Республиканская школа по малой механизации. Джезка

   В этом рассказе я приведу некоторые материалы школы по использованию средств малой механизации на предприятиях цветной металлургии Казахстана.

    
Джезказганский горно-металлургический комбинат.
Здесь я хотел рассказать об одном моменте моей жизни при работе на Джезказган-ском горно-металлургическом комбинате.    Это был июль 1965 года. Я работал кон-структором в ЦПИЭЛ (центральная проектно-исследовательская и эксперименталь-ная лаборатория) комбината.
     В июле 1965 года меня направили участником Казахской республиканской школы по использованию средств малой механизации на предприятиях цветной металлур-гии.  От нашего комбината ещё был участник школы – Геннадий Флягин. Тоже из ЦПИЭЛ.
     Мы с ним вылетели самолётом из Джезказгана и с пересадкой в Караганде и Усть-Каменогорске  прилетели в Лениногорск. Здесь на Лениногорском полиметалличе-ском комбинате мы ознакомились с работой ремонтных служб. Показали нам и станки для изготовления деталей из капрона.                В воскресение нам выделили специальный автобус и вывезли на отдых на реку Уба. Нас было человек 15.  Бреднем ловили хариусов, купались.  Варили уху.  Ну, а к ухе, естественно, водка. Потом пели песни.  Отдохнули отлично на лоне горной природы.  Участником школы был Иван Котов из Усть-Каменогорска. Он лауреат Ленинской премии (непрерывная разливка цинка),  депутат Верховного Совета СССР.
     Следующим пунктом нашей школы был Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Здесь мы тоже ознакомились со средствами малой механизации.  После школы вечером нас на катере прокатили по водохранилищу Усть-Каменогорской ГЭС на реке Иртыш. В районе лодочной станции мы остановились и, хоть вода была дос-таточно прохладна, мы искупались.  Здесь мне не повезло. Я в воде разрезал ногу стеклом.       Надо отметить, на территории комбината кругом газоны, очень много зе-лени.
     Из Усть-Каменогорска мы выехали на следующий пункт нашей школы в город Бал-хаш на берегу озера Балхаш.  Здесь нас принимал Балхашский горно-металлургический комбинат. Рядом с городом расположен  медеплавильный завод. Здесь мы посетили  Восточно-Коунрадский медный карьер и его ремонтные мастер-ские.                В городе на пляже ловят рыбу на закидушки и весьма успешно.  Интересный момент – если рыба длиной меньше 20-25 см, её снимают с крючка и бросают обратно в воду.  Не знаю, так всегда или только для нас продемонстрировали?  А может быть на озере установлена такая норма.                В воскресение на двух катерах нас повезли на отдых на Золотые пески. Здесь всё ор-ганизовано по высшему разряду.     Развернули палатку, чтобы организовать тень. Рядом поставили натуральную д
еревянную бочку пива, обложив её льдом и укрыв сверху брезентом. Я так детально описываю не благодаря памяти, а благодаря фотоальбому, который лежит передом-ной .     Привезли шашлычницу и мясо для неё.  Любители рыбной ловли сразу заки-нули закидушки.  Вскоре появился и улов.   Механик Балхашского комбината был во въетнамской шляпе и с гитарой.  Помимо шляпы он привёз из Въетнама ещё и рецепт приготовления свежей рыбы.               
       Наши любители поймали рыбу  и из её мякоти делается строганина. В строганину  добавляется перец и, кажется, уксус (у меня где-то в книжке было записано). Рыба пропитывается минут 10 и на стол.  Это блюдо называется «Хе». Понравилось. К этому блюду добавилась уха и шашлык. И всё это под холодное пиво на казахской

жаре в тени палатки.  А рядом плещется вода озера Балхаш.  Вода тёплая, это не Иртыш в Восточном Казахстане. Кстати, когда в воде откроешь глаза, впечатление такое, как будто в воду добавили молока.  Я думаю, к этому не стоит добавлять как мы отдохнули.
     На следующий день мы из Балхаша вылетели в Алма-Ату.  В Алма-Ате на Выстав-ке достижений народного хозяйства Казахстана каждый участник школы на семинаре рассказал о малой механизации, применяемой на его предприятии. Я рассказал о приспособлении, разработанном ЦПИЭЛ, для демонтажа и монтажа колёс больше-грузных самосвалов.
     В Алма-Ате у нас опять оказался выходной. Тут мнения у всех разделились. Мы с Геннадием Флягиным пошли на каток Медео.  По дороге на каток есть гора Кок-Тюбе. На ней устроена смотровая площадка, буфеты. Очень удачное место для смотровой площадки. С одной стороны панорама города Алма-Аты, а с другой стороны – горы.     Флягин остался на Медео, а я пошёл выше в горы по долине речки Алмаатинка.           По правому берегу речки расположено урочище Чимбулак, где оборудована трасса скоростного спуска  на лыжах.  Рядом с трассой вверх идёт плохая автомобильная дорога. Видимо не часто тут ходят люди. Меня догнала машина ГАЗик геологов и они предложили довести  до верха трассы. У начала трассы я вылез, а они поехали вы-ше. Обратно вниз я спускался по трассе скоростного спуска.  Прямо спускаться очень круто, почти невозможно. Я шёл зигзагами, влево-вправо.  Как тут спускаются на лы-жах, для меня осталось непонятным. Рядом с трассой проходит канатный подъёмник, но летом он не работает.                Однако, вид в горах изумительный!
     Спустившись вниз, я по мосту перешёл на левый берег речки и там по тропе, дос-таточно хорошей, решил подняться выше к леднику Туюк-Су. Выше по долине рачки прошёл мимо туристского лагеря  из палаток. Людей тут никого не было, наверное, все в походах. Я пошёл выше. У меня в альбоме незабываемые фотографии: виды вверх и вниз по долине.  Здесь я по настоящему почувствовал, что «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».  Тут мне пришла в голову мысль, что если бы я не увлекался подводной охотой в то время, то обязательно пошёл бы в го-ры.                Дальше по тропе на палке висит аншлаг: «Выше ногу, шире шаг, ты турист, а не ишак».  Это видимо работа туристов.  Поднимаюсь дальше. Чувствуется усталость. Ещё  дело усугублялось тем, что я сегодня пошёл без завтрака.
     Вот, наконец, и морена, в которую упирается ледник. Из под морены вытекает два ручейка:  в одном из них прозрачная вода, а в другом – молочного цвета. Почему, не знаю.      Но, сейчас знаю, что здесь начинается речка Алмаатинка.  Последним уси-лием поднимаюсь на морену.  Вот он, ледник Туюк-Су!   Нижний конец ледника упи-рается в морену.  Выше уровня ледника скалы все в снегу. Холодно!  На мне только рубашка с коротким рукавом.  Рядом находится метеостанция. Ребята с неё докумен-тально на фотоаппарат зафиксировали моё пребывание на леднике Туюк-Су, на вы-соте 3 400 метров над уровнем моря. Тут на леднике трещины и камни. Очень хоте-лось подняться до поворота ледника и посмотреть, что там дальше. Но, сил не было от голода.  Я съел кусочек фирнового льда и отправился вниз.                Руки до того замёрзли, что я не мог расстегнуть пуговицы на ширинке. Пришлось тер-петь. Прямо по леднику, рядом со мной, плывёт небольшое облачко. Когда смотришь на морену с ледника, перед ней небольшое озеро от растаявшего льда. На самом конце ледника лежит огромный кусок скалы, обтаявший кругом. Размер  куска по го-ризонтали метра три. Горы вниз по долине скрыты облаками. Во время спуска удаёт-ся немножко подогреться.  Ещё ниже, рядом с тропинкой, на пне лежат несколько ку-сочков хлеба. Вперёд шел, не видел их. Видимо туристы рассчитывали на таких же как я, обессиленых. Я взял два кусочка из этой кучки. Пожевал и стало веселее. Дальше благополучно добрался до дома. Таким оказался мой выходной в горах Заи-лийского Ала-Тау.
     На следующий день из Алма-Аты мы отправились в Чимкент на автобусе.  Дорога пролегала через город Фрунзе. В Чимкенте находится завод цветных металлов. Сам по себе город Чимкент очень зелёный. Здесь прогулялись по парку города.                Из Чимкента мы переехали в город Кентау. В этом городе находится Ачисайский по-лиметаллический комбинат. На этом комбинате мы так же ознакомились с его ре-монтной службой.    Погуляли по городу. Мне город показался самым чистым и благо-устроенным из тех городов, которые мы проехали со школой.  Видимо не напрасно мэр шведского города, руководитель шведской делегации в книге отзывов  записал:  «Это самый чистый город, какой мне довелось встретить в  Советском Союзе».
     Воскресный день решили посвятить знакомству с городом Ташкент. Геннадий Фля-гин, учившийся в этом городе, исполнял роль гида.  Для начала он ознакомил нас с банями под открытым небом.  Оказалось, это обычные души с перегородками как в бане или в бассейне, только над головой нет крыши, а чистое небо.                Посмотрели на гостиницу «Ташкент», ЦУМ, театр им. Навои,  памятник Ленину,  тор-говый центр,  памятник Героям гражданской войны  у  ж\д вокзала.                И в завершение посмотрели знаменитый  Ташкентский базар. Натурально, горы арбузов и других овощей и фруктов.  Такого изобилия я больше нигде не встречал. Узбек с чайником и пиалой сидит рядом с горой арбузов. Так же и другие торговцы. А маленький мальчик из чайханы разносит им наполненные чайники.  Надо отметить, здесь на базаре длиннющие и широкие прилавки. В основании столов этих прилавков не доски, а какой-то материал типа малахита.  На этих прилавках  лежат буквально горы нарезанной моркови, капусты и чего-то ещё. Для меня так и осталось загадкой – что делают с этими нарезанными овощами, если не удастся их продать к концу дня.
    В городе Кентау закончила свою деятельность  Казахская республиканская школа по  использованию средств  малой механизации на предприятиях цветной металлур-гии.  Участники школы разъехались по домам.
     Вот на этом я, пожалуй, и закончу обзор материалов республиканской школы.
                Записано  24 марта 2021 года,  город  Пермь.


Рецензии