Эссе Из детства. г. Челябинск

Эссе     Из детства. г. Челябинск.
Учусь в 4-ом классе женской школы номер 37,а мужская школа была 47.Девочки и мальчики учились раздельно. А, когда на улице играли, то все вместе. Итак, я уже в 4 ом классе. У меня своя комната в доме, а дом у нас свой. Если точнее, то отличившимся строителям, которые очень потрудились и в военное и  в послевоенное время, построили коттеджи по немецкому проекту, каждый на две семьи. По проекту предполагалась большая кухня-столовая, туалет с ванной, с удобствами, с канализацией и водопроводом, ну как в Германии. Но въехали-то мы в совсем не благоустроенный дом: воды не было, туалета не было, отопления не было. Но со временем, все когда-нибудь должно было быть. Но вот сам  этот проект совершенно не отвечал русскому вкусу, менталитету, русскому устройству. Сделан кухонный  стол с мойкой. И что это за такая огромная кухня, нет, не по нашему. И все и всё стали перестраивать на свой лад. В доме печное отопление. Но топилась из коридорчика, и  теплая стена обогревала две смежные комнаты, а в кухне, огромной кухне плита со шкафом-сушилкой, там любил спать кот, потому что там всегда  было тепло. А дом был с  просторной  верандой и небольшим чуланчиком. Так вот, первое, что переделали -это большую кухню на  комнатку для меня и кухню, которая, конечно, стала меньше, но достаточно просторная. Когда корова телилась, там даже было место для теленка, где он жил и  прыгал. У коровы теленка сразу забирали. А у  дома было  еще 11 соток земли для хорошего огорода и сада. Но на этой земле  были и  постройки  для скотины. Там хлев для коровы, отделение для кур. А еще большой сеновал, там складывали на зиму сено для коровы. Раз дом, значит хозяйство, значит, молоко, овощи, картошка, огурцы, помидоры, малина, смородина – все рядом. Словом, натуральное хозяйство. Детей в таких домах, приучали ко всему :поливать огород, полоть, выносить пойло корове, сыпать зерно курам. Я росла на всем натуральном, поэтому хорошо помню вкус молока, сметаны, творога, взбитого домашнего масла, дааа  сами  взбивали. Но какое масло, сейчас только вспоминаешь. Корова мычит, куры квохчут, петух поет, и днем и ночью, заливается, собака лает, кот спит в теплом сушильном  шкафу. Жизнь. В кухне подполье, там стояли банки с разными вареньями. Как же я любила это подполье. Как только мама уходила, я брала столовую ложку, открывала крышку  подполья, по лесенке спускалась…Боже ! какое богатство, какой сладкий мир! Разные варенья. Горлышко каждой бутыли завязывалось, надо было осторожно развязать, полакомиться и снова завязать. Там и крыжовник, и  малина, и смородина, и вишня. Сижу около этого богатства, как Скупой перед сундуками… Всего напробуюсь. Осторожно вылезу, все аккуратно поставлю
на место, чтобы мама не заметила и не заругалась. Умоюсь, конечно, ложку вымою. А, уж, есть  суп  там, кашу, котлеты, пюре уже не  могла. Я пропитана сладким. Конечно, такой праздник, не часто. Только, когда мама уходила далеко и надолго. А у меня был праздник из разных варений. Мама-то давала понемножку, много не разрешала, ограничивала все сладкое. Если шоколад, то только одну дольку  и все. Нельзя. А без нее …можно. Но потом, через какое-то  время, мама разрешила мне самой спускаться в подполье, накладывать варенье в вазочку, обязательно в вазочку. Наверное, догадалась, да и разрешила. А летом лакомимся в огороде, ой, чего там только нет, и горох, и бобы, и  репа, и  морковь и огурцы, и  подсолнухи  и мак, а к концу лета малина, смородина, крыжовник, и молодые яблоньки поднимаются. «Гулять не пойдешь, пока не польешь» -говорит мама. Из шланга все  поливали, а огурцы лейкой. А потом бегу на улицу, а сколько игр –то было.  И классики, и веревочка, и прятки, и фанты, и считалки. До темноты,… уж загоняют домой  с улицы. А, если дождь, красота, босиком по лужам, бумажные кораблики по  бурным ручьям. А еще, ой как хотелось в кино. Кино для меня было, как награда. Вот тебе бидончик, вот баночка, сбегай, продай молочко, и будет тебе на кино. А у нас рядом были бараки, их строили в войну, чтобы людей заселять, устраивать  как-то надо было. Я бегу с бидончиком в бараки, и у меня быстренько все раскупают. Мама дает мне 10 коп и мы несемся в кинотеатр. Ну это днем,  конечно. А вечером только со взрослыми пускали, а перед сеансом играл оркестрик, пели. И были танцы. Народу битком, но все танцевали. Здорово. А потом распахивались двери и нас запускали в кинозал. Было  как-то очень празднично. Домой возвращались в полной темноте. Если и горели лампочки на столбах, но еле-еле. Чуть – чуть освещали. И все рано было хорошо. Ну, а  летом надо не только бегать, а надо и читать. «Ну, садись»-говорит мама  и кладет передо мной книгу.-«Ну давай, будем читать Пушкина». Снаружи, действительно выдавлено ПУШКИН. Но, когда я открыла, то читаю «Повести Белкина» Иван Петрович Белкин. Ааа, так это Белкин написал, и так это во мне врезалось, что я, придя в школу, рассказала, что читала «Повести Белкина», мне говорили, да это Пушкин, но я утверждала, что не Пушкин, а  Белкин, Белкин написал, а Пушкин напечатал, вот и все. Долго это во мне сидело и крепко, пока  не подросла, поумнела  и поняла, что я читала Александра Сергеевича Пушкина  «Повести Белкина». А мама меня и не переубеждала, знала, что пойму сама. Только повторяла: «Внимательно прочти «Станционный смотритель», очень она эту повесть любила. Я и  перечитала ее несколько раз. Тамара Никитична Воронина.
г. Екатеринбург
24 марта 2021г.


Рецензии