Актер Лев Свердлин

Недавно на ютубе все понимающий компьютер  предоставил мне возможность посмотреть старый детектив «Ночной патруль». В этом фильме сыграли замечательные актеры – Марк Бернес, молодой Владимир Васильев, Зоя Федорова и другие. Роль умудренного опытом комиссара милиции сыграл Лев Свердлин.  Мне захотелось узнать более подробно о его жизни и творческом пути, а узнав это, я решил поделиться со своими читателями этими сведениями.

Лев Наумович Свердлин – один из лучших актеров кинематографа нашей страны. Еще во времена РСФСР в 1944 году он был удостоен звания Заслуженного артиста. Его труд не остался незамеченным и далее. В 1947 и 1954 годах он получил звания Народного артиста РСФСР и СССР соответственно.

Свердлин Лев Наумович родился в Астрахани шестнадцатого декабря 1901 года. Его отец работал помощником машиниста. Но насладиться безоблачным детством у Льва Наумовича не получилось. Он остался сиротой уже в десять лет. И с этого времени ему пришлось самостоятельно зарабатывать себе на кусок хлеба. Он не чурался любой работы. Был учеником сапожника и портного, подмастерьем столяра и даже киномехаником. Подрабатывал в магазинах и цирке. В девятнадцатом году ушел служить в Красную Армию.

Несмотря на тяжелое детство, Лев Наумович Свердлин еще с юношеских лет точно знал, что у него есть заветная мечта – стать актером. И это являлось целью его жизни. Для осуществления мечты требовалось получить специальное образование. И юноша поступил в театральный техникум им. Луначарского. Затем Свердлин окончил ГИТИС. В нем он учился на курсах Всеволода Мейерхольда.

Самые первые роли Лев Свердлин получил, когда учился в ГИТИСе. Сначала он сыграл мужа Флоранс в спектакле, поставленном Мейерхольдом «Великодушный рогоносец» в 1922 г. В последующих театральных постановках того же года – роли кредитора и чиновника. В двадцать третьем году Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Земля дыбом». Свердлин в нем играл роли комиссара и солдат.

Жизнь Свердлина была изначально тесно связана с Всеволодом Мейерхольдом. Это был не только его учитель. Курс Всеволода Мейерхольда стал фундаментом государственных театральных мастерских в Московском театре. И Свердлин получил в нем работу, где сыграл почти в двадцати театральных постановках. Трудился он там до его закрытия, которое состоялось в 1938 году. После Лев Свердлин устроился работать в театр им. Вахтангова. В нем он играл в спектаклях до рокового для нашей страны сорок первого года. А через пару лет перешел в труппу им. Маяковского. Свердлиным было сыграно много ролей в разных театральных постановках. Ему легко давался любой репертуар – и современный, и классика.

Начиная с 1924 года, Лев Наумович Свердлин устроился работать педагогом в Узбекскую драматическую студию, находившуюся в Москве. Оттуда и началась его педагогическая карьера. Помимо студии, в 1962 году он преподавал актерский курс во ВГИКе. А через год стал художественным руководителем в ГИТИСе.

В кино Лев Свердлин дебютировал в 1925 году. Первая картина, в которой он снялся, называлась «На верном следу». В ней он играл роль Васи. Она ему очень хорошо удалась. В 1936 г. сыграл рыбака Юсуфа в фильме «У самого синего моря». Его известность возросла после картины «На Дальнем Востоке», вышедшей на экраны в тридцать седьмом году. Все более узнаваемым Свердлин стал после выхода в следующем году фильма «Волочаевские дни». Но, несмотря на роли в кино, работу в театре он не бросал, продолжал трудиться и там.

Многие зрители считают, что роль Насреддина ему удалась лучше всего. Свердлин сделал из персонажа энергетический сгусток, заставил зрителя увидеть его жизнелюбие, стремление к справедливости. Хотя критики сначала даже упрекали актера, что сниматься в комедии (тогда шел сорок третий год - самый разгар войны) неэтично. Потому как время для страны и так очень тяжелое. Но как только фильм «Насреддин в Бухаре» вышел на экраны, публика была просто покорена. И эта картина стала одной из самых популярных тех лет.

Благодаря большому жизненному опыту, который Свердлин начал получать еще с 10-летнего возраста (после того, как остался сиротой), он стал великим актером кино и театра. Во многом за счет своего типажа ему прекрасно удавались роли японцев, монголов, узбеков, татар и т. д. Многие другие актеры начинают заштамповываться из-за одноплановых типажных ролей, но не Лев Свердлин. Фильмы с его участием были настолько интересны, что их хотелось пересматривать не однажды. Он показывал высшее актерское мастерство, наделяя своих персонажей, которых играл, яркой индивидуальностью. А в результате они всегда выделялись из общего числа тех, кто «на одно лицо». Свердлин передавал зрителям не только характер и внутренний мир персонажа, но даже его мировоззрение, философию и эпоху.

Даже отрицательные персонажи были сыграны Свердлиным так, что представали как умные и хитрые, но достойные враги. И, несмотря на то что Лев Свердлин сыграл множество ролей противников Советов и заграничных шпионов, он был награжден Сталинскими премиями даже три раза.

Последние фильмы, в которых снимался Свердлин, вышли в шестьдесят восьмом и девятом годах. Первый назывался «Как велит сердце». Свердлин сыграл в нем роль Каримова. А второй по пьесе А. Миллера «Цена». Последней работой в театре стала театральная постановка «Душа поэта». Там Свердлин не только сыграл, но и выступил в роли режиссера. Один из последних образов, которые создавал Свердлин в кинолентах, удался ему блестяще. Это роль Буденного в «Неуловимых мстителях». Из всех исполнителей роли Буденного Свердлин больше всего похож на прототипа даже внешне.

Мне запомнились герои Свердлина во многих фильмах.  Часто это были роли второго плана, например, в фильмах «Жди меня», «Повесть на настоящем человеке», «Живые и мертвые», но всегда запоминающиеся, потому что были сыграны очень правдиво.

Личная жизнь Свердлина тоже оказалась тесно связана с театром. Его жена, Александра Яковлевна, окончила ГЭкТеМас и впоследствии работала в театре Всеволода Мейерхольда.

Это были два сильных и самобытных актёра. У обоих за плечами было обучение в театральной мастерской имени В. Э. Мейерхольда, множество ролей в театре. Лев Свердлин много и успешно снимался в кино, Александра Москалёва так и осталась театральной актрисой. А ещё она обладала таким искромётным чувством юмора, что поговаривали, будто превосходила в остроумии саму Фаину Раневскую. Лев Свердлин и Александра Москалёва почти полвека шли рука об руку, но актёр всю жизнь боялся потерять свою Шурочку.

Между ними по паспорту значилось восемь лет разницы, но волею судьбы Лев Свердлин и Александра Москалёва пересеклись во время обучения в Государственной экспериментальной театральной мастерской под руководством Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Тогда же и обратил внимание молодой талантливый актёр на юную студентку. Она очаровала его не только своей внешностью, хотя отличалась необыкновенной самобытной красотой. Александра Москалёва могла поддержать беседу на любую тему, была очень талантлива и обладала таким невероятным чувством юмора, что вокруг неё волей-неволей создавалась атмосфера всеобщего веселья.

Робкие ухаживания Льва Свердлина Александра Москалёва приняла весьма благосклонно. И вскоре они уже были неразлучны. Он после окончания мастерских в 1926 году служил в театре имени Мейерхольда, она, ещё в бытность студенткой, с 1924 по 1927 год была задействована в постановках того же театра.

После 1927 года профессиональные пути супругов на какое-то время разошлись. Они работали в разных театрах, однако неизменно радовались успехам друг друга. Александра Яковлевна гордилась успехами Льва Наумовича, который, помимо тетра, много и успешно снимался в кино. Он воплотил на экране множество разных образов, в том числе Ходжу Насреддина, Семёна Будённого и Григория Орлова. Александра Яковлевна снялась в фильме «Верность матери» и сыграла Шуру из бухгалтерии в фильме-спектакле «Сослуживцы» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Позже по этой же пьесе был снят «Служебный роман».

В 1943 году супруги вновь оказались в одном театре, и до конца своих дней оставались участниками труппы Театра имени Маяковского. Они были очень счастливы, Лев Свердлин и его любимая Шура. В их доме царила особенная атмосфера, в которой каждый, пришедший к ним в гости, чувствовал себя тепло и уютно. Им удалось в 1945 году пережить смерть своего единственного сына Юрия. Кстати, именно Юрий и стал причиной того, что по документам его мама впервые вышла на сцену театра имени Мейерхольда в 12 лет.

Однажды, он сказал маме, что мама очень молодая, а в паспорте указана неправильная дата. Взяв ручку, он незаметно исправил в годе рождения Александры Москалёвой цифру 3 на 9. Так она стала моложе на 6 лет и везде значится датой рождения 1909 год. Эту историю описал в своей книге «Сначала я был маленьким» внук Всеволода Мейерхольда, Пётр Васильевич Меркурьев.

Актёр Пётр Меркурьев считал Льва Наумовича и Александру Яковлевну своими вторыми родителями. Впервые он попал в их дом в 13-летнем возрасте и остался рядом с этими удивительными людьми на долгие годы.

В шестьдесят пятом году летом Свердлину стало плохо, и была сделана сложная операция. После нее он не мог поправиться еще несколько месяцев. И вернулся в театр им. Маяковского только в середине осени. За три последующих года болезнь его больше не беспокоила. Но в шестьдесят восьмом году, во время поездки в Японию, Лев Наумович снова почувствовал недомогание.

В феврале следующего года Свердлину пришлось лечь в больницу на обследование. Врачи поставили неутешительный диагноз. У Свердлина обнаружили раковую опухоль поджелудочной железы. Но артисту об этом диагнозе не сообщили. Он выписался из больницы через неделю и уехал в Ялту на очередные съемки. Они закончились только в начале мая. И через неделю после возвращения актер Лев Свердлин снова лег в больницу, уже догадываясь о своем диагнозе. Вновь была сделана операция. Но она помочь актеру уже не могла. Болезнь находилась на последних стадиях. В июне Свердлин был выписан домой. Но рак начал прогрессировать, и двадцать девятого августа 1969 года Свердлин Лев Наумович умер. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. Александра Яковлевна была похоронена на Новодевичьем кладбищерядом с мужем, которого пережила на 8 лет.


Рецензии