Ваххабизм. Это о чём?

               
                «То старая песнь отреченья была,
                Легенда о радостях неба,
                Которой баюкают глупый народ,
                Чтоб не просил он хлеба.

                Я знаю мелодию, знаю слова,
                Я авторов знаю отлично;
                Они тайком тянули вино,
                Проповедуя воду публично».
                Г.Гейне

      Истину нужно знать, не ожидая от неё ни пользы, ни вреда. В духовных делах нужна, прежде всего, честность перед собой. Только познав истинного себя, можно искренне приобщиться к высшему, божественному. Меня тревожит, что наша молодёжь очень легко принимает внешние религиозные атрибуты новых (для нас) религиозных течений. Одним из которых является ваххабизм (многие считают, что ваххабизм и салафизм это одно и то же, но между ними есть определённые различия, хотя не очень существенные), официально принятый Саудовской Аравией и Катаром. Хотя они называют себя суннитской монархией, по моему мнению, ваххабизм далёк от суннитской ветви ислама. Истоки ваххабизма уходят в 1700–е годы к мусульманскому проповеднику Мухаммаду Абдель Ваххабу. Трудно себе представить, но всего лишь 1-2% верующих, от общего числа мусульман в мире считают, что остальные исповедуют «неправильный ислам». И при этом они как бы «находятся на высоте положения», так как контролируют две главные мусульманские святыни Мекку и Медину. Итак, ваххабизм отвергает все исламские тексты, кроме Корана. Пророка они называют простым  звеном, через которого Аллах передал послание. Они не испытывают уважение к его потомкам, не признают святых среди суфиев и сподвижников пророка. Они также не признают в исламе мазхабы (богословско-правовая школа), отрицают принципы, которые составляют основу шариата. Как известно, существует порядок рассмотрения того или иного вопроса: сначала Коран, Хадисы (высказывания пророка Мухаммеда), Сунна (поступки и поведение пророка), Кийас (суждения по аналогии в Коране и хадисах), Иджмаа (единогласное мнение мусульманских авторитетных богословов). Ваххабизм отрицает этот принцип. Так какой же это суннизм? Мы казахи столетия адаптировали ислам в своей среде, учитывая тысячелетние истоки, обычаи и традиции своего народа. Мы сунниты, ханафитского мазхаба,  который основал Абу Ханифа (699 – 767 годы). Это одна из четырёх основных канонических богословско-правовых школ. Всё наследие было передано в устной форме, зафиксировано и систематизировано его учениками. Наиболее известные из них Абу Юсуф и Мухаммад аш Шайбани. В принципы шариата внесены дополнения: Иджмаа сахабов, единоличное мнение сахабов, истихан (предпочтение противоречащему суждению) и урф (местный обычай). Так вот, благодаря этим дополнениям в шариат, мы столетия проходили сложнейший этап адаптации, через непонимание, кровь и компромиссы, избавились от тех противоречий, которые оборачивались трагедиями для людей и долгие годы жили без фанатизма и противопоставления друг другу не только мусульман, но и представителей других  религий. Исходя из позиции ваххабизма, мы кто? Чтобы понимать и принимать решения, необходимо знать факты и их оценивать. Вот некоторые из них: В 1925 году, захватив Медину, ваххабиты уничтожили кладбище Баки, включая могилу дочери пророка Мухаммеда Фатимы и его внука Хасана, разрушили стоявший 1400 лет дом пророка и его жены Хадиджы, они хотели разрушить могилу пророка, но их остановил король, талибы (афганские ваххабиты) разрушили уникальные памятники Будды, которым было 1700 лет, ваххабиты притесняют женщин, для казахов это не приемлемо вообще, для нас культ матери, сестры, матери твоих детей, это тысячелетняя традиция, ваххабиты принуждают к вере (своего рода полиция нравов –мутавваа), нужно понимать, там где нет свободы совести, нет и не будет никакой свободы в широком понимании смысла этого слова, нет свободы человека в принципе. Ваххабиты такфириты присвоили себе право объявлять других  мусульман вероотступниками, каковыми могут быть последствия таких действий, думаю ненужно расшифровывать, так как и судьями таких мусульман они назначают себя. Ни о чём не напоминает? История религий знает такие времена. По их убеждениям миллионы казахов, тут и там нарушающие определённые каноны, подлежат в лучшем случае перевоспитанию, а худшем… В XIX веке продвижение ваххабитов было остановлено Османской империей (турки сунниты), но по прошествии полутора веков лидер дома Саудов – Абдельазиз разгромил своих противников в Аравии, и в 1932 году создал Саудовскую Аравию, включив в неё Мекку и Медину. Огромные запасы нефти и поддержка США дали финансовую и политическую  опору режиму саудитов. И теперь создалась противоречивая ситуация, когда огромный мусульманский мир – сунниты   (приблизительно 75% мусульман) и ещё большей степени шииты(23% мусульман) в определённой зависимости от небольшого процента  тех, кто трактует ислам очень своеобразным образом и считает себя в этом вопросе истиной в последней инстанции. Ничего в мире не меняется, как и то, что небольшой процент людей пользуется благами земными, а миллиарды уповают на рай в небесах. Страшно и то, что святыни используются для блага и обогащения единиц, а на головы несогласных сбрасываются бомбы. Думаю, ситуация с хуситами Йемена тому подтверждение. По мне главной религией человечества должна стать справедливость на земле, а не рай на небесах. И к этому человечество вполне может прийти. Те процессы, которые сейчас происходят в мире, и в частности в сфере отношения людей к религиозным верованиям (кризис которых очевиден), по моему мнению, рано или поздно приведут к явлению «новых пророков», которые будут способны объединить человечество. Природа динамична в своём развитии и не может не дать ответа на те вызовы, которые перед человеческой цивилизацией ставит превратившийся из разумного в алчного её продукт. Силе разрушения человека природа противопоставит силу созидания, заложенную в саму суть её создания. И самый простой и оптимальный способ для этого, использовать самого человека в качестве инструмента для достижения высшей цели Созидателя (Бога, Природы, Высшего разума, Всевышнего и т.д.).  Кризис ценностей, который происходит в человеческой цивилизации со времён после Второй мировой войны не должен и не может привести к третьей мировой войне, которая может её полностью уничтожить. Инстинкт самосохранения и восстановления природы, энергии и живых существ приведёт к выходу из тупика. И весь исторический путь развития человеческой цивилизации тому пример, всё это в той или иной мере уже было.


Рецензии