Чело на Век 2

продолжение:


В настоящее время ученые  интенсивно исследуют вопросы антропогенеза с применением современных методов и приборов. Удалось установить, что развитие различных видов рода "Хомо" происходило не последовательно, а дихотомически – в различное время сосуществовали различные виды.
Неизвестно точное происхождение вида "Хомо сапиенс" от определенного предка, предполагаются различные версии. Продолжаются обсуждения систематики рода "Хомо" – какие из обнаруженных палеонтологических свидетельств являются представителями разных видов, а какие – расовыми вариациями одного.
Считается, что предки людей перешли к прямохождению для удобства охоты на травоядных в саванне. Другая теория выдвигает версию о первоначальном сборе предками человека ракушек на мелководьях, что стало причиной некоторых эволюционных изменений – отсутствию шерсти, низкому положению гортани по отношению к глотке, наличию у новорожденных первородной смазки, большому количеству потовых и сальных желез на коже и обильно развитому подкожному слою жира – признакам, свойственным морским млекопитающим.
На сегодня большинство ученых считает более достоверными факты:
• около 2,4 млн лет назад у единственной, из всех существовавших тогда, линий гоминид стал увеличиваться головной мозг;
• появившийся около 1,9 млн лет назад Человек работающий обрел еще больший объем мозга и размеры тела;
• использовать огонь предки человека начали около 1,5 млн лет назад.
• наш вид возник в Африке около 300 тыс лет назад.
Не смотря на критику теории  Дарвина, разберём этот аспект  антропогенеза более подробно.
И
так. Все люди, живущие сейчас на Земле, принадлежат к одному и тому же биологическому виду, именуемому Homo sapiens, что в переводе с латыни означает «человек разумный». Человек разумный является единственным сохранившимся представителем рода Homo, включающего, кроме того, и множество вымерших, ископаемых видов, последний из которых –  Homo neanderthalensis или человек неандертальский – окончил свое существование примерно 25-30 тыс. лет назад. Род Homo относится к семейству гоминид (Hominidae), куда входят также роды австралопитека и нескольких других, еще более ранних представителей нашей генеалогической ветви. Наконец, сами гоминиды вместе с человекообразными обезьянами – шимпанзе, гориллами, орангутангами и гиббонами –образуют надсемейство гоминоидов (Hominoidea). Главная отличительная черта гоминид – двуногость, тогда как все остальные гоминоиды передвигаются по земле, как правило, на четырех ногах.
Появление на эволюционной арене первых приматов приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр. Это не случайно. Дело в том, что в конце мелового периода, завершающего мезозой, происходит массовое вымирание  рептилий, долгое время господствовавших на нашей планете и известных в просторечии под собирательным наименованием динозавры. В результате этого события на Земле (и на суше, и в воде) открылось множество географических и экологических «вакансий», прежде занятых не склонными с кем бы то ни было делиться своими владениями ящерами. Млекопитающие, скромно прозябавшие в течение десятков миллионов лет в тени пресмыкающихся, наконец, вышли на «оперативный простор» и начали активно заполнять образовавшиеся пустоты. Освоение новых, сильно различающихся между собой мест обитания и экологических ниш вело к тому, что в поведении, физиологии и анатомии даже близкородственных групп накапливалось все больше специфических черт, и их эволюционные пути в итоге расходились все дальше. Следствием этого процесса, именуемого на языке биологов адаптивной радиацией, стало формирование в конце мелового периода и в начале палеогена множества новых видов, родов, семейств и отрядов животных, одним из которых и стали приматы.
                Около 2,5 миллионов лет назад начинается самостоятельная история рода Homo, объединяющего современных людей и десятки тысяч поколений их предков (рис. 1.5). Homo в переводе с латыни означает «человек», но из этого широко известного факта не следует делать вывод, что человек и Homo — одно и то же. «Человек», «люди» — это понятия совсем другого смыслового ряда, нежели понятия «гоминиды» или «члены рода Homo». Они подразумевают совершенно разные классификации живых существ, и поэтому не следует воспринимать их как синонимы. В первом случае мы имеем дело с философской классификацией, а во втором — с биологической. Люди, человек — это существа, специализированные к культуре, существа, для которых культура является и программой поведения, и средством адаптации, и средой («встроенной») обитания. Гоминиды же или члены любого другого семейства, рода, вида – это просто существа, обладающие определенным набором анатомических признаков, отличающих их от прочих групп живых организмов. Культура - это то, что делает Homo, потенциальных людей, людьми действительными. Для того чтобы быть членом вида гомо сапиенс, или карликовый шимпанзе (Pan paniscus), или волк (Canis lupus) достаточно просто родиться, а для того, чтобы быть человеком, надо им стать, то есть подвергнуться воздействию искусственной среды, культуры. В этом смысле можно сказать, что качественная разница между животными и людьми состоит в том, что первыми рождаются, а вторыми становятся, становятся лишь некоторое время спустя после рождения и лишь при наличии определенных условий (т.е. необходимых биологических предпосылок и культурной среды).
Первым представителем рода Homo считается, с рядом оговорок, вид Homo habilis, или «человек умелый». Он появился в Восточной Африке около 2,4 млн. лет назад. Примерно к этому же времени относятся и древнейшие из известных сейчас каменных орудий со следами намеренного изготовления, знаменующие собой для археологов начало палеолита (древнекаменного века) и начало нашей культурной истории в целом. В ряде случаев эти орудия были найдены вместе с костями человека умелого, чему последний и обязан таким названием.
Наиболее поздние костные останки человека умелого имеют возраст около 1,7 млн. лет. Примерно тогда же появляются и первые представители вида Homo erectus – человек прямоходящий. Эта смена форм гоминид совпадает с важными событиями в истории климата: она приходится на самое начало плейстоцена или, иначе говоря, ледникового периода. К этому времени значительную часть Северного полушария уже покрывали льды, а на примыкавших к ним пространствах господствовали тундры и лесотундры. Изменения коснулись и низкоширотных регионов, но там они были не столь резкими. В Африке, все еще остававшейся единственным местом обитания гоминид, сократилось количество осадков и возросла амплитуда температурных колебаний, но в общем на этом континенте по-прежнему сохранялись сравнительно мягкие климатические условия.
Плейстоценовый отрезок эволюции человека, т.е. ее последние полтора с небольшим миллиона лет, можно с большей или меньшей степенью условности разделить на три частично перекрывающихся периода или стадии: стадию архантропов, стадию палеоантропов и стадию неоантропов. Архантропы1 — это общее название для гоминид, в прошлом именовавшихся питекантропами и синантропами, а сейчас относимых большинством антропологов к уже упоминавшемуся выше виду гомо эректус (Homo erectus), который пришел на смену габилисам. Иногда этот вид делят на два и его более раннюю африканскую форму называют эргастер (Homo ergaster). Термин палеоантропы может служить в качестве собирательного обозначения всех близких и дальних потомков архантропов, за исключением людей современного физического типа. Как правило, этих потомков зачисляют в виды человек гейдельбергский (Homo heidelbergensis) и неандерталец (Homo neanderthalensis), хотя есть и иные варианты их классификации. Наконец, неоантропы – это, согласно традиционному словоупотреблению, люди современного физического типа, т.е. члены вида гомо сапиенс.
Архантропы, судя по находкам на восточном (местонахождение Кооби-Фора) и западном (местонахождение Нариокотоме) побережьях озера Туркана, появились где-то 1,7-1,8 млн. лет назад. Первые полмиллиона лет своего существования они провели, по-видимому, почти безвыходно в Африке, совершая иногда более или менее продолжительные «вылазки» лишь в некоторые соседствующие с ней районы. Одним из таких районов, несомненно, был Ближний Восток, а другим, более отдаленным — Кавказ, где недавно обнаружены хорошо сохранившиеся черепа и нижние челюсти ранних эректусов. По настоящему широкое расселение гоминид за пределы их африканской прародины началось примерно миллион лет назад: начиная с этого времени следы их присутствия (костные останки и каменные орудия) все чаще встречаются в восточной части Азии и на западе Европы.
Всех ранних палеоантропов независимо от того, найдены ли они в Южной Африке, в Восточной Азии, или в Западной Европе, сейчас относят обычно к виду человек гейдельбергский, но существуют и более дробные их классификации, придающие большее значение местным особенностям ископаемых материалов из разных регионов.
 Получивший название гомо антецессор (Homo antecessor). Этот вид иногда рассматривают в качестве последнего общего предка неандертальцев и современных людей. Согласно другой точке зрения, он стоит у истоков линии, ведущей к неандертальцам, и не имеет прямого отношения к происхождению гомо сапиенс. Картина, конечно, в итоге получается крайне запутанная, и пройдет, вероятно, еще немало времени, прежде чем она будет прояснена.
                Местом происхождения неандертальцев, наверняка, была Европа, но впоследствии они значительно расширили ареал своего обитания, заселив сначала Западную Азию, а затем и более отдаленные районы на востоке вплоть до южной Сибири. Этот вид существовал на протяжении, как минимум, ста тысячелетий: последние его представители жили в ряде районов Евразии еще 30 тыс. лет назад и даже, возможно, несколько позднее.
Считается, что особенности строения неандертальского скелета во многом обусловлены необходимостью приспособления к холодному климату Европы в периоды позднечетвертичных оледенений, когда средняя температура была значительно ниже современной, а южная граница зоны тундр проходила там, где сейчас простираются лесостепи. Адаптацией к холоду объясняют, например, такие признаки, свойственные неандертальцам, как общая массивность тела, сравнительно большая толщина трубчатых костей, укороченные пропорции конечностей, а также специфическое строение носового отверстия – более широкого, чем у современных людей.
При относительно невысоком среднем росте (165—170 см) для неандертальцев характерна массивность костей скелета, свидетельствующая о большой мышечной массе. Они, несомненно, обладали значительной физической силой, но красавцами их, если руководствоваться нынешними эстетическими мерками, назвать было бы трудно. Впрочем, иной неандерталец, одетый в современный костюм, пожалуй, вполне органично смотрелся бы в современной толпе и его появление в ней не вызвало бы особого ажиотажа. Свой низкий и покатый лоб он мог бы спрятать под шляпой, а крупные широко расставленные орбиты глаз с развитыми надбровными дугами скрыть за темными очками.
Судя по археологическим и палеоантропологическим находкам, широкое распространение гомо сапиенс за пределы Африки и Ближнего Востока началось не раньше 50—60 тыс. лет назад. Сначала, по всей видимости, ими были колонизированы южные, тропические и субтропические районы Азии и Австралия, близкие по своему климату и ландшафтам к тому региону, где совершалось первоначальное становление нашего биологического вида. Несколько позже, в период от 35 до 40 тыс. лет назад, люди современного физического типа впервые появились в Европе. Здесь, напротив, им пришлось приспосабливаться уже к совершенно непривычным природным условиям, намного более суровым и переменчивым, чем в тех областях к югу от Сахары, откуда вышли когда-то их предки.
В Европе пришельцы столкнулись с довольно многочисленным коренным населением, т.е. с неандертальцами, которых, вероятно, уже встречали раньше на Ближнем Востоке и в Передней Азии. Результатом очередной встречи для неандертальцев стало полное вымирание, но оно было не одномоментным, а растянулось на многие тысячелетия. Лишь 30 тыс. лет назад или даже несколько позже людьми современного физического типа были колонизированы юго-запад Пиренейского полуострова, а также Крым и некоторые другие районы, остававшиеся до той поры последним прибежищем европейских неандертальцев.   
К концу ледникового периода, или, точнее говоря, к началу современного межледниковья, именуемого голоценом,  ойкумена гомо сапиенс приобрела, практически, свои современные очертания. Это произошло после того, как примерно 15 тыс. лет назад началось заселение Америки. Правда, некоторые исследователи считают, что последнее событие произошло гораздо раньше, но убедительные доказательства в пользу этого пока отсутствуют.
В процессе своего расселения разным популяциям человека приходилось приспосабливаться к жизни в разных природных условиях, результатом чего стало накопление более или менее четко выраженных биологических различий между ними, приведшее к формированию современных рас. Нельзя исключить, что определенное влияние на последний процесс оказали и контакты с коренным населением осваиваемых регионов (с неандертальцами в Европе, с какими-то местными формами палеоантропов в Южной и Восточной Азии), которое, видимо, было в анатомическом плане довольно пестрым.
 По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было.
Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens). В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу.
Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (примерно 3,5 миллиона лет), который завершился грандиозным скачком - выделением человека из животного мира. Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют собой две стороны единого процесса - антропосоциогенеза.
Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства. Названные факторы выступали не в какой-то простой совокупности и линейной последовательности, а в диалектическом взаимодействии, борьбе, приспособлениях и модификациях в течение многих веков человеческой истории.
Антропологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появились членораздельная речь и понятийное мышление. Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Она приводила к ослаблению и постепенному разложению инстинктивной основы поведения и тем самым способствовала формированию языка и переходу от стадного способа общения к первобытно-общинному. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.
С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего.
Следующим важным фактором превращения «предчеловека» в человека явилось радикально новое отношение к проблемам половых связей. Былое соперничество самцов за обладание стадным «гаремом самок» сменилось установлением запрета на половые связи внутри своей группы, табу на близкородственные, кровосмесительные связи уже в ранних первобытно-родовых общинах.
В первобытно-родовой общине создавались условия, когда орудия труда и основные продукты потребления становились собственностью коллектива. Эту общинную организацию можно назвать первобытной коммуной.
Таким образом, лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований - в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.
Хотя эта теория официально признана научным миром, в ней по-прежнему остаются белые пятна:
1. Археологами не было найдено ни одного скелета промежуточных видов. К примеру, если жираф появился путем изменения вида антилопы, должны были сохраниться останки промежуточного вида животного с удлиняющейся шеей.
2. Теория Дарвина потому и называется теорией — ученым до сих пор не удалось провести ни одного эксперимента, подтверждающего ее состоятельность. Попытки вывести новый вид животного предпринимались неоднократно, но пока научные умы смогли добиться только изменений внутри вида. Причем большинство этих видоизмененных животных не способны производить потомство.
Самозарождение жизни? Нет - божественное творение!
Доказательств  о превращении неживых веществ в живые существа не существует!
Н
е имея выбора невозможно отобрать! Эта простая истина удивительным образом ускользает от эволюционистов на протяжении полутора веков. Каким образом на Земле появился живой организм? Дарвин на этот вопрос, как известно, не ответил, даже не делал попыток ответить.
 
Оно и понятно. Но, даже обойдя этот вопрос молчанием, невозможно скрыть то обстоятельство, что первый живой организм каким-то непостижимым образом появился на нашей грешной Земле. «Это было очень давно», - говорят дарвинисты и тем самым расписываются в своем бессилии объяснить феномен жизни. «Это было давно» – с  позиции логики и здравого смысла - не аргумент.
Так или иначе, Дарвин возродил старую идею самозарождения. Вспоминается, что еще в античные времена древнегреческие философы Платон и Аристотель спорили о том же самом. На картине Рафаэля «Афинская школа» изображены два философа. Платон указывает на небеса, а Аристотель простирает руку прямо перед собой.
Если же говорить по существу, Платон утверждал, что человек был создан богами. Причем акт сотворения людей имел место множество раз. Эта идея находит свое воплощение в его диалогах «Тимей» и «Критий». По Платону от древних «человечеств» происходят разнообразные животные, потерявшие Разум.
Аристотель позиционировал себя как сторонник идеи самозарождения. Он верил, что жизнь зародилась самопроизвольно из не живых веществ. Как не парадоксально, но Дарвин усилил и развил эту теорию Аристотеля. При этом внимание с проблемы появления жизни было переключено на проблему изменения видов.
Гипотеза Аристотеля о самозарождении постулировала, что среди неактивных кусочков вещества (мертвой материи) существовали некие элементы «активного начала», которые впоследствии и развились в живее организмы. Гипотеза А.И. Опарина как раз подводила некую наукообразную базу под это якобы имевшее место в прошлом явление.
Опарину не удалось доказать, что неживые вещества могут превращаться в живые существа, однако он довольно убедительно говорил об увлекательной «жизни» жировых капель, соединяющихся при определенных условиях в единый конгломерат. Условия же были ужасные – сверкали молнии, «материя» «варилась» в химическом «бульоне».
В своих попытках подвести наукообразную «базу» под идею самозарождения Опарин был далеко не одинок. Эту идею в прошлом пытались доказать и другие. Еще Аристотель полагал, что, например, растения самозародились из гниющей земли.
Да, что там Аристотель, в 17 веке бельгийский врач Хельмонт утверждал, что нашел действенный способ как получить из грязной рубашки и зерен пшеницы… мышей за 21 день. Хельмонт верил, то «активное начало», способное породить живые организмы содержится в человеческом поте (отсюда грязная рубашка). Зерна пшеницы – это корм для мышей. Но пот это вам не жировые капли!
И только эксперименты Пастера с колбами с изогнутыми кончиками показали, что никакого самозарождения в прокипяченном питательном бульоне не происходит – микроорганизмы в таких колбах не появляются вообще. Этот опыт можно экстраполировать и на мышей и на человека.

Дарвин обожествлял естественный отбор и понимал под Природой Бога?

О
дни критики Дарвина справедливо указывали, что он обожествлял естественный отбор, другие критики говорили о том, что Дарвин под термином «естественный отбор» понимал божество.
Дарвин еще во время написания своей работы «Происхождение видов» был хорошо знаком с такой позицией своих критиков. В своей книге в главе 4 он сам писал: «Говорилось также, будто я говорю о естественном отборе как о каком-то деятельном начале или божестве…».
Тем не менее, с критиками Дарвина можно согласиться. Дарвин явно обожествляет естественный отбор, а термин Природа – с большой буквы простирается у него так далеко, что вбирает в себя самого творца.
Так, в главе 4 Дарвин писал: «Природа… заботится о внешних признаках лишь в той мере, в какой они полезны какому-нибудь существу».
Возникает закономерный вопрос – с чего бы это Природа так озаботилась пользой «какого-нибудь существа»? Делать что ли ей нечего? И в самом деле, похоже, что Дарвин под словом Природа и Естественный отбор (с большой буквы) понимал некую безличную силу, тождественную Богу.
Такая позиция Дарвина вполне объяснима. Ведь учился Дарвин в Кембридже на теологическом факультете. Этот факт всячески замазывается материалистами, давно уже превратившими своего кумира в икону и знамя воинствующего материализма.
Однако все это ничто по сравнению с тем крупным логическим просчетом, который совершил Дарвин, обналичив свою теорию происхождения жизни. И в самом деле, можно сколько угодно рассуждать об отборе, что и делают последователи Дарвина уже сто пятьдесят лет, но невозможно не заметить, что для того, чтобы отобрать хоть что-нибудь, нужно иметь из чего выбрать.
Однако на сегодняшний день это единственная естественно-научная теория, которая отвечает на большинство вопросов по происхождению и развитию видов. 
Р
азного рода обстоятельства  позволили современным учёным выдвинуть несколько иных гипотез о происхождении жизни на земле. Согласно одной из них, так называемой гипотезе панспермии, жизнь была случайно занесена на Землю в виде спор.
Согласно другой – жизнь на Земле является результатом эксперимента, поставленного высокоразвитой  внеземной цивилизацией.
Высказывается предположение, что жизнь на Землю была занесена сознательно, но не в виде молекулярных структур, а в виде информационных полей, которые воздействуют на эволюции земного вещества. Для подтверждения этой гипотезы был поставлен опыт в Новосибирске. В две герметически запаянные колбы были помещены микробы: здоровые и заражённые вирусом. Колбы некоторое время стояли рядом. затем штамм здоровых микробов ввели животным, и те заразились вирусом. Это значит, что одни микробы заразили других бесконтактным путём! Причина такого феномена кроется в свойствах ВРЕМЕНИ.
В своё время  учёный Н. А. Козырев экспериментально показал, что у времени есть плотность, а любое изменение  организованности физической среды ведёт за собой изменение плотности времени. В свою очередь, изменение плотности времени, мгновенно распространяясь в пространстве, вызывает изменение физического состояния тел, встречающихся на её пути. Мозг живых существ, вероятно, может воспринимать изменение плотности времени, а вместе с ней и информацию в виде мысли и образов.
Не это ли имел в виду философ Платон, говоря об абсолютной идее и мировом духе? И может гениальная догадка древнего мыслителя была совсем уж и не догадкой, а внушением свыше при помощи информационных полей?

                Существующие версии происхождения человека
Н
а сегодняшний день теорию эволюции знают и взрослые, и дети. Однако это вовсе не означает, что вопрос о том, откуда появился человек, полностью закрыт. Многих теория эволюции не удовлетворяет, поэтому и появляются альтернативные теории, которые в той или иной степени объясняют появление человеческого рода.

                Теория творения
Теория творения — теория, согласно которой, человека создал Бог «по образу и подобию своему» из небиологического материала. Эта версия лежит в основе библейской истории, которая повествует о создании первого человека — Адама — из глины.
Теория творения или креационизм едва ли не самая массовая и распространенная теория происхождения человека.
Подтверждение теории в мифах и легендах
Те, кто придерживаются этого мнения, — глубоко религиозные люди, которым не нужны никакие доказательства божественного происхождения человека. Однако в пользу теории творения говорит то, что три независимые монотеистические религии: христианство, иудаизм и ислам — основываются на этой версии. Мифы и легенды народов из разных уголков нашей планеты также основаны на этой теории. Ещё с древних времён  эта теория называлась Креационизм.
Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции
По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественно-научными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «атеистический эволюционизм».
Т
еологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога – творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека – род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился человек. Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу. В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.
В этих стихах 1-й главы Библии, говорящих о первоначальном сотворении человека, применяется еврейское слово «бара» — творить из ничего. Следовательно, перефразируя, мы можем сказать о первом библейском сообщении о сотворении человека так: Бог, единый по существу, но троичный в Лицах, из ничего сотворил по Своему образу и подобию человека, мужчину и женщину — два лица в едином существе, и дал им благословение умножать число лиц и владеть видимым миром.

«В Библии не один раз, а дважды говорится о создании человека: первый раз в 1-й главе, второй раз — во 2-й, в стихе 7-м. «И создал Господь человека из праха земного». Оба рассказа на первый взгляд различны: в первом говорится, что Бог «бара», т. е. сотворил из ничего человека по Своему образу и подобию, во втором, что Он «асса» т. е. создал его из праха земного, также, как всех животных, о которых говорится «образовал, — (по-еврейски тот же глагол «асса»), — Господь Бог из земли всех птиц небесных» (Быт. 11:19). И также, как о животных, говорится во 2-й главе Бытия о человеке: «и стал человек душой живою». Далее: в первом повествовании творит Господь одновременно мужчину и женщину — два лица, потенциально множество лиц, подобно множественному ангельскому собору, во едином существе; во втором же повествовании говорится о создании только мужчины — Адама, и лишь через некоторое время создается (асса) из ребра его жена — Ева». Епископ Нафанаил Львов
Автор утверждает, что эта двойственность была использована врагами христианства в качестве «доказательства» несостоятельности Библии и различности происхождения Библейских повествований. - Между тем, если мы будем помнить истину о человеке, как о двуедином духовно-телесном существе, то для нас станет очевидно церковное понимание двух повествований Библии о сотворении человека, как изложение разных естеств  человеческой природы: духовной и душетелесной.
Св. Григорий Нисский в своем творении «Об устройстве человека», указывая на двойственность сотворения–создания человека, говорит: «Бог сотворил (т. е. «бара») внутреннего человека и вылепил (асса) внешнего, вылеплена плоть, сотворена же душа».
Божественные Писания об истории Адама. Коран
И
стория создания пророка Адама присутствует в божественных Писаниях иудеев, христиан и мусульман. Описание сотворения примерно одинаково в иудейских и  христианских источниках. Согласно Книге Бытия, Адам был создан из «праха земного».
 Талмуд же утверждает, что Господь вымесил тело Адама из грязи. Исламская версия сотворении Адама отличается от христианской и иудейской. В ней мы можем найти много поразительных деталей. Господь говорит в Коране:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Коран 2:30)
Так начинается рассказ об Адаме – первом человеке на Земле.  По велению Господа ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, существующие на ней: красной, белой, коричневой, черной; мягкой и податливой, твердой и песчаной… Затем из горсти собранной почвы Господь сотворил Адама. Его потомкам было суждено стать такими же разновидными, как горстка почвы со всех уголков света, из которой был создан их предок: с разной внешностью и качествами.

Почва или Глина?
В
 Коране почва, из которой был создан Адам, имеет множество названий. Это в какой-то степени помогает нам представить процесс его сотворения. Для каждого этапа используется отдельное название почвы. То, что ангелы собирали по всей Земле, названо почвой, иногда Господь называет это глиной. После смешивания с водой глина или почва превращается в грязь. Затем оставленная сохнуть материя получает название «вязкой» глины. По прошествии некоторого времени она темнеет и источает запах – черная гладкая глина. Именно из этого вещества Господь сформировал тело Адама. Его бездушное тело сохло еще некоторое время и превратилось в то, что известно в Коране как «звучащая глина». Адам был создан из вещества, близкого к гончарной глине, которая звенит при легком постукивании.
Первый человек удостоен чести
Господь сообщил Своим ангелам:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран 37:71-72)
Господь оказал великий почет Адаму – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик Своими руками и повелел ангелам пасть ниц перед ним. Господь приказал ангелам:
«…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис (сатана) не был в числе поклонившихся» (Коран 7:11)
Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. Как только душа вошла в тело Адама, он чихнул и произнес «хвала Аллаху». В ответ Господь наделил его Своей Милостью. Хотя это сообщение не приходит в Коране и достоверных хадисах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, оно упоминается в некоторых комментариях к Корану. Так, в первые же секунды своей жизни Адам был признан почтенным созданием, одаренным беспредельной милостью Господа.
По преданию пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Господь сотворил Адама подобным Себе. Но это ни в коем случае не означает, что Адам выглядит как Господь. Ведь Он уникален во всем. Из этого предания мы понимаем, что Всевышний наделил Адама некоторыми из своих качеств: милосердие, любовь, свобода воли… Хотя, милосердие (как и другие качества) первого человека (и людей в общем) никогда даже близко не подойдут к милосердию Всевышнего.
Первое приветствие
По наставлению Господа Адам поприветствовал сидевших рядом ангелов словами «Ассаляму алейкум» (Мир вам). Ангелы ответили: «И тебе мир и милость и благословение Аллаха». С этого дня подчиненные Всевышнего приветствуют друг друга именно таким образом. С момента создания Адама, нам, его потомкам, было поручено распространять мир.
Адам, проявляющий заботу
Господь сообщил людям, что создал их только для поклонения. Все в этом мире сотворено для Адама и его потомков, чтобы облегчить им поклонение Всевышнему и познание Его. Господь по Своей Безграничной Мудрости доверил Адаму (а впоследствии и всему человечеству) заботу о Земле и научил всему необходимому.

продолжение


Рецензии