Про то, как русский спас американскую мечту

На фото, отснятом в Новогодние праздники 2020-2021 года, иркутянка Данильченко Татьяна позирует рядом с бронзовой скульптурой первого шофёра на фоне памятной гранитной стены героям-водителям. Марлевая повязка на её лице когда-то станет историей, связанной с карантином из-за вируса "Ковид-19". Это Москва, Ленинградский проспект. Архитектурный комплекс расположен рядом со станцией метро Тропарёво. Слева, под "перекрестьем баранки", при увеличении размеров фотоснимка, видна нижняя надпись Перов Д.М. - он один из 17-ти военных водителей, которым за героизм присвоено звание Героя Советского Союза. Это наш земляк, призванный на фронт из маленького сибирского городка Зима, который поэт Евтушенко считал своей родиной.

Написав статью «Подробно о подвиге» в саянской газете «Новые горизонты», я убедился в том, что местный читатель прессы довольно таки избалован. В завершении этой публикации я указал дату и место  торжественного открытия «Монумента героям автомобилистам», на красном граните которого (таком же, как в мавзолее Ленина) навечно вписано имя нашего  земляка Перова Дмитрия Михайловича. Случилось это 2-го сентября 2015 года и не где-не-будь, а в Москве! Архитектурный ансамбль находится на Ленинградском проспекте, вблизи станции метро «Тропарёво». То есть, нашему земляку оказаны почести всероссийского масштаба! И что, кто то бросил газету и стал искать в Интернете подтверждение моим словам? У меня сложилось такое впечатление, будто каждому из зиминцев каждый день ставят памятник в Москве. Но, оказывается, что зиминский и саянский читатель, не говоря уже о жителях сельской местности, относятся ко всему по-философски: «Если ты нашёл фотографии памятника, так опубликуй их рядом с текстом и не морочь людям голову! Да и вообще, чего это столичные демократы носятся с этой победой как «кот с салом»? Победил, ведь, в этой войне тиран Сталин, измарав свою репутацию штрафными ротами и заградотрядами. А, если социалистический строй был не правильным, то, вообще,  о какой победе разговор?» Для начала вопросов многовато, но я отвечу? Любая Великая Победа русского оружия для правителей нашего государства была в большой цене. И тот, кто от этих побед отказывался по причине смены государственной идеологии, тот всё равно, вынужден был признать в них государственную необходимость. Взять, к примеру, большевиков с их лозунгом «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем, мы свой, мы новый Мир построим – кто был никем, тот станет всем!» И разрушили, в том числе и то, что было связано с памятью о князе Невском, графе Суворове, князе Кутузове, выходце из семьи помещика Нахимове и потомке княжьего рода Ушакове. Но, когда грянула Великая Отечественная, то лучших полководцев пролетарской Красной Армии стали награждать орденами, носящими имя этих высокородных вельмож. Почему? А потому, что они наносили сокрушительные поражения врагам России, и наших врагов охватывал ужас, когда при них произносили эти имена. То есть – сама Великая Победа является оружием, которое для наших потенциальных противников страшнее атомных бомб. И вот, каждое 9-е Мая, по Красной площади идут строевым шагом лучшие воинские части России и, генералы НАТО, хотят они этого, или нет, внимательно смотрят на своих потенциальных противников, напоминающих всем о своей самой значимой в истории человечества Победе. И раз на нас до сих пор никто не напал, значит, все об этом помнят и боятся. А теперь о том от чего же я не снабдил текст о Герое Советского Союза Перове Д.М. фотографиями памятника героям шоферам?  Именно шоферам, а не водителям. Поясню. Если до 90-х, в Зиме работнику автотранспорта задавали вопрос: «Кем работаешь?», он отвечал: «Шоферю!» Это было принципиально, так же как для моряка то, что он «ходит» по морям, а не плавает. Да и сама центральная плита памятной гранитной стены, выполненной в форме «птички», подобной нагрудному значку железнодорожника содержит цитату из военной песни: «Шли мы дни и ночи, трудно было очень, но баранку не бросал шофёр…» И всё равно это не даёт объяснения отсутствию фотографий в газете. А объясняется всё просто – у каждой опубликованной фотографии есть автор, авторские права которого защищены законом, а против тех кому «плевать на закон», авторы используют прозрачные надписи поверх изображения. Но это не главная причина. Я хотел опубликовать свои авторские фотографии, а не копировать их из Интернета. И случилась оказия – моя сестра Данильченко Татьяна, проживающая в Иркутске, на нынешние Новогодние праздники, решила навестить свою дочь Женю, жительницу Москвы. В столице она уже неоднократно бывала и повидала там всякого, но чтобы зиминцу там поставили памятник – о таком она и слыхом не слыхала. А учитывая тот факт, что обе они родились в Зиме, мне не составило особого труда уговорить их пофотографировать интересующий меня объект. Женя, кстати, обучалась вокалу в Зиминской музыкальной школе, затем прошла обучение академическому вокалу в учебном заведении при Иркутской Филармонии и продолжила повышать свой уровень в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова, который недавно успешно окончила. Для подтверждения авторских прав я попросил их самих сфотографироваться на фоне гранита с фамилией земляка-героя и на фоне скульптуры шофёра, для определения размеров памятника по сравнению с человеческим ростом. С тех пор я мудрю - куда эти фотографии пристроить? Многие общественные организации, библиотеки и музеи Зимы, Саянска и местных сёл мечтают иметь такие фото, но я опасался, что как только состоится передача снимков, их новые владельцы заявят о находке, как о своей личной.  Поэтому пошёл в редакцию «Новой Приокской правды», зная, что типография, в которой печатают эту газету, располагает оборудованием, способным воссоздавать на бумаге цветные фотоснимки. В редакции мне сказали, что находка бесспорно интересная, но газета – это серьёзная организация в которой существует строгое планирование и, после выхода свежего номера, уже практически готов следующий. И этот следующий дорабатывают все штатные корреспонденты, редакторы и корректоры, которые, увидев меня в дверях со своими фотоснимками, не бросят свою основную работу и не станут придумывать к фотографиям текст, тем более, что я и сам могу его написать в домашних условиях. На прощание меня утешили тем, что возможность опубликовать несколько цветных фотографий есть, ведь не буду же я писать текст на всю газетную полосу. И тут представители прессы ошиблись – ранее они уже публиковали мои тексты, которые занимали и две полосы и более, а про Перова Д.М. можно и книгу написать, ведь человек в Зиме целую жизнь прожил и был у всех на виду. Но раз уж разговор изначально зашёл о памятнике, то его описание всё-таки надо закончить. Итак - памятник создан на средства городского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, добровольные пожертвования работников транспортных предприятий столицы и рядовых жителей. Это памятник всем героям, совершившим свои подвиги «за баранкой». Со стороны правого «крыла» стены, на центральной плите Золотая Звезда Героя Советского Союза, а со стороны левого «крыла» Золотая Звезда Героя Социалистического труда.  Имя нашего земляка на правом «крыле». И там всего семнадцать фамилий. Семнадцать! Всего семнадцать!!! Эта цифра познаётся в сравнении. С начала войны в Советской Армии было примерно 273 тысячи единиц автотранспорта, а к моменту её окончания около 700 тысяч. И потери среди военных шоферов были значительными. Автобаты, на случай потерь среди личного состава имели резерв, ведь автопарк не может быть обездвижен по причине гибели водителей. А это значит, что шоферов на фронте за всю войну было более двух миллионов. Это сравнимо с современным населением Иркутской области! И только семнадцать человек из них были награждены Золотой Звездой Героя. А один из этих семнадцати – это зиминец Перов Д.М.! Архитектурная композиция памятника состоит не только из гранитной стены с именами героев, её изюминкой является трёхметровая бронзовая скульптура странно одетого мужчины опирающегося на огромную «баранку» руля. Четыре кочки, вздыбившие импровизированную русскую дорогу, одновременно символизируют и нашу вечную проблему – бездорожье, и четыре бронзовых крыла автомобиля поверх кочек (на них отражена история Российского автомобильного транспорта). Перед баранкой, из «дороги» виден бронзовый автомобильный двигатель, с которого снят капот. Всё это похоже на то, что автомобиль выше колёс завяз в грязи, но шофёр его не бросил и намерен спасти, чего бы это ему не стоило. Однако, не вооружённым глазом заметно, что в бронзовую скульптуру вложились частные лица, которые фигурируют как рядовые жители Москвы. Не смотря на то, что скульптурный герой одет в галифе, он не военный, да и на советского труженика «автомобильного цеха» этот человек не похож. На нём модная короткая кожаная куртка, на голове огромная кепка с подвязанными на макушке «ушами», над козырьком очки горнолыжника, костюм украшает улыбка сквозь пышные усы, но всё портит буржуйский шарфик, намотанный вокруг шеи, конец которого развивается за спиной. В общем, этот человек похож на автогонщика дореволюционной России, которому, казалось бы, не место на фоне памятной стены советским героям. Это даже похоже на кощунство, если отлитый в бронзе человек не окажется нашим героем. И это герой, только он овеян не боевой и не трудовой славой – он литературный герой, первый советский герой водитель известный каждому из читателей всенародно известной книги «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова. И, если его пассажиры, под руководством «великого комбинатора» Остапа Бендера, молились «золотому тельцу», то Адам Козлевич, недавно вышедший на свободу честным человеком, боготворил свою «Антилопу Гну». Вспомните, когда «Антилопа» волей случая «ударила автопробегом по бездорожью», как радовался шофёр случайно став победителем неизвестной ему автогонки. Эта внезапная победа была ему важнее, чем поиски призрачного миллионера Корейко. Правда, всё случилось наоборот и, вскоре, российское бездорожье ударило по «Антилопе Гну» так, что она рассыпалась на части. «Компаньоны» по автопробегу, призывали несчастного водителя, пострадавшего в автокатастрофе, бросить эти «развалины». Но он, подняв с дороги «баранку», ходил вокруг, прикидывая какие понадобятся запчасти, чтобы воскресить свою «ласточку». Его не пугала ни безлюдная степь, ни голод, ни холод, ни жажда, ни отсутствие крыши над головой, ведь, он не представлял себе жизни без этого автомобиля. Ну и чем этот литературный герой, застывший в скульптуре, похож, к примеру, на Дмитрия Перова, с именем которого на стене он стоит совсем рядом? А он похож на него «как две капали воды»! У Перова, ведь, тоже была своя «ласточка», «американская мечта» зиминского шофёра – «Студебеккер». И он, тоже, готов был жизнь отдать за своё чудо техники. Хоть это и была «Катюша», но собрана она была не на базе «рабочих лошадок» ЗИС-5, или ЗИС-6, простых и надёжных, как автомат Калашникова и не требующих установки аккумулятора, так как заводились они «кривым стартером». «Студебеккер» имел герметичную стальную кабину, в отличии от фанерной у ЗИСа, три ведущих моста, то есть обладал невероятной проходимостью и несравнимой с ЗИСом мощностью двигателя, запускался мотор от электростартера, удобный салон с роскошными по тем временам сиденьями согревался электропечкой, а не как в ЗИСе, где шофёр грелся стаканчиком спирта. В общем, Перов в своей «ласточке» души не чаял. И тут, в феврале 1944 года, когда наши отбивали у врага Белоруссию, немецкий снайпер-артиллерист «положил» свою мину рядом с чудом техники, ставшим родным домом для нашего земляка. Взрывной волной сорвало с залповой системы БМ-13 несколько реактивных мин и у двух из них запустились реактивные двигатели, правда не на полную мощность. Как это случилось известно только военным инженерам и конструкторам оружейных заводов. А я уже выдвигал насколько версий, связанных и с секретом пороха, и с конструктивными особенностями снаряда и, в конце-концов, пришёл к выводу о том, что раскалёнными осколками вражеской мины пробило корпус реактивных двигателей упавших с «Катюши» боеприпасов. От середины, до хвостового оперения внутри реактивной части этих мини-ракет плотно уложены цилиндры из пресованного бездымного пороха. Похожи эти цилиндры на семь толстых новогодних фейерверков, один в центре, и шесть вокруг него. Только в фейерверках оболочка картонная, а пороховые цилиндры, как эскимо шоколадом, покрыты сверху графитной смазкой, защищающей их от возможных разрядов статического электричества при трении снаряда о другие поверхности. Вот, к примеру – вы гладите кота, лежащего на синтетическом покрывале, и шерсть его начинает искрить, подобное может случиться и с реактивной миной. При боевом пуске именно эта графитовая негорючая оболочка не даёт воспламениться пороховым цилиндрам друг от друга, и они горят одновременно, но каждый отдельно. Допуская, что горячий осколок пробил корпус реактивного двигателя, возможно предположить возгорание одного порохового цилиндра, в который осколок попал, при отсутствии возгорания остальных. Тогда мощь огненной струи будет в семь раз меньше обычной и будет она вырываться наружу не из сопла в хвостовой части ракеты, а из отверстия пробитого осколком. А если учесть всасывание воздуха, необходимого пороху для горения, через это же отверстие, то загоревшийся порох будет задыхаться в своём же дыму и горение продлится минуты две, а не 0,8 секунды предусмотренных конструкцией снаряда. При таком раскладе, боеприпас будет медленно двигаться по земле, «выписывая петли», а это опасно тем, что он ударится взрывателем о жесткое препятствие и подорвёт приготовленные для следующих залпов реактивные снаряды и стоящие на боевой позиции «Катюши». Первая реакция человека, увидевшего такое, - понадёжнее спрятаться, безо всякой надежды на положительный исход. Но в эпицентре огненного бардака любимая «ласточка». Что, наш земляк хуже какого-то Козлевича и будет ждать пока его ухоженный «Студебеккер» разорвёт на куски? Надо выкрутить взрыватели из пылающих мин. Но эти взрыватели зафиксированы стопорными винтами. Их «стопорят» солдаты, заряжающие «Катюшу, чтобы не выкрутились от вибрации или при других непредвиденных обстоятельствах. Всего миг нужен, чтобы вырвать из рук растерянного и перепуганного «заряжающего» ключик, откованный в виде четырёхгранника, согнутого под прямым углом. В головке стопорного винта есть такая же четырёхгранная вмятина. Терять уже нечего! Если рванёт, то вся батарея гвардейских миномётов встретится на небесах. Несколько торопливых прыжков от окопчика, в котором расчет «Катюши» укрывался от артобстрела, к злополучным минным кострам. Металл от горения пороха нагрелся, и взрыватель может сработать от высокой температуры, а не только от жёсткого удара. Головка кованого ключика впивается в квадратное углубление. Несколько быстрых поворотов стопорного винта. Да, заряжающие закрутили взрыватель на совесть… Этот же ключик в отверстие на корпусе взрывателя – это рычаг, позволяющий «сорвать» с места тугую затяжку резьбового соединения. Есть! Пять-шесть быстрых вращательных движений и мина уже «беззубая». Благо второй минный костёр шипит, как автоген, неподалёку… Опыт обезвреживания повреждённой мины уже есть. Несколько быстрых и чётких движений и второй взрыватель в кармане. Теперь, несколько секунд можно «спокойно» подождать, пока догорит порох в этих обезглавленных монстрах. Наступила звенящая тишина. Но вот расчёты зашевелились, раздались команды офицеров. Батарея, мысленно взлетевшая на воздух, вновь готова к нанесению ракетного залпа. Только «ласточка» Перова не примет в этом участия, пусковая установка нуждается в ремонте. А, может, это и к лучшему. Есть возможность расслабиться. Обессиленный шофёр, в дымящемся бушлате, упал грудью на решётку радиатора, положив голову на капот и обхватив его обеими руками, и беззвучно зарыдал, тресясь всем телом. Командир расчёта, наводчик и четверо заряжающих, переминаются с ноги на ногу поблизости и  не смотрят друг другу в глаза. Стыдно… Да, вроде, никто и не виноват – приказа же от командира батареи, ликвидировать опасность, не было. Тогда получается, что водитель нарушил устав? Что происходит? Сам чёрт не разберёт! Размышления прервал зычный голос комбата: «Огонь!!!» Огненные трассы разрезали небо на куски. Дикий вой «сталинских органов» распорол тишину. На вражеских позициях от разрывов загорелась земля. Не надейся снайпер – мы не промажем!


Рецензии