Детские годы в Балашове.. Часть 6. Переезд

Улица Ленина, рядом с переездом на Ветлянку..
В конце 60-тых годов мы переехали с бабушкой на улицу Ленина. Дом находился третьим по счёту от ветлянского переезда. По-моему из всех двухэтажных домов этого типа, что находились в этом районе, наш был самый лучший. Он был с огороженным двором, собственной колонкой (колодцем) с водой, с прекрасным садом и маленькими огородиками под садовыми деревьями, у всех были сараи. В конце двора построили общественный летний душ. А в середине двора была асфальтированная дорожка, стоял длинный деревянный стол и скамьи, где после работы собирались жильцы из восьми квартир. Даже о детях подумали заботливые родители этого дома сделали песочницу, куда привозили свежий песок. Вдоль входа в дом в палисаде росли цветы, особенно много было оранжевых лилий.

Моя бабушка была верующим человеком. Она не пропускала службы в единственной церкви на улице Советской. Меня она брала с собой, так как оставить было не с кем. Короткие службы я ещё выдерживала.. С бабулей я, конечно, не стояла рядом. Мне нравилось выходить во двор, он тогда был полностью огорожен, а вход был с улицы Советской. Во дворе был стол, на котором лежали поминальные книжечки, в них с одной стороны писались все родичи о здравии, а с другой - за упокой. Вдоль заборчика стояли лавочки, где я обычно сидела и наблюдала, как народ идёт на Хопёр купаться. Знала, что бабушка после службы сходит и со мной. А купаться я очень любила. Вечером на Хопре вода, как парное молоко.. Река в этом месте была широкой и неглубокой. Плавать я научилась давно, лет с четырёх, поэтому и заплывать подальше не боялась. А вот бабуля моя очень огорчалась, что из воды меня не вытащить.. Ходила по берегу, звала, кричала.. Но я то понимала, что если выйду.. то сразу поедем домой.
Возвращались мы на автобусе, где в то время работали кондукторы с фирменной сумкой на ремне через плечо. В детстве мне казалось, что самые лучшие в мире профессии, это кондуктор в автобусе и продавец в конфетном отделе. Но взрослея, узнавала о других специальностях и.. задавала бабуле кучу вопросов, на которые она не всегда могла ответить. Может поэтому я хотела быстрее научиться читать и ждала то время, когда пойду в школу. Мечта учиться, была самой заветной моей мечтой.

У бабушки были родственники, проживающие в нашей Саратовской области, двоюродные, троюродные.. В Святославке, Романовке, в Самойловском районе. И она всегда учила меня "родниться". Говорила: - "Родня, родичи - эти слова произошли от слова Родина. Ничего важнее этого в жизни нет. Как только Род распадается, то и сил одному подняться будет мало. Вместе всегда легче"
Потом, повзрослев, и научившись читать, я нашла подтверждение её слов..
Слово Родина произошло от древнего слова Род, которое обозначает группу людей, объеденных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего Рода. Отсюда и множество слов в русском языке с корнем "род":
Родить – значит произвести на свет потомство.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня –родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
НаРод – нация, народность, жители одной страны.

Как жаль, что сейчас многие из нас забывают об этом и даже родные братья и сёстры не всегда дружат между собой, став взрослыми. А уж двоюродных, а тем более троюродных родичей совсем забывают.

Чаще всего мы ездили к бабушкиным двоюродным сёстрам в Самойловский район, в село Песчанку к тёте Любе с дочкой Галинкой и в село Алексеевку к тёте Оле с дядей Марком. Люба жила при школе в Песчанке, она там работала. В летнее время ухаживала за садом и огородами на школьном участке. Помогала подготавливать школу к учебному году. Сколько её помню, всегда улыбчивая, приветливая, очень добрая. Дочка её Галочка, красавица. Мама для неё ничего не жалела, очень любила доченьку. Тётя Люба погибла, когда Галинка перешла в шестой класс. Мама мечтала, чтобы доченька стала учительницей. Галя закончила Саратовский пединститут и сейчас работает учителем в Самойловском районе.
У тети Оли в 60-тых годах, как и почти у всех тогда в Самойловском районе, крыши домов были соломенные. Она работала на ферме дояркой. Чуть свет, тётя Оля поднималась и шла на дойку. Там нет выходных, как в городе. Это очень тяжёлый труд. Днём в колхозах тоже не давали отдыхать, все в поле.. А дома тоже.. скотина, коровы, овцы, свиньи, куры, утки, а ещё огромный сад и огород.. Работы непочатый край. Как они там управлялись тогда.. не знаю. Нам, городским жителям, трудно даже представить всю тяжесть деревенских будней.

Как то приехали к ним в конце мая.. Тогда была очень холодная весна. В мае ещё снег лежал на полях. Молодой зелени для скотины не выросло, так все соломенные крыши скормили животным. Мы идём к дому.. смотрим крыши то нет.. Всё открыто, а целофана тогда не было, прикрыть от дождя.
Да и работали колхозники не за деньги, а за трудодни. Потом зарплату выдавали мешками с сахаром, мукой, пшеном..
Муж тёти Оли, Марк, был отличным печником. Его в деревне на расхват все звали, даже из соседних сёл приезжали.
Невозможно представить себе избу в деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого дома. Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи – все это русская печка.
Печка должна быть большой и теплоёмкой, долго хранить тепло и иметь удобный доступ, как для закладки дров, так и для приготовления пищи. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Размер печи достаточно большой, на ней даже устраивалась специальная лежанка, на которой всегда было тепло, и старым, и малым.

За лето мы приезжали раза два, особенно ближе к осени. Чтобы помочь Ольге с хозяйством. Собирали ягоду.. красную и чёрную смороду, вишню, варили варенья, резали яблоки и сушили их на крыше, чтобы в зиму было из чего компот варить. Вместо холодильника у тети Оли был во дворе глубокий погреб. С виду небольшой белёный домик под крышей, а откроешь дверь.. там ступеньки в низ.. а дальше целая комната, где хранились припасы на зиму, там же хранились сметана, масло, молоко.
Вокруг домов были плетёные из ивняка заборы. А за ними море цветов. Больше всего мне нравились разноцветные мальвы.
А еще рядом протекала чистая, как слеза, небольшая речка. С Галей мы часто рыбачили. Рыбы было много. Наловим рыбки и купаемся.. Красота!
За помощь, тётя Оля варила нам с Галей из сахара с молоком конфеты. До сих пор вспоминаю их нежный сладкий вкус.
В начале 70-тых у многих появились хорошие бревенчатые дома с железными крышами. И у тети Оли тоже. Соломенные белёные мазанки стали сараями. Помню, как мы с Галей обивали дом внутри дранкой, а потом мазали..
Всегда поражала ночь в деревне. Тишина.. Аж уши ломит.. После жизни рядом с ветлянским перездом, где поезда шли день и ночь.. эта тишина была непривычна нам, городским жителям. А вот когда к нам, в Балашов, приезжали бабушкины сёстры, они не могли уснуть от вечного шума.

Возвращались мы в Балашов с деревенскими гостинцами: сметанка, маслице, яички, грибы и баночкой варенья. Очень мне нравились из китайки. У них в саду росли два дерева -китайки. Вкуса необыкновенного. Сколько потом я не пробовала в разных местах России китаек, такого чудесного аромата, нигде не было.


Рецензии