На дне старого колодца

Сколько времени уже прошло, он не знал, да теперь это было и не важно. На дне колодца, вдали от людей и повседневной суеты, время замерло, остановилось. По крайней мере, для него. Он помнил, как проходил мимо старого колодца поздно вечером. Он снова был навеселе, и ему захотелось заглянуть в него. Разные слухи в деревне ходили насчет этого колодца: кто и зачем построил его в этой глуши, где нет дорог, и куда не ведет ни одна лесная тропинка? Многие считали, что в нем живут злые духи, которые когда-то давно обитали в здешних местах. Много веков назад они были заключены добрыми волшебниками в этот колодец и пребывали в нем, как в темнице.

Он подошел к колодцу, заглянул внутрь и улыбнулся. Была глубокая ночь, и он абсолютно ничего не увидел. Он перегнулся через край, заглядывая глубже, стараясь разглядеть хоть что-то и не заметил, как камень в стенке колодца, подточенный временем и непогодой, предательски соскользнул вниз. Как итог, он тоже провалился вниз. Сломал себе руки, ноги, но главное, он оказался мертв.

Его никто особо не искал. Все знали, что он любил выпить, поэтому посчитали, что он напился и утонул в местной речке. Отчасти так и было. Он криво усмехнулся. Воды в колодце было не достаточно, чтобы утонуть, но было достаточно, чтобы он разбился в нем насмерть. Так как колодец был заброшен и находился далеко от деревни, никто и не думал его там искать.

Все было не так уж и плохо. Даже когда он был жив, он мало с кем общался, он сторонился людей. Все в деревне называли его отшельником и не понимали, что он любил тишину леса, журчание воды в реке и шелест озорного ветерка, гулявшего среди деревьев. А здесь были тишина, и покой. Но иногда он задавался вопросом — почему он не умер, как умирают все люди? Почему он должен находиться в этом колодце? Одежда давно истлела, волосы на черепе все выпали и жучки съели все то, что не были изъедено временем. Теперь от него остался только скелет в рваных лохмотьях. И для чего он здесь? Жил не как все люди, и умер также, иногда горько думал он. У него теперь было много времени для размышлений и поиска ответов на эти вопросы.

Нет, все точно был не так уж и плохо. По ночам он иногда мог любоваться луной, когда она проплывала в далеком небе над колодцем. Когда ночное темное небо было чистым, он особенно ждал этот момент. Он поднимал свои пустые глазницы к небу и наблюдал. Рот расплывался в подобии улыбки и он ощущал себя мальчишкой. Он слушал лес, в ветвях которого часто гулял беспокойный ветер. До него доносилось пение птиц, в особо жаркие дни он слышал, как стрекотали кузнечики. Иногда ему казалось, что он даже слышит запах хвои, который настойчиво пробивался сквозь запахи затхлости и сырости. В дождливые дни, вода в колодце поднималась почти до дырки, которая раньше была его носом, но ему было все равно — ведь он уже был мертв. В колодце было не тепло, и не холодно, хотя он уже ничего и не чувствовал. Он спокойно лежал на своем месте и ждал, когда это все пройдет.

Бывало к колодцу прибегали деревенские мальчишки. Он видел, как их светлые и темные макушки заглядывали внутрь, иногда они светили фонариком. Одни принимали его за кучу старых тряпок, а некоторые называли «стражем колодца». Он улыбался про себя, ему нравилось это прозвище, и отчасти так и было. Стоило ему немного пошевелить рукой, произвести легкие всплеск воды, как мальчишки с громкими криками разбегались. Его это забавляло, это было одно из немногих развлечений, которые он мог себе здесь позволить. Нет, думал он в такие моменты, все точно не так уж и плохо.
 
"При жизни я не был нужен некому, и здесь тоже я один — меня никто не трогает и ничего не мешает, почти ничего не изменилось".

Однажды ночью он услышал шорох. Сначала он подумал, что к нему пробрались мыши, которые и раньше навещали его, чтобы попытаться найти что-нибудь съестное. Он их не прогонял. Это были немногие живые существа, которые появлялись здесь. Он наблюдал за ними, смотрел на их маленькие серые тельца, слышал их писк, когда они пытались что-то поделить между собой. Он даже запомнил некоторых мышей и придумал им имена. Но в ту ночь, это были не они. Звук шел сверху. Он немного удивился: мало кто из жителей деревни гулял здесь в такое время. Во-первых, темный, густой лес нагонял страху, да и можно было наткнуться на диких животных. Во-вторых, дурная слава колодца внушала людям ночью еще больший страх. Но к колодцу кто-кто приближался. Небо было чистым и луна, взгромоздившаяся на небо, хорошо освещала землю, поэтому он мог рассмотреть того, кто хотел нарушить его покой.

Звуки стали ближе. Скоро он легко мог распознать, что это были шаги. Через несколько томительно долгих мгновений он увидел, что в колодец заглянула чья-то голова. Было сложно определить, кому она могла принадлежать – ребенку или взрослому, но вскоре он услышал тоненький голос:

- Страж, ты здесь? Ты внизу?

Он был сильно удивлен. Впервые за все время, что он находился на дне колодца, с ним заговорили. Обычно мальчишки общались между собой, подшучивая, и дразня друг друга, а этот мальчик, по всей видимости, обращался к нему.

Казалось, мальчишка наклонился еще ниже, будто стараясь разглядеть, что было на дне колодца.

- Я сейчас к тебе спущусь.

Он испугался. Он думал, что делать? Он видел, как тень перегнулась через край колодца - ребенок был настроен более, чем решительно. Да и как иначе? Он пришел в эту глушь, ночью, совсем один. Мальчишка был не из пугливых.

Мертвец резко поднял кисть и опустил ее в воду, раздался довольно громкий всплеск, который звонким эхом полетел вверх. Это всегда срабатывало. Тень наверху на мгновение замерла.

- Я тебя слышу! Вот здорово! Значит, это правда!

Казалось, силуэт наверху начал действовать еще энергичней. Мертвец был совершенно растерян. Он не думал, что кто-то не побоится, и вот так просто будет спускаться к нему, тем более это был ребенок.

Мальчишка спускался все ниже. Он ловко переставлял ноги и руки, упираясь в каменные стены колодца, но в какой-то момент он не увидел, что стены, чем ниже он опускался, становились все более скользкими. Как итог, нога соскользнула, раздался короткий вскрик, и мальчишка полетел вниз. Испуганно глядя на быстро приближающегося мальчишку, мертвец понял, что тот летит прямо на него…

…Мальчишка был жив. Мертвец видел, как лицо ребенка исказилось от боли, с побелевших, дрожащих губ срывались тихие стоны. Мальчишка прижимал одну ноги к себе. Разве мертвецы чувствуют боль? Когда умер он, умерла и его боль, старые болячки прошли, все болезни исчезли.

Так как мальчишка почти не шевелился, мертвец мог хорошенько его разглядеть. Это был обычный деревенский паренек, лед десяти-двенадцати, с копной светлых волос и редкими веснушками. Острый носик, который, судя по всему, он любил пихать в разные неприятности, и тонкие губы, слегка торчащие уши. Ямочки на щеках. Мертвец подумал, что когда мальчишка улыбается, у него должна быть довольно красивая улыбка. Пока он разглядывал мальчика, то почувствовал, как зарождается какое-то теплое чувство внутри. Или это было не чувство? Он так давно не видел людей. И вот теперь человек был напротив него, а он предстал перед ним в таком незавидном виде. Он даже немного засмущался своего внешнего вида. Если бы на щеках осталась кожа, то на них непременно выступил бы румянец. Такие забытые чувства.

Мальчишка, наконец, открыл глаза. Мертвец испугался. Он закричит, начнет биться в истерике? Он бы хотел попробовать его успокоить, сказать что-нибудь, но язык его давно высох, да и не говорил он уже очень давно. Тогда что же делать? Ему стало страшно: за себя, за мальчишку, за уютное обиталище, где теперь он был не один.

Но в глазах мальчика не было страха. Скорее в них было любопытство. Некоторое время они, не шевелясь, смотрели друг на друга. Мертвец пустыми, темными глазницами, мальчишка большими, ясными голубыми глазами. Если бы у мертвеца было сердце, то оно сейчас бы билось в бешеном ритме, так как он отвык от человеческого взгляда!

Душа, или что там было под торчащими, голыми ребрами, у мертвеца сжалась. Сначала брови мальчишки немного нахмурились, лицо приобрело сосредоточенный, серьезный вид, но потом губы мальчишки расплылись в улыбке:

- Я знал, что ты существуешь, а ребята мне не верили!

Мальчишка радостно и как-то восхищенно смотрел на него, как на какую-то знаменитость, мертвец не ожидал такого. Даже при жизни на него никто так не смотрел.

- Давно ты здесь? – осторожно задал вопрос мальчишка.

Мертвец развел руки в стороны и пожал плечами.

- Понятно, - как-то грустно ответил мальчик. - Наверное, тебе здесь очень одиноко одному.

Он умолк, мертвец внимательно смотрел на мальчишку. Теперь он даже был рад, что оказался здесь не один. Но следом пришла ужасная мысль, мальчишка же был жив! И долго он здесь не протянет без помощи! Словно в подтверждение этого, лицо мальчишки исказила судорожная боль, он снова схватился за ушибленную ногу. Со страхом мертвец взглянул на нее и с ужасом он подумал, что если мальчишка отсюда не выберется, то он тоже останется здесь, возможно станет таким же живым мертвецом, как и он сам.

Его надо было вытащить отсюда. Давно он не пробовал подняться, пошевелить ногами. Попробовал согнуть одну ногу, она не слушалась. Другую, тоже самое. От бессилия хотелось выругаться, но он не мог. Уперся одной рукой в землю под собой, другой в стену, постарался собрать все свои силы, если они вообще у него были. Мальчишки издал довольно громкий вздох и прикусил нижнюю губу, новая порция боли, как электрический разряд, пронзила его. Если бы мертвец мог плакать, то у него бы обязательно выступили слеза, глядя на несчастное лицо мальчишки.

Его руки дрожали. Мертвец больше не смотрел на измученного болью ребенка, он смотрел на свои ноги. Сейчас он считал себя ненужной вещью, механизмом, которым давно не пользовались и который покрылся ржавчиной. И вот после долгого простоя механизм пытались запустить.

«Давайте! Всего один раз! Ему же надо помочь!»

Левая нога пошевелилась, затем правая. Он хотел закричать от радости, если бы мог. Вместо этого он посмотрел на мальчика, тот привалился головой к стене. Некогда было радоваться. Он почти вскочил на ноги, тут же теряя равновесие, но вовремя уперся руками в стену.

Мальчишка почувствовал движение, он медленно открыл глаза и посмотрел на мертвеца. Голый скелет возвышался над ним, но мальчишка совсем его не боялся. Жестами мертвец показал, чтобы тот хватался за его плечи сзади, точнее за то, что от них осталось.

Мальчишке было больно, но он не плакал и не кричал. Мертвец восхитился мужеству ребенка. Мертвец ощутил, как мальчишка вцепился ручками в его плечи. Он чуть не упал, но удержался. Крепче вставая на ноги, он посмотрел наверх. Теперь колодец казался ему чересчур глубоким, край его был недосигаем. Но он отбросил эти мысли, кроме него, ребенку помочь было некому.

Уперся ногой в землю, рукой потянулся к торчащему из стены камню, схватился за него, подтянулся, вставая свободной ногой на небольшой выступ.

Мальчишка не издавал ни звуки, ни одного стона. Мертвецу казалось, что он поднимался уже целую вечность. Они уже почти поднялись, он чувствовал, как кости в ногах его трещат от напряжения и от работы, от которой они отвыкли.

«Еще чуть-чуть»,- думал он.

Схватившись рукой за очередной камень, он почувствовал, как то предательски начал выскальзывать из стены, прямо как тогда, когда он упал вниз. Этот проклятый колодец снова хотел обмануть его. Он с ужасом подумал, что это падение ребенок уже не переживет.

"При жизни был никчемным, - думал он. - И после смерти я такой же? Никчемный, ненужный и не в силах не кому помочь".

Уже почти падая, слыша протяжный вздох за спиной, он ухватился другой рукой за край колодца.

«Нет, - он схватился крепче за край. - Я не отпущу!»

Схватился второй рукой, собрал последние силы, подтянулся и почти кубарем вывалился из колодца.

Мальчишка перелетел через него и упал в траву. Мертвец тоже распростерся на земле, но он не чувствовал боли или усталости, он смотрел на небо, здесь оно казалось таким близким. Несколько мгновений он заворожено смотрел вверх, но потом вспомнил, почему оказался здесь.

Привстал, посмотрел на мальчика. Подошел к нему и приподнял, мальчик открыл глаза и посмотрел на него. Мертвец видел в глаза мальчика благодарность.
Потом он отпустил мальчика из своих рук и приложил палец ко рту, намекая на то, чтобы мальчишка никому не говорил об этом случае. Парнишка согласно кивнул. Потом мертвец жестом показал ему, чтобы он уходил домой.

Когда мальчишка скрылся из виду, мертвец огляделся: лес, луна, свежий воздух – как он давно не был здесь и как он ото всего этого отвык! Захотелось пройтись, сходить в деревню, посмотреть на людей! Но что они подумают, когда увидят его, как отреагируют? Нет, понял он, он больше не принадлежит этому миру. Теперь он понял, что нужен там, на дне старого колодца, чтобы если кто-то свалится в него, он смог бы ему помочь.

Он побрел назад, к своему жилищу, намереваясь еще успеть посмотреть на луну, которая проплывала на безоблачном ночном небе.


Рецензии
Прекрасно! Других слов нет.

Артем Фатхутдинов   04.08.2023 09:49     Заявить о нарушении
Рад, что Вам понравилось!!!

Максим Георгиев   04.08.2023 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.