных и общественно-политических дискуссий, с чем, в частности, связано появление настоящего исследования.
Давая общую характеристику национальной политики 1990-х гг., необходимо прежде всего отметить, что она реализовывалась в рамках правительственного курса на стремительный разрыв с советским прошлым и кардинальную перестройку общественных отношений в стране. Тем не менее, проблемы в сфере межнациональных отношений, обострившиеся в первое постсоветское десятилетие, имели длительную предысторию развития, что не позволяло подходить к их решению с чистого листа. Объективно требовалась ревизия системы советских методов регулирования сферы межнациональных отношений, ее достижений и недочетов.
Анализ советской национальной политики позволил автору исследования сделать вывод о том, что ее основными достоинствами были наработки в области поддержания стабильности взаимоотношений в многонациональном обществе. Система методов включала стратегическое регулирование национального представительства при отборе и назначении кадров на всех уровнях государственного управления, профилактические и оперативные практики работы с националистическими проявлениями и конфликтными ситуациями и, наконец, четко выстроенную массовую пропагандистско-воспитательную работу, которая базировалась на принципах дружбы народов, уважения достоинства малых наций, соблюдения иерархии интересов государства, народов, отдельных граждан.
В то же время, среди недостатков советской национальной политики, прежде всего, можно назвать идеологическое обоснование дискриминации русских. Данная практика, разработанная и реализованная в первое десятилетие советской власти, имела рецидивы применения в той или иной мере на всем протяжении существования советской власти. Кроме того, непоследовательность решений советских лидеров, стремившихся то отдалиться, то приблизиться к основам национальной политики ранних большевиков, приводила к раскачиванию межнационального мира в стране. Наконец, многие латентные проблемы в данной сфере были оставлены без внимания руководством страны, которое настаивало на решенности национального вопроса и игнорировало отдельные попытки ученых дать объективный анализ происходившего.
В свою очередь, исследование постсоветской национальной политики позволило сделать вывод о том, что руководство Российской Федерации намеренно отказалось от использования советских достижений в сфере стабилизации межнациональных отношений в стране, объявив их «пережитками тоталитарного прошлого».
Одной из первых под ударом оказалась система регулирования национального представительства при отборе и назначении кадров на всех уровнях государственного управления, составлявшая основу баланса межнациональных интересов в Советском Союзе. С целью ее ликвидации было упразднено указание национальности граждан в официальных документах с одновременной кардинальной перестройкой концептуальных основ этнонациональной политики, что позволило устранить теоретические и практические основы учета национального представительства государством. Исследование этапов данного преобразования позволило сделать вывод о том, что оно было совершено максимально оперативно, негласно, без учета мнения общественности и без детальной оценки его последствий. Обоснованием данного преобразования выступила его согласованность с общим курсом на приведение российской политики в соответствие с западными практиками регулирования сферы межнациональных отношений. Советские термины и методы были объявлены недемократическими и даже преступными.
Ставя задачу преобразования концептуальных основ регулирования межнациональных отношений, сторонники реформ в рядах исполнительной власти взяли в начале 1990-х гг. курс на введение в идейный оборот новой концепции «нации», опиравшейся на ее понимание как надэтнической гражданской общности («нация россиян»). В связи с этим начался пересмотр официальной терминологии советского времени, согласно которой «нациями» считались все крупные этнические общности СССР. Советские нации, наряду с общностями (национальностями) иного уровня – народностями, национальными меньшинствами – входили, согласно советской терминологии, в единую общность «советский народ». В рамках намеченных преобразований происходил отказ от устоявшегося понятийного аппарата, что зачастую вызывало на местах недоумение и протест со стороны общественных деятелей, государственных служащих и широких масс населения. Провозглашение курса на формирование единой нации россиян зачастую воспринималось как стремление «растворить» отдельные народы в новой надэтнической общности, что объективно способствовало их дистанцированию от центра, усилению сепаратизма.
Также, анализ постсоветской национальной политики позволил сделать вывод о том, что профилактические и оперативные методы работы с националистическими проявлениями и конфликтными ситуациями, выработанные в советское время, в новых условиях не применялись.
В отношении пропагандистско-воспитательной работы можно заключить, что она была полностью перестроена: в средствах массовой информации исчезли упоминания о дружбе народов, интересы, цели и задачи государственного уровня были объявлены менее значимыми, чем интересы народов и отдельных граждан. Интересы последних, в основном – крупных частных собственников и лиц, приближенных к Президенту России, стали доминирующим началом в государстве[1].
Намерение руководства страны сблизиться с западными странами при одновременном отказе от государственного регулирования ряда общественных процессов, затрагивавших в том числе культурное и языковое развитие народов России, регламентацию религиозной жизни в стране, урегулирование межнациональных конфликтов, привело к следующим основным результатам.
Многочисленными зарубежными фондами, цели деятельности которых далеко не всегда соответствовали объективно сложившимся потребностям российского государства и общества, была перехвачена инициатива в сфере культурного, языкового, политического развития и образования народов нашей страны. Особенно ярко, на наш взгляд, это проявилось в области межрелигиозных отношений. Российский закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г. давал самые широкие возможности религиозной проповеди на территории России, практически не вводя ограничений для проповедников. Во многом неконтролируемое распространение в стране «новых религиозных движений», пользовавшихся мощной финансовой поддержкой из-за рубежа вызвало острое недовольство традиционных конфессий, тесно связанных с крупными этнонациональными группами России. В обстановке нарастающих противоречий в обществе власти вынуждены были пойти на корректировку законодательства в религиозной сфере (закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г.). Это, в свою очередь, вызвало резкую критику со стороны приверженцев либеральных взглядов, представителей зарубежных политических сил.
Максимальная открытость перед зарубежным миром привела и к тому, что информация о внутрироссийских межнациональных конфликтах и потенциальных угрозах в оперативном режиме стала доступна внешним государствам. Посредством основанных в России сети некоммерческих фондов они получили возможность оказывать материальную поддержку националистическим и сепаратистским движениям, определяя наиболее болезненные точки межнациональных отношений.
Наконец, в русле ориентации на западные ценности и установки на государственном уровне была восстановлена система дискриминационных мер по отношению к русским. Она включала не только практики информационного воздействия на население, но и меры в экономической, правовой сферах, а также в области международной политики. Таким образом, явный недостаток советской национальной политики ранних большевиков не только был взят на вооружение властью постсоветской России, но и усовершенствован во многих своих аспектах.
Исследование социально-экономической базы этнонациональной политики, а также способов ее освещения в средствах массовой информации, подтвердило вывод о незаинтересованности руководства постсоветской России в стабилизации сферы межэтнических отношений. Программы, проекты, полномочия в этой области основного субъекта национальной политики 1990-х гг., Государственного комитета (затем Министерства), не были подкреплены материальными ресурсами.
Стоит подчеркнуть, что положение данного ведомства по ряду параметров отличалось в худшую сторону от статуса Народного комиссариата по делам национальностей – органа, действовавшего в первые годы Советской власти и близкого по своим задачам к Госкомнацу.
Стоит добавить, что сложное социально-экономическое положение населения страны имело следствием множество бытовых межнациональных конфликтов и трений, вело к восприятию гражданами представителей той или иной национальности как конкурентов при распределении социально-экономических благ.
Несмотря на принятие основных документов, регулирующих сферу национальной политики – Федеративного договора, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Федерального закона «О национально-культурной автономии» – основные вопросы правовой сферы остались нерешенными. Среди них: обеспечение равенства народов Российской Федерации на национально-культурное развитие и защиту своих политических прав, включение русского народа в число объектов регулирования этнонациональной политики и решения проблем, связанных с его положением в Российской Федерации и за ее пределами после распада Советского Союза.
Анализ способов освещения национальной политики в информационно-коммуникационной среде показал, что узкий круг лиц, составлявших команду Президента и имевших влияние на средства массовой информации, не стремился укрепить единство страны, а использовал информационные поводы в сфере межнациональных отношений для отвлечения населения от результатов несправедливых социально-экономических реформ.
В целом, диссертационное исследование позволило сделать вывод о том, что этнонациональная политика 1990-х гг. не только не имела цели укрепления целостности государства, но и намерено вела к дестабилизации сферы межнациональных отношений в стране. Победа команды первого Президента России в борьбе с органами законодательной власти имела результатом отстранение последних от принятия политических решений, в том числе в сфере регулирования межнациональных отношений, и, в конечном итоге, утверждение единственного подхода к формированию этнонациональной политики, ориентированного на интересы узкого круга приближенных к Президенту лиц и ряда зарубежных государств, а не большинства населения России.
К концу 1990-х гг. в обществе явно обозначился запрос на изменение направленности национальной политики, усиление государственного регулирования сферы межнациональных отношений. Данный запрос во многом стал основой для формирования нового политического курса после избрания В.В. Путина на пост Президента в 2000 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники
Архивные материалы
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ): Ф. Р1318 (Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР);Ф. А259 (Совет Министров РСФСР); Ф. 10121 (Федеральные органы национальной и региональной политики России); Ф. 10156 (Министерство по делам федерации, национальностей и миграционной политики Российской Федерации).Архивные ресурсы Парламентской библиотеки: стенографическое отчеты совместных заседаний Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР 1991 г. (издание Верховного Совета СССР);стенографические отчеты совместных заседаний Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР (затем РФ) 1991 – 1993 гг. (издания Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ);стенографические отчеты заседаний Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР (затем РФ) 1991 – 1993 гг. (издания Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ);стенографические отчеты заседаний Совета Республики Верховного Совета РСФСР (затем РФ) 1991 – 1993 гг. (издания Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ).
Официально-документальные и справочные материалы
1917 – 1991 гг.:
VIII съезд РКП(б). Протоколы. М.: Гос. издат. полит. литер., 1959. XIII съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Гос. издат. полит. литер., 1963.Большая Советская Энциклопедия. Т. 41. М., 1939.Губонин М.Е. Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. М.: Изд. Правосл. Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994.Декларация прав народов России. 15 (2) ноября 1917 г.Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942.Декреты Советской власти. Т.I. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.Постановление ВЦИК от 27.07.1922 "Положение о Народном Комиссариате по Национальным Делам" URL: https://www.lawmix.ru/sssr/17825 (дата обращения 14.04.2019).Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. 1918-1924 гг. Москва: РОССПЭН, 2001.РСФСР. Народный комиссариат по делам национальностей. Отчет о деятельности 1 ноября 1917 года – 20 июня 1918 года. М., 1918.РСФСР. Народный комиссариат по делам национальностей. Отчет о деятельности за 1921 г.Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942.Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР. М. 1943. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944.
1990 – 2000 гг.:
VI Съезд народных депутатов Российской Федерации, 6-21 апреля 1992 г. [В 5 т.]. – М.: Верховный Совет Рос. Федерации, 1992.VII Съезд народных депутатов Российской Федерации, 1-14 декабря 1992 г. [В 4 т.]. – М.: Верховный Совет Рос. Федерации, 1993.Государственная система правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2019).Декларация о государственном суверенитете РСФСР № 22-1 от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2.Декларация о конфедеративном союзе горских народов Кавказа // Газета «Барт». №13. Ноябрь 1991. URL: https://chechenlaw.ru/?p=765 (дата обращения 14.04.2019).Договор междуРоссийской Федерацией иФинляндской Республикой обосновах отношений // Московский журнал международного права. 1993. №1.Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: Известия, 1992.О концепции по разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа. Материалы парламентских слушаний 16 ноября 1998 г. М.: Издание ГД, 1999.Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав от 03.12.1992 г. URL: (дата обращения 14.04.2019).Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Российская газета. 1993. 25 февраля.Свобода совести и права человека в РФ. Материалы к парламентским слушаниям 14 февраля 1995 г. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций / Сб. парл. док. М., 1995.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности» от 13.10.1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. №4. Стенографические отчеты заседаний Государственной Думы I и III созывов (URL: http://duma.gov.ru/legislative/transcripts/ (дата обращения 14.04.2019); Стенографические отчеты заседаний Совета Федерации I и II созывов (URL: http://council.gov.ru/activity/meetings/ (дата обращения 14.04.2019). Устав эрзянско-мокшанского общественного движения МАСТОРАВА // Документы и материалы мордовского национального движения в XX веке. URL: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/mastor89.html (дата обращения 14.04.2019).Электронный архив законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Бизнес-издание «Сейчас.ру». URL: https://www.lawmix.ru/documents/laws/ (дата обращения 14.04.2019).Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 14.04.2019).
Публикации на общественно-политические темы, материалы прессы
1917 – 1991 гг.:
А. В. Луначарский о воспитании молодежи // Советская педагогика. № 1. 1966.Горбачев М.С. Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.Курский Д. Совет национальностей // Жизнь национальностей. 1924. № 1.Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации». // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 356 – 362.Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 113 – 150.Ленин В.И. О «национализме» // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 325 – 326.Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 23. С. 314 - 322.Луначарский А.В. О коммунистическом воспитании. Киев, 1977. Сталин И.В. Как понимает социал-демократия национальный вопрос // Соч. Т. 2. С. 32 – 53.Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т.2. С. 290 - 367.
1991 – 2000 гг.:
Беляев Д.П. Разруха в головах. Информационная война против России. 2014. URL: https://www.litmir.me/br/?b=213123&p=1 (дата обращения 14.04.2019).Боков Х.Х., Алексеев С.В. Российская идея и национальная идеология народов России // Приложение к журналу «Жизнь национальностей». М., 1996.Васильев А. «Белое Братство»: точка или многоточие? // Миссионерское обозрение. 1996. №7-8 (67-68).Верин В. Легенды и мифы второй древнейшей // Российская газета. 1995. 19 января.Верховный суд запретил деятельность "Свидетелей Иеговы" в России // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20170420/1492720045.html (дата обращения 14.04.2019).Графа «национальность» в российском паспорте // Юридическая помощь «Иски+». 22.10.2016 г. URL: http://iskiplus.ru/grafa-nacionalnost-v-rossijskom-pasporte/ (дата обращения 14.04.2019).Дейч М. Осетино-ингушский конфликт: у каждой из сторон – своя правда // Независимая газета. 2007. 2 ноября.Идея Османской империи живет. И уже побеждает в России? // Комсомольская правда. 2001. 24 апреля URL: https://www.kp.ru/daily/22539/9041/ (дата обращения 14.04.2019). Казиханов А. Готовится покушение на командира национальной гвардии Чечни // Известия. 1992. 9 апреля.Калинина Ю., Зайнашев Ю. «Штурма не будет»: будут химическая атака, пожары и бомбежки // Московский комсомолец. 1994. 31 декабря.Кононенко В. Б. Ельцын по-прежнему делает ставку на силовое решение чеченского кризиса // Известия. 1994. 27 декабря.Леонтьева Л. Бои с несуществующей республикой // Московские новости. 1992. 1 ноября; Линьков А. Мир пока не наступил, но огонь прекращен // Российская газета.1992. 6 ноября.Маловица О. Свобода слова есть, а свободы мысли нет. Интервью с телеведущим А. Любимовым. 7 июля 2015 г. URL: https://ufa1.ru/text/politics/53293682511872.html(дата обращения 14.04.2019).Метелева С. Аллах с нами // Московский Комсомолец. 2002. 6 декабря URL: (дата обращения 14.04.2019). Минкин А. Прощай, умытая Россия. Признания бывшего вице-премьера / Новая газета. 03.11.1998 г.Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Благовестие и культура. Доклад на Всемирной миссионерской конференции (Сальвадор, Бразилия, 24 ноября - 3 декабря 1996 г.) // Церковь и время. 1998. № 1 (4).Мостовщиков С. Лубянка вербовала российских военных для секретных операций в Чечне // Известия. 1994. 2 декабря. Нация - русские // Жизнь национальностей. 1998. № 1 – 2. Новодворская В. Завтра умирает сегодня // Демократический выбор. 1998. № 36 – 38. URL: http://ds.ru/dv/dv9836.htm (дата обращения: 14.04.2019).Новопашин А., протоиерей. Педагогические секты // Religare.ru. 2006, 8 февраля. URL: http://www.religare.ru/2_25951.html (дата обращения 14.04.2019). О позиции «Российской газеты» // Российская газета. 1995. 21 января.Паин Э.А. Российское эхо кавказской войны // Известия. 1992. 9 октября.Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальная консолидация России: проблемы, тенденции, альтернативы // Мир России. Социология, этнология. № 1. 1995.Патиев Я. 1992. Фильм «Воспоминание о Законе» и увольнение Егора Яковлева // ИА «Максимум». 2016. 21 ноября. URL: http://ia-maximum.ru/?p=4288 (дата обращения 14.04.2019).Петровская Н. «Мой мир и я» — волки в овечьей шкуре. В 79 школах Екатеринбурга дети изучают учебник Муна «Мой мир и я» // Православная газета. 1995. 9 января. № 9 (22). URL: www.orthodox-newspaper.ru (дата обращения 14.04.2019).Печенев В.А. Россия многонациональная: опять на распутье? М.: Республика, 1999.Печенев В.А. Русские в России, или Русский народ в национальной политике Российской Федерации //Этнопанорама. №1. 2001.Плиев П. Концепция национальной политики — не панацея. Интервью с В.Михайловым // Независимая газета. 1996. 4 июня.Преловская И. Преступления войск НКВД при изгнании чеченцев и ингушей зимой 44-го // Известия. 1992. 12 марта.Речь Елены Боннэр на торжественной церемонии открытия I Международного конгресса памяти А.Д. Сахарова // Независимая газета. 1991. № 67.Российские самолеты бомбят улицу Московскую // Московский комсомолец. 1994. 21 декабря. Рябкова С. Православие на телевидении // Церковный вестник. 2004. № 13 – 14. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=709078 (дата обращения: 14.04.2019)Cвидетели Иеговы // Центр религиоведческих исследований св. Иринея Лионского. URL: http://iriney.ru/dolgozhiteli/-iegovyi/ (дата обращения 14.04.2019).Спор о пятом пункте // Известия. 1991. № 136. Тихомиров В. Учебники, которые лгут. Почему дети могут не узнать о нашей Великой Победе? 8 мая 2017 г. URL: (дата обращения 14.04.2019).Тощенко Ж.Т. Концепция национальной политики опять не получилась // Независимая газета. 1996. 11апреля. Туровский В. Председатель «Останкино» освобожден от обязанности говорить правду // Известия. 1992. 25 ноября.Церковь Сайентологии ("Дианетика"). URL:http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=72 (дата обращения 14.04.2019).Четвергов Е.В. С чего начинается родина // Эрзянь Мастор. 1997. 15 марта.Шахрай С.М. В России только два человека могут сформировать правительство // Аргументы и факты. 1994. Окт. № 41.Шахрай С.М. О концепции государственной региональной политики // Независимая газета. 1994. 12 мая.Эрнитс П. Бывший генеральный директор Департамента гражданства и миграции Андрес Коллист: «Их целью было превратить жизнь русских в ад» // МЭ Суббота. 2000. 12 февраля. URL: http://www.moles.ee/00/Feb/12/6-1.html (дата обращения 14.04.2019).Этнос и право // Независимая газета. 1991. № 67. Schuller R. God’s Way to the Good Life. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdman’s Publishing Company, 1963.Schuller R. Self-Love. NY: Jove Books, 1969.
Воспоминания
Бабурин С.Н. Страж нации. От расстрела парламента до невооруженного восстания РГТЭУ. М.: Книжный мир, 2014.Брагин В.И. Правда замедленного действия (о становлении СМИ в новой России и, в частности, о сражении у телецентра «Останкино» 3 октября 1993 года). Тверь, 1993. Бугай Н.Ф. Метеоролог, историк: штрихи к портрету. Воспоминания. М.: Аквариус, 2017.Галазов А. Пережитое. М: Грааль, 2002. Ельцин Б.Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: РОССПЭН, 2008.Кагарлицкий Б. Ю. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985 – 2003): Исторические свидетельства и размышления участника событий. М.: Норма, 2004.Попцов О.М. Тревожные сны царской свиты. Россия, Кремль. М.: Совершенно секретно, 2000.Трошев Г.Н. Чеченский излом. Дневники и воспоминания. М.: Вече, 2016.Яковлев А.Н. Сумерки. Изд. 2-е доп. и перераб. М.: Материк, 2005.
Литература
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М.: Славянский диалог, 2000.Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М.: Славянский диалог, 1999.Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997.Архипова Е.В. Влияние перестройки на возникновение межнациональных столкновений на территории бывшего СССР: на примере армяно-азербайджанского конфликта // Материалы научной сессии Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, 16 – 23 апреля 2001 г. Выпуск 3. История.Баграмов Э.А. Вступительная статья: На путях к укреплению содружества народов // Бабинцев В.А. Пути решения национального вопроса в современной России. М., 1999.Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. 3-е изд. расшир. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2010.Белозёрова М.В. Деятельность представительств и уполномоченных по делам национальных меньшинств Наркомнаца в Южной Сибири (1920 – 1930-е гг.) // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4 (60).Боброва Н.А. Мифы научного и общественного сознания в области проблемы прав человека и национальных меньшинств // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы научной конференции, 27-28 апреля 2000 г. /Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2001.Бугай Н.Ф., Штурба Е.В. Межэтническое согласие как фактор безопасности России: XX – XXI вв. Очерки. М.: Де’Либри, 2018.Булдаков В.П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917 – 1918 гг.: условия возникновения, хроника, комментарий, анализ. М.: Новый хронограф, 2010.Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: М-ОКО, 1998.Васильева С.А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность // Социум и власть. 2011. № 3 (31).Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. М.: Вече, 2013.Вдовин А.И. Идеология, политика и практика решения национального вопроса в СССР и Российской Федерации // Россия в XXI веке и глобальные проблемы современности: Ломоносовские чтения 2006 г. Научная конференция, апрель 2006 г. Сб. докладов / Под ред. Л.Н. Панковой. М.: ТЕИС, 2006.Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. М.: Вече, 2011.Вдовин А.И. Русская нация и российская наднациональная общность из истории вопроса // Сборник материалов научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов, историков. Ч. 2. М., 1995.Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. 2-е изд., испр. Кунгур: Кунгурский печатный двор ПГФ, 2007.Ветров К.В. Средства массовой информации постсоветской России. Особый путь вдоль проторенной дороги. М.: Книга и бизнес, 2004. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т. 1. М.: Союз журналистов России, 1998. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т. 2. М.: Союз журналистов России, 1998. Волкова А.Е. Концепт «финно-угорского мира»: центробежные тренды и влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 3.Волобуев О.В. Этнополитические конфликты в период перестройки и распад СССР // Постсоветская трансформация политических систем новых независимых государств: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 ноября 2011 г. / Под ред. В.Г. Егорова. М.: Изд-во МГОУ, 2012.Восканян С.С. Взаимоотношения политической элиты и средств массовой информации в постсоветской России // КЛИО. Журнал для ученых. 2002. № 3 (18). Галлямов Р. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период // Полис. 1998. № 2.Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991–2001. СПб.: Летний сад, 2002.Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: РОССПЭН, 2011.Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М. Изд. РИП-холдинг, 2001. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя. М.: РУДН, 2008. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орёл летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М.: Пробел, 2000.Гудим - Левкович Г. Е. Религиозная ситуация в России в 1990 - е гг. // Религия в гуманитарном измерении Баренцева региона. Вып. 1. Ч. 1. Архангельск, 2001.Гузенкова Т. С. Украина. Величайшая жертва // "Расскажу вам о войне…": Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / Отв. ред. Т. С. Гузенкова. М.: РИСИ, 2012.Дворкин А. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000.Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М.: студия «Викон», 1996.Добаев И.П. Пантюркизм как идеологическое обоснование политики Турции в отношении Кавказа //Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 2001. №. 3.Жириков А.А. Этнические факторы политической стабильности. М.: Славянский диалог, 1995.Журавская Е.А. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: Инфра-М, 2005.Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. / Под ред. А.А. Стриженко. Томск; Барнаул: Изд-во АГТУ, 2003 URL: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm (дата обращения 14.04.2019). Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М.: Изд. Моск. ун-та, 2005. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1999; Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Гендальф, 2002.Золотарев В., Кульков Е. Генеральный план «Ост» // Международная жизнь. 2011. № 6.Зорин В.Ю. Национальная политика российского государства в XX – начале XXI века: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018.Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность// Полития: Вестник Фонда "Российский общественно-политический центр". 1997-1998. № 4 (6). Иванников И.А. Ликвидация советского государственного и общественногостроя (Перестройка в СССР1985–1991 гг.). Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016.Иванов В.Н., Назаров М.М. Политико-идеологические и социально-экономические аспекты российского федерализма // Социс. 2001. № 1.Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. Москва: Изд-во Московского университета, 2009.Калышев А.Б. К вопросу об определении национальной принадлежности молодежи в межнациональных семьях // Изв. АН КазССР, Сер. общественных наук. 1982. № 3.Кантеров И. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде // Религия и право. 2002. № 1. Капицын В.М. Национальная идентификация и политико-правовые стратегии государства // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы научной конференции 27-28 апреля 2000 г. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2001.Кирдяшов В.Ф. Всемирные конгрессы финно-угорских народов как фактор единения и конфликтности // «Финно-угорский мир». 2008. №1. Кокорхоева Д.С. Модель федерализма в России 1990-х годов: институциональный аспект // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. № 1.Кольба А.И. Политико-конфликтные аспекты отношений в системе бюджетного федерализма современной России (центр – регионы – муниципалитеты) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2012. № 2.Котошихин Г. Призрак Великого Турана (Есть ли в Приволжье пантюркизм?) // Век. 2002. № 1 – 2.Красиков А. А. Возрождение религии и рождение демократии? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 2 (31).Крылова Г. Свобода религии и права человека. Москва: Истина и Жизнь, 1999. Кузнецов М.Н. Дискриминация // Независимая газета. 2001. 2 февраля. Кураев А. Закон о свободе совести: расстрелянные поправки // Все ли равно как верить? Сб. статей по сравнительному богословию. Клин, 1994. Лавров А. Конфликты между центром и регионами в российской модели бюджетного федерализма // Эволюция взаимоотношений центра и регионов: от конфликтов к поиску согласия. М.: Комплекс-Прогресс, 1997.Лавровский Б.Л., Новиков А.В Практический анализ. Региональное выравнивание и межбюджетные отношения: уроки 1990-х // Экономический журнал ВШЭ. 2002. № 1.Лещинский А. Н. Особенности межрелигиозных отношений в контексте религиозной ситуации современной России // Россия. Духовная ситуация времени. 2002. № 3-4 (15-16).Логинов А. В. Религиозная ситуация в России и принятие закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Полития: Вестник Фонда "Российский общественно-политический центр". 1997-1998. № 4 (6).Лукина М.М. Христианские программы на национальном радиовещании (опыт классификации) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. №4.Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации / Федерализм власти и власть федерализма. Отв. ред Губогло М.Н., сост. Аринин А.Н. и др. М.: ТОО «ИнтелТех», 1997.Макарова Г.П. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, 1917-1923 гг. Москва: Наука, 1987.Малахов В.С. Национализм и «национальная политика» российской власти: 1991 – 2006 //Русский национализм: Социальный и культурный контекст / Сост. М. Ларюэль. – М.: Новое литературное обозрение, 2008.Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Гендальф, 2002.Медведко С. В., Элбакян Е. С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. 2002. № 2.Митрохин С. Особенности реализации муниципального проекта в России: некоторые аспекты федеральной политики // Реформа местного самоуправления в региональном измерении. По материалам из 21 региона Российской Федерации / Под ред. С. Рыженкова, Н. Винника. М.: МОНФ, 1999.Михайлов В.А. О 80-летии со дня основания народного комиссариата по делам национальностей // Жизнь национальностей. 1998. № 1-2.Мкртычян А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений (политологический анализ): автореферат дис. … д. полит. наук. М., 2003. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Мнацаканян М.О. Нации в современном глобальном мире: модернистские, конструктивистские и постмодернистские теории. М.: Анкил, 2011.Мрочко О. Г. Социально-политические и межнациональные отношения в России 1990-х гг. в оценках средств массовой информации: автореферат дис. ... к. ист. наук. М., 2006.Мясникова А.Б. Этапы становления и развития финно-угорского мира // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1.Назарова А.Ф. Генетика и филогенез финно-угорских популяций // Альманах Пространство и Время. 2013. Т. 4. № 1.Нежный А. Протестант обустраивает Россию // Известия. 1992. 4 сентября.Неменский О.Б., Пироженко В.А. Украина. От победителей к побежденным // Наследники Победы и поражения. Вторая мировая война в исторической политике стран СНГ и ЕС. / Отв. ред.: Т.С. Гузенкова, О.В. Петровская. М.: РИСИ, 2015.Никонов В.А. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014.Одинцов М. И. Вероисповедная политика Российского государства в 1991 - 2011 гг.: становление, итоги и перспективы // Национальные интересы. 2012. № 6.Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985 – 1997 гг. М.: Российское объединение исследователей религии, 2010.Одоевцева С. Неверные не играют в ящик // Московский комсомолец. 2001. 29 марта.Песикина Е.И. Народный Комиссариат по дедам национальностей и его деятельность в 1917-1918 гг. М., 1950.Пихоя Р.Г. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991 – 1999 гг. М.: Новый хронограф, 2011.Полищук Л. Российская модель переговорного федерализма (политэкономический анализ) // Вопросы экономики. 1998. № 6.Пугачев В.П. Управление свободой. М.: КомКнига, 2005.Разделит ли Россия участь Союза ССР?: (Кризис межнац. отношений и федерал. нац. политика) / [Э. А. Баграмов, Ж. Г. Голотвин, Г. С. Гуревич и др.; редкол.: Э. А. Баграмов и др.]; Междунар. фонд рос.-эллин. духов. единства и др. М.: Бук, 1993.Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России: (Сборник) / Под ред. С.Б. Филатова. М., СПб: Летний сад, 2002.Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Риторика и практика модернизации: советская социальная политика, 1917 – 1930-е гг. // Социальная история. Ежегодник. СПб.: Алтейа, 2009.Русский вопрос в национальной политике. XX век. М.: Московский рабочий, 1993.Рыженков С. Реформа местной власти в городах России: «обусловленный путь» или хаос произвола и случая? // Местное самоуправление: стратегические направления развития / Под ред. С. Рыженкова. М.: МОНФ, 2000.Сануков К.Н. Финно-угорские народы России: прошлое и настоящее. Йошкар-Ола, 2011.Саркарова Д.С. О некоторых особенностях конституции Республики Дагестан 1994 г. // Власть. 2014. № 11.Сахаров А.Н., Дьяков Ю.Л., Солдатенко В.Ф., Колодникова Л.П., Бушуева Т.С., Зима В.Ф. Беженцы и эвакуированные в годы войны. URL: (дата обращения 14.04.2019).Сваранц А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М.: Гуманитарий, 2002; Червонная С. Возвращение «пантюркизма»? (Намерения, мифы, реальность) // Ас-Алан. 2001. № 1.Сваранц А.А. Пантюркизм во внешнеполитической стратегии Турции в 90-х годах // Армянский вестник. 2000. № 1 – 2.Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / Авт.-сост. Е.П. Добрынина; Под общ. Ред. М.К. Горшкова. М.: ИИК «Российская газета», 2007. С. 182. Северный Кавказ: русский фактор. Доклад группы экспертов под ред. В. Коровина // Изборский клуб. Русские стратегии. 2016. № 10 (46).Согрин В.В. Либерализм в России конца XX века: перипетии и перспективы // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М.: РОССПЭН, 1999. Соколовский С. Эссенциализм в российском конституционном праве (на примере терминологии, используемой в конституциях республик в составе РФ) // Русский национализм: Социальный и культурный контекст / Сост. М. Ларюэль. М.: Новое литературное обозрение, 2008.Солник С. «Торг» между Москвой и субъектами Федерации о структуре нового российского государства: 1990 – 1995 гг. // Полис. 1995. № 6.Сулейманова Ш.С. Национальная политика России и СМИ (1990-2000): теория и практика. М.: РАГС, 2009. Сулейманова Ш.С. Самоопределение народов Северного Кавказа в процессе трансформаций российской государственности: историко-политологический анализ. М.: РАГС, 2010. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях // Советская этнография. 1969. № 3.Тишков В. А. Русские вне России: мифы и политика // Российский монитор. Вып. 5. 1995.Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России //Национальная политика в России: история и современность. М.: Русский мир, 1997.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.Тишков В.А. Этничность, право и закон (вместо заключения) // Зорин В.Ю., Аманжолова-Киселева Д.А., Кулешов С.В., Тишков В.А. Национальный вопрос в Государственных Думах России (опыт законотворчества): (С прил. док.). Москва: Русскiй мiръ, 1999.Тишков В.В. Выступление на мультимедийном круглом столе на тему: «Россия и русские в XXI веке», 2013 г. URL: (дата обращения 14.04.2019).Троицкий Е. На пороге XXI века // Жизнь национальностей. 1998. № 1 – 2.Трофимов Е.Н. Россия многонациональная. Политико-правовые основы управления национальными процессами (1906 - 2012 годы): монография. 2-е изд., пересм. и доп. М.: Логос, 2013. Туровский Р.Ф. Отношения «центр-регионы» в 1997 – 1998 гг.: между конфликтом и консенсусом // Полития. 1998. № 1(7).Туровский Р.Ф. Период полураспада // Политбюро. 2003. № 11.Уварова В. И., Перелыгин А. И. Современная религиозная ситуация в России (по данным социологического опроса) // Религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. 1997. № 9-10.Христенко В., Лавров А. Экономика и политика российского бюджетного федерализма // Деловой Урал. 1998. 25 декабря. C. 11 – 15. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917-1924. М., 2003.Червонная С. Возвращение «пантюркизма»? (Намерения, мифы, реальность) // Ас-Алан.: Ежекв. мас. журн., освещающий историю и сегодняш. жизнь карачаево-балкар. и других народов РФ. 2001. № 1. Шабаев Ю.П. Конструирование нового национализма финно-угров: конкуренция глобального и регионального // Мир России. 2004. №3.Шабаев Ю.П. Новые идентичности у финно-угров как политические инструменты // Этнографическое обозрение. 2006. №1.Шабаев Ю.П., Садохин А.П. и др. Политизация этничности: зарубежные и отечественные авторы «финно-угорского вопроса» //Вестник российской нации. 2009. Т. 4. № 2.Шабаев Ю.П., Чарина А.М. Региональные этноэлиты в политическом процессе (финно-угорское движение: становление, эволюция, идеология, лидеры). Сыктывкар, 2008. Шабаев Ю.П., Чарина А.М. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополитический анализ). СПб.: Университет сервиса и экономики; ИЭА РАН, 2010.Шевырин В.М. Рец. на кн.: Булдаков В. П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917-1918 гг.: условия возникновения, хроника, комментарий, анализ. - М.: Новый хронограф, 2010. - 1096 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2012. Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / Отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. М.: Новый хронограф, 2012.Юззелл Л. Проблема свободы религии в современной России / Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России: (Сборник) / Под ред. С.Б. Филатова. М., СПб: Летний сад, 2002.Anderson R. “Super Successful People”: Robert Schuller, Suburban Exclusion, and the Demise of the New Deal Political Order / Master Thesis for the degree of Master of Arts. University of Massachusetts Amherst, 2011.Glanzer P.L. Postsoviet Moral Education in Russia’s State Schools: God, Country and Controversy // Religion, State and Society. Vol. 33. 2005. №. 3. Glanzer P.L. The Quest for Russians Soul: Evangelicals and Moral Education in Post-Communist Russia. Texas: Baylor University Press, 2002. Bahry D. Ethnicity and Equality in Post-Communist Economic Transition: Evidence from Russia's Republics // Europe-Asia Studies. Vol. 54. Jul. 2002. № 5.Bowring B. Austro-Marxism's Last Laugh?: The Struggle for Recognition of National-Cultural Autonomy for Rossians and Russians // Europe-Asia Studies. Vol. 54. Mar. 2002. № 2. Shevel O. Russian Nation-building from Yel’tsin to Medvedev: Ethnic, Civic or Purposefully Ambiguous? // Europe-Asia Studies. Vol. 63. March 2011. № 2.Simonsen S.G. Between Minority Rights and Civil Liberties: Russia’s Discourse Over “Nationality” Registration and the Internal Passport // Nationalities Papers. Vol. 33. June 2005. № 2.Treisman D.S. Russia's "Ethnic Revival": The Separatist Activism of Regional Leaders in a Postcommunist Order // World Politics. Vol. 49. Jan. 1997. № 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура Государственного комитета РСФСР[2]
Главное управление национальных образований, законодательства и правовых вопросовГлавное управление социально-экономического развития и национальных программГлавное управление межнациональных отношенийУправление национально-культурного развития и подготовки национальных кадровУправление народов Севера, Сибири и Дальнего ВостокаУправление информации и научно-методических работУправление Делами
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура Государственного комитета РСФСР по национальной политике на 28.11.1991 г.[3]
1. Руководство
2. Аппарат при руководстве
3. Отдел прогнозирования национального развития:
сектор теории национального развития и конфликтологии;
сектор этнодемографии, актуальных проблем межэтнических и национальных отношений;
сектор координации и планирования.
4. отдел культуры межнационального общения, языковых проблем и подготовки национальных кадров:
сектор культуры межнационального общения;
сектор языковых проблем;
сектор по вопросам подготовки национальных кадров.
5. отдел по национально-государственному устройству и правовым вопросам:
сектор по национально-государственному устройству;
сектор по законодательным и правовым вопросам.
6. отдел по связям с органами управления и общественными организациями:
сектор по связям с комитетами и комиссиями Верховного Совета РСФСР;
сектор по работе с постоянными представительствами национально-государственных образований и союзными республиками;
сектор по работе с ассоциациями и другими национальными общественными организациями.
7. отдел связей с национальными общинами и организациями за рубежом
8. отдел по вопросам межнациональных отношений в республиках, краях, областях и округах РСФСР:
сектор регулирования межнациональных отношений в республиках, краях, областях и округах европейской части РСФСР;
сектор регулирования межнациональных отношений в республиках, краях, областях и округах азиатской части РСФСР.
9. отдел анализа социально-экономического развития национально-территориальных образований:
сектор анализа социально-экономического развития национально-территориальных образований;
сектор демографической политики и миграционных процессов.
10. Финансово-бухгалтерский отдел
11. Отдел по специальной работе и кадрам
12. Управление делами
13. Управление по делам народов, не имеющих национально-государственных образований
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Структура Государственного комитета РСФСР по национальной политике на 08.08.1992 г.[4]
Руководство Аппарат при руководстве Отдел государственно-правовых вопросов Отдел народов европейского центра Отдел народов Поволжья и Урала Отдел народов Северного Кавказа Отдел народов Севера, Сибири и Дальнего ВостокаОтдел национальных меньшинств и городских этнических общин Управление по проблемам казачества Управление по проблемам российских немцев Отдел по проблемам репрессированных народов Отдел культурных, языковых и религиозных проблемОтдел социально-экономических и экологических проблем Отдел международного сотрудничества и связей с СНГОтдел по связям с национально-культурными центрами, общественными объединениями и движениями Управление делами Отдел кадров Финансовый отдел Информационно-аналитический центр с редакционно-издательской группой
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Структура Государственного комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей по итогам 1993 г.[5]
1. Руководство
2. Аппарат при руководстве
3. Пресс-служба
4. Департамент анализа, прогноза и оперативного реагирования
5. Региональные центры:
Северокавказский региональный центр
Урало-поволжский региональный центр
Центрально-российский региональный центр
6. Департамент по делам субъектов федерации:
Отдел Северного Кавказа
Отдел Урала и Поволжья
Отдел Центрально-российского региона
Отдел Сибирского региона
Отдел Северо-западного региона
Отдел Дальневосточного региона
Отдел по проблемам Москвы и Санкт-Петербурга
7. Департамент федеральных и региональных программ
8. Управление делами
9. Отдел кадров
10. Финансовый отдел
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Структура Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по итогам 1995 г.[6]
1. Департамент анализа, прогноза и оперативного реагирования
Отдел анализа, прогноза
Отдел срочной информации
Отдел сбора и первичной обработки информации
Отдел кризисных ситуаций
2. Департамент по бюджетно-финансовой и инвестиционной деятельности регионов
Отдел регулирования инвестиционной политики
Отдел внешнеэкономической деятельности
Отдел финансово-бюджетной политики
3. Департамент по федеральным и региональным программам
Отдел регулирования региональных рынков труда
Отдел федеральной поддержки региональных программ
Отдел социально-экономической экспертизы федеральных и региональных программ
4. Правовой департамент
Отдел подготовки и экспертизы законодательных актов
Отдел систематизации законодательных актов и правовой информатизации
Отдел по связям с Федеральным Собранием
5. Департамент по проблемам самоуправления
Отдел муниципальной собственности и землепользования
Отдел органов местного самоуправления
Отдел местных бюджетов и налогов
6. Департамент по делам казачества
Отдел государственной регистрации казачьих обществ
Отдел государственной службы
Отдел правового регулирования
7. Департамент по международному сотрудничеству и делам этнических россиян
Отдел этнических россиян в государствах Балтии
Отдел этнических россиян в Белоруссии, Молдавии и на Украине
Отдел этнических россиян в государствах Средней Азии и Казахстана
Отдел этнических россиян в Закавказье
8. Департамент по делам российских немцев
Отдел социально-экономических программ возрождения российских немцев
Отдел по проблемам образования, культуры и национальных традиций российских немцев
9. Департамент по делам национальностей
Отдел финно-угорских и монгольских народов
Отдел русского народа
Отдел национальных меньшинств и национально-культурной автономий
Отдел тюркских народов
Отдел по связям с национально-общественными движениями и религиозными конфессиями
Отдел национально-языковых проблем
Отдел по проблемам малочисленных народов Севера
10. Департамент по делам депортированных и репрессированных народов
Отдел по Северному Кавказу
Отдел социально-экономических проблем реабилитированных народов
Отдел по проблемам национально-культурной реабилитации
11. Департамент по взаимодействию с субъектами РФ
Отдел Центрально-российского региона, включая Москву, и группа сводной региональной информации
Отдел Северо-Западного региона, включая СПб
Отдел Урало-Поволжского региона
Отдел Сибирского региона
Отдел Дальневосточного региона
12. Управление информации и печати
Отдел по связям с российскими и зарубежными СМИ
Редакционно-издательский отдел
13. Управление международных связей
Отдел международных связей по проблемам национальной и региональной политики
Отдел международных связей по проблемам севера
Финансовое управление
Отдел бух. учета
Отдел координационных и прикладных проблем
Межведомственная комиссия по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта 1992 г.
Управление делами
Организационный отдел
Общий отдел
Группа секретного делопроизводства
Отдел автоматизации, средств связи и электронной техники
Отдел кап. ремонта и строительства
Отдел эксплуатации административных зданий
Отдел материально-технического обеспечения
Социально-бытовой отдел
Учебно-методический отдел и библиотека
Отдел кадров
Межведомственная комиссия по делам Арктики и Антарктики
Отдел поставок продукции на Север
Отдел финансового регулирования поставок на Север
Отдел комплексных проблем Северных территорий
Отдел экономики традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов Севера
Отдел формирования и реализации федеральной программы
Отдел переселения и занятости северян
Отдел по вопросам социальных гарантий
Отдел развития социальной сферы
Отдел по реализации экономических реформ на Севере
Отдел научного обеспечения
Отдел по развитию новых форм хозяйствования на Севере
Отдел по делам полярных и островных территорий
Отдел экологической политики
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Структура Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям Российской Федерации по итогам 1996 г.[7]
1. Департамент по делам национальностей
Отдел финно-угорских народов
Отдел русского народа
Отдел национальных меньшинств, малочисленных народов и национально-культурных автономий
Отдел тюркских и монгольских народов
2. Департамент по правовым вопросам федеративных отношений
Отдел законодательных актов и взаимодействия с Федеральным Собранием
Отдел систематизации законодательных актов и правовой информации
Отдел по вопросам разграничения полномочий между федерацией и субъектами федерации
3. Департамент по проблемам местного самоуправления
Организационный отдел
Нормативно-экспертный отдел
Отдел экономики и федеральных программ
4. Департамент по связям с субъектами РФ
Отдел Европейской части России
Отдел Урало-Поволжского региона
Отдел Сибирского региона
Отдел Дальневосточного региона
Отдел координационных и прикладных проблем
5. Департамент по Северному Кавказу
Отдел этнополитических проблем Сев. Кавказа
Отдел социально-экономического развития
Отдел реабилитации
6. Департамент по делам российских немцев
Отдел анализа и прогноза
Отдел образования и культуры
Отдел экономической политики
7. Департамент по социально-экономическим вопросам федеративных отношений
Отдел экономики федеративных отношений
Отдел инвестиционной политики и экономической безопасности регионов
Отдел реализации территориальных программ
Отдел по обеспечению деятельности фонда
8. Департамент по связям с соотечественниками за рубежом
Отдел по связям с соотечественниками в странах Балтии
Отдел по связям с соотечественниками на Украине, в Молдавии и Белоруссии
Отдел по связям с соотечественниками в странах Средней Азии и Казахстана
Отдел по связям с соотечественниками в странах Закавказья
Отдел международных связей
Управление координации территориальных органов
Организационный отдел
Отдел сводной информации
Организационно-методический отдел
Управление делами
Отдел организации работы центрального аппарата
Общий отдел
Отдел автоматизированных информационных систем
Отдел материально-технического обеспечения
Социально-бытовой Отдел
Управление информации
Отдел по связям с общественными организациями и религиозными объединениями
Отдел связей со СМИ
Отдел срочной информации
Отдел государственной службы и кадров
Финансово-бухгалтерский Отдел
Межведомственная комиссия по ликвидации осетино-ингушского конфликта 1992 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Структура Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации по итогам 1999 г.[8]
Руководство
1. Департамент по делам национальностей
Отдел общих проблем национального развития
Отдел финно-угорский народов
Отдел тюркских и монгольских народов
Отдел этнических проблем русского народа
Отдел национальных меньшинств и национально-культурной автономии
Отдел по связям с национальными объединениями
2. Департамент государственного строительства правовых основ федерализма
Отдел государственного строительства
Отдел законопроектной работы
Отдел правовой экспертизы и правовой информации
Отдел правового обеспечения договорного процесса
Юридический отдел
3. Департамент экономических и финансовых проблем федеративных отношений
Отдел государственного регулирования развития федеративных отношений
Отдел финансового обеспечения программ, проектов и научных исследований
Отдел проблем бюджетного федерализма
Отдел международных программ и проектов
4. Департамент по работе с субъектами РФ
Отдел кадровой политики в субъектах РФ
Сводно-аналитический отдел
Отдел по работе с территориальными органами
Отдел Европейского региона
Отдел Сибири и Дальнего Востока
5. Департамент мониторинга и общественных связей
Отдел регионального мониторинга
Отдел по взаимодействию со СМИ
Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями
Отдел по связям с общественными и политическими организациями
6. Департамент межрегионального взаимодействия
Отдел координации межрегионального сотрудничества
Отдел межрегиональных проектов
Отдел региональной экспертизы
7. Департамент местного самоуправления
Отдел организационных и кадровых вопросов местного самоуправления
Отдел правовых вопросов местного самоуправления
Отдел по взаимодействию с органами и организациями по вопросам местного самоуправления
8. Департамент муниципальной экономики и местных финансов
Отдел местных финансов
Отдел муниципальной экономики и социального развития
Отдел программ поддержки и развития местного самоуправления
9. Департамент Северного Кавказа
Отдел этнополитических проблем Северного Кавказа
Отдел этнокультурного развития народов Северного Кавказа
Отдел правовой и социально-культурной реабилитации
Отдел программ социально-экономического и культурного развития Сев. Кавказа
10. Департамент по делам российских немцев
Отдел культуры и образования
Отдел международного сотрудничества
Сводно-экономический отдел
11. Управление кризисных ситуаций и постконфликтного строительства
Отдел постконфликтного строительства
Отдел экспертизы
12. Управление по взаимодействию с Федеральным Собранием
Отдел по взаимодействию с Советом Федерации
Отдел по взаимодействию с Гос. Думой
13. Управление по проблемам соотечественников и международного сотрудничества
Отдел программ поддержки соотечественников за рубежом
Отдел проблем приграничного сотрудничества
Отдел по международным связям
14. Управление социальных и гуманитарных проблем
Отдел проблем национального книгоиздательства и СМИ
Отдел национальных проблем языка, культуры и образования
Отдел этнических проблем занятости населения и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов
15. Управление государственной службы и кадров
Отдел государственной службы
Отдел подготовки и повышения квалификации кадров, библиотека
16. Управление финансов
Бух. отдел
Финансовый отдел
Аналитический отдел
17. Организационно-контрольное управление
Общий отдел
Отдел планирования и контроля
Организационный отдел
Должности, не отнесенные к гос. должностям:
Архивариус и др
18. Управление делами
Отдел по социальным и организационным вопросам
Отдел материально-технического обеспечения
Отдел организационной техники и средств связи
Служба эксплуатации здания
Управление по обеспечению деятельности министра
Аналитический отдел
Организационный отдел
Отдел секретного делопроизводства
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Структура Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по итогам 2000 г.[9]
Руководство
1. Государственно-правовой Департамент
Отдел государственного строительства
Отдел законопроектных работ
Отдел правового обеспечения договорного процесса
2. Департамент миграционной политики
Сводно-аналитический отдел
Отдел методологии и разработки миграционных программ и проектов
Отдел финансового сопровождения программ
3. Департамент экономики федеративных отношений
Отдел развития федеративных отношений в экономике
Отдел регулирования отношений собственности
Отдел совершенствования взаимодействия системы органов исполнительной власти
Отдел регионального развития
Отдел федеральных округов и межрегиональных организаций
4. Департамент местного самоуправления
Отдел правового обеспечения местного самоуправления
Отдел программ развития местного самоуправления
Отдел муниципального хозяйства и местных финансов
Отдел организационных и кадровых вопросов местного самоуправления
Отдел по взаимодействию с органами и организациями по вопросам местного самоуправления
5. Департамент международного сотрудничества
Отдел планирования международного сотрудничества и загранпредставительств
Отдел по связям с соотечественниками за рубежом
Отдел приграничного сотрудничества
Отдел международных связей и протокола
6. Департамент внешней трудовой миграции
Отдел международных договоров, мониторинга и статистики
Отдел временной трудовой эмиграции и лицензирования
Отдел временной трудовой иммиграции
7. Департамент по делам вынужденных переселенцев
Отдел по вопросам статуса
Отдел экономического обеспечения программ
Отдел жилищного обустройства
8. Департамент иммиграционного контроля и по вопросам убежища
Отдел развития иммиграционного законодательства и анализа
Отдел иммиграционного контроля
Отдел по вопросам убежища
Отдел спецучета и документирования
9. Департамент кризисных ситуаций
Отдел анализа и предупреждения кризисных ситуаций
Отдел оперативного реагирования
Отдел постконфликтного строительства
Отдел социальной поддержки
10. Департамент по делам национальностей
Отдел обеспечения реализации концепции государственной национальной политики РФ
Отдел этнополитических проблем
Отдел гуманитарных проблем народов
Отдел взаимодействия с национальными общественными объединениями
Отдел национальных меньшинств и национально-культурных автономий
Отдел программ обеспечения социально-экономического и культурного развития национальностей
Отдел проблем казачества
11. Департамент финансовой экспертизы и программ
Отдел межбюджетных отношений, форм и методов государственной поддержки субъектов РФ
Отдел региональных финансов
Отдел федеральных и региональных программ
Отдел государственного заказа
Отдел организации научно-исследовательских работ, международных программ и проектов
12. Департамент по взаимодействию со СМИ и связям с общественностью
Отдел региональной и внутренней информации
Отдел информационной политики, СМИ и издательской деятельности
Отдел организационной работы и связей с общественными организациями
13. Департамент по координации деятельности территориальных органов и подведомственных организаций
Отдел территориальных органов
Отдел подведомственных учреждений и программных мероприятий
Отдел управления материально-техническими резервами
14. Департамент – исполнительный секретариат
Отдел по обеспечению деятельности руководства министерства
Общий отдел
Отдел организации работ с правительственными документами и контроля исполнения
Отдел планирования и протокола
15. Юридическое управление
Отдел правового обеспечения миграционной политики
Отдел правовой экспертизы
Отдел правового обеспечения хозяйственной деятельности
16. Управление по взаимодействию с Федеральным Собранием и общественно-политическими объединениями
Информационно-аналитический отдел
Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием и общественно-политическими объединениями
17. Управление по делам религии
Отдел государственно-религиозных отношений
Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями
Аналитический отдел
18. Управление по делам коренных малочисленных народов
Отдел этнополитических проблем и трудовой занятости
Отдел социальных проблем
Отдел национальных проблем языка, культуры и образования
19. Информационно-аналитическое управление
Отдел социально-экономической информации
Отдел миграционной информации
Отдел информационных систем
20. Контрольно-ревизионное управление
Отдел ведомственного контроля
Сводно-аналитический Отдел
21. Управление финансов
Отдел бух. учета центрального аппарата
Отдел сводной бухгалтерии и ведомственной отчетности
Отдел финансирования территориальных органов, загранпредставительств и подведомственных предприятий
Финансовый отдел
22. Управление государственной службы и кадров
Отдел по работе с кадрами центрального аппарата
Отдел по работе с кадрами территориальных органов и загранпредставительств
Отдел подготовки и повышения квалификации кадров
23. Управление делами
Организационный транспортный отдел
Отдел материального и социального обеспечения
Отдел технического обеспечения
Отдел размещения и эксплуатации
Отдел советников министра
Отдел по обращениям граждан
Отдел секретного делопроизводства
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Словарная справка к проекту Концепции государственной национальной политики (1996 г.)[10]
Народ. Понятие народ многозначно. Наиболее распространенное значение данного понятия – общегражданская общность, население страны (народ России). Другое значение понятия народ определяет этнокультурные общности и является синонимом национальности (русские, татары, украинцы, чукчи и т п.).
В этом смысле народ обозначает общность людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают представлением об общем происхождении и общей исторической памятью, обладают чувством солидарности. Среди этих признаков определяющую роль играют самосознание и солидарность. В данном контексте слово народ или народы употребляется и в первом, и во втором этнокультурном значении.
Гражданское (политическое) значение понятия народ и этнокультурное не противоречат друг другу и принадлежность к обоим типам общности не является взаимоисключающей, а наоборот, предполагают двойную или множественную лояльность и принадлежность.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Национальность – это термин, употребляемый для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, исключая племена (другой смысл данного термина – обозначение принадлежности человека или группы людей к определенной этнической общности).
Национализм – идеология и групповое поведение, основанное на примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. В новое время после XIX века национализм нередко приобретал агрессивный шовинистический характер.
Национальные отношения – разновидность общественных отношений, особенность которых обусловлена внутринациональным взаимодействием социальных сил, затрагивающим в первую очередь сферу национальных интересов и национальной политики.
В отличие от межнациональных отношений как отношений между нациями (народами) в рамках многонационального государства, национальные отношения выражают внутреннюю связь различных субъектов с национальным вопросом. Национальные отношения имеют в своей структуре различные аспекты: экономический, политический, социальный, культурный, этический, образующие в совокупности определенную систему.
Национальная культура – совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и приумноженных поколениями в процессе жизни нации, ее становления и развития.
Национальное сознание – совокупность социальных, политических, экономический, нравственных, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. В число структурных элементов включают прежде всего осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям и понимание необходимости ее сплочения ради осуществления национальных интересов и установления нормальных отношений с другими народами.
Национальное самосознание – неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и наиболее характерное ее выражение.
Национальное самосознание как составная часть психологического комплекса нации означает осознание этой общности ее членами в качестве особенного, отличного от других образования, равно как и соотнесение их самих к данному национальному коллективу, то есть определение ими своей н принадлежности (осуществление н идентификации).
Межнациональные отношения – отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия национальностей по поводу реализации ими своих интересов (как непосредственных, так и коренных) собственно национальных и общенациональных. Они, как и национальные отношения вообще, носят комплексный характер, включая экономические, социально-политические, духовные и идеологические отношения. Во многом межнациональные отношения определяются социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие, обладая, однако, относительной самостоятельностью, собственной спецификой. В зависимости от подхода субъектов межнациональных отношений к национальной политике эти отношения могут носить характер как согласия, так и конфронтации.
Национальная политика – составная часть социальной политики многонационального государства, предполагающая тщательный и своевременный учет специфических интересов народов, составляющих население страны, их согласование на государственном и региональном уровнях. В практическом плане национальная политика представляет собой совокупность законодательных, политических, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительских и иных мер, направленных на обеспечение свободного нац развития народов, укрепление целостности государства, создание в стране обстановки межэтнического мира, согласия и сотрудничества.
Национальные (этнические) меньшинства – меньшая часть нации, народности, иной этнической общности, характеризующаяся проживанием за пределами избранной ею формой самоопределения, либо за пределами местопребывания основной части этнической общности, не имеющей никакой формы самоопределения. Национальные меньшинства характеризуется сохранением национального этнического самосознания, быта, традиций, языка основной части этнической общности.
Национально-культурная автономия (НКА) – форма этнической консолидации народов, проживающих в инонациональной среде и не имеющих на данной территории своих государственных структур. Содержание НКА составляют декларированные и гарантированные государством национально-культурные права и свободы граждан, проживающих на его территории.
Национальное возрождение – процесс раскрытия и реализации ранее задержанных или неосуществленных по тем или иным причинам возможностей нации (народа) к развитию, более широкому, чем раньше, удовлетворению потребностей и запросов людей, принадлежащих к данной национальной общности. Национальное возрождение не означает возврат народов к прежним стадиям их социально-культурной эволюции, а развитие их национальных культур и образа жизни в соответствии с требованиями современной эпохи.
Коренными малочисленными народами РФ признаются народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Межнациональные конфликты - одна из форм обострения политической обстановки внутри многонационального государства. Проявления межнациональных конфликтов разнообразны, от скрытых форм на уровне бытового национализма до вооруженных межнациональных столкновений, перерастающих в гражданские воины. Особую опасность представляет переплетение межнациональных конфликтов с конфессиональными проблемами, с вовлечением в борьбу фанатически настроенных масс.
Национальное самоопределение – формы обеспечения права гражданских и этнокультурных общностей на выбор самостоятельных путей национального и культурного развития, форм политического управления. Самоопределение в рамках многонациональных государств осуществляется в рамках территориальных образований и в форме НКА. Универсальное понятие внутреннего коллективного и индивидуального самоопределения – это право на участие в более широком общественно-полит процессе, включая управление государством.
Международным правом признается право на самоопределение через образование отдельного государства, но оно распространяется на бывшие колониально-зависимые народы как территориальные гражданские сообщества. Право на сецессию отделение процедурно в международном праве не разработано и признается только в случае взаимного согласия, как это было в ситуации распада СССР. Национальные законодательства большинства государств не признают права на явочную сецессию.
[1] Например, в 1990-е годы новой нормой стали случаи, когда личный бюджет гражданина превышал по размеру бюджет субъекта Российской Федерации, что происходило на фоне массового обнищания трудящихся (например, бюджет Тверской области был в 15 раз меньше состояния Б.Березовского, бюджет Липецкой области – в 12 раз и т.д. – подсчет по данным 1997 г.). Небольшой круг людей (олигархат, этноэлиты, высшее чиновничество, криминалитет), права которых теперь становились выше общенародных прав, удовлетворяли свои частные интересы за счет интересов большинства населения России. Система регулирования пропорций национального представительства при распределении власти и собственности (в современной терминологии – этническое квотирование) оказывалась невыгодным «пережитком советского прошлого» для правящей политической элиты и потому подлежала упразднению.
[2] Дело об утверждении структуры центрального аппарата Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам. 1990 – 1991 гг. ГА РФ. Ф. А259. Оп. 49. Д. 2448. Л. 9.
[3] Поручения Совета Министров РСФСР по проблемам национальных отношений РСФСР. 1991 г. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 27. Л. 109 – 112.
[4] Штатное расписание комитета на 1992 г. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 84. Л. 2 – 5.
[5] Штатное расписание Комитета на 1993 г. ГА РФ. Ф.10121. Оп. 1. Д. 145. Л. 2 – 12.
[6] Штатное расписание Министерства на 1995 г. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 2. Д. 250. Л. 2 – 34.
[7] Штатное расписание на 1996 г. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 2. Д. 335. Л. 2 – 32.
[8] Структура и штатное расписание Министерства на 1999 год. ГА РФ. Ф. 10156. Оп. 1. Д. 112. Л. 2 – 23.
[9] Структура и штатное расписание Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики на 2000 год. ГА РФ. Ф. 10156. Оп. 1. Д. 232. Л. 2 – 30.
[10] Поручения Правительства Российской Федерации по созданию концепции государственной национальной политики и документы по их выполнению. 1996 г. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 2. Д. 261. Л. 88 – 90, 143. В документе указано, что определения понятий даны на основе формулировок, содержащихся в издании «Народы России» (энциклопедия, подготовленная Институтом этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая в 1994 г.), и Кратком этнологическом словаре, подготовленном авторским коллективом Российской Академии Управления, (Академии государственнойслужбы при Президенте РФ) 1994 г., а также определений, содержащихся в проектах федеральных законов.
Свидетельство о публикации №221032301346