Добролюбов, Короленко, Чириков - совесть России

Вероятно, чередой законов, тему просвещения скоро закроют совсем. Это и хорошо и плохо. Дело в том, что в 1825, 1905 плюс минут туда-сюда её тоже закрывали и это приводило к бунтам, гражданским войнам...  А вот СССР (в школах восхищались Добролюбовым, декабристами, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным и другими просветителями - совестью нации), развалился сам по себе. Его не защищали ни коммунисты, ни, даже, офицерство  красной армии, ни прочий "совестливый" люд. Поэтому, просветительство (свободное) явно вредно. Всё-таки запрет на просветительство что-то ещё родить может, а разрешение, наоборот "морит" мысль. Мыслить нынче не модно, и уже, почти, некому, следовательно, мыслить надо запрещать, мысль давить и кошмарить, мочить и обугливать, хрючить, крысить и колбасить, цензуру вводить, народы кошмарить и вот тогда... взойдёт она...    

Верно, ты негодяй и мошенник,
Если ты уж решился сказать,
Будто тот есть отчизны изменник,
Кто на взятку посмеет восстать.

Нет, неправда, что то есть скотина,
Ветрогон и пошлейший дурак,
Кто не алчет высокого чина,
Кто на службе не множит бумаг.

Кто, служа бескорыстно и честно,
Не по взяткам расправу творит
И преследуя зло повсеместно,
Чистой страстию к долгу горит.

Нет, не он есть отчизны губитель,
Губишь ты её, злая змея,
Губишь ты её, вор и грабитель,
Ты, корыстный, рутинный судья.

Патриотом слывёшь ты, надменный,
Но отчизну ты хвалишь, - губя…
О, с каким аппетитом, презренный,
По зубам бы я съездил тебя!!!
                Н.А. Добролюбов (в альбом поборнику взяток)       
Нижний Новгород - это место рождения очень многих замечательных людей, многие из которых стали историческими личностями. Среди них Максим Горький, московский патриарх Никон, протопоп Аввакум, Кузьма Минин, Ростислав Алексеев, И.И. Африкантов и другие.

Но было у Нижнего Новгорода ещё одно предназначение. В этом городе родилось очень много неравнодушных людей, которых можно считать совестью России. Кроме того, именно в  этот город, хоть и был он расположен не далеко от Москвы, ссылали «заблудшие души» творческих людей: учёных, писателей, священников. Из самых знаменитых можно вспомнить священника Флоренского, академика Сахарова, писателей Короленко и Чирикова.

Моё повествование  о писателе Е.Н. Чирикове. В конце XIX и начале ХХ века это был один из самых блестящих публицистов России. Примечательно, что нижегородцы более всего помнят и чтут именно писателей – публицистов, тех, кто ни смотря ни на что, обличал мещанство, чиновничий беспредел, общественные пороки.  Большинству писателей – публицистов трудившихся в Нижнем Новгороде, благодарные нижегородцы воздвигли памятники и создали музеи. Есть музей Добролюбова, Горького, Короленко.
Но, вот выдающегося писателя – публициста Е.Н. Чирикова заслуженная слава обошла стороной.  Это примечательный факт, в основе которого лежит лично требование В.И. Ленина к Чирикову и его семье покинуть Россию. Это удивительно. Дело в ом, что популярность Евгения Николаевича Чирикова в дореволюционной России была огромна. В 1916 году было издано 17 томов собраний его сочинений. Это почти в два раза больше, чем, например, у Куприна в тоже время.  Отдельными книгами вышли такие его труды, как «Поездка на Балканы», «Эхо войны» и другие.

Его деятельность крайне раздражала любую местную власть, где он проживал и трудился, в том числе и нижегородскую, но центральная власть считала его деятельность полезной, так как вскрывала коррупцию и разложение в тех регионах о которых он писал.

Мы живём уже в XXI веке, но труды Чирикова злободневны и ныне, причём не так, как, например, книги Салтыкова-Щедрина, Грибоедова, Гоголя, Горького, а именно как публициста. Для современного журналиста, Чириков – это дар божий. Бери любую его статью, меняй фамилию и она обязательно подойдёт к какому-нибудь текущему уголовному, коррупционному делу, а то и просто к живущему ныне персонажу.
В это моё повествование не входит задача проводить прямые аналогии, в каждом субъекте Российской Федерации они свои, но согласитесь, что в каждом регионе сегодня найдётся с десяток фамилий, которые можно поставить вместо фамилии описанного Чириковым взяточника.

«Имея исторические корни, взятка получила у нас полные права гражданства, а взяточник сделался почётным членом общества. Вот теперь, Рейнбот, выпущенный на поруки, поехал отдыхать в Ялту и, конечно, будет с гордостью гулять по набережной и орлом глядеть на море и публику, а знакомые по-прежнему будут его приветствовать и горячо пожимать ему ручку. У нас взятка перестала носить в себе нечто позорное, ибо она – бытовое явление, освящённое древностью времён. Начальство и жители – это победители и побеждённые, между ними идёт вечно партизанская война, и в этой войне никто не думает о том, что и те и другие – члены единого государства… При отсутствии чувств гражданственности и патриотизма в истинном значении этого слова и казна государственная стала представляться и жителю, и его начальнику, как нечто чужое, постороннее, к нему не относящееся. Казна – это не общий народный карман, а чужой, из которого не грех побольше вытащить!...».

Согласитесь – это не просто текст, это готовая матрица для заполнения современным журналистом любой, может быть кроме шоу-передачи, теле и радио программы.
1916 год. Самодержавная Россия находится в очень не простом и военном (идёт Первая мировая война) и политическом положении. Нужны новые решения, новый взгляд на всё государственное устройство, но вместо этого, продолжает процветать коррупция, взяточничество среди высших эшелонов власти и продолжение обеднения народа, к которому ещё добавляются похоронки с фронтов мировой войны. 
Писатель, как рупор, прямо предупреждает власть:

- Режим, нажим, прижим… и один сплошной вой обывательский от бесконечной политики успокоения, в основу которой положено беззаконие… Где же закон, этот краеугольный камень, на котором строится современное государство? «Пропала совесть», - писал когда-то Щедрин. а теперь пропала не только совесть, а и закон…». Читая жалобы провинциальных жителей на разгул всяческого произвола, усердно насаждаемого провинциальными администраторами и их сподручными, губернскими, уездными и волостными властями, можно подумать, что смой первой и самой главной обязанностью они считают для себя разрушение в управляемой губернии всякого представления о законе и законности у жителей Российской империи.

Убедительно показаны механизмы «успокоения» и принципы подбора и перемещения «успокоителей». В частности, наряду с другими губернаторами, подробно описаны «дела и свершения» нижегородского губернатора Хвостова. «С такими губернаторами можно последний остаток спокойствия потерять», - пишет Чириков в II главе «Успокоение».

Он оказался прав во всём! Но, если бы власть прислушалась к словам: «Режим, нажим, прижим» и провела их детальный анализ из-за чего, по другим словам: «взятка, коррупция, мошенничество», то и революции 1917 года не было бы.
Так выходит, что совесть у нации была, вот только слушать её было некому.   
Конечно, не мог Е.Н. Чириков обойти стороной и образование.  Он писал очень пронзительные и для нашего времени слова: «Младенцы стреляются, а ведущие их к познаниям блага не унывают.  Единственная реформа школы – введение «потешных» - идёт усиленным темпом… Педагоги спешат отчитаться. Один придумал потешных пожарных, потешных сельских хозяев и т.д. Всех, однако, перещеголял инспектор, истинно русский педагог г. Бракенгеймер… Заработал фотографический аппарат для создания снимков разных видов спорта, ручного труда, занятий садоводством, сельским хозяйством и другими ремёслами. … Бракенгеймер устанавливает учеников к станку, и фотографический аппарат запечатлевает новую отрасль «ученики занимаются ручным трудом. Куплено штук 30 лопат, ученики позируют, и фотографический аппарат запечатлевает: «ученики занимаются сельским хозяйством… Все эти снимки спешно проявляются и отсылаются … на показательную выставку… и просьбы множатся: разрешите мне немедленно приступить к обучению их стрельбе, топографии, самоокапыванию, сигнализации и проч., так как для предстоящих действий они должны пройти эту школу.

О Господи!... Жизнь как сон подвыпившего фантазёра…».
               
Конечно, всё это читать прикольно, если бы не последствия.

Чириков прямо указывал: «Было бы болото, а черти найдутся… Всё дело в болоте. а болото огромное, тинное, с кочками и трясинами, и осушить его труд громадный для господ сенаторов. В нём – всякая нечисть кишмя кишит, и особенно радоваться тому, что удалось вытащить из него несколько головастиков, не приходится. Нужна работа народных общественных сил для осушения этого гнилого болота, основательная корчёвка, прорытие канав и солнечный свет, яркий солнечный свет. А у нас в сферах – светобоязнь… Приподняли завесу, заглянули в щелку, и сами испугались…».

Своим учителем Е.Н. Чириков считал В.Г. Короленко. Защищая Чирикова от многочисленных нападок на него, Короленко писал: «Пресса есть, между прочим, орудие борьбы со всяким злом местной жизни, и там, где по существу сказана маленьким человеком правда о человеке сильном, её нужно отстоять до конца… Это есть право сотрудника, в этом и обязанность, и достоинство, и честь редакции».

- Сегодня в местной прессе нет даже отделов по работе с письмами граждан. Жаловаться, имея в виду свою публикацию в печатном органе, в общем-то, обывателю, некуда. В Интернете власть, особенно местную, тоже обличать нельзя. Так выходит, что в самодержавной России у СМИ возможностей по борьбе с коррупцией, разворовыванием бюджета было больше, чем сегодня.

Чириков очень много работал именно с письмами граждан. Он часто прибегал к журналистским расследованиям. Власти болезненно реагировали на фельетоны писателя, обвиняя его в клевете, но потоки писем простых читателей в его поддержку с описанием ещё более вопиющих случаев придавали Чирикову силы и желание бороться за обиженных и оскорблённых. Он не уставал говорить о том, что подобные случаи не единичны, что взятки и коррупция, финансовые махинации и отмывание денег, бесправие маленького человека и безнаказанность власть имущих губят страну, ломают человеческие судьбы, уничтожают душу русского народа.   
Писатель буквально предупреждал и взывал к срочному решению нависших над страной проблем, главной из которых стало полное разделение народа и власти. Он видел и предупреждал о грозившей стране революционной опасности, но был заглушен другими призывами.

Кроме прекрасного публициста Е.Н. Чириков был ещё и прекрасным юмористом. Именно ему принадлежат крылатые слова: «А в общем, чудо: народ тощает, а бюджет пухнет… Не знаю, почему. Механика трудная. Во всяком случае хорошо, что не худеют оба: и народ, и бюджет…».

В нижегородской области жили прекрасные писатели – публицисты, которых можно смело назвать совестью России.

Вспомним их имена:

- Евгений Николаевич Чириков,
- Алексей Максимович Пешков (Максим Горький),
- Николай Александрович Добролюбов,
- Владимир Галактионович Короленко
   

   


Рецензии
Добрый день, Сергей! С интересом прочитала про русского публициста Е.Чирикове. Хорошо, когда есть такие публицисты, что не скрывают пороки общества и власти.
С уважением,

Людмила Каштанова   04.08.2022 13:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.