Где он проходит, наш рубикон?..

Татьяну Сабаньску знаю давно. Помню, как в 95-м она впервые пришла на заседание только что образовавшегося городского литобъединения «Горячий Ключ». Принесла с собой подборку своих стихов и скромно прочитала несколько из них.
До сих пор не могу забыть того впечатления, которое оставила в душе поэтесса. Её потрясающие образы поистине живым воплощением наполняют мир, обогатив его и украсив. Настолько многообразна палитра лингвистического мольберта Татьяны, что, ощутив однажды волшебство художественной магии, навсегда остаёшься очарованным творческим потенциалом мастера.
Мощный метафорический напор в произведениях Сабаньской буквально повергает в смятение сознание, ибо по-иному не воспринимается её поэтический голос. Взять любую из работ, хоть ранее написанную, будь то «Карнаухий колокол», или из последних – «Рубикон», все они глубоки по содержанию и на грани душевного надрыва. Не может слушатель оставаться равнодушным, когда на него вихрем обрушивается бытующая действительность с её бьющей наотмашь житейской правдой.
А кто станет возражать, что в поэме «Рубикон» не сама эпоха гвоздями сурового рока распяла грехи нынешнего поколения, чёрной кровью порока хлещущие из больного тела. Ведь это мы сами породили того ужасного уробороса, то отвратительное чудовище, которое пожирает самоё себя. Все эти истины из «Рубикона» врезаются в сознание, словно бессмертные тексты в скрижалях, отчеканенные Творцом на вечные времена. А по-другому и не воспринимается изложенное автором, поскольку сам глас народа взывает красноречивым слогом к разуму, совести и милосердию современника.
Татьяна глубоко верующий человек, а посему библейские мотивы естественным образом звучат из её уст, органично совмещаясь с повседневным током реальности. И своей прозорливостью она безошибочно улавливает божественные откровения. Вот как она определяет суть «слабой половины человечества»:
…Важнейшая её примета –
Каприз последних холодов,
Голубки кротость
                и змеи укус –
Почти готов
          мужской душе искус…
Впечатляет такая оценка женской природы. И кому, как не женщине, озвучивать столь критические суждения. Не покидает ощущение, что это же сказано о самой себе.
Да, и не сочтите сие высокопарным, но в России поэт всегда являлся воплощением чего-то большего, чем просто автор текстов. И Татьяна Сабаньска являет собой достойный образец того самого оракула, который ниспослан провидением, чтобы вещать о грядущем, а также, комментировать тему текущего дня. Её гражданская позиция всегда выражена весьма определённо, пусть даже это будет лирическое произведение вроде «Осени» или «Снежных мазков». Всё пронизано неизменной любовью к родине.
Однако в поэме «Рубикон» патриотические чувства, присущие перу поэтессы, наиболее ярко проявляют себя хлёсткими выражениями сложившегося в Отечестве политического эпоса. Несомненно, именно так можно охарактеризовать творческую деятельность мастера слова, накрепко связанного с древней народной традицией былинной литературы. Тонкое ощущение текущего момента обязательно присутствует в авторской речи, в подтексте, в смысле изложенного. Символическое наполнение стихотворных строк вполне можно отнести к народному эпосу минувших времён, пусть даже если это не традиционно изложенная баллада «Сказ о красавице Шамсет, князе Алийхане и игрушечном соловье».
Для непосвящённых объясню, что речь здесь идёт о древней легенде одного из многочисленных народов, населяющих нашу необъятную родину, а именно, об адыгах. Ведь это тоже наше общее достояние, тем более, что Татьяна проживает на территории некогда обжитой этим народом. Вот она и впитала в себя это наследие. А оригинальность подачи материала в данном случае подчёркивает авторскую индивидуальность и глубокую связь с опытом предыдущих веков. Читая её «Рубикон», не покидает мысль, что история трагических эпох нашего мира неразрывно связана с сегодняшним днём и продолжается кипением страстей не меньшего накала. Что талантливо и самобытно выражено в неповторимых перлах Сабаньской.
Если же сравнить ахматовский «Реквием» с «Рубиконом», то по эмоциональному наполнению, пожалуй, они равнозначны. Оба произведения отмечены печатью личностного восприятия: у Анны в горниле мирового пожара сгинул любимый сын, у Татьяны – погиб близкий друг в украинском майдане. Не смею судить, которое из произведений масштабнее, пусть это решит сам читатель. Но со своей колокольни замечу, что отдаются набатом в душе моей вот какие строки:
...Держали шеренги –
Истово…
Держали шеренги –
Жертвенно…
Отряды поредевшего
«Беркута»,
Избитые цепями.
А в воздухе
Тянуло серой,
Палёной шерстью
И лживыми
Расхожими речами…
И надо заметить, едва соприкоснувшись с текстом, погружаешься мгновенно в него, отождествляясь с изложенными событиями и проживая их вместе с автором. Читатель невольно становится очевидцем и участником, настолько проникновенно доносятся до него все отзвуки оживших картин. Кинематографом сменяющихся кадров можно назвать авторскую интерпретацию трагических событий, живо предстающую в воображении. И вспоминаешь горящий Киев, безумные призывы безответственных лидеров, пылающих живыми факелами беркутовцев, посулы заморских златоротцев… и кровь, пули, трупы, а сверх того неисчерпаемый океан скорби.
И не осмыслить, как в человеке вмещается столько духа, чтобы выдохнуть его с неимоверной мощью наружу запоминающимися образами и красочными метафорами. Неужто сей божий дар ниспослан во благо избраннику для предначертанной счастливой участи? Или может это тяжкое бремя, наложенное всевышним для исполнения некой миссии? Во всяком случае, в «Рубиконе» устами поэта глаголет сама эпоха, вздыбленная неистовой силой и брошенная на плаху всемирного эшафота.
Не в том дело, что бытие определяет сознание, но в том, что личность вещающего в массы имеет закономерность определять духовные ориентиры, утверждать нравственные критерии. Безусловно, любой гражданин, адекватно оценивающий текущий момент, воспримет должным образом воздействующие извне враждебные силы и поймёт насколько важно сплотиться в едином народном монолите. И тут к месту будет мастером точно сказанное слово. Помните, как в бессмертном гимне «Священная война» обрела зримое воплощение народная воля, всколыхнув воодушевлённые праведной идеей массы? Вот так и «Рубикон» духом нынешнего времени питает нас, вдохновляя на патриотические чувства к отечеству.
И преклоняюсь пред авторским мастерством Татьяны Сабаньской за то умение передать достоверно и ощутимо энергетику исторического момента, очевидцами которого нам выпало стать. Ещё от себя добавлю, знакомьтесь с достойным автором и, убеждён, в ваших душах зажжётся свет нового маяка. Незабываемый свет истинного поэтического дарования.
                В. Зангиев,
                член Союза российских писателей

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ "ГРАЖДАНИНЪ" ЗА МАРТ 2021 ГОДА (Г. МОСКВА)   


Рецензии