Софт скиллс и хард скиллс. Охота на слова
Смотрим, из чего состоят эти словосочетания и что обозначают.
Английское слово soft [s;ft], прилагательное, имеет значения: мягкий, нежный, слабый, ласковый, кроткий, легкий (gentle, weak, tender, lightweight), а также безалкогольный (nonalcoholic), тихий (quiet).
Кстати, немецкое существительное Saft означает сок, сироп, а прилагательное saftig – сочный, влажный.
Второе английское слово skill [sk;l] - существительное, оно обозначает навык, умение, мастерство, способность, талант, уменье (ability, mastery, talent), а ещё ловкость, сноровка, выучка (dexterity, training), квалификация, компетентность, профессиональная квалификация (qualification, competence, professional skills).
На мой взгляд, вместо английского soft skills лучше использовать термины на русском языке, в частности, ГИБКИЕ НАВЫКИ или МЯГКИЕ НАВЫКИ в качестве комплекса неспециализированных, важных, иногда специфических для карьеры надпрофессиональных навыков, которые необходимы для участия конкретного специалиста в рабочем процессе, поскольку они обеспечивают высокую производительность и успешность деятельности вне зависимости от профессии и условий деятельности.
Гибкие навыки отличаются от профессиональных, и очень значительно отличаются. Профессии учат индивидуально и коллективно, на специальных курсах, в училищах, техникумах, в вузах. Иногда работа в определённом ритме ведётся годами, человек перестаёт думать и выполняет задание подобно автомату. Помните героя Чарли Чаплина у конвейера? Такие навыки, доведённые иногда до автоматизма, и определяют в качестве «жестких», по-английски это hard skills, где hard - это прилагательное (или наречие) со множеством значений, например, твёрдый, крепкий, жёсткий, трудный, резкий, грубый, интенсивный и так далее.
А ГИБКИЕ НАВЫКИ связаны с особенностью личности, с уровнем подготовки, образования, кругозора, способностью быстро менять обстановку и меняться самому. Здесь важны и социальные навыки, и скорость принятия решения, и специфика конкретной работы, и личностные качества, и самоустановки, и ответственность, и дисциплина, и умение работать в команде, и эмоциональный настрой. Человека с гибкими навыками и интеллектом нередко приглашают участвовать в управлении предприятием или его подразделений, выдвигают в лидеры, поручают решить острые проблемы.
Единой классификации гибких навыков ещё нет, они не разработаны, пока не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность). Я не люблю слово КРЕАТИВНОСТЬ. Оно образовано, похоже, от русского корня, указывающего на биологические явления, связанные с очищением организма от отходов. Лучше использовать слово ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД, ГИБКОСТЬ УМА.
Навыки данного класса сложно отслеживать, измерять в связи со значительной гуманитарной составляющей, не поддающейся простым чётким определениям и метрикам. Однако, на сегодняшний день существуют тесты и методики проведения собеседований, помогающие оценить уровень развития данной группы навыков. Это из Википедии. Там же разъясняется, что возникновение понятия относят к исследованиям, связанным с реформой системы подготовки личного состава Армии США в 1959—1972 годы, а также исследования компетенций под руководством Дэвида Макклелланда в ходе подбора сотрудников дипломатической информационной службы Госдепартамента США в 1971—1991 годы. Эти исследования привели к возникновению таких понятий, как КОМПЕТЕНЦИЯ и МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, которыми активно стали пользоваться российские чиновники разного уровня.
Считается, что гибкие навыки должны стать востребованными в условиях технического прогресса и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI века, об этом говорили и не раз участники Всемирного экономического форума, а также участники Гайдаровского форума.
Для освоения гибких навыков существуют различные способы, среди которых специалисты выделяют тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг. Из Википедии
Измерения данных о некогнитивных характеристиках в России впервые были проведены в 2016 году. В итоговую выборку вошли мужчины и женщины 20-60 лет, поскольку к этому возрасту некогнитивные черты уже сформированы. Результаты подтверждают значимость характеристик личности при объяснении зарплатной разницы. Прямая наблюдаемая отдача от некогнитивных характеристик объясняют такую же долю в зарплатной разнице, как и высшее образование, что показывает их значимость.
Исследования показывают, что программы раннего образования, направленные на развитие именно поведенческих и личностных навыков, имеют положительное долгосрочное влияние на социально-экономическое благополучие общества.
Напомню, что советское образование давало немало избыточных знаний в разных областях, но это было залогом того, что человек не потеряется в обществе, сможет творчески работать в той области науки, производства, искусства, социальной сферы, которая его больше привлекает.
Свидетельство о публикации №221032300052