Из жизни Смоленской ремесленной управы. часть 2

«130. Подмастерье есть ремесленник, научившийся мастерству по всем его правилам; но для приобретения опытностию совершенного в работе искусства, он обязан быть в сём звании по крайней мере три года.
131. Когда ученик произведён в подмастерье и получил подмастерское свидетельство, тогда должен он с мастером, у которого работать желает, договориться о времени найма и о платеже. Во время сего положенного между ними срока, подмастерье не может отойти, а мастер не может его отогнать, под опасением пени. Если же подмастерье договорное время у мастера выслужил, то волен договориться в том или другом городе, с тем мастером у которого работать желает; равномерно и мастер волен принять подмастерье».  1785 апреля 21 (16188) ст. 123, п.п. 68, 89
 Это, что называется, в идеале, прямо лубочная картинка. А как оно на самом-то деле? Казалось, кончилось ученик, теперь ты уже не понукаемый всеми в мастерской ученик, а вовсе даже цеховой подмастерье. Договаривайся с мастером, работай да зарабатывай. Однако ж документы рассказывают нам о другом. На цеховых сходах, при выборах цеховых старшин, всеми мастерами обязательно подписывалось решение о запрещении подмастерьям перебегать от мастера к мастеру. И цеховой старшина, подписывая клятвенное обещание при вступлении в должность, так же подписывал и решение схода о подмастерьях, и клялся приложить всемерные усилия к его исполнению. Вот,  например: «Приговор. 1896 года января 4 дня, мы нижеподписавшиеся мастера портновского цеха, быв сего числа на цеховом сходе, в количестве 57 человек, имеющих право голоса на сходе и имели суждение об избрании на должность цехового старшины и двух его помощников и рассуждали о том, что многие из мастеров нашего цеха принимают к себе на работу работников и подмастерьев без расчетных книжек и отпуска от прежних хозяев. Через что мастера портновского цеха теряют от работы свои интересы, и нередко случается так, что хозяин, взявши заказы, посадит к себе работника или подмастерье портновского ремесла, а тот, начавши работу и забравши вперёд деньги за неё, не окончивши работы, переходит к другому хозяину без расчетной книжки и переходного аттестата и начинает работать на нового хозяина. каковой хозяин принимает его к себе без еперходного аттестата не спрашивая закончил ли он работу у прежнего хозяина и рассчитался ли с ним… Постановили: единогласно, ежели кто из цеховых мастеров нашего портновского цеха примет к себе или будет держать подмастерьев или работников портновского цеха без расчетных книжек, а  учеников без отходных аттестатов того хозяина у которого они учились и окончили учение, то без всякого сопротивления штрафуется цеховой хозяин портновского цеха в пользу  казны портновского цеха, за подмастерье от 10 рублей серебром, за ученика не дожившего своего срока в учении до 5 рублей серебром… Подписи всех участников цехового схода».
  А помимо всего прочего господа подмастерья, случалось, и в буйство впадали. Не нравилось им  многое. Плохая пища, небольшое жалование, хотя ведь сами договаривались, придирки мастера к работе, работа в выходные и праздничные дни, многое. Вот, например.
   В конце сентября 1867 года в мастерской нашего старого знакомца купеческого второй гильдии брата Егора Ивановича Петрова буйство подмастерий и работников, недовольных якобы дурной пищей (заметьте задолго до броненосца «Князь Потёмкин-Таврический»), удалось успокоить только с полицией.  Пристав 3-й части Смоленска затребовал в Ремесленной Управе посылки представителей и врача, для проверки качества приготовляемой у Петрова еды. Комиссия 30 сентября 1867 года, надо сказать, собралась представительная. Сам ремесленный голова Сергей Григорьевич Акимов, управляющий врачебным отделением, губернский врачебный инспектор статский советник Иван Михайлович Дашкевич, состоящий при врачсебном отделении Смоленской губернской управы статский советник Иосиф Антонович Бер и пристав 3-й части города Смоленска коллежский секретарь Михаил Иванович Халютин. И что же господа чиновники обнаружили? Цитирую: «…хлеб довольно хорошего качества, шти и суп, приготовленные постными,  вкусны, и скоромные с говядиной, тоже вкусны и не вредны для здоровья, говядины кладётся в достаточном количестве и хорошего качества». О чём в присутствии экипажного мастера Петрова членами комиссии был подписан акт. Надо думать, что после буйства подмастерий,  Егор Петров хотя бы на время перестанет кормить их тухлятиной.
   Надо сказать, что экипажная мастерская Егора Иванович Петрова в 60-х годах 19 века очень быстро развивалась, расширяя производство. По спискам мастеров 1862 года у Петрова 4 подмастерья-каретника и 3 подмастерья обойщика. А вот на 1869 год, Петров, записанный в кузнечный цех, имел 23 подмастерья и 19 учеников. Возможно, развитие шло не без помощи брата Егора Ивановича,  гласного градской думы Степана Ивановича Петрова.
    Иногда противостояние мастеров с подмастерьями выливалось и вовсе в рукоприкладство. 12 сентября 1867 года в Ремесленную Управу явился кузнечного цеха мастер Тимофей Антонов. Шмыгая разбитым носом и светя на весь присутственный кабинет Управы густо-фиолетовым налитым синяком под глазом, мастер обвинил своего подмастерье крестьянина деревни Скаргозино Богородицкой волости  Корнея Иванова в рукоприкладстве. Не сошлись, мол, в размере жалования. Не стоило мастеру выводить из себя здорового молодого мужика, который последние лет восемь (включая ученичество) только и делал, что день напролёт кувалдой махал. Поняв всю тяжесть своего поступка, Корней Иванов посчитал за лучшее сбежать из города.
   Башмачный мастер рославльский мещанин Лазарь Захарович Михелев жалуется в Управу на своего подмастерье смоленского мещанина Дмитрия Фёдорова. Два года Фёдоров жил и работал у башмачника, а вот
в конце 1866 года у мастера с подмастерьем случился разговор за жизнь. Обсуждали они перспективы на следующий год. Бия себя в грудь недоделанным башмаком, Фёдоров клялся и божился в полном своём почтении к мастеру, обещая никогда не переходить к другому мастеру. Смог растрогать старика и выговорить себе аванс в 20 рублей серебром, в счёт будущего жалования. Довольный башмачник к Рождеству набрал много заказов, а хитрый подмастерье с деньгами сбежал в Смоленск.
  В том же 1866 году от серебряных дел мастера смоленского мещанина Ивана Демьяновича Титова отошёл подмастерье Бельский мещанин Василий Егорович Ильвов. Отошёл-то вроде как по договорённости с мастером, но остался должен оному аж восемь рублей 16 копеек серебром. Думая, что Ильвов устроится на работу в Смоленске к другому цеховому по серебряному делу мастеру, Титов обратился ы Управу с просьбой выяснить у кого работает его бывший подмастерье, чтобы через старшину цеха истребовать от нового работодателя долг. Оказалось, что Ильвов уехал на родину в Белый и записан ли он там в цех, Управе не известно. Титов пишет в Бельское уездное  полицейское управление прошение о взыскании с Ильвова долга.
       В октябре 1867 года ельненский мещанин Леон Иванович Варсанович подал в Ремесленную управу жалобу на мастерицу пекарского дела Каролину Шульц. Поступивши к ней на пекарню подмастерьем, Варсанович два месяца с августа по сентябрь трудился не покладая рук. Однако в начале октября Леон получил из Ельни известие  о том, что мать его находится при смерти. Желая застать мать ещё живой, Варсанович собрался ехать в Ельню и взялся просить у Шульц расчета. Каролина заявила, что не может отпустить подмастерье, так как он взял оплату вперёд. Или возвращай деньги, или отрабатывай. Деньги Варсонович вернул, но туту же вздорная баба выставила новую претензию. Как мне, мол, работать, без одного из подмастерий? Приводи на соё место другого работника, а опосля и паспорт свой получишь. А чтобы  Леон не сбежал, Шульц выкрала ночью у него из каморки пальто и другие вещи. Управа, не получив от мастерицы Шульц удобоваримых объяснений, передала жалобу приставу 1-й части Смоленска. Присовокупив, что Каролина Шульц неоднократно замечена в притеснении и ненадлежащим расчете своих подмастерий, за что и была несколько раз оштрафована в пользу ремесленной казны. По мнению Управы дело Варсоновича имеет уголовный характер, почему им и должна заниматься полиция.
     В декабре того же года уже та самая Каролина Шульц, жительница города Радома, смоленского живописного цеха булочного мастерства мастерица несёт жалобу к приставу. С 1-го авргуста 1865 года приняла она на работу в свою пекарню бывшего дворового господ Кардо-Сысоевых Смоленского уезда Ольшанской волости Рафея Николаева. Договорились и об оплате го работы по 2 рубля серебром в месяц. Работал молодой человек по рабочей книжке, выданной Ольшанским волостным правлением. Договорились мастерица с подмастерьем о работе и в следующем году. А вот в ноябре 1866 года Рафей, выпросив авансом 14 рублей 14 копеек в счёт зарплаты за 1867 год, сбежал. В жалобе обвиняет Каролина своего подмастерье в краже двух пар рукавичек, стоимомстью по 15 копеек серебром, да шерстяного шарфа, стоящего 75 копеек. Также мадам Шульц заявляет полиции, что ей известно местоположение бежавшего работника. Рафей Николаев трудится ныне у булочного мастера Филиппа Иванова в доме Глуховского, что в 1-й части города у Молоховских ворот на Благовещенской улице. Требует Каролина вернуть ей от Николаева деньги в сумме, ей же посчитанной, 24-х рублей, а также просит пристава уведомить Ремесленную Управу о неправомочных поступках Филиппова и Николаева для наложения на них взыскания от сословного управления. Прилагает при жалобе ту самую рабочую книжку Рафея Николаева.
  Когда дело касалось больших заказов, а значит и больших денег, господа цеховые мастера при договорах с подмастерьями не гнушались и прямого обмана. Портновского цеха мастер Фридрих Гроте летом 1867 года заимел большой заказ, похоже, от военного ведомства. Хотя по спискам 1869 года в мастерской Гроте числилось ни много ни мало аж восемь подмастерий, мастер, оценив возможности своего предприятия, отправился в Могилёв. Там он сговорил трёх портных Гарега Шевеля Крола, Давида Израилева и Шолома Сандлера, пообещав выплатить за штуку товара по двадцать пять копеек сверх обычной могилёвской цены. Писаного контракта не заключали, поверяя друг другу на слово. Евреи, почуяв неплохой «гешефт», уже в начале июля приехали в Смоленск и взялись за работу. Трудились, не разгибая спины, не поднимая глаз от раскройного верстака, спали и то урывками. Заказ мастерская Гроте выполнила вовремя. Но вот когда могилёвские портные явились к Гроте за расчётом, начался сущий цирк и кошмар. Хитрый немец посчитал всё, что только можно. И в работе использовалась машина, установленная в мастерской, и денег я вам выдавал на расходы да на проезд до Смоленска. Мастер предъявил залётным портным прейскурант собственной мастерской, в котором цены были на разные изделия выше могилёвских всего где на 5, где на 10 копеек. Поняв, что Гроте пытается их надуть и не выполнить свои обещания по оплате работы, евреи устроили форменный скандал. Гроте, хоть и был натуральным немцем, пригрозил вызвать полицию и послал иудеев по всем знакомому в Российской Империи маршруту, который здесь нам воспроизводить невместно, уж очень похабный. Однако ж могилёвцы поняли сей посыл по своему, и отправились прямиком в Ремесленную Управу. У нас, мол, все ходы записаны, сколько чего мы пошили знаем и требуем оплатить работу по тем расценкам, о которых был словесный договор с мастером Гроте. Управа вызвала Фридриха Гроте для разбора дела. Немец погорел на собственной пунктуальности. В расчетных книжках подмастерий он всю их работу скрупулезно записал. Как мастер не размахивал перед носом старшин прейскурантом собственной мастерской, ремесленный голова посчитал , что слово цехового мастера нерушимо и верно. Старшины насчитали в результате, что Крол заработал за три месяца у Гроте  64 рубля 55 копеек серебром, Сандлер  52 рубля 50 копеек, а Израилев сдал мастеру работы на 60 рублей 10 копеек. Гроте обязали выплатить деньги наёмным подмастерьям и вернуть им расчетные книжки и паспорта. Еврейские портные запросили у Управы взыскать деньги с Гроте на проезд до Могилёва, на что Сергей Григорьевич Акимов, ремесленный голова, пообещал вкатить каждому штраф за работу без регистрации в Управе. Стеная о несправедливостижизни и бормоча под нос проклятия,  могилёвцы уехали. А вот Гроте был оштрафован в пользу ремесленной казны за наём подмастерий из-за черты осёдлости без регистрации их в Ремесленной Управе аж на 30 рублей серебром.
  За каждого подмастерье цеховой мастер вносил в ремесленную казну полтора рубля серебром в год. Ученики ценились намного дешевле, всего в тридцать копеек серебром. Исходя из данных по цехам на 1862 год, мы имеем следующие списки мастеров:
Списки о мастерах, подмастерьях и учениках смоленских ремесленных цехов на 1862 год
                сапожный цех
1.Кузьмицкий,  4 подмастерья, 6 учеников,  4 рубля 80 копеек годового взноса в ремесленную казну
2. Дмитрий Иванов,  1помастерье 2 ученика,  2 рубля 10 копеек годового взноса
3. Алексеев,  4 подмастерья 7 учеников,  8 рублей 10 копеек
4. Рыжиков, 3 подмастерья 5 учеников,  6 рублей
5. Алексей Иванов,  2 ученика,  60 копеек
6. Козьма Иванов,  1 подмастерье 1 ученик, 1 рубль 80 копеек
7. Фёдор Иванов, 1 подмастерье, 1 ученик, 1 рубль 80 копеек
8. Корней Артёмов, 1 ученик, 30 копеек
9. Разгладин, 1 подмастерье, 1 ученик, 1 рубль 80 копеек
10. Ефим Поляков, 1 подмастерье, 1 рубль 50 копеек
11. Селивёрст Сажинский, 1 ученик, 30 копеек
12. Фёдор Доброродов, 2 ученика, 60 копеек
13. Иван Александров, 1 ученик, 30 копеек
14. Василий Иванов, 1 подмастерье, 1 рублю 50 копеек
15. Зальцман, 2 подмастерье, 4 ученика, 4 рубля 20 копеек
16. солдат Бобков, 1 подматерье, 2 ученика, 2 рубля 10 копеек
17. Иван Игнатов, 1 подмастерье, 3 ученика, 2 рубля 40 копеек
18. Терентий Уваров, 1 ученик, 30 копеек
19. Пётр Иванов, 3 ученика, 90 копеек
20. Тихон Соболев, 2 ученика, 60 копеек
21. Семён Яковлев, 2 подмастерья, 3 рубля
22. Капитон Кузнецов 2 подмастерья, 3 рубля
23. Клименков, 1 подмастерье, 2 ученика, 2 рубля 10 копеек
24. Петров, 1 подмастерье, 5 учеников, 3 рубля
                Итого по цеху 51 рубль 60 копеек серебром
                кузнечный цех
Зубакин                2 ученика             60 копеек ремесленного  сбора
Петров                10 подмастерий                4 ученика               16 рублей 20 копеек
Клименков                1 подмастерье                2 ученика                2 рубля 10 копеек
Трущенков                1 подмастерье                3 ученика                2 рубля 40 копеек
Григорий Викторов                3 ученика                90 копеек
Гурьев                2 ученика                60 копеек
Яков Ярыгин                1 ученик                30 копеек
Иван Ярыгин                1 ученик                30 копеек
Харитон Петров                1 подмастерье                1 ученик                1 рубль 80 копеек
Евмен Никитин                1 ученик                30 копеек
Евграф Крюков                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Тимофей Антонов            1 подмастерье                1 ученик                1 рубль 80 копеек
Кожевников                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Яков Бельский                2 ученика                60 копеек
Козьма Фомин                1 подмастерье                1 ученик                1 рубль 80 копеек
Регбицкий                1 ученик                30 копеек
Козловский                1 подмастерье                1 ученик                1 рубль 80 копеек
Кресновский                1 ученик                30 копеек
Иван Карпов                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Итого по цеху: 38 рублей 70 копеек
                портновский цех
  Акимов                4 подмастерья            7 учеников            8 рублей 10 копеек
Васильчиков                1 ученик                30 копеек
Дубинский                1 подмастерье            1 ученик                1 рубль 80 копеек
Илья Тимофеев                4 ученика                1 рубль 20 копеек
Котов                2 подмастерье           8 учеников               5 рублей 40 копеек
Лавр Михайлов                2 ученика                60 копеек
Дмитрий Павлов                1 подмастерье            2 ученика                2 рубля 10 копеек
Соколенко                5 подмастерье                7 рублей 50 копеек
Павел Прохоров                2 ученика                60 копеек
Парфён Богданов                1 ученик                30  копеек
Сиротин                1 подмастерье          3 ученика                1 рубль 80 копеек??? (но так записано)
Макаров                2 подмастерье          4 ученика                4 рубля 20 копеек
Гусев                2 подмастерье          6 учеников                4 рубля 80 копеек
Марья Прокофьева               1 подмастерье           3 ученика                2 рубля 40 копеек
Попова                11 учеников                3 рубля 30 копеек
Козинский                3 подмастерье             1 ученик                4 рубля 80 копеек
Итого по цеху: 44 рубля 40 копеек серебром
                столярный цех
Ласкин                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Гаврилов                1 подмастерье              2 ученика               2 рубля 10 копеек
Лавр Богданов                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Щепетков                2 подмастерье              5 учеников             4 рубля 50 копеек
Зальцман                2 ученика               60 копеек
Бекин                3 подмастерье               1 ученик                4 рубля 80 копеек
Е.И. Петров                4 каретника                2 ученика               6 рублей 60 копеек
                3 обойщика                2 ученика               5 рублей 10 копеек
Клименков                3 подмастерье               2 ученика               5 рублей 10 копеек
Трущенков                3 подмастерье                4 рубля 50 копеек
Капитон Екимов                1 подмастерье                6 учеников           1 рубль 20 копеек??? (но так записано)
Зайцев                2 подмастерье               7 учеников           5 рублей 10 копеек
Петр Чепиков                1 подмастерье                1 ученик                1 рубль 80 копеек
Яков Алексеев                1 ученик                30 копеек
Иван Матвеев                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Ковалёв                8 подмастерье                3 ученика                12 рублей 90 копеек
Байков                2 подмастерье                3 рубля
Итого по цеху : 62 рубля 70 копеек

                Серебряный цех
Лотт Спиридонов                1 ученик                30 копеек
Иван Титов                1 ученик                30 копеек
Дмитрий                2 ученика                60 копеек
Демьян Волков                1 ученик                30 копеек
Фёдор Трофимов               
Иван Ларионов                вычеркнут из списка
Итого по цеху:  4 рубля 80 копеек

                печной цех
Иван Карцов                2 подмастерье                2 ученика                3 рубля 60 копеек
Кривошеев                2 подмастерье                3 рубля
Павел Щепетков                2 ученика                60 копеек
Сергей Тетеркин                2 ученика                60 копеек
Александр Елисеев      6 подмастерье                9 рублей
Иван Грибский             1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Павел Богданов                вычеркнут
Итого по цеху: 18 рублей 30 копеек

                живописный цех
Семён Арсеньев             2 подмастерье                3 рубля
Новожёнова                1 ученик                30 копеек
Т. Щипотов                2 ученика                60 копеек
Тихон Клименков          1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Максим Квасников             1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Дубровинский                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Марья Егорова                2 подмастерье                3 рубля
Фених                1 подмастерье                1 рубль 50 копеек
Лопатин                2 подмастерье                2 ученика                3 рубля 60 копеек
Петрова                4 подмастерье                2 ученика                6 рублей 60 копеек
Бочаров                10 подмастерье                15 рублей
Итого по цеху: 38 рублей 10 копеек

     Полистаем Устав Ремесленный.  «134. Подмастерьям, как простым работникам мастерства, живущим трудами рук своих, запрещается в городе иметь в найме для своих работ подмастерьев и учеников.
135. Подмастерью запрещается, без уведомления Управы, работать по мастерству другого цеха; но он вправе у мастера из другого цеха производить всякую работу, коронному его цеху принадлежащую.
136. Подмастерьям для собственной работы без мастера жить вместе нескольким и продавать делаемые ими вещи запрещается; на фабриках подмастерья и без мастера жить могут.
137. Подмастерью, находящемуся в найме у мастера, запрещается без ведома его брать и производить работу.
138. Подмастерье должен быть почтителен мастерам и семейству того мастера, где работает.
139. Подмастерье не должен сметь ночевать вне дома своего мастера,  без его ведома и дозволения; наипаче же запрещается ему сманивать с собою учеников в трактиры и непозволенные собрания.» 1785 апреля 21 дня (16188) глава 10.
Как видим большей частию одни запреты. Но ведь есть же путеводная звезда, к которой должен стремиться каждый, зовущийся цеховым подмастерьем. Что поэтому поводу говорит Устав?
«142. Если подмастерье, пробыв в сём звании, согласно статье 130, три года и усовершенствовавшись в своём ремесле, пожелает быть мастером и имеет уже двадцать один год от роду, то может просить об испытании и производстве его в мастера на основании следующей статьи 143.
143. Желающий получить звание мастера, представляет в цеховой управе пробную работу. Управа, призвав в качестве экспертов, присяжных мастеров (где таковые, по многолюдству цеха могут быть избираемы) или, если нет присяжных, то лучших мастеров цеха, назначить желающему получить звание мастера испытание, и свидетельствует представленную им пробную работу…» 1785 апреля 21 (16188) ст. 123, п.п. 68, 69
  Вроде бы всё просто, докажи своё мастерство итебя признают мастером. Однако, это в идеале. А вот понять реалии нам поможет история подмастерья Афони. Упаси Бог, ни в коем случае не сантехника, хотя ассенизаторский обоз в 1866 году в губернском городе Смоленске имелся, но вряд ли кто-то бы признал этих плохо пахнущих работничков ремесленниками. Нет, вовсе даже портновского цеха подмастерье рославльский мещанин Афанасий Филиппович Буренков. Представил он в портновский цех пробную работу, да и соответствовал всем требованиям статей Устава Ремесленного. Но…
     Был созван цеховой сход для решения судьбы Буренкова. Не успели ещё старшина цеха Андрей Христофорович Котов и мастер сергей Григорьевич Акимов, по совместительству ремесленный голова, усесться в президиуме, как посыпались выкрики с мест. Понаехали, понимаешь, тут… Работы и так мало в Смоелнске…Куда ещё новых людей записывать в мастера?... Голова как мог, пытался урезонить буянов. Мол, я понимаю вашу реакцию, этот вопрос мы поставим ребром, рассмотрим со всех сторон, усугубим и углубим, так сказать. Но сейчас-то у нас на повестке совсем другой вопрос – стоит ли признавать Буренкова мастером. Котов, чувствуя настроение собравшихся, однозначно ответил, что нет. Ремесленный же голова, поднаторевший в бюрократических делах, разъяснил всем собравшимся, что надо не просто сказать «нет», а отказать под благовидным предлогом, во избежание дальнейших разбирательств. Вот тут фантазия портных и развернулась по-полной. С такой характеристикой, каковую написали на сходе мастера портновского ремесла, Буренкова не то что в цех, в аду не взяли бы и третьим помощником мелкого беса-кочегара, поддерживающего огонь под самым дальним котлом от трона Великого Чёрного, сиречь Вельзевула. Цитируем: «…как Буренков живши у нескольких  из нас подмастерьем всегда отличался дерзостию и непослушанием, и никогда не мог произвести расчета без ссор и суда, то цеховые мастера портновского цеха не желают видеть Буренкова в своём обществе, как нетерпимого ими…». Афоне же в Ремесленной Управе сказали по-простому, обломись, мол, моя черешня. Не бывать тебе мастером, что и прими как данность.
     Буренков, не желавший всю жизнь проходить в подмастерьях,  поступил точно по требованиям статей Устава Ремесленного, сначала написав жалобу в градскую думу. В думе посоветовали молодому человеку выкупить за 7рублей 50 копеек промысловое свидетельство, да и заниматься портновским ремеслом. Но Афоня не просто хотел кормиться с иголки и нитки, а быть уважаемым ремесленником, именоваться цеховым мастером, иметь все привилегии ремесленного сословия (вывеску, мастерскую, возможность нанимать подмастерий и брать учеников). Следующую жалобу понёс наш герой уже в Губернское Правление. Чиновники затребовали от Ремесленной Управы объяснений. Из Управы прислали копию приговора цехового схода. Чиновники прочитав характеристики соискателя, вызвали его на разговор. Что ж ты, друг ситный, с такой пониженной социальной ответственность ломишься в цеховые. И тут Афанасий, что твой карточный шулер тузов из рукава, начал выкладывать перед изумлёнными чинушами документы. У многих, говорите, мастеров жил и работал. А вот вам расчетная книжка подмастерья, в которой русским по белому указано, что весь  положенный срок я прожил и отработал у одного мастера – Орлова. Скандалил, говорите, да ссорился при расчетах? Дак вот вам аттестат за подписью того же мастера о моём приличном поведении, честности и добросовестности. А ещё и свидетельство частного пристава об отсутствии полицейского преследования и отличном поведении.
         Обалдев от таких поворотов сюжета, Губернское Правление направило в Ремесленную Управу грозную бумагу, в которой требовало выдать Афанасию Филипповичу Буренкову свидетельство на производство мужского портновского мастерства, с записью в цех.  Взыскать с Буренкова стоимость оного свидетельства в 5 рублей серебром. Также указывалось, что крайне неприличновводить в заблуждение чиновников губернской администрации, а в их лице и Его Высокопревосходительство господина генерал-губернатора. Однако ж Ремесленная Управа не спешила выдавать свидетельство Афоне. А тот, имея на руках, копию с постановления Губернского Правления, уже и мастерскую открыл,  и подмастерье нанял, и заказы на пошив принимает. И тут, судя по всему, по собственной инициативе в мастерскую Буренкова нагрянул с проверкой старшина портновского цеха Котов. Составил протокол о том, что Буренков не имея мастерского свидетельства производит портновское мастерство и имеет подмастерье. По требованиям Устава Ремесленного все материалы и инструменты найденные в мастерской, подлежали конфискации в пользу Ремесленной Управы. Вот туту чуть до драки не дошло. Буренков суёт под нос старшине постановление Губернского Правления, Котов декламирует наизусть и с чувством статьи Ремесленного Устава. Решили, пущай ремесленный голова решает. Акимов, взвесив все за и против, протокол Котова выбросил, да и выдал таки упёртому мастеру Афоне ремесленное свидетельство.
        Надо сказать, что Буренков «упирался рогом» совсем не зря. За долгие годы , состоя в цеху, смог Афанасий Филиппович заработать и почёт, и уважение, да и капитал. Как минимум один раз, в 90-х годах 19 века избирался цеховым старшиной. В документах податного инспектора города Смоленска в первой полицейской части упоминается дом Буренкова. Да настолько немаленький, что в оном доме на 1900 год находилась столярная мастерская мастера Цеховского.
   Такая вот непростая жизнь была у подмастерьев смоленских цехов. Есть несколько списков, где под разными годами подмастерья расписаны поимённо. Самый информативный список 1892 года мы рассмотрим немного позже, попробовав увязать его с данными поданными в тот же год из Смоленской Ремесленной Управы вице-губернатору. А сейчас списки подмастерий разных цехов на 1869 год:
                живописный цех
мастер Андрей Давидович Чумаков, подмастерье Михаил Степанов
мастер Феодосий Степанович Неволин, подмастерье Пётр К… неразборчиво (Если фамилии мастеров написаны чернилами, то подмастерья и ученики грифельным карандашом. Многое стёрлось и нечитаемо)
красильного мастерства мастер Арефий Глебов, подмастерья: Трофим Иванов, Степан К…
красильного мастерства мастерица Мавра Воронова, подмастерья: Ларион Данилов, Корней Никитин
пекарского мастерства Иван Яковлевич Болотников, подмастерье Николай Николаев
пекарского мастерства Каролина Шульц подмастерья: Иван Марков, Иван Давыдов
пекарского мастерства Андриан Гауч, подмастерье Авдей Фёдоров
пекарского мастерства Максим Квасников, подмастерья: Абрам Фёдоров, Антон Потапов
пекарского мастерства Трофим Иванович Михайлов, подмастерье Тимофей Александров
пекарского мастерства Семён Дроздовский, подмастерье Фёдор Арсентьев
пекарского мастерства Иван Киритов, подмастерье Григорий Фёдоров
пекарского мастерства Павел Добров, подмастерье Данила Афанасьев
пекарского мастерства Филипп Квасников, подмастерье Логин Меданович
бараночного мастерства Семён Ла…., подмастерья: Василий Емельянов, Антон Д…, Василий Денисов, Макей Емельянов, Фёдор Яковлев
бараночного мастерства Иван Егорович Бочаров, подмастерья: Владимир Григорьев, Андрей Селивёрстов, Яков Андриянов, Никита Фролов, Аникей Никаноров.
                серебряный цех
часового мастерства Файвель Берх, подмастерье Павел Петров
часового мастерства Лейба Берх, подмастерье Юлиус Готтендорф
серебряного мастерства Иван Демьянович Титов, подмастерья: Николай Думин, Данила Сереев
серебряного мастерства Логгин Васильевич Спиридонов, подмастерья: Василий Гаврилов, Андриян Лукьянов
серебряного мастерства Дмитрий Корольков, подмастерья: Пётр Степанов, Тимофей Никитин
медного мастерства Митрофан Добровольский, подмастерья: Владимир Петров, Парфён Иванов
переплётного мастерства Абрам Берсон, подмастерья: Василий Сидоров, Василий Андреев

                портновский цех
мастер Сергей Григорьевич Акимов, подмастерья: Иван Тихонов, Григорий Ермолаев, Нифонт Петров, Илья Константинов, Стефан Силаев
мастер Андрей Христианович Котов, подмастерья: Иван Петров, Иван Кондратьев
мастер Матвей Кондратьевич Орлов, подмастерья: Василий Сидоров, Михаил Титов, Елисей Леонов, Алексей Ефимов, Александр Аникин, Леон Афанасьев
мастер Александр Васильевич Овсянник, подмастерье Михаил Дмитриев
мастер Афанасий Филиппович Буренков, подмастерья: Кирей Яковлев, Яков Никитин, вычеркнуты Александр Алексеев, Ефим Дмитриев
мастер Макар Семёнов, подмастерья: Ефим Михайлов, Михей Никитин, Ефим Семёнов
мастер Парфён Богданов, подмастерья: Андрей Ильин, Иван Петров, Абрам Петров
мастер Тимофей Васильевич Фесянтов, подмастерье Дмитрий Фёдоров
мастер Фридрих Гроте, подмастерья: Иван Терентьев, Василий Кочетов, Леон Афанасьев, Яков Фёдоров, Маркел Тарасов, Михель Герман, Янкель Майзлер, Дмитрий Бутин
мастер Константин Васильчиков, подмастерья Алексей Яковлев. Владимир Андреев
мастер Сиротин, подмастерья Иван Иванов, Терентий Александров
мастер Александр Павлович Николаев, подмастерья: Иван Васильев, Дмитрий Семенов
мастер Антон Архипович Афанасьев, подмастерье Тимофей Иванов
мастер Тимофей Сорокин, подмастерье Стефан Васильев
мастерица Елизавета Гусева, подмастерья: Семён Иванов, Сергей Васильев, Сергей Гаврилов, Илья Дмитриев, Владимир Павлов, Григорий Титов
мастер Маркус Ицковский, подмастерья: Иван Иванов, Демьян Павлов, Тимофей Иванов, Никита Ануфриев, Василий Силаев
дамского портновского мастерства Илья Тимофеев, подмастерье Софья Николаева
дамского портновского мастерства Надежда Киреевна Штеренова, подмастерье Анна кузьмина
дамского портновского мастерства Ералда Тарасовна Ефимова, подмастерье Елизавета Васильева

                столярный цех
мастер Епифан Зайцев, подмастерья: Иван Иванов, Степан Ильин
мастер Никифор Емельянович Гаврилов, подмастерья: Иван Степанов, Василий Степанов
мастер Виктор Константинович Чичиркин, подмастерья: Василий Романов, Захар Федотов, Иван Матвеев
мастер Артемий Павлов, подмастерья: Николай Николаев, Данила Семёнов, Корней Григорьев, Матвей Иванов, Филипп Петров
мастер Антон Иванов, подмастерья: Борис …, Василий Павлов
мастер Филипп Евстратов, подмастерья: Сергей Никифоров, Филипп Павлов
мастер Игнатий Лапезин, подмастерье Корней Корнеев
мастер Андрей Иванович Худоложкин, подмастерья: Дмитрий Сафонов, Василий Павлов
мастер Лейба Пинкус, подмастерья: Михаил Григорьев, Зиновий Савельев, Антон Павлов, Иван Семёнов
мастер Дмитрий Хогер, подмастерья: Ларион Васильев, Яков Игнатьев, Кирей Иванов
мастер Фёдор Павниров, подмастерье Павел Евстафьев
мастер Степан Малиновский, подмастерье Матвей Павлов
мастер Парфён Егорович Щербаков, подмастерье Андрей Иванов

                сапожный цех
мастер Николай Ермилов, подмастерье Захар васильев
мастер Константин Константинович Фёдоров, подмастерье Стефан Афанасьев
мастер Иван Игнатьев, подмастерья: Стефан Сидоров, Иван Иванов
мастер Сергей Алексеев, подмастерье Фёдор Фёдоров
мастер Семён Яковлев, подмастерья: Пётр Кузьмин, Иван Ильин
мастер Климентий Иванов, подмастерья: Михаил Васильев, Иосиф Александров, Иван Гордеев
мастер Василий Васильевич Рыжиков, подмастерье Дмитрий Николаев
мастер Егор Яковлев, подмастерье Стефан Иванов
мастер Егор Павлович Васильев, подмастерья: Исай Андреев, Андрей Павлов
мастер Фёдор Щепетков, подмастерье Василий Алексеев
мастер Василий Иванович Леонтьев, подмастерье Герасим Петров
мастер Евлампий Матвеевич Дмитриев, подмастерья: Константин Яковлев, Николай Михайлов
мастер Абрам Неотбайлов, подмастерье Ефим Григорьев
мастер Павел Соколков, подмастерье Иван Парфёнов
мастер Александр Селивёрство, подмастерье Пётр Сидоров
мастер Егор Сидоров Старков, подмастерье Сергей Никоноров
мастер Василий Павлов, подмастерье Фёдор Никитин
мастер Алексей Иванов, подмастерье Фёдор Егоров
мастер Семён Иванович Алексеев, подмастерье Никифор Иванов
мастер Александр Дьяконов, подмастерья: Иван Григорьев, Василий Петров, Савелий Андреев
мастер Фёдор Иванович Иванов, подмастерья: Николай Карпов, Алексей Дмитриев, Ефрем Евдокимов
мастер Николай Осипович Васильев, подмастерье Павел Афанасьев
мастер Семён Грибовский, подмастерья: Николай Михайлов, Аристарх Игнатьев
мастер Василий Макарович Титов, подмастерье Григорий Никифоров
мастер Андрей Старковский, подмастерья: Фёдор Васильев, Иван Климентьев, Евсей Сергеев, Яков Матвеев, Тарас Силаев
мастер Иван Афанасьев, подмастерье Мефодий Алексеев
мастер Михаил Корнеевич Иванов, подмастерье Александр Егоров
мастер Борис Янченков, подмастерье Павел Никифоров
мастер Фёдор Фёдоров, подмастерья: Андрей Гордеев, Дмитрий Фёдоров
мастер Яков Иванов, подмастерье Фёдор Парфёнов
мастерица Ефросинья Сварцова, подмастерья: Поликарп Алексеев, Тимофей Матвеев, Александр Логинов

                кузнечный цех
экипажного мастерства Егор Иванович Петров, 23 подмастерья
экипажного мастерства Иван Герасимович Трущенков, подмастерья: Ермолай Фёдоров, Ефим Спеткин, Антон Филиппов
слесарного мастерства Степан Яковлевич Воробьёв, подмастерья: Яков Михайлов, Ефим Платонов
кузнечного мастерства Иван Матвеев, подмастерья: Егор Иванов, Тимофей Афанасьев, Василий Григорьев
кузнечного мастерства Иван Степанов, подмастерья: Кузьма Ефимов, Егор Ефремов
кузнечного мастерства Тимофей Антонов, подмастерья: Алексей Григорьев, Никон Стефанов, Василий Васильев
кузнечного мастерства Фёдор Захаров, подмастерье Иван Иванов
кузнечного мастерства Харитон Ярыгин, подмастерья: Егор Фёдоров, Николай Иванов, Трофим Иванов
кузнечного мастерства Ефим Ларионович Пастушенков, подмастерья: Николай Павлов, Афанасий Игнатьев
кузнечного мастерства Иван Васильев, подмастерье Кирилл Афанасьев
кузнечного мастерства Яков Фёдоров, подмастерье Фёдор Иванов
кузнечного мастерства Андриян Зубакин, подмастерье Фёдор Григорьев
кузнечного мастерства Наталья Карепова, подмастерье Иван Васильев

                печной цех
мастер Гурий Кадушный, подмастерья: Корней Сологубов, Кирей Сологубов, Михаил Долинкин, Федот Кадушный, Михаил Синявский
мастер Алексей Степанов, подмастерья: Яков Самотёсов, Фёдор Риголикин, Евсей Игнатов, Арсений Москалёв, Федор Москалёв, Василий Москалёв, Иван Москалёв, Тарас Ванков, Афанасий Мачульский, Парфён Мачульский
трубочистного мастерства Дмитрий Иванов, подмастерья: Филипп Евдокимов (крестьянин Липецкой волости Духовщинского уезда)
  Также в этих списках есть записи о  подмастерьях, работавших на содержателей больших и малых промысловых предприятий, разного рода купцов и мещан. Судя по пометкам на списках, все шестидесятые годы 19 века в городе шла тихая подковёрная борьба. Ремесленная Управа пыталась всех занимавшихся ремеслом купцов заставить выкупать, помимо  гильдейских и промысловых свидетельств, ещё и свидетельства ремесленные. Предприниматели из крестьян и мещан достаточно быстро сдались, записавшись в соответствующие их занятиям цеха, а вот купцы продержались достаточно долго. В конце концов победа была за Ремесленной Управой. Купцы и отказывались от содержания мастерских, или продавали их людям разных сословий, записанных в цех, либо сами вступали в ремесленное сословие.


Рецензии