17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества

Неохота заканчивать сагу о роли коллективной психики в историческом процессе, а пора. Потому что на все вопросы, которые стояли в начале этого своеобразного путешествия, мы подобрали ответ. Напомню их.

Вопрос 1: Архетипы встречаются в исторических эпохах в том же порядке, что у Пирсон, или как?
Ответ: да, ровно в таком же порядке.

Вопрос 2: Каким образом, не сваливаясь в мистику, можно объяснить, что на поведение больших масс людей влияет некий архетип?
Ответ: во-первых, мы уже говорили о таком явлении, как психические эпидемии. О том, что знаменитый русский психиатр и физиолог В.М. Бехтерев выделял среди них и спекулятивные эпидемии тоже. А значит, наверняка отнёс бы к числу эпидемий лихорадку ICO в 2017 году. Следовательно, человечество подвержено психическим эпидемиям до сих пор, при том не так уж и редко.

Во-вторых, мы показали, что все переходы между эпохами абсолютно логичны. Нет ни одного примера, где причины смены эпох выглядели бы иррационально.

Остаётся объяснить только одно: каким образом так получилось, что человеческая история проходит те же этапы развития, что и мифологический сюжет (про какого-нибудь Гильгамеша)? Здесь хотелось бы напомнить о таком забытом уже термине, как «историческое творчество». Его можно встретить, например, в трудах столь непохожих людей, как В.И. Ленин и Н.А. Бердяев. А в советское время часто употреблялось выражение «историческое творчество народных масс»; в 1989 году была защищена докторская диссертация с таким названием.

Иначе говоря, имеется философская традиция, которая рассматривает историю в качестве такого же продукта человеческого творчества, как и литература. Поэтому не надо, наверное, удивляться тому, что разные виды творчества подчиняются одним и тем же закономерностям. Ну а поскольку искусство, как утверждала американский философ Сьюзен Лангер, это способ познания человеком своей эмоциональной жизни, вполне ожидаемо, что продукты творчества отражают законы психики.

Вопрос 3: Значит ли это, что на базе концепции Пирсон можно делать исторические прогнозы?
Ответ: не только можно, но я даже попробовал сделать один прогноз – о том, что в 2024 году полёт американских астронавтов на Луну не состоится. Возможно, поспешил. Наблюдая за тем, с каким успехом экипаж МКС заклеивает скотчем трещины на борту, я почти уверен, что эти парни доберутся и до Марса. С помощью только верёвки и крепкого слова.

А вообще, я буду только рад, если моя концепция не подтвердится. Потому что знание будущего, с одной стороны, это удобно. А с другой, создаёт нехорошее ощущение предопределённости. И раз уж я сказал, что история это тоже результат творчества, то вдруг нам или нашим современникам удастся что-нибудь новое сотворить? Всё же творчество есть творчество; мало ли какие у него закономерности!

Впервые опубликовано 22 марта 2021 года в телеграм-канале "Русский Футурист" (https://t.me/rufuturism/20204).

Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества.


Рецензии