Об авторитете Монтессори педагогов
- Полагаю, речь идёт не столько об авторитете, сколько о "привычной для нашей страны" авторитарности в педагогике. На мой взгляд, авторитет больше связан с уважением к опыту, знаниям, мудрости, с определённым доверием к человеку. А вот как раз авторитарность больше связана с беспрекословным подчинением, подавлением инакомыслия, уравниловкой, неуважением к отдельной личности, различными формами насилия.
В этом свете да, Монтессори педагогика относится к так называемым свободным или гуманным. Но в том и заключается её парадокс, что дисциплина детей в Монтессори подходе рождается из свободы в границах позитива. И, чем менее внешне заметен в развивающей среде педагог, тем он успешнее и более уважаем, даже обожаем детьми. Дети — главные действующие лица. Педагог то тут, то там легонько что-то подправляет, направляет то, что уже есть, вписан в естественный ход событий. Это возможно и потому, что пространство организовано определённым образом. И чем лучше оно подготовлено, продумано заранее, тем свободнее и самостоятельнее в нём дети.
"Слезть с пьедестала" - первое, что слышат обучающиеся на Монтессори ассистента или педагога. В Монтессори подходе педагог не идеал и не образец для подражания. Он только слуга и помощник, направляющий и показывающий, как делать проще и удобнее, наставник. Он действительно всего лишь часть развивающей среды. И Монтессори педагогу важно всю жизнь учиться и трудиться над собой — ставится задача освобождения собственного сердца от раздражительности, нетерпимости и гневливости, от критики, ложной оценочности и зависти, от высокомерия и гордыни, от желания поучать, от жадности, от привычки вешать ярлыки, от малейших проявлений корысти и эгоизма, от желания властвовать и управлять — той самой авторитарности. В Монтессори подходе педагог просто служит детям. И служит им как душам, способствует их развитию, а не прислуживает и угождает их прихотям. На первом месте стоят духовные задачи.
Каждую неделю после занятий весь коллектив остаётся для обсуждения рабочей недели. Все сотрудники учатся говорить о своих чувствах, а не о претензиях к другим, учатся задавать вопросы и прояснять все сложные ситуации в отношениях коллектива сразу же, не копя обиды и недопонимание. Все, не важно кто какую должность занимает, учатся уважению к труду и чувствам каждого сотрудника. Старшие, более опытные, помогают младшим. Это очень способствует сохранению позитивной доброжелательной атмосферы уважения и любви. Ведь мы не можем научить детей тому, в чём сами не сильны. Дети не могут жить и учиться в двойных стандартах, когда им рассказывают одно, а сами живут иначе!
При этом родители часто ревнуют к Монтессори педагогам, так как дети их слушают, а родителей — нет. Им помогают, стараясь даже предугадать чем можно помочь, а родителям дома не хотят. К ним идут с вопросами, а с родителями не хотят откровенно общаться. Им верят, а в родителях часто сомневаются.
Так кто действительно авторитетен? Тот педагог, который орёт и запугивает, подгоняет всех под одну гребёнку, потому, что так удобнее ему самому, заставляет сидеть неподвижно, вопреки детской природе? Или тот кто любит и доброжелательно, терпеливо помогает естественному детскому интересу к жизни в ней разобраться?
Бытует ещё такое мнение, что в Монтессори можно отдавать всех детей, с которыми не справляются родители и воспитатели или учителя в других местах, мол, там всех терпят. Но это не совсем так.
Известен, например, такой случай, когда после землетрясения в Италии в монашескую Монтессори школу отправили осиротевших детей. И одна девочка, у которой погибла вся семья, была так потрясена произошедшим, что перестала говорить и интересоваться чем-либо из окружающей жизни, глубоко ушла в себя, замкнулась. Она никому не мешала, но и не занималась. Монашки, тем не менее, её не трогали, специально не выделяли, заботились, как и об остальных детях. Иногда было видно, что она смотрит что делают другие дети, но на контакт ребёнок не шёл. Так прошёл целый год.
И только на следующий учебный год девочка начала брать пособия и заниматься. Она быстро нагнала сверстников, так как обучалась просто внимательно наблюдая. Ей нужно было это время, чтобы прийти в себя.
Да, терпение и любовь Монтессори педагогов творят порой чудеса - к самым закрытым детским сердцам получается подобрать ключик даже не делая вроде бы ничего особенного, просто относясь с теплом и деликатностью.
Но при глубокой педагогической запущенности, когда ребёнок мешает всем окружающим заниматься и работать, а тем более, если даже представляет собой какую-то угрозу безопасности, ему должны отказать в месте. Только два месяца даётся на адаптацию. Если за этот срок у педагогов не получилось, значит родители продолжают сами решать эту проблему, так как другие дети в группе не должны страдать из-за ошибок родителей такого педагогически запущенного ребёнка. И, если в каких-то конкретных центрах или школах до такой степени заискивают перед состоятельными родителями, что закрывают на это глаза, это уже не о Монтессори подходе.
Бывает, что после нескольких лет обучения в Монтессори садике или школе возникает ситуация, когда родители вынуждены отдать ребёнка в обычную школу. Имеет смысл заранее поинтересоваться каков в этой школе педагогический коллектив, какие люди там работают. Хорошие в смысле пед.состава школы обычно не самые "крутые" и не самые дорогие. Прежде всего, имеет смысл познакомиться с директором, так как сами знаете, всё начинается "с головы". Затем узнать что говорят родители учеников о классных руководителях и педагогах. Да, Монтесори-ребёнку лучше постараться найти думающего и доброго, насколько это возможно, классного руководителя, который не злоупотребляет возможностью власти над детьми и не славится своим авторитаризмом. В остальном обычно проблем не бывает. Монтессори-дети прекрасно понимают что такое правила, что важно считаться с другими людьми, что их мнение может не совпадать с мнением других, что важно уважать старших, но при этом не принимать на свой счёт лишнего - иметь собственное достоинство и своё мнение. Я слышала только о благополучных историях таких переходов в обычную школу. Учителя были довольны, так как Монтессори-дети развиты лучше и знают больше сверстников, позитивны и хорошо дружат, активны в общественной жизни, можно сказать, что в обычной школе они — звёздочки.
Надежда Нога 24.03.2021
Свидетельство о публикации №221032401077