Сказ про Ивана-грузчика и мудрые советы

Киносказка для детей и взрослых по мотивам грузинского фольклора

Действующие лица:
Наташа (22) – студентка, летом работает воспитателем в детском лагере, рассказчица.
Сеня, Стёпа, Кеша, Слава (8) – дети из лагеря.
Иван (35) -  житель провинциального городка, рабочий на заводе. Добрый, покладистый, немногословный.
Марья (35) – его жена.
Софья (12), Пётр (7), Наталья (1) – дети Ивана и Марьи.
Попрошайка (35).
Евграф (40) – сосед Ивана и Марьи, алкоголик.
Ксенофонт (40) – сосед Ивана и Марьи, бандит.
Барыга (40).
Соломон Давидович (60) – грузин, владелец крупного магазина в Москве. В прошлом – режиссёр (в магазине на стенах висят фотографии с известными деятелями культуры). Пишет стихи. Понимает язык животных.
Собака Соломона Давидовича.
Продавщица-хабалка (45) – работает в магазине Соломона Давидовича.
Продюсер (40).
Его жена (20).
Охранники усадьбы продюсера (40).
Слуги и водитель Ивана (30).
Экклезиаст Соломонович (60) – директор детского лагеря.
Ди-джей в детском лагере (голос).
Диктор на вокзале (голос).

Сцена 1. Натура, вечер. Ди-джей, Сеня, Стёпа, Кеша, Слава, Наташа.

Живописный пейзаж черноморского побережья. Детский лагерь. Сумерки. Скопление детей на центральной площади – там только что закончилась дискотека.

Голос диджея: Дорогие ребята! Наша дискотека окончена, всем отбой!
Издали по дорожке приближается группа детей – Сеня и Стёпа, а за ними Слава и Кеша.
Сеня (Стёпе): Да ну, Баста – отстой. Ты Монеточку слышал? Меня от неё конкретно бомбит.
Слава (Кеше): Дзюба точно забьёт, вот увидишь. «Зенит» - чемпион!
Ребят догоняет Наташа.
Наташа: Ребята, вы не слышали – отбой! Все по палатам!

Сцена 2. Интерьер, вечер. Наташа, Сеня, Стёпа, Кеша, Слава.

Корпус, где живёт Наташин отряд. Мальчишечья палата. Ребята шумят, бегают, дерутся подушками. Наташа открывает дверь, тут же ей на голову падает ведро, она теряет сознание. Очнувшись, Наташа видит склонившихся над ней ребят (пародируется известный интернет-мем про Наташу и котов), у  них на футболках принт с указанным интернет-мемом.

Наташа (тихо): Что тут происходит?
Стёпа: Наташ, мы всё уронили, честно!
Наташа (поднимаясь): Я вам покажу «уронили»! Ну-ка, быстро в кровати! (Выключает свет.) Спать! (Поворачивается к двери.)
Стёпа: Наташ, не уходи!
Кеша: Расскажи сказку, Наташ!
Наташа: Сказку? (Садится на кровать.) Да я их почти не помню…
Сеня: Ну, какую-нибудь! Любимую!
Наташа: Да они все любимые…
Слава: Про что-нибудь самое главное! Без чего нам на свете жить ну никак нельзя…
Наташа: Про главное… Ладно, слушайте. Только уговор – глаза не открывать!
Ребята (радостно): Да, да!
Наташа (тихо): В те давние годы, когда отгремели по всей стране перестройка да гласность, когда канули в Лету стабильность и достаток, в маленьком провинциальном городке жил да был человек по имени Иван.
Титры.

Сцена 3. Натура, день. Иван, попрошайка, Евграф, Ксенофонт.

Панорама провинциального российского города начала 90-х: хмурое небо, на дальнем плане – трубы завода, двухэтажные старые дома, частный сектор, ларьки, продажа с рук разных товаров, бандиты в тренировочных костюмах.

Иван с сумкой на плече, опустив голову, идёт по улице. На обочине дороги сидит попрошайка – здоровый упитанный мужик средних лет с протянутой рукой. Умоляющим взглядом он смотрит на Ивана. Иван останавливается. Залезает в карманы куртки и брюк. Достаёт три монетки. На мгновенье задумывается, вздыхает, отдаёт попрошайке и уходит. Тот рассматривает монетки, сравнивает с содержимым стоящей перед ним банки (там лежат купюры) и брезгливо выбрасывает их.
Около дома Ивана на одной скамеечке сидит пьяный Евграф, а на другой – бандит Ксенофонт.

Евграф: Здорово, Иван! Что невесел? Опять денег не дали? Не грусти – присоединяйся (показывает бутылку). Лучшее лекарство, любую грусть как рукой снимет.
Иван: Нет, нет спасибо. (Проходит мимо. Подходит к Ксенофонту.)
Иван: (бодро) Ксенофонт Михайлович! Извини, что опять к тебе обращаюсь. На заводе денег снова не дали. Не одолжишь, сколько не жалко?
Ксенофонт (поигрывая пистолетом в руке): Для тебя, Ваня, ничего не жалко. Только знаешь, времена сейчас такие…трудные. Отработать придётся. Мужик ты крепкий, смелый. Пойдешь с нами ночью коммерса кошмарить.
Иван (с меняющимся выражением лица): Это как?
Ксенофонт: Ну как у нас кошмарят? Ты будешь держать, а я утюг горячий на живот ему поставлю. Хе-хе, делов-то.
Иван: Покорнейше благодарю, Ксенофонт Михайлович, не смогу, буду занят. (Уходит)
Ксенофонт (вслед): Про свои старые долги не забудь! Долго ждать не стану -  даю месяц.

Сцена 4. Интерьер, вечер. Иван, Софья, Пётр, Марья, Наталья.

 Квартира Ивана. На кухне старшая дочь готовит ужин. Сын делает уроки. В спальне жена укладывает спать младшую дочь. Иван осторожно заглядывает в спальню, улыбается жене, затем проходит на кухню. На столе – скромный ужин (хлеб и картошка).

Софья: Прошу к столу! Как говорится, чем Бог послал. (Уходит.)
Иван садится за стол, начинает есть. Входит Марья, садится рядом.
Иван: Плохи дела. Зарплату опять дали мылом. Осталось только верёвку добыть (усмехается).
Марья: Может, снова у Ксенофонта денег занять?
Иван: Нет, просто так он уже не даст. Более того – требует через месяц всё  вернуть. (Вздыхает).  Я вот что думаю: надо поехать в Москву. Там, говорят, работы много и деньги платят.
Марья: Ой, Ваня, боюсь я за тебя. Сам видишь, что вокруг творится. А в Москве-то – совсем беда…
Иван: Ничего, я ненадолго. Чуть-чуть заработаю и сразу обратно. Марья: Ладно, месяц мы потерпим. (Пауза. Качает головой) Не знаю, как жить дальше… (Плачет)
Иван (обнимает жену): Не печалься. Всё наладится,  увидишь.
Марья:  (Вытирает слёзы, решительно встаёт, подходит к шкафу, достаёт оттуда шкатулку, ставит на стол, открывает, что-то ищет). Где же он? Вот. Держи (протягивает Ивану кулончик – что-то типа тамагочи). Когда не будешь знать, как поступить, он тебе поможет. Смотри: улыбается – значит, всё правильно делаешь, а если хмурится  -  что-то не то.
Иван: Спасибо, милая (целует). У меня для тебя тоже кое-что есть (достаёт из сумки свёрток, вручает Марье). Сам сделал когда-то в качестве эксперимента, а потом забыл напрочь. Представляешь, пролежал у меня в шкафу десять лет, а сегодня случайно нашёл.  Откроешь, когда будет совсем трудно. (Марья улыбается, обнимает Ивана).

Сцена 5. Интерьер. Вечер. Иван, Пётр.

Прихожая квартиры Ивана и Марьи. Иван одевается.

Пётр: Куда ты собираешься, папа?
Иван: Иду в Москву зарабатывать деньги.
Пётр: А что без денег никак нельзя прожить?
Иван: (пожимает плечами) Наверное, можно, но у нас не получается. Мы не боги – живём как все.
Пётр: (задумывается). Значит, деньги – самое дорогое, что есть на свете? А есть ли что-то дороже денег?
Иван: Многие считают, что есть.
Пётр: Что же это?
Иван:  Кто-то говорит – совесть, кто-то – здоровье, кто-то – любовь… 
Пётр: А для тебя что?
Иван: Вот приду в Москву, там и узнаю. Обещаю рассказать тебе, когда вернусь. (Встаёт)
Пётр: А ты бы мог отказаться от денег? Когда тебе предлагают много-много и очень надо?
Иван: Не знаю, Петя. (Пауза) Это очень трудно. Я не уверен, что смог бы. (Пауза)
Пётр: Но почему нет? Мама же учила нас: теряя одно, мы находим другое. Чего бояться?
Иван: (гладит Петра по голове) Ладно, мне пора.
(Выходят Марья и Софья. Иван обнимает жену и детей. Берёт сумку с кусками мыла.)
Захвачу с собой. Может, удастся продать.

Сцена 6. Интерьер, ночь. Иван, барыга.

       Зал ожидания железнодорожной станции. Иван сидит в кресле. Барыга подсаживается рядом.

Голос диктора: Электропоезд до Москвы прибудет на первую платформу первого пути через 10 минут.
       Иван оглядывается по сторонам.
Барыга: Что, в Москву? (улыбается).
Иван: Да.
Барыга: А здесь чем плохо?
Иван: Денег нет совсем.  Зарплату на заводе, вон, мылом платят (кивает в сторону сумки). Не знаю уже, что с ним делать.
Барыга: А ты мне продай.
Иван: Тебе?
Барыга: Ну да. Я найду, куда его пристроить.
Иван: Шутишь!
Барыга: Зуб даю.
Иван: Вот счастье привалило! Держи. (Отдаёт сумку.)
Барыга на секунду отворачивается, откуда-то достаёт пачку купюр и вручает Ивану.
Барыга: Ну, бывай! (Быстрым шагом выходит из здания, садится в джип и уезжает.)
Иван внимательно рассматривает деньги, начинает пересчитывать. Вдруг видит, что его обманули: только 2 купюры настоящие, остальное – резаная бумага.

Сцена 7. Натура, день. Иван

        Москва. Иван выходит из поезда и идёт, куда глаза глядят. Впереди мелькают огни реклам, играют напёрсточники, продают ваучеры и билеты МММ, зовут в секты.   

Иван: Так вот ты какая, Москва златоглавая…
         Музыкальным фоном прогулки Ивана по Москве могла бы стать композиция группы «Аквариум» «Иван Бодхидхарма»
Иван (оглядываясь по сторонам): Что-то есть хочется.
Видит сверкающую витрину магазина. Заходит.

Сцена 8 . Интерьер. День. Иван, Соломон Давидович, его собака, продавщица-хабалка.
Магазин. На стенах  крылатые изречения на латыни и русском, вдоль витрин – репродукции картин на библейские сюжеты. Играет индийская музыка. Иван входит, начинает удивлённо разглядывать обстановку. За прилавком стоит полноватая продавщица-хабалка в бандане «Аквариум» и значком с протретом БГ на груди, крутит в руках чётки и шёпотом произносит «Хари Кришна, хари Кришна, Кришна-Кришна хари-хари».

Продавщица (отвлекаясь, раздражённо): Мужчина, вы что-нибудь брать будете? А то мы закрываемся уже.
Иван: Да, да. Сок и булку, пожалуйста (даёт деньги). Извините, не мог оторваться. Уж очень необычно тут у вас.
Откуда-то сбоку раздаётся мужской голос с акцентом. Иван оборачивается и видит седого мужчину в рабочем халате, сидящего на скамейке в позе лотоса и читающего журнал «Вопросы философии» (это хозяин магазина Соломон Давидович). Рядом с ним сидит собака в очках, которая тоже смотрит в журнал.
Соломон Давидович (не отрываясь от журнала):  Когда первый раз куда-то приходишь, всё необычно. А мы уже сто лет так живём.
Иван: Сто лет?
С.Д.: Ну почти. Этот магазин открыл мой отец. Он хотел сделать здесь библиотеку, чтобы люди приходили, набирались мудрости, обменивались ею. Но людям мудрость оказалась не нужна – они хотели только есть и пить. Поэтому пришлось поставить прилавок и полки. (Закрывает журнал). Я забыл представиться – Соломон Давидович, хозяин  заведения.
Иван: Скажите, Соломон Давидович, а нет ли у вас какой-нибудь работы для меня? Ненадолго, на месяц всего.
С.Д. (собаке): Ну, что, Сократ, есть у нас работа?
Собака кивает и лает.
С.Д.: (Ивану) Видишь – есть работа. На складе, грузчиком.

Сцена 9. Интерьер. День. Иван.

Склад магазина. Иван за работой – таскает на спине по одному тяжелому мешку.
Голос рассказчика за кадром: преданно и усердно служил Иван, и хозяин был им доволен. Так прошёл месяц.

Сцена 10. Интерьер. День. Иван, Соломон Давидович, его собака

Кабинет Соломона Давидовича. Собака в очках сидит в кресле  за столом и двигает счёты, С.Д. – сбоку, на диване. С.Д. курит кальян, смотрит на свой перстень (там загадочные символы и надпись «пройдёт и это») и чём-то разговаривает с собакой.

С.Д. (декламирует первый Псалом): «И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет».
Собака лает.
С.Д.: Да, Сократ, я согласен, в целом это  грустные стихи. Отец написал их в минуту душевного потрясения, когда потерял близких и друзей. Но они учат нас ценить жизнь и людей вокруг.
Входит Иван.
С.Д.: А, Иван, заходи. Что случилось?
Иван: Давид Соломонович, закончился месяц. Я пришёл за деньгами.
С.Д.: Да, да, конечно. Сократ, выдай деньги.
Собака берёт с полки пачку денег и кладёт перед Иваном на стол.
С.Д. (Ивану): Они твои.
Иван осторожно притрагивается к деньгам.
С.Д.: Бери, бери.
Иван: (Берёт деньги) Я пойду. (Кланяется)
С.Д.: Иди. Но прежде, чем мы расстанемся, я хочу предложить тебе кое-что.
Иван: Что же?
С.Д.: Подарок.
Иван: Подарок?
С.Д.: Да. Я предлагаю тебе оставить деньги и взамен получить от меня подарок, который стоит гораздо дороже.
Иван: Что же это за подарок?
С.Д.: Совет. Мудрый совет.
Иван (на мгновенье задумывается, затем улыбается): Шутите.
С.Д.: Нет.
Иван (снова задумывается): Простите, великодушно, но я выбираю деньги. Мне семью кормить надо. (Поворачивается к двери)
С.Д.: Денег хватит на день, а совет позволит тебе жить, не нуждаясь, очень-очень долго.
Иван: (поворачивается, подходит к С.Д.) Скажите, Соломон Давидович, разве может какой-то совет, пускай даже и мудрый быть дороже такого количества денег (трясёт пачкой)?
С.Д.: Конечно, может. (Собаке) Сократ, дай, пожалуйста, конверт с советом.
Собака достаёт с полки тонкий конверт и приносит С.Д.
С.Д. (Ивану): А ты дай мне деньги.
Иван возвращает С.Д. пачку денег. С.Д. кладёт на одну чашу стоящих рядом весов конверт с советом, а на другую – пачку денег. Чаша весов с конвертом перевешивает.
С.Д. (Ивану, разводя руками) Вот видишь.
Иван: Ладно, ладно, уговорили.
Кладёт на стол пачку денег. Собака даёт ему конверт.

Сцена 11. Натура. День. Иван.

Иван (сидит на ступеньках магазина,  открывает конверт и читает): «Когда тебя о чём-то спрашивают, не отвечай сразу, а прежде подумай хорошенько». (Рвёт и раздражённо выбрасывает). Тоже мне мудрость! Я и без тебя знал.  (Обхватывает голову руками). Надо же было повестись на такой откровенный развод! Что теперь делать?

Сцена 12. Интерьер, день. Иван.

Склад магазина. Иван таскает по два мешка за спиной.

Голос рассказчика за кадром: Иван долго думал и решил поработать у Соломона Давидовича ещё месяц. Тем более, что хозяин обещал заплатить вдвое больше.

Сцена 13. Интерьер. День. Соломон Давидович, продавщица-хабалка, собака, Иван.

Кабинет С.Д. собака в очках сидит перед компьютером и водит лапой по клавиатуре. С.Д. сидит на полу и строит из кубиков (или конструктора) здание (похоже на храм). Продавщица держит в руках амбарную книгу и ручку.

 Продавщица (обращается к С.Д.): Видел ли ты человека, проворного в деле своём? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми. (Цитата из Книги притч Соломоновых)
С.Д.: Да, да. Так пойдёт. Запиши.
Входит Иван.
С.Д.: А, Иван, заходи. За деньгами пришёл?
Иван: Да, Соломон Давидович, месяц закончился.
С.Д.: Что ж, правда твоя. Сократ, выдай деньги.
Собака берёт с полки пачку денег, вдвое более толстую, чем в первый раз, и кладёт перед Иваном.
С.Д. (Ивану) Забирай.
Иван решительно берёт деньги.
Иван: Огромное Вам спасибо. Прощайте. (Кланяется, поворачивается к дверям).
С.Д. А как же подарок?
Иван оборачивается с вопросительным взглядом.
С.Д. Ты же разрешишь опять предложить тебе подарок, которой стоит гораздо дороже заработанных тобой  денег?
Иван: Что, снова мудрый совет?
С.Д.: Конечно.
Иван: Нет, спасибо. Мне домой пора.
 Иван открывает дверь и выходит. В этот момент у него что-то начинает пищать в кармане. Он достаёт кулончик и видит – лицо нахмурилось.
Иван (тихо): Этого ещё не хватало…
С.Д.: Ну, что ты решил?
Иван: (Вздыхает) Ладно, давайте. (Возвращается, кладёт деньги на стол).
С.Д.: Сократ, принеси, пожалуйста, конверт с советом.
Собака берёт с полки конверт и отдаёт его С.Д.
С.Д. (вручая конверт Ивану): Ты не пожалеешь, поверь.

Сцена 14. Интерьер. День. Иван.

Иван стоит у окна и распечатывает конверт.

Иван (читает): «Никогда не тянись к тому, на что не способен, и чего никогда не сможешь сделать». Тьфу, опять засада! (От расстройства бьёт ногой о стену.) Что же мне теперь делать? Дома семья голодает, а я поверил этой дурилке электронной! (Смотрит на кулончик, лицо хмурится.)  А-а, ну тебя… (Бросает кулончик в окно, он падает в траву.)

Сцена 15. Интерьер. День. Иван.

Склад магазина. Иван таскает по два мешка за спиной.

Голос рассказчика за кадром: И снова Иван после раздумий решил остаться у Соломона Давидовича. Теперь хозяин пообещал заплатить  втрое больше. Прошёл месяц.

Сцена 16. Интерьер. День. Соломон Давидович, продавщица-хабалка, собака, Иван.

Кабинет Соломона Давидовича. Он играет на арфе. Рядом стоит продавщица и лежит собака.

Продавщица (в камеру): Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла.
(Соломону Давидовичу)  Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? (Цитата из Песни песней Соломоновых)
Входит Иван.
Иван: Извините, я, кажется, не вовремя.
С.Д.: Отчего же, Ваня, заходи. Мы всегда тебе рады. (Пауза, отходит от арфы) Знаю, зачем ты пришёл, в долгу не останусь. Но прежде чем рассчитаться, предлагаю поиграть в игру. Ты ненадолго станешь мной, а я тобой. Согласись, полезно иногда представить себя на месте другого. Не так ли?
Иван: (недоумённо) Ну да.
С.Д.: Садись за мой стол, а я сюда (присаживается на стул сбоку). И говори всё, что хочешь себе сказать от моего имени.
Иван садится в кресло С.Д., примеряется к роли, что-то пытается сказать.
С.Д.: Ну?
Иван: (выдавливает из себя) Ваня…Спасибо тебе за работу…Вот деньги…Сократ…принеси…пожалуйста…
С.Д.: Так, всё правильно. Сократ, принеси.
Собака тащит по полу пачку денег, втрое более толстую по сравнению с первым разом.
С.Д.:  Дальше.
Иван: Но…прежде…чем…мы…расстанемся,…хочу предложить тебе….(собирается с духом) Хочу предложить тебе подарок.
С.Д.: Ай, умница! Молодец тебе! Сократ, принеси, пожалуйста, конверт!
Собака приносит конверт, кладёт его на стол.
Иван: Но только подарок я не приму. У меня дома семья три месяца голодает. Понимаете?
С.Д.: (разводит руками) Выбор за тобой. (Встаёт и уходит).
Иван сидит, обхватив руками голову.  С одной стороны перед ним лежат деньги, с другой – конверт. Он поочередно смотрит то в одну, то в другую сторону. В этот момент в голове звучит диалог с сыном.
Пётр: Значит, деньги – самое дорогое, что есть на свете? А есть ли что-то дороже денег?
Иван: Многие считают, что есть.
Пётр: Что же это?
Иван:  Кто-то говорит – совесть, кто-то – здоровье, кто-то – любовь… 
Пётр: А для тебя что?
Иван: Вот приду в Москву, там и узнаю. Обещаю рассказать тебе, когда вернусь.
Пётр: А ты бы мог отказаться от денег? Когда тебе предлагают много-много и очень надо?
Иван: Не знаю, Петя. (Пауза) Это очень трудно. Я не уверен, что смог бы. (Пауза)
Пётр: Но почему нет? Мама же учила нас: теряя одно, мы находим другое. Чего бояться?
Иван резко хватает конверт и открывает его
Иван (читает): Не верь чужим словам, пока не увидишь собственными глазами.
С досады рвёт бумагу и быстро выходит из комнаты.

Сцена 17. Натура, день. Евграф, Ксенофонт.

Панорама родного города Ивана (идентична сцене 3). На лавочке сидят Евграф с бутылкой и Ксенфонт. Ксенофонт чистит пистолет.

Евграф: Ты это зачем? Опять на разборку?
Ксенофонт: Пойду долг выбивать.
Евграф: У кого?
Ксенофонт: У Ивана, ёшкин кот.
Евграф: Так его же дома нет три месяца,
Ксенофонт: Вот именно. Значит, к жене пойду. Будет много тем для разговора (ехидно ухмыляется)
Евграф: А у неё откуда деньги?
Ксенофонт: Мне по барабану. Пускай квартиру отдаёт.
Евграф: Квартиру?
Ксенофонт: Ну да. А ты как хотел? Если через 10 минут не вернусь, значит, поздравишь меня с новосельем (смеётся).
Евграф (испуганно): А как же они?
Ксенофонт: Кто «они»?
Евграф: Ну, Марья, дети…
Ксенофонт смотрит в ствол пистолета, затем на Евграфа и разводит руками.

Сцена 18. Интерьер, день. Ксенофонт, Марья, Софья, Пётр.

Квартира Ивана. Марья с детьми играют в «море волнуется раз». Раздаётся звонок в дверь. Марья открывает  – на пороге Ксенофонт.

Марья: (удивлённо) Ксенофонт Михайлович…
Ксенофонт: Да, это я. Вот шёл мимо, думаю, не зайти ли, поговорить по-соседски.
Марья: Да, да, конечно. Дети, оставьте нас на минуту.
Дети уходят.
Ксенофонт (ставит руки в боки): Ну что, Марья Сергеевна, долг отдавать будем? Все сроки прошли.
Марья: Ксенофонт Михайлович, Ваня со дня на день должен вернуться. Обещаю – как только…
Ксенофонт: Нет, Маша, так не пойдёт. Мы же взрослые люди. Договаривались чётко: не отдаёте в срок – квартира мне. Я два месяца лишних ждал. В общем, даю вам десять минут на сборы и врезаю новый замок (оглядывает квартиру, достаёт рулетку). Не захотите по-хорошему – будем по-плохому.
Марья: (отдёргивает плечо) Да, да, Ксенофонт Михайлович, собираемся.
Марья начинает судорожно думать, хватается руками за лицо, её взгляд перескакивает с одного предмета на другой и останавливается на свёртке, который подарил Иван.
Голос Ивана: «Откроешь, когда будет совсем трудно».
Марья разворачивает свёрток и видит железную палочку с биркой. Повертев палочку в руках, читает надпись на бирке: «Палочка волшебная одноразовая. Производство Захудаловского завода железобетонных изделий. Экспериментальный образец. Использовать вдали от источников открытого огня. Хранить в  недоступном для детей месте.
Марья улыбается, ей в голову пришла идея.
Марья: Ксенофонт Михайлович, вы не возражаете, если мы с детьми перед уходом доиграем в игру?
Ксенофонт: Играйте, только без шуток. А то ты меня знаешь (распахивает куртку – из-под неё торчит пистолет).
Марья: Дети, идите быстрей сюда. Давайте доиграем (достаёт волшебную палочку, дети возвращаются). Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри! (направляет палочку в сторону Ксенофонта и взамахивает ей).
Раздаётся гром.

Сцена 19. Натура, вечер, Евграф.

Евграф, перетаптывающийся с ноги на ногу в ожидании Ксенофонта, слышит гром. Он смотрит на часы, висящие на столбе, затем вглядывается в окна квартиры Ивана – там горит свет. Евграф снимает шляпу, крестится («Царствие им небесное») и уходит.

Сцена 20. Натура, день, Иван.

 Автомобильная дорога. На дальнем плане – силуэты многоэтажек. Иван идёт из города по обочине.

Голос рассказчика: исполненный тоски и печали, направился Иван домой. Но Соломон Давидович не жалел его, знал, что советы не пропадут даром.

Сцена 21. Натура, вечер. Иван, охранники дома продюсера.

Улицы маленького города.

Голос рассказчика: Долго шёл Иван и пришёл, наконец, в один город, где местный деятель шоу-бизнеса, пресыщенный жизнью, взял в жёны лягушку.  Только ночью превращалась она в женщину ослепительной красоты. От злых чар жену богатея мог освободить лишь тот, кто признал бы в лягушке женщину и восхвалил бы её красоту.
Слуги богатея хватали каждого пришельца, приводили его в дом и, указывая на лягушку, спрашивали: «Что это?» Но никто не разгадал, что это прекрасная женщина.
Иван проходит мимо дома продюсера, любуется.
Один из охранников: Что, нравится?
Иван: Нравится.
Охранник: Ну, пойдём, посмотришь интерьеры.
Охранники, толкая, ведут его внутрь.

Сцена 22. . Интерьер, вечер, Иван, охранники, продюсер, жена продюсера.

 Охранники приводят Ивана в большую комнату (зал). Гаснет свет, зажигаются  свечи. В центре на столике стоит поднос, на нём – лягушка.

Звучит мужской голос (пародируется телевизионная игра «Что? Где? Когда?): На столе сектор «приз». Сегодня с нами играет Иван Царевич из города Захудаловска. У Вас действительно такая фамилия, Иван?
Иван: Да.
Мужской голос: Внимание, вопрос. (Звучит удар гонга.) Через минуту Вы должны ответить – что это?
Начинают тикать часы. Иван молчит, думает. Вспоминает кабинет С.Д. весы, на которых конверт с советом перевешивает пачку денег.
Голос С.Д.: Прежде чем отвечать на вопрос, подумай хорошенько.
Иван (про себя): Если бы эта лягушка не была дорога хозяину, не сидела бы на золотом подносе с драгоценными камнями.
Голос ведущего: Время вышло. Отвечайте.
Иван (громко): Господин ведущий! По моему скромному разумению, здесь лежит то, что доставляет Вам радость, счастье и покой.
Голос ведущего: Отвечайте конкретнее.
Иван: Ну… Это то, что Вы очень любите.
Голос ведущего: Опять!  Я люблю  свою жену. Вы хотите сказать, что это моя жена?
Иван: Ну…В общем-то…
Голос ведущего: Так да или нет?
Иван (резко): Да.
Голос ведущего: А теперь правильный ответ. (Звучит гонг, пауза). Это моя жена!
Лягушка скидывает кожу и превращается в прекрасную женщину.
Жена продюсера: Вау! (Подбегает к Ивану и обнимает его.) Не, ну красава, да? Если б не ты, я ещё сто лет в этом шмоте бы парилась. Проси, что хочешь. (Пытается поцеловать.)
Вбегает возбуждённый продюсер, бросается обнимать Ивана.
Продюсер: Кудесник! Чудотворец! Вассерман! Останься у нас, добрый человек, будь нам другом и братом. А?
Иван: Благодарю вас покорнейше. Хочу скорее вернуться домой, повидать жену и детей, без них нет мне жизни.
Голос рассказчика: Велел тогда продюсер в знак благодарности Ивану пригнать три фуры и три гелендвагена, нагрузить их множеством дорогих товаров. Нарядили Ивана в винтажный костюм, постригли-побрили, дали  для его семьи одежду мировых брендов. Так Иван стал несказанно богат.
Иван меняется внешне: короткие крашеные волосы (или ирокез), лёгкая небритость, пиджак, джинсы, кроссовки.

Сцена 23. Натура, день, лесная поляна. Иван, слуги, барыга.

Лесная дорога. Указатель: «Поляна не для всех» (или «VIP-поляна»). Кортеж машин поворачивает, останавливается на поляне. Из первой машины выходит Иван.

Иван: Сделаем привал.
Слуги начинают сооружать место для отдыха, готовят обед.
Голос рассказчика: несколько дней двигался караван, а когда все устали, пришлось сделать привал на живописной лесной поляне. Иван приказал расстелить золотую ткань, подложил под голову дорогую подушку, а затем потребовал себе обед и ему подали всё, что только душа его пожелала.
Иван обедает. К поляне приближается джип. Останавливается. Из него выходит солидный бизнесмен с мобильным телефоном в руке – это барыга, обманувший Ивана.
Барыга: Вот я не понял! Чё за дела? Внаглую заехали на мою поляну, развели костёр, а меня к столу не зовут!
Иван: Доброго здоровья, уважаемый! Извини, не знали про поляну. Ты её купил?
Барыга: Да. (Тихо) Сегодня утром.
Иван: Позволь полюбопытствовать – зачем? Ничего приметного тут нет: ни нефти, ни газа… Кусты одни. Что ты будешь с ними делать?
Барыга: А, срублю под корень. Ночной клуб буду строить.
Иван: Ночной клуб? Здесь?
Барыга: Да.
Иван: Для кого?
Барыга: Для местных жителей, конечно. Лес-то у нас густонаселённый, а ночью сходить некуда.
Иван: Так ночью спят обычно.
Барыга: Кто? Они? Держи карман шире. То на болоте до утра на мётлах летают, то свистят сквозь последние зубы, то огнём из трёх голов файер-шоу устроят. Словом – жесть. А мы её упорядочим. И прибыль, конечно, никто не отменял.
Ты-то какими судьбами в наших краях?
Иван: Домой возвращаемся! Присядь, отведай, чем Бог послал.
Барыга: Благодарствую. (Садится. Слуги дают ему тарелку, наливают в бокал вина. Барыга разглядывает Ивана.) Мы не могли раньше встречаться?
Иван: Вряд ли. Мне в последнее время приходилось всё больше с жуликами и проходимцами общаться. Но ты же не такой? (Улыбается.)
Барыга: О, да, я за честный бизнес!  Тружусь не покладая рук, но не всегда везёт.  Если б недавно не продал крупную партию мыла – сейчас сидел бы на паперти. (Поднимает тост.) Твоё здоровье!
Откуда-то сверху слышится птичье пение. Иван и барыга поднимают головы и видят в ветвях красивую пташку.
Барыга: Ух ты!
 Никогда такую не видел. Надо поймать.
Подходит к дереву, безуспешно пытается залезть. Затем подходит к Ивану.
Барыга: Слушай, давай, если ты поднимешься на дерево и поймаешь её, то… (Думает.) То моя тачка и всё, что в ней, перейдёт к тебе.
Иван вспоминает кабинет С.Д., кулончик с нахмуренным лицом.
Голос С.Д.: Не тянись к тому, на что ты неспособен и чего никогда не сможешь сделать.
Иван (барыге): Нет, уважаемый. Не хочу.
Барыга: Ладно, давай так: я полезу на дерево, поймаю птичку, и тогда всё своё барахло ты отдашь мне. Если же не поймаю, то моё будет твоим. По рукам?
Иван (чешет голову): Эх, будь по-твоему (бьют по рукам).
Барыга лезет на дерево. Как только он приближается к птичке – она перелетает на другую ветку. Так они добираются до верхушки. Затем птица улетает.
В отчаянии барыга падает на землю.
Иван: Не обессудь, уважаемый. Не я, а ты предложил уговор.
Барыга отдаёт Ивану портфель, набитый деньгами, пластиковую карту, телефон, ключи от машины, малиновый пиджак и уходит.
Иван (про себя): Спасибо Вам, Соломон Давидович, за мудрый совет. Он оказался дороже всех моих денег.

Сцена 24. Натура, день. Иван, Евграф.

Кортеж машин, подаренных Ивану, въезжает в его родной город (показывается тот же пейзаж, что и в сцене 3). На въезде Иван видит попрошайку, ковыряющегося в помойке, и  Евграфа, сидящего на лавке с бутылкой.

Иван (водителю): Ну-ка, останови. (Выходит из машины, подходит к Евграфу.) Евграф?
Евграф: (радостно и испуганно одновременно) Ваня! А я уж…(Оглядывается на попрошайку, тот рассматривает Ивана и подходит к нему с протянутой рукой) А мы уж не ждали, думали, сгинул ты в этой Москве проклятой! (Картинно плачет, прикладывает рукав к лицу.)
Иван: Да нет, всё нормуль. Видишь (кивает в сторону машин), заработал слегка. Теперь с долгами рассчитаюсь. (Достаёт из кошелька долларовую купюру и отдаёт попрошайке, тот начинает рассматривать её на свет, опасаясь подделки.) Ты то как?
Евграф (машет рукой): Да как!  Всё по-прежнему. У нас всегда всё по-прежнему.
Иван: Ну, ладно, поеду к своим. Заждались, поди.
Евграф (резко, громко): Нет! (Забегает вперёд, бросается в ноги Ивану) Не ходи! (Быстро соображает) Побудь с нами, поговорим.
Иван: Да успеем ещё. Заходи вечером, времени теперь много. (Обходит Евграфа.)
Евграф: Постой (хватает Ивана за брюки). Не надо туда! Плохо там!
Иван: В смысле?
Евграф: Ты не знаешь…Ксенофонт за долги забрал твою квартиру.
Иван: А где жена? (Хватает Евграфа за грудки.) Где дети?
Евграф (опуская голову): Нет у тебя больше ни жены, ни детей…
Иван отпускает Евграфа, медленно садится на скамейку рядом с ним, смотрит в одну точку. Пауза.
Иван: Как же так? Зачем? Зачем мне всё это, если…(Закрывает ладонями лицо.)
Евграф: Ваня, я пытался его отговорить, стеной стоял, Ваня, удерживал, как мог…
Иван встаёт и идёт в сторону машины.
Евграф: Ты куда?
Иван: Я убью его! Прямо сейчас!
Евграф (догоняет Ивана): Спокойно, Ваня! Ты не сможешь достать его – он врезал новый замок. И вообще – ну куда тебе против пушки. Остынь.
Иван (останавливается): Да…Я должен подумать. Держи за старания (бросает Евграфу несколько купюр).
Садится в машину.
Водитель: Куда поедем?
Иван: Куда-нибудь… подальше отсюда.
Машины разворачиваются и уезжают.

Сцена 25. Натура, день. Иван

Лесная поляна, где недавно Иван разговаривал с барыгой. Иван выходит из машины в одиночестве. Он подходит к пепелищу костра, садится на корточки, берёт в руки угли. Они ещё горячие, тлеют. Иван крепко сжимает их. Видно, что ему больно. На глазах Ивана выступают слёзы.
Вдруг откуда-то слышится пение птицы. Иван поднимает голову и видит ту самую птицу, которая улетела от барыги.

Иван: О чём же ты хочешь мне сказать?
Вспоминает кабинет С.Д., его стол, конверт с советом.
Голос С.Д.: Не верь чужим словам, пока не увидишь собственными глазами.
Птица подлетает к Ивану и садится ему на ладонь. Иван улыбается.
Иван (водителю): Едем домой!

Сцена 26. Натура, день, Иван.

Машины подъезжают к подъезду дома Ивана. Он подходит к двери, долго стоит перед ней, несколько раз пытается взяться за ручку и каждый раз отдёргивает руку.
Наконец, он собирается с духом, осеняет себя крестным знамением и открывает дверь.

Сцена 27. Интерьер, день Иван, Марья, Софья, Пётр, Ксенофонт.
Иван так же мучительно готовится нажать кнопку звонка. Наконец нажимает. Дверь открывает Софья.

Иван (радостно): Соня!
Софья (долго вглядывается в лицо Ивана): Папа?
Иван хочет обнять Софью, но подняв глаза, видит стоящего за её спиной неподвижного Ксенофонта в боевой стойке с рулеткой в руке.
Иван (отодвигая Софью и проходя в комнату): Ну-ка, дай…
Иван набрасывается на Ксенофонта. Марья и Пётр оттаскивают его. Ивану удаётся толкнуть Ксенофонта, тот не согнувшись, падает.

Сцена 28. Интерьер, день. Иван, Марья, Софья, Пётр, Наталья, Ксенофонт.

Иван и его домашние склоняются над неподвижно лежащим Ксенофонтом. Иван пытается хлестать его по щекам.

Иван: Что же с ним делать? Вызвать скорую?
Марья: Да я уже вызывала. Сказали – очень редкий случай. Анальгином не лечится, а кроме анальгина у них ничего не было.
Пётр: Давай его домой отнесём.
Иван: Не справимся – тяжёлый. Да и соседи увидят, поднимут шум. (Пауза.) Придумал! (Достаёт из кармана пачку долларов, садится у изголовья Ксенофонта, водит деньгами перед его носом, говорит на ухо.) Ксенофонт Михайлович, я Вам чисто конкретно деньги принёс!
Ксенофонт делает движение носом, открывает глаза, резко вскакиевает, оглядывается по сторонам, хватает деньги и убегает.
Все смеются.

Сцена 29. Интерьер, ночь. Наташа, Слава, Кеша, Стёпа, Сеня.

Палата детского лагеря.

Наташа: Вот так, с шутками-прибаутками жили они долго и счастливо. Тут и сказке конец, а кто слушал… (Оглядывается по сторонам, видит, что дети уснули, тихо встаёт и выходит).

Сцена 30. Натура, ночь. Наташа, Экклезиаст Соломонович, Иван, Марья.

 Территория лагеря. Наташа, кутаясь в кофту, выходит из корпуса. На переднем плане – скамейка, на которой сидит директор лагеря Экклезиаст Соломонович и что-то чертит на песке своей палкой.

Наташа: Доброй ночи, Экклезиаст Соломонович!
Э.С.: Здравствуйте, Наталья Ивановна, садитесь. (Пауза.) Ну как, уснули Ваши?
Наташа: Да, только-только.
Э.С.: Шебутные. 
Наташа: Совсем замучили. Что же дальше будет?
Э.С.: Что было, то и будет…Ну, ничего, отдыхайте. Кстати, подумали над моим предложением?
Наташа: Каким? Ах, да… Сейчас посоветуюсь (Достаёт телефон, набирает номер, включает режим видеозвонка. На экране возникают лица постаревших Ивана и Марьи.)
Наташа: Мама, папа, привет!
Иван: Привет, дочка! Рады слышать.
Марья: Как дела?
Наташа: Всё нормуль. Времени только мало свободного. И силы на исходе.
Марья: Ну, ты держись…
Наташа: Угу. Я хотела посоветоваться. Наш директор (смотрит на Э.С.) говорит, что деньги мне сейчас особо не нужны и предлагает вместо зарплаты дать мудрый совет. Как думаете, соглашаться?
Иван: Ну, ты взрослый человек, подумай. Если сомневаешься – спроси помощника. (Улыбается.) Он плохого не скажет.
Наташа: А где помощник?
Иван: Да где-то рядом, поищи.

Наташа оглядывается вокруг и видит в траве тот самый кулончик, который Ивану когда-то дала Марья. Лицо на кулончике улыбается.  Наташа улыбается ему в ответ.


Рецензии