М. М. Кириллов Кусочек жизни Воспоминания



М.М.КИРИЛЛОВ

КУСОЧЕК  ЖИЗНИ

Страничка
из детских воспоминаний

      Это было в Петропавловске-Казахстанском в период эвакуации нашей семьи из Москвы в 1942 году. Моя книга, в которой об этом рассказано по моей детской памяти спустя 60 лет, вышла впервые в 2007 году в саратовском издании под названием «Мальчики войны» и переиздавалась позже.
      Страничку из этой книги я привожу практически без исправлений. Это воспоминание имеет самостоятельное значение и посвящено памяти погибших тогда ленинградцев.
      «Где-то в августе 1942 года к нам домой пришел эвакуированный из блокадного Ленинграда наш дальний родственник. Он был из семьи неких Бруксонов и Фарберовых, приютивших в 1914 году нашу маму и её братьев, оставшихся сиротами после смерти их отца в городе Быхове, в Белоруссии».
       «Пришедший к нам был истощённым мужчиной маленького роста  и хлипкого телосложения. Я помню, как радовалась мама, на чужбине встречи желанны. Это был дядя Яша Бруксон. Они не виделись уже лет 20.
      Они посидели за чаем, поговорили, и он ушёл. Его семья – жена и дочь - жили уже с год  где-то недалеко от нас, в городе, как и мы, на частной квартире.
      А вечером мама рассказала мне по секрету, что этого дядю, знавшего несколько иностранных языков и занимавшегося эсперанто (международный язык), жившего в Ленинграде, незадолго до войны увезли в НКВД, держали в камере и на допросах били по голове металлическими шариками на шнурках, доводя до беспамятства и сумасшествия. Потом, видимо, убедившись в бесполезности и безвредности этого человека, его отпустили. Это было незадолго до начала войны.
       Как они сумели эвакуироваться из Ленинграда и добраться до Петропавловска и на что жили, я не знаю.
      Вскоре там же, в Петропавловске, после его визита к нам, он и умер от ещё блокадной алиментарной дистрофии.
      Мама и я (мне было тогда 9 лет) посетили их. Дочка, девочка лет десяти, страдала врождённым пороком сердца и сердечной недостаточностью, губки у нее были почти чёрные. Вскоре эта девочка умерла. Её мама осталась одна. Вскоре мы уехали домой, в Москву.
      Уже после окончания войны мы узнали, что мама этой девочки, тетя Вера, по фамилии Гордон, в конце войны всё-таки вернулась в Ленинград. Но там эта волевая, но много перенесшая женщина, из-за одиночества, покончила с собой». Так ушла из жизни вся эта семья мучеников. В их память, из уважения к их страданиям, мне и захотелось воскресить хотя бы последний кусочек их жизни. Это важно знать живым.
    


Рецензии