101 Вызов Пожарные Истории 42й

 Из воспоминаний пожарного:
— Ну водичка и водичка, это потом уже всем нам стало стрёмно…

Стоило бы написать, что история, персонажи и события вымышлены и любое сходство с реальными — чистое совпадение. Поэтому начну так: эта история, может правда, а может — вымысел, может, она случилась недавно, а может — давно. Может, это было в Москве, а может, что и в любом другом городе, может, даже не в России. А может быть, автор и ваш покорный слуга просто опасается, что ему придётся дописывать свои истории уже вне штата пожарно-спасательной службы МЧС России.

***

У всех есть секреты. У кого-то большие, у кого-то важностью поменьше. У пожарных их тоже немало. Эту информацию разглашать не следовало бы. Начальство беспокоится об утечке сведений, которые чаще всего абсурдны и не так уж важны. Но, увы, секретная информация стоит больше человеческой жизни, бывает, что и не одной. Да, работа пожарных — постоянный риск, и они идут на него осознанно. Но сколько стоит жизнь пожарного по сравнению с никому не нужной секретностью?..

Октябрь был теплым, как будто природа оправдывалась за холодное лето и старалась хоть как-то угодить горожанам, перед морозной зимой порадовать погожими деньками. Вызов поступил в учебное время, когда караул уже добросовестно отбегал пару часов на свежем воздухе, отрабатывая нормативы по боевому развёртыванию и установке системы подачи пены «ФлексиФоам». Только уселись в учебном классе и записали тему по медицинской подготовке — и вот. Оставив на партах открытыми тетрадки с конспектами, парни сорвались с мест и побежали облачаться в родные боёвки, аккуратно разложенные на стеллажах. По заявке: возгорание на территории одного из многочисленных предприятий в районе выезда ПСЧ. Что горит — не выяснено.

В те сутки одна из пожарных машин была выведена из боевого расчета для планового технического обслуживания, а трех пожарных с этой машины решили привлечь к служебным обязанностям: одного поставили на охрану здания пожарной части, двух других посадили на вторую автоцистерну. Вот так бы всегда, радовались огнеборцы: пять человек на боевой машине, сила неописуемая, любая задача по плечу! И допсил не надо.

Через восемь минут автоцистерна уже стояла на КПП адреса по заявке. Охранники объяснили пожарным, как проехать к нужному зданию, и ещё через пару минут те были на месте. Там их уже встречали.

— Прибыли, здание разноуровневое, административное, старой постройки, по внешним — ничего, встретились с охранной, проверяем, — передал на пункт связи начальник караула Александр.

— Что горит? — спросили у охраны.

Охранники вели себя странно, говорили размыто, без конкретики. То ли плохо осведомлены о предназначении здания, то ли что-то не договаривают. Из невнятных объяснений парни выяснили лишь, что в здании делают гальванику, а ещё там нет людей.

Пока начкар пытался выяснить хоть что-то, пожарные быстро произвели предварительное боевое развёртывание и вчетвером с дыхательными аппаратами на плечах устремились внутрь. Сразу оказались в длинном коридоре, немного задымлённом. Двери, двери: много помещений, часть из которых были закрыты. Начали проверять все комнаты, искали источник задымления: двое — на первом этаже, двое — на втором.

Начальник караула обошёл здание, запросил ребят по рации и попросил подойти к нему. Оказавшись рядом с ним, спасатели увидели дым, вырывающийся из вентиляционной шахты на улице. Рядом с вентиляционным коробом были три окна с деревянными полутораметровыми рамами. Сквозь них было видно, что помещение полностью заполнено дымом.

Подогнав автоцистерну ближе, огнеборцы заново произвели предварительное боевое развёртывание, раскидали рукава и заполнили линии водой, включились в дыхательные аппараты, и только потом пожарный Денис разбил окно.

Как только остекление было нарушено, на улицу густыми тёмно-серыми клубами повалил дым, а внутри помещения сразу же вспыхнули два очага. По всей видимости, возгорание возникло уже давно, а из-за отсутствия кислорода со временем произошло самозатухание.

Полностью удалив стекло, Денис ухватился за раму, подтянулся и спустя мгновение уже сидел на подоконнике. Он попытался пролезть внутрь, но уперся в железный короб вентиляции. Пришлось пролазить под ним. Низко наклоняясь, Денис вдруг заметил, что его лицо находится в считанных сантиметрах от поверхности воды в какой-то ёмкости с неизвестным содержимым. Чертыхнувшись про себя, он постарался не упасть в неё — уж очень не хотелось намокнуть раньше времени! Пожарный аккуратно смог перелезть через две рядом стоящих ёмкости. Оказавшись на полу, он крикнул друзьям и попросил подать ствол.

Командир отделения Олег полез сразу за Денисом, а Павел держал ствол наготове, чтобы передать товарищам.

— Олег, смотри, аккуратнее, в ванну не упади! — предостерег друга Денис.

Олегу тоже пришлось низко наклоняться над неизвестным резервуаром, почти до краёв наполненным бесцветным содержимым. Когда пролазил, слегка задел краешком подошвы сапога поверхность жидкости, но не увидел, как та задымилась белёсым дымком.

Тем временем Денис ловко сбил пламя с одного очага, а потом также быстро потушил и второй. Горело совсем несильно, но дыма при этом было много. Пожарный Илья выбил стекла в других окнах, чтобы быстрее выпустить дым из помещения. Теперь пожарные могли осмотреться как следует.

Помещение было относительно небольшим, вытянутым, примерно двадцать-двадцать пять квадратных метров. Стены и пол были покрыты старой, ещё советской плиткой, а по всему периметру в два ряда стояли похожие на ванны резервуары с электронными табло над ними, каждая — почти до краёв наполнена бесцветной жидкостью. Горели две ванны в центре, и жидкость в них бурлила. «Может, вскипела?»— сначала подумали пожарные.

Павел прошёлся по помещению, открыл одну из дверей и оказался в небольшой комнате, вдвое меньше первой. Там стояли два стеллажа с канистрами, рядом валялись такие же, но пустые. Молодой любопытный пожарный подошёл и прочитал, что написано на этикетках.

Через мгновение он вылетел из комнаты и громко, почти криком, предупредил:

— Парни, аккуратнее, в этих ваннах походу серная кислота!

— Да с чего ты взял? — удивлённо улыбнулся Денис.

— Да вон там, в той комнате полно пустых канистр валяется!

Стоит ли говорить, как пожарные были удивлены. Но прибытие СПТ СПЕЦ УПО, специального управления пожарной охраны, развеяло все их сомнения. Двое офицеров спецуправления зашли в помещение, компактным устройством сделали замеры окружающей среды и обратились к начальнику караула:

— Ребят, концентрация вредных веществ в воздухе превышает норму в сто раз, поэтому по приезде в часть сразу же поменяйте боёвки, почистите как следует аппараты и всё снаряжение.

— Это опасно? — наивно спросил Илья.

— Конечно, опасно! — подтвердили офицеры СПЕЦ УПО.

И добавили, что после суток не мешало бы выпить красного вина. Пожарные шутили, мол, в последний раз съездили на вызов, и про винишко тоже. Только теперь они заметили, что одна ванна прогорела и её содержимое сочилось на пол, а место, куда попали капли, было прожжено. Ах да, охранники говорили, что здесь занимаются гальваникой – обработкой металла для придания ему особых свойств.

Так вот, на предприятии, которое располагалось в одном городке в России, а может, и за её пределами, изготавливали чёрные ящики для военных самолётов. Когда охранники обнаружили возгорание, запаниковали и в суматохе нарушили инструкцию: вызвали не специализированную пожарную команду, а местную районную, и только по прибытии пожарных поняли, какую оплошность совершили. И начали темнить. Надо сказать, охранники сильно облажались и, скорее всего, получили хорошую взбучку за свои художества.

Добавлю, что этот вызов не прошёл по сводкам и был засекречен.

© Кирилл Павлухин


Рецензии