быто о писательный жарнр, и около того окрестности

быто(о)писательный жарнр, и около того (окрестности-ка) .


--
прослушав прозу (в аудьоо`виде`) советск. видного писателя
трифонова юр. (:по рек. того же дм.быкова, из его лекции од-
ной из; той самой от дек.`15, п. "один") . в частн. его- три-
фонова-то - "дом на набережной" .



----

**

существует много жарнров как известно . от амурных и мелодраматическ.
до витиеватых замудренных хитросплетенных, - их замесов , смешений ..

что можно сказать о прозе трифонова юр.
википедия говорит что он относитса к ж. т.н. `городской прозы`, урбани-
стики (;видимо , на контрасте с пасторальным - про сельскую жиснь и мо-
тивы таки и пр.).
слушая запись тхта его "дома на набережной", действительно не встречаю,
всяких `выкрутасов` , хитрозамысловатостей, эстэтствований (разной сте-
пени воинствующих соотв.).
нету у него ни идеологическ. , ни околополитическ. нарратива, подоплеки,
- в его как миним. энтой-то повести (/..романе ? ли) соотв.

некыя действительно околобытовыя , городскыя , (мещанскыя и не только..)
- мотивы-то .  безконфликтная проза ; в смысле не ставящ. ни остросоциа-
льн., ни (..тем более)  религиозн., ни околополитич. , - проблематик-то.

фабульные, повествующие, сообщающие , сугубо прагматического если угод-
но характера, - рассказы . довольно простые и особо незамысловатые, без
зауми , премудроствований . (без явной и сатиры).  событийные повести .
где-то не без претензии на юмористичность (: комичность, ироничность) .

философия определенная есть (: а где собств. её нету-то..) ; не то чтобы
.. эхзистенциализмъ-то , структурализмъ-ка ; индивидуации, постмодернос-
ть .  и пр.  веяния - общемировыя .  ибо, на дворе ж , - 7о-е гг.  хх  в.
битники всякие на западе-то , уже отыграли неск. актов.

тем временем, в ссср-то - спа`ла оттепель 6о-х; - `форточка`, глоток св-
ободы ; она-оттепель - сникла , сошла на нет уж.
началса, вернулса точнее как бы - уже снова, т.н. режим ..неосталинизма.

что остаётса писателю.
зачем на себя накликивать беды ?. к чему дразнить репрессоров, чикистов?
к чему лезть на баррикады. ради, во имя чего .

к чему неформализм, нонконформизм. есть ведь `политика партии`, есть ут-
вержденный канонизированный монополистск. стиль - соц.реализма во всём .
а, `несогласных`-то , - скручивают да об косяк. как всем известно. чтобы
не повадно-то было никому.
с одной стороны - послушание, подчинение - указам режима. конформизм, у-
годничество ли, конъюнктуризм. желание нормально жить. выжить. инстинкт,
банальный. существования-то.

так вот, возвращаяс к персоне писателя тов. трифонова юр., что можно ск-
азать , какую из нелицеприятных, негороических характеристик приведенных
чуть выше, можно отнести к нему .?   действительно ли он , лицемерил , ..
кривил душою; - делал лишь вид, - что согласен с `политикою партии`/режи-
мом ? а может, просто, в обычной-то, бытовой т.с. жизни-то, - и не замеч-
алос особо-то; - того кошмара и ужаса что творилса в застенках лубянки и,
пр. особых местах ужаса диктаторского тоталитарного деспотического репре-
ссивного, - политич. строя, увы; что правил однако тогда, страною-то .(?)

может и так.
его-трифоновский в частности прецедент, говорит что действит. можно было
`не вякать` , не дразнить драконов лубянских-то . пописывать и не в стол,
и не `сам издат` даже. а вполне официально. видимо, он вписывалса в прог-
рамму-то - собств. соцреализма что ли. иначе он не стал бы, наравне с др.
громкими широко известн. (и популярными даже) именами, одною из главн. ..
фигур литературн. процесса `70(-8о) гг., (хх в.)  в ссср  соотв.

бытовой круг вопросов , прендмет повествования - оказывалса беспроигрышн.
вариантом; тематики, жарнру, - дабы (как-то) удержатьса (поднятьса даже ,
кому-то где-то ..) ,  - на поприще иск-ва соц.реализму-то, лит-ры в част-
ности соотв.    .. ибо, обтекаемая , безконфликтная тема сия, - быта-то ..

что же этакого в его-трифоновской прозе.: дружба, любовь (даже не без эро-
тизмовв неких, ибо, и советскому человеку ничто человечье и не чуждо ж .;
миф же , что `секса в ссср нет`, ~ байка ведь, стёб, присказка, не более;
дети ж рождалиса, да ещё хлеще, к слову сказать, чем на руси да совр. ны-
нешней-то россии. то ли контрацептивы были острым дефицитом, то ли нажив-
ую подемократичнее-то; педагогичнее-ка; да и, политкорректнее что ли даже);
.. затем и мотивы - детства , ностальгии ; - тоже довольно универсальны ..
что ещё ?. 
героики какой-то, пропаганды ли, .. агитации ярой какой-то что ли, - нету.

ничего плохого. хорошее - есть (:те же ностальгич. эллегич. моменты детст-
ва-то , и т.п. пр. прелестей-то).
выдающегоса конечно прям явно яркого взрывного прям чтобы `ах`, и фонтана,
- нету конечно . ну и, ладно, пускай . простительно, более чем. 
однако.

(..)

--
ps.

на контрасте-то некоем с, прочтением чего-то, - да об, диссидентстве-ка .
однако.

(..)


----
pps.

--
и пару слов и об школе некоей т.н. собств. реализма в лит-ре .

**

если же расширять рамки чисто `городской прозы` |урбанистской,
и понятие бытописательства также расширить, то можно выйти и ,
на разного/различного класса писателей-прозаиков, писавших без
(явных/видимых/броскых-то,) претензий на: авангардизм, эстэти-
зм, абстракционизм и пр. модернистск.,постмодернистскыя штуки.

начиная от старины хэма (э.хемингуэя), хотя у него тока язык ..
был довольно не изысканным и незамысловатым , лексикон довольно
ограниченным. он как бы не стремилса к особой изысканности са-
мого лексикона. он видимо, старалса выжать все художественныя,
соки - из того набора/арсенала, что был в (оперативной) посто-
янной памяти ; ..что под рукою, знакомый , подручный, родной ;
и с самими словами, точнее их количественной составляющ., в с-
мысле многообразия,богатства - лексикона-то, - это, видать был
не совсем его конёк что ли. при том что он несомненно однознач-
но был мастером прозы. настоящим художником слова. просто, гам-
ма, палитра цветов, - была постоянной, им определенной, им люб-
имой соотв.  и брать иные цвета и оттенки - ему, видимо казалос
без нужды, не видел может необходимости особой . здесь я в т.ч.,
и оперса на эссе, посвящен. схожему/подобн. вопросу словотворч- 
ества-то, кундеры м.  в котор. в частности он как бы противопос-
тавл. соотв. такой минимализм лексикона хэмовскый, поискам изыс-
канных-ка слов-то; да, изысканий и с тенденциею/динамикою на об-
огащение,приращение систематическ., лексикона-то своего писател-
ьскаго соотв.  также, кундера , в +- том же эссе, дает раскладку,
(чуть ли не) в нотном виде, как хэм использует мелодику и ритмику
техста , определенных повторяющихса : слов ли просто, или фраз ,
словосочетаний определенных. и как они играют, взыгрывают в тхте,
разбирал, наглядно показывал, приводя соотв. фрагменты - хэмовск.
~
(ps: взял в руки книжку "пробл. жанрообразован. в древн.русск.л."
и там про параллелизм в христианских стихирах. слова преображенск.
приводятса, из его кн. `2ч г. , `культов. муз. в россии`. кстати).
~

так что, и диккенз , и твен ,  и  дж.лондон ,  и  т.д. и т.д. - ..
по-своему , прозаики-реалисты . (с вытекающ. нотами и бытописате-
льства , неизбежного как бы .  и, в т.ч. с темами и `городск. жис-
ни`-то .  откуда и берут начало современ. вышеразобранные и совет-
ские `городские прозаики` в т.ч. ).  невычурные , сдержанные, при-
держивающиеса определен. - русла, форватера - творческ., прозаиче-
скаго , в жарнре  реализма-то .

из наших прозаиков-реалистов хх в., это конечно же : горькый , грин
(хотя он конечно не без претензий и на эстэтствования; но и горьк.-
то также, и тогда уж,) (..зощенко м., - трудно в рамки загонять..); 
шолохов ; бондарев; горин; довлатов (и по хэмовск. традиции, и чех-
овск.). у довлатова ярко выражен юмор в его полу)документальной пр-
озе соотв.  ирония, самоирония .  данелия в своей мемуристск. прозе
тоже блестает таким родом юмора, житейно-философическ.-то . по-доб-
рому, то тонко, то погрубее , - мазки-то соотв.  живописуют .
разные писатели . стили неодинаковыя . манера разная . жарнр, вроде
один , - реализмъ-то . класс мастерства: владения словом ; богатст-
ва воображения ;  и  пр. ., - разный .
в равной степени, не без автобиографичности , в разных дозировках .
ибо, словами а.моруа, - `воображен. писателя рождаетса из реальн..
чувств . `   


(..)


----
вот-с.
на сегодня, на сейчас.

*


Рецензии