Истина в религии
В связи с последними событиями считаю необходимым высказать кое что о религиях в целом ...
Сейчас очень многие рассуждают
о « религиозных чувствах исходя лишь из свидетельств других , при отсутствие собственного религиозного опыта и поэтому подобные рассуждения часто основаны на предубеждении , недоверии , скептицизме и даже цинизме .
Склонность к подобному истолкованию происходит также от того , что большинство, включая верующих понимают религию , как догму навязанную из вне церковью и это является самой печальной ошибкой .
Многообразию религиозных чуств соответствует и многообразие методов религиозного познания .
Слово , понятие религии произошло от латинского глагола « religare- связывать .
И религию нужно понимать именно так , как личную связь Создателя и его создания .
При том в наш век наивно призывать , убеждать кого то верить в эту связь ; она может возникнуть только из личного опыта .
Мир религиозных переживаний бесконечен , разнообразен и часто противоречив , различен по своей направленности и эмоциональному содержанию ..
Духовность проиходит из чуства осознания присутствия Высшего Порядка более великого чем мы сами и своей с ним личной связи , из чуства единения со Вселенной .
Возможность такого чувственного познания у каждого своя и обусловлена множеством психологических и физиологических предпосылок и плюс очевидно являеться врождённой предрасположенностью у некоторых индивидуумов .
Также такая способность может быть и не открытой , не использованной , как зарытый в землю талант , в случае если у человека отсутствует всякая склонность к самопознанию .
****
В связи с религией мы рассуждаем об истине , пытаясь её определить ; но при этом мы имеем лишь множество вариантов относительных , частных истин , бесконечно далёких от абсолютной , универсальной истины Вселенной .
Благодаря Канту всем известно , что Абсолютной истиной можно считать только отражение такого объекта познания , который субъектом познан « в себе» ; такое же познание возможно лишь тогда , когда противостояние между субъектом и объектом пропадает и субъект отождествляеться с объектом .
Иначе говоря в реальности это совершенно никому не по силам определить абсолютную универсальную истинну Вселенной . ..
Но также будет не правильным и нелепым утверждать , что какое то учение истинно , а какое то ложно ..
Любое учение не содержащее истины быстро исчезнет вместе с его создателем.
Поэтому очевидно , что каждая высокоразвитая религия содержит часть истины , но ни одна из них не раскрывает полной истины .
****
При всех различиях основные религии выделяют общие тезисы :
О единстве Бога , о множественности различных духовных иерархий и миров , о существовании некоего , общего для всех нравственного закона ..
При этом всё это толкуется по разному ..
Если выделить и рассмотреть эти разногласия то можно также найти причины которые их вызывают .
К примеру на каждой стадии религиозного развития отвергается значительный , ранее постигнутый опыт и частные истины ; при этом созданное своё выдаётся за абсолютную истину .
В действительности же каждый опыт в своей основе несёт истину и для того чтобы исчезли противоречия достаточно лишь каждой из сторон отказаться от претензий на абсолютную , универсальную исключительность своей идеи ..
Теологический процесс в истории каждой религии и заключается отчасти в том , чтобы усовершенствовать , улучшить сознание отдельной личности , народа , эпохи таким образом , чтобы сделать его способным к восприятию именно данных истин , именно данных трансфизических понятий ..
В другой же части света или в другой эпохе такого рода сознание и религиозный опыт кажуться искажёнными или незрелыми ..
Ошибочность же всех без исключения религиозных догматов состоит не в их содержании , а в их претензии на то , что именно только то , что утверждает данный догмат и являет собой универсальное значение и только в него должно верить .
Иначе говоря одна из главных причин « непримиримых » противоречий между религиями заключается в неправомерной абсолютизации какого -либо тезиза .
****
Из множества примеров можно взять несколько распространенных.
I
- Идея перевоплощения в индуизме , буддизме и также в эзотерическом иудаизме ( каббала ) . Идея отвергается христианством и исламом .
Но можно ли считать заблуждением идею индийского сознания только лишь на основании того что , она не « всеобщая « и не разделяеться на других материках , другим народом ?
Чтобы согласовать тезисы различных религий нужно прежде всего отсеять главное от второстепенного , общее от частного .. Общее , главное есть сама суть , корень , основа .
Основа же идеи перевоплощений состоит в учении о некоем истинном Я , которое совершает своё космическое становление по ступеням последовательных существований в физическом мире . Духовный опыт индийского народа таки сформировался в идею перевоплощений ..
Что здесь может быть принципиально неприемлимого для христинства и ислама , кроме того , что об этой идеи ничего не сказано создателями Евангилия и Корана ( куда , как известно попало далеко не всё ..
Сознание любого народа веками настраивается на определённый путь духовного развития ;
таким образом абсолютизируются « свои »идеи , возникают стереотипы и целые расы и эпохи остаются глухими к восприятию других типов путей ..
II
Один из основных догматов христианства – учение о троичном Божестве .
Основатель ислама отверг этот догмат , возможно увидев в нём намёк на многобожие , но основной причиной было то , что собственный духовный опыт пророка , познавшего совершенное Единство Божие не заключал в себе подтверждений для истины троичности ..
Общая же истина заключается в том , что любой личный опыт может быть только ограниченным . Ничей опыт не может содержать подтверждения всех истинных идей возникающих на протяжении веков , по мере познания человеком Абсолюта Вселенной .
Совешенно очевидно , что христианское вероучение не содержит никаких принципиальных противоречий с мусульманским и полностью с ним совпадает ; оба учения о Единстве Божьем .
Христиане лишь дополнили общий тезис своей идеей , которой были верны две тысячи лет миллиарды сознаний и поэтому она может называтся истинной в своей основе .
Сюда же справедливо добавить Триаду обьединяющую трёх главных божеств индуиского пантеона ( Создателя – Хранителя -Разрушителя , в едином представляющее собой духовное начало ..
И конечно древние языческие триады в которых в качестве второй ипостаси является Богиня-мать .
Так образом прослеживается ещё одна историческая и психологическая причина разногласий между различными вероисповеданиями : неправомерное отрицание чужого утверждения только по той причине , что собственный опыт не располагает положительными данными по этому вопросу.
III
Можно рассмотреть ещё один пример .
В исламе ( суннизме ) и протестанизме отрицают культ святых , принимаемый в остальных религиях . Возражения против этого культа сводятся к формуле : « Человек не нуждается в посредниках »
Возникает простой вопрос : если тот кто провозгласил эту истину в них не нуждается , почему он говорит за остальное человечество ?
Ведь миллиарды людей других религий ощущали потребность в таких посредниках , что и сделало возможным существование этого культа на века .
Запрещение пророком Мухаммедом обращаться к его духу несомненно свидельствует об искренности и чистоте его помыслов и возможно предположить , что некоторые крайности в культе святых , которые пророк наблюдал у христиан побудили его запретить подобное для своих последователей .. Также возможно он полагал , что усопшие праведники не нуждаються в молитве , чтобы прийти на помощь .
Ведь не мог же он не знать , о том , что любая душа праведника и после своей кончины не будет пребывать в бездействии и всеми силами , которые ей раскроются после смерти будет она стремится оказывать помощь живущим ..
Соверщенно ясно , что нельзя отрицать , что существуют люди душа которых исключает возможность обращения к кому то кроме Самого Бога ; как и утверждать культ святых универсальным неправомерно .
IV
На мой взгляд самым сложным и основным противоречием является догмат о божественности Иисуса Христа .
Всем известно , что остальные религии либо признают его пророком , либо игнорируют отрицая его миссию .
Было бы самым разумным в данном случае , рассматривая все изречения Христа до нас дошедшие , задавать себе вопрос : говорил ли он здесь , как человек или же его разумом и устами говорил Бог , которого он слышал в себе ..
В его скорбные словах на кресте « Отче , зачем меня покинул «. мы слышим человека , который переживает прерывание связи , внутренний кризис оставленности ..
В учении же им изложенном на Тайной вечере можно услышать , как за местоимением первого лица предпологается Бог – сын ..
Следовательно и слова его о том , что никто не придёт к отцу иначе , как через сына нужно понимать не в узком смысле христианства , а в космическом , духовном : о том , что всякая монада погружаясь в свои глубины родства со Вселенной и ощущая себя Его созданием – сыном , только через это возвращаеться к своему истоку , отождествляясь с Ним и образует троичность .
Думается также , что для многих тяжело представляется личность или проще говоря тело человека Исуса , способного вместить Разум Вселенной .
И ведь , если бы это было так , то Исус бы уже с самого рождения обладал бы всеведением и сверхспособностями , что не соответствует фактам евангельской истории и с его собственными словами .
Не разумнее было бы говорить не о воплощении Логоса в Исуса , а о Его в нём выражении ? Мы именуем Христа «Словом » и говорящий именно выражает себя в слове , так и Бог выразил Себя в Христе .
V
И ещё важный лично для меня пункт .
Со времён своего существования такие религии , как христианство и ислам яростно борятся против язычества в частности в идеи несовместимости монотеизма и многобожия .
Но это не мешает им утверждать бытие духовных иерархий ( ангелологиюи демонологию ) разработанное до мелочей ещё в средние века . Возникает два вопроса в этой связи .
-На каком основании основатели этих религий ограничили и определили в схемы , по своему выбору всё многобразие этих иерархий ?
-Как признание истинности бытия иерархий природы , великих стихалий может поколебать единство Бога больше чем признание других Его созданий ангелов и архангелов , а также и демонов ?
Суть же этих противоречий , без сомнения остаётся неизменной назовём ли мы их великой Иерархией или великими Духами стихалий , они останутся тем кто они есть , были и будут на самом деле ...
И наконец об общей сути всего вышесказанного :
думаю , что все противоричия могут быть разрешимы очень просто - отказом каждого от претензий на универсальность и исключительность своей идеи ..
В статье использованы материалы книги
Д. Андреева « Роза мира «
Свидетельство о публикации №221032301622