жиснь, индивидуума в, амбивалентности

жиснь , индивидуума в, амбивалентности .


--
продолж. штудии кн. `творческ. эволюция`, а.бергсона.
(# 8).


----
начало цитирования:

{с ~26 до стр. -29-(зо)}

>>

(..)

Но она оставляет их в стороне - потому ли, что находит их настолько слабыми,
что ими можно пренебречь, или потому, что предполагает обратиться к ним позже.
И все же именно эти влияния являются нитями, связывающими одну систему с другой,
более обширной, а ее - с третьей, охватывающей две первые, и так далее, вплоть до
системы наиболее изолированной и наиболее независимой, то есть до солнечной системы
в целом.
Но и здесь изолированность не абсолютна. Наше Солнце излучает свет и тепло за пределы
самых отдаленных планет. С другой стороны, Солнце вместе с увлекаемыми им планетами и
их спутниками движется в определенном направлении. Конечно, нить, связывающая его с
остальной Вселенной, очень тонка. И, однако, именно по ней даже мельчайшим частицам того
мира, в котором мы живем, передается длительность, присущая Вселенной как целому.

Вселенная длится. Чем глубже мы постигнем природу времени, тем яснее поймем, что длительность
есть изобретение, создание форм, беспрерывная разработка абсолютно нового. Системы,
разграниченные наукой, длятся лишь потому, что они неразрывно связаны с остальною Вселенной.
Правда, в самой Вселенной, как мы увидим дальше, нужно различать два противоположных действия -
"нисхождение" и "восхождение".
Первое только развертывает заготовленный свиток. Оно могло бы, в принципе, совершиться почти
мгновенно, как это бывает с распрямляющейся пружиной. Но второе, соответствующее внутренней
работе созревания и творчества, длится потому, что в этом и состоит его сущность, и оно налагает
свой ритм на первое, неотделимое от него.

Ничто, таким образом, не мешает нам приписывать длительность, а следовательно, и форму
существования, аналогичную нашей, изолируемым наукой системам, если вновь ввести их в Целое,
куда они и должны быть введены. То же самое можно сказать, a fortiori, и о предметах, выделяемых
нашим восприятием. Четкие контуры, приписываемые нами какому-нибудь предмету и придающие ему
индивидуальность, очерчивают лишь известного рода влияние, которое мы могли бы оказать на данную
точку пространства: это план наших возможных действий, отражаемый, словно в зеркале, в наших
глазах, когда мы замечаем поверхности и грани вещей. Уберите это действие, а следовательно,
и широкие пути, прокладываемые им с помощью восприятия в переплетениях реальности, - и
индивидуальность предмета поглотится всеобщим взаимодействием, которое и есть сама реальность.

Мы рассматривали материальные предметы, взятые наугад.
Но не существует ли предметов особого рода?
Мы сказали, что неорганизованные тела выкраиваются из ткани природы восприятием, ножницы
которого как бы следуют пунктиру линий, определяющих возможный захват действия.
Но тело, которое совершит это действие, которое, прежде чем выполнить реальные действия,
проецирует уже не материю контуры действий возможных, которому достаточно только направить
свои органы чувств на поток реального, чтобы кристаллизовать его в определенные формы и
создавать, таким образом, другие тела, - словом, живое тело, - подобно ли оно другим телам?

Конечно, и в нем также есть часть протяженности, связанная с остальной протяженностью,
солидарная с Целым, подчиненная тем же физическим и химическим законам, которые управляют
любой частью материи. Но если деление материи на изолированные тела зависит от нашего
восприятия, а организация замкнутых систем материальных точек - от нашей науки, то живое тело
было изолировано и замкнуто самой природой.
Оно состоит из разнородных частей, дополняющих друг друга. Оно выполняет различные функции,
связанные друг с другом.
Это - индивидуум, и ни о каком ином предмете, даже о кристалле, этого сказать нельзя,
ибо у кристалла нет ни разнородности частей, ни различия функций. Конечно, даже в организованном
мире нелегко определить, что является индивидуумом, а что - нет.
Затруднения значительны уже в отношении животного мира; они становятся почти непреодолимыми,
если обратиться к миру растительному.
На причинах, коренящихся очень глубоко, мы остановимся далее.

Мы увидим, что индивидуальность допускает бесконечное число степеней и что нигде,
даже у человека, она не реализована полностью.
Но это не дает оснований не признавать в ней характерного свойства жизни.

<< .

--
прерывание цитирования.

~~
амбивалентные тенденции вселенной
/или/ ,дуализма ли ..
~~

|
V

и, снова возвр. к продолжен. цитирован.:

{стр.-29-зо~}

--
>>

(..)

Биолог, прибегающий к приемам геометра, одержал бы слишком легкую
победу над нашей неспособностью дать точное и общее определение
индивидуальности. Точное определение может быть дано только завершенной
реальности; жизненные же свойства никогда не бывают полностью реализованными;
они всегда - лишь на пути к реализации: это не столько состояния, сколько стремления.
Но стремление может достичь всего того, на что оно направлено, лишь тогда, когда оно
не сталкивается ни с каким иным стремлением. Как возможно это в области жизни, где,
как мы покажем, всегда существует взаимопереплетение противоположных стремлений?

Обращаясь, в частности, к индивидуальности, можно сказать, что если стремление к
индивидуализации присуще всему организованному миру, то оно повсюду же сталкивается
со стремлением к воспроизведению. В случае завершенной индивидуальности ни одна частица,
отделившаяся от организма, не смогла бы жить самостоятельно. Но тогда размножение стало бы
невозможным. В самом деле, что такое размножение, если не воссоздание нового организма из
части, отделившейся от старого? Таким образом, индивидуализация дает приют собственному
своему врагу.


(..)

<< .

--
конец цитирован.


----
(..)


Рецензии