из записной книжки 6

Сократ:
А теперь, если еще продлится мой век, я знаю, мне придется выносить невзгоды старости — буду я хуже видеть, хуже слышать, труднее будет мне учиться новому, скорее буду забывать, чему научился прежде. Если же я буду замечать в себе ухудшение и буду ругать сам себя, какое будет мне удовольствие от жизни? Но, может быть, и бог по милости своей дарует мне возможность окончить жизнь не только в надлежащий момент жизни, но и, возможно, легче.
*
Когда человек не оставляет в умах окружающих памяти о чем-то недостойном и тягостном, а увядает с телом относительно здоровым и с душой, способной любить, разве возможно, чтобы он не возбуждал сожаления?
*
Если смерть такова, (как сон без сновидений) я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.
С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и если правду говорят, будто бы там все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого, о мужи-судьи?
*
Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол.
*
Относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты.
*
О Сократе:
 Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить!" И никогда не уставал напоминать такие ямбы:

И серебро, и пурпурная мантия
На сцене хороши, а в жизни ни к чему.

Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.

Он говорил, что это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.


Он говорил, что есть одно только благо — знание и одно только зло - невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства напротив, приносят лишь дурное.

Он говорил, что его демон предсказывает ему будущее;

*
Не душа находится в теле, а тело принадлежит душе, душа же есть в Боге. Плотин.

*
«Печален я, - мой друг совсем ушёл…»
*
«Не говори с тоской: - их больше нет,
Подумай с благодарностью, что были».
*
Логос (от греч.— «слово», «речь», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение», «замысел») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл, замысел). При переводе Библии, заменим слово «Слово», на слово «Замысел», получится:
1 В начале было Замысел, и Замысел был у Бога, и Замысел был Бог.
2 Замысел был в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Ев.от Иоанна 1,1-3)
Уверен, что Логос здесь надо было переводить именно как Замысел, а не Слово. Тогда сразу же появляется могучий и ясный смысл! - Мир сотворён божественным замыслом!
Логос – это не Слово, а ЗАМЫСЕЛ.
*
Для того, чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим способом мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т. е. биологическая машина, и обширное поле сознания.


Рецензии
Если бы после смерти была какая-то альтернатива продолжения существования, люди бы не испытывали горя по усопшим. Мы ищем Бога, но не знаем что или кого мы ищем. Мы бессильны перед стихией, неизбежными катаклизмами, поэтому взываем к чему-то более могущественному.

Леонид Югаев   08.07.2021 17:12     Заявить о нарушении